Им не страшна национализация: 10 миллиардеров с наибольшими активами за рубежом
Кто из богатейших бизнесменов России сделал ставку на диверсификацию по географическому признаку.
Капиталы, созданные во времена приватизации, подвержены риску, ведь значительная часть населения считает ее «нечестной». Инвестиционный климат России — это еще один риск, о котором могут рассказать предприниматели, лишившиеся бизнеса или пострадавшие от различных форс-мажоров, действий властей и т.п. В этих условиях диверсификация активов или вывод части средств за рубеж — как минимум, страховка на будущее, как максимум — возможность заработать на новых идеях.
Forbes подсчитал зарубежные активы российских миллиардеров — учитывались как компании, ведущие бизнес не в России, так зарубежные предприятия российских компаний (их стоимость вычислялась через расчет доли в общей EBITDA группы или стоимости активов); данные по публичным компаниям взяты на 7 апреля 2017 года. Также в зарубежные активы включены яхты и самолеты, недвижимость, коллекции искусства и денежные средства, если достоверно известно, что они размещены на депозитах в заграничных банках или вложены в иностранные ценные бумаги. Например, денежные средства, полученные Владимиром Потаниным и Вагитом Алекперовым в виде дивидендов от «Норильского никеля» и «Лукойла» соответственно, позволили бы им войти в этот рейтинг, но у нас нет информации о том, как размещены эти средства.
Миллиардеры с наибольшими активами за рубежом — в галерее Forbes.
1Михаил Фридман
Оценка стоимости зарубежных активов: $9,75 млрд
Зарубежные активы: инвестиционный фонд LetterOne
После продажи своей доли в ТНК-BP в 2013 году за $14 млрд акционеры «Альфа-групп» (Михаил Фридман — крупнейший из них) создали новый инвестиционный фонд LetterOne, который инвестирует в зарубежные активы. Также ему были переданы доли в нидерландском холдинге Vimpelcom (теперь называется VEON, на российский «Вымпелком» приходится менее 50% выручки) и турецком Turkcell. Крупнейшая сделка LetterOne — покупка немецкой нефтегазовой компании Dea за $5,54 млрд, из которых $3,58 млрд — собственные средства акционеров LetterOne. Dea работает в Германии, Норвегии, Дании, Египте, Алжире и других странах.