Интервью с руководителем проектного офиса по квантовым технологиям Госкорпорации «Росатом»
Смогут ли санкции затормозить работу над компьютером нового поколения, что на самом деле происходит с утечкой мозгов из России и когда отечественные ученые начнут наконец получать Нобелевские премии? Об этом «Снобу» рассказал руководитель проектного офиса по квантовым технологиям Госкорпорации «Росатом» Руслан Юнусов. Беседа состоялась на площадке «Территории инноваций» Петербургского международного экономического форума.
Как продвигается работа над квантовым компьютером? И может ли наша страна стать законодателем мод в этом вопросе?
Три года назад мы начали разработку этой темы и защитили дорожную карту по квантовым технологиям. Она объединяла в себе и квантовые компьютеры, и квантовые коммуникации, и квантовые сенсоры. Затем решили разделить ее на три отдельные дорожные карты, и квантовые компьютеры попали в ведение Росатома. Меня пригласили возглавить этот проект, и вот уже два с лишним года мы вместе с Росатомом строим квантовый компьютер. Первые полтора года ушли на организационную часть, год с небольшим назад утвердили финансирование и приступили к работе над проектом, который превосходит по масштабу все, что делали в этом направлении в России до дорожной карты. У ученых и раньше были отдельные лаборатории, которые развивали небольшие программы, но сейчас мы строим весь стек, начиная от железа и заканчивая облачными платформами и квантовыми алгоритмами, — так, чтобы можно было прийти и начать на нем работать. Первый результат уже есть: в конце прошлого года мы показали четырехкубитный квантовый компьютер на ионах. Учитывая, что в России вообще не было ионных кубитов, это большое достижение. Конечно, говорить о том, что мы стали законодателями мод в этой отрасли, пока преждевременно: в Америке, Европе и Китае уже 20 лет работают над квантовыми технологиями. Очевидно, что за год-два нам их не догнать.
Изменились ли планы по созданию квантового компьютера в связи с введенными против России санкциями? Сдвинулись ли сроки в дорожных картах?
Мы все еще прорабатываем эти вопросы. Действительно, сразу же после начала февральских событий было расторгнуто несколько контрактов на поставку оборудования. Это, конечно, может повлиять на сроки, потому что без современного оборудования невозможно построить нормальный компьютер. С другой стороны, какое-то оборудование у нас уже есть, и мы планируем двигаться дальше. В этом году мы не намерены отходить от первоначальных планов, но если говорить о будущем, то что-то, безусловно, будет нас сдерживать. Возможно, придется что-то пересмотреть, но отказываться от глобальной цели все равно не собираемся. Главное, что наши талантливые ребята остались в команде, несмотря на все тревоги первых месяцев.