Инфернальный кролик, путешествия во времени и предсказания будущего: как «Донни Дарко» стал культовым
20 июля в российских кинотеатрах впервые покажут режиссерскую версию «Донни Дарко» Ричарда Келли — странного, ни на что не похожего фильма, который стал культовым практически сразу же после выхода в прокат в 2001 году. Дебютная работа Келли с пространственно-временными туннелями, инфернальным зайцем и неповторимым саундтреком идеально отразила подростковый бунт и меланхолию, попытки упорядочить хаотичный мир и превратилась в предвестника трагических событий XXI века, который стал еще более нигилистичным и разрушительным, чем предыдущее столетие. Рассказываем, как Келли удалось собрать деньги на осуществление безумной идеи, чем режиссерская версия фильма отличается от театральной и куда делся сам Келли, снявший свой последний фильм 15 лет назад.
28 дней, 6 часов, 42 минуты, 12 секунд
В конце девяностых молодой выпускник киношколы Ричард Келли готовил капучино для Мадонны и бегал по поручениям Puff Daddy и Дженнифер Лопес, пока не набрался смелости наконец-то написать сценарий для своего первого полнометражного фильма. Ему не давала покоя история о том, как в спальню обычного мальчика свалился кусок льда, упавший с крыла пролетающего самолета. Спальня оказалась пустой, и никто не пострадал. Но что, если подросток находился в комнате, а вместо куска льда туда упал двигатель от самолета, который затем потерпел крушение и пропал? Эта загадка легла в основу сценария, ставшего одним из самых желанных в Голливуде: все в Лос-Анджелесе знали про него, очень хотели экранизировать, но боялись.
На создание первого драфта у Келли ушло 28 дней — ровно столько же, сколько осталось до конца света по предсказанию Фрэнка, являющегося старшекласснику Донни. Может быть, странный антропоморфный кролик — предвестник апокалипсиса или свидетельство ошибки, возникшей в пространственно-временном континууме, а может, лишь продукт больного сознания Донни, у которого диагностировали шизофрению. Подросток живет в типичной субурбии на фоне рейгановской Америки 1988 года. Он влюбляется, ходит в школу, но вместо обычных подростковых драм Донни придется разоблачить педофила и спасти мир от разрушения.
Келли показал сценарий продюсеру Шону Маккитрику, тот сделал несколько правок, и вместе они начали бесконечный поход по студиям, которых одновременно и привлекала, и пугала свежесть и необычность этой истории. Не помогало Келли и то, что он хотел снять фильм сам. Если студии еще готовы были смириться с запутанным сюжетом, то отдавать проект и бюджет в распоряжение неопытному выпускнику киношколы никто не спешил. Вообще, снять первый фильм по собственному сценарию в Голливуде непросто. Так, например, Джеймсу Кэмерону пришлось согласиться на гонорар в один доллар, чтобы снять «Терминатора» и не отдавать свой сценарий в чужие руки. Келли же помог случай.