Хрупкая сильная «ботанка»: как Джоди Фостер изменила Голливуд
На HBO Max и «Амедиатеке» стартовал четвертый сезон сериала-антологии «Настоящий детектив». В центре сюжета — история двух женщин-детективов, которые расследуют исчезновение исследователей на Аляске. Одну из героинь играет Джоди Фостер. Forbes Woman рассказывает, как обладательница двух премий «Оскар» боролась за право быть уязвимой и сильной, играть в фильмах и снимать их, экспериментировать и ошибаться — и наслаждаться возрастом.
Детство на съемках
Алисия Кристиан Фостер, взявшая псевдоним Джоди в честь подруги своей матери, родилась и росла в Лос-Анджелесе. Она была младшей из четырех детей. Ее мать работала актерским агентом в Голливуде и воспитывала детей в одиночку. Однажды она взяла трехлетнюю дочь на кастинг — просто потому, что не с кем было ее оставить, — и так Джоди, покорившая кастинг-директоров, попала в кино. Она начала сниматься в рекламных роликах, а с семи лет появлялась в фильмах Disney и различных телешоу.
Первой заметной работой Фостер стала роль в приключенческом фильме для всей семьи «Наполеон и Саманта» (1972), где она сыграла главную роль. По сюжету 10-летние Саманта и Наполеон заводят дружбу с ручным львом и отправляются в захватывающее путешествие. Участие в картине оказалось для Джоди настоящим испытанием: лев набросился на юную актрису прямо на съемках.
Начинающая актриса полностью зависела от своей матери, которая соглашалась на любые предложения режиссеров. «Мне казалось, что я родилась только для того, чтобы быть партнером моей матери. Вся моя жизнь строилась вокруг нее: мы вместе путешествовали, смотрели французские и немецкие фильмы и обсуждали, почему одни можно считать удачными, а другие — нет. Мама заставляла меня делать то, что у нее в в свое время не получилось, делилась Фостер. — Это были интересные, но в то же время болезненные отношения. В юности я не выбирала себе роли. Этим занималась моя мама. Иногда я даже не читала сценарий — я всецело полагалась на ее мнение». Детство Джоди закончилось, не успев начаться: бесконечные пробы сменялись бесконечными съемками и наоборот.
Съемки в кино актриса совмещала с учебой в частной французской школе Lycée Français de Los Angeles. Хотя она прекрасно успевала по всем предметам, завести друзей среди одноклассников ей не удалось.
Поворотным моментом в карьере девушки стала трагикомедия Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет» (1974). Фильм рассказывал о женщине, которая начала новую жизнь после смерти мужа. 12-летняя Джоди сыграла Одри, самостоятельную и не по годам мудрую пацанку, с которой дружит сын главной героини. Скорсезе разглядел в юной актрисе серьезный потенциал, и два года спустя Фостер появилась в его криминальной драме «Таксист» (1976) в роли 12-летней секс-работницы Айрис, чей образ сценарист Пол Шредер писал с реальных проституированных девушек.
За самую спорную роль в своей карьере Фостер получила номинацию на премию «Оскар». «Это был золотой век американского кино, и я очень гордилась тем, что снялась в артхаусном фильме. Я думаю, это была судьба и мне очень повезло. В индустрии многие думали, что я слишком молода, чтобы играть проститутку. Юристы из правительства Калифорнии хотели убедиться, что я психологически готова к подобной роли. Мне пришлось пройти несколько тестов», — рассказывала она позже. Хотя во всех сценах с сексуальным подтекстом Джоди дублировала ее 19-летняя сестра Конни, в некоторых интервью актриса признавалась, что испытывала дискомфорт на съемках «Таксиста». «Скорсезе говорил что-то вроде «расстегни ширинку» и просто начинал смеяться. Иногда он не знал, как со мной работать, поэтому делегировал это Роберту Де Ниро, и уже Роберт говорил мне, что делать», — делилась актриса.
Насколько болезненным этот опыт был для несовершеннолетней Джоди, можно только догадываться. Но токсичной была не только атмосфера на съемочной площадке «Таксиста». В 14 лет некий продюсер пригласил ее на встречу по поводу роли, долго разговаривал и внезапно попросил актрису снять куртку и показать тело. К счастью, встречу прервал агент Фостер.
За ролью Айрис тянулся мрачный шлейф: актрису начал преследовать поклонник по имени Джон Хинкли. Он писал ей сотни писем, поступил в тот же университет, что и она. А в 1981 году совершил покушение на президента Рональда Рейгана, во время которого пострадали несколько человек (один получил инвалидность). На суде Хинкли назвал это преступление выражением любви к Фостер.
Женщины, пострадавшие от насилия
Помимо «Таксиста», в 1976 году Джоди Фостер появилась еще в трех картинах. В детской пародии на гангстерское кино «Багси Мэлоун» она сыграла остроумную и бойкую Таллулу — подружку одного из юных бандитов. В фильме Джоди много пела, танцевала и шутила, доказывая, что комедийные роли даются ей так же легко, как и драматические. Год спустя она получила две премии BAFTA за «Лучшую женскую роль второго плана» — одну за игру в «Таксисте», другую — за «Багси Мэлоуна».
Другой комедией с участием Фостер в том году стала «Чумовая пятница». По сюжету вечно ругающиеся мать и дочь загадывают одно желание: поменяться местами, чтобы друг друга понять. 14-летняя Джоди Фостер играет школьницу-бунтарку Аннабель, в чье тело переселяется душа ее родительницы. Искрометная роль принесла актрисе первую номинацию на «Золотой глобус». В 2003 году вышел удачный ремейк «Чумовой пятницы» с Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис.
Наконец, тогда же Джоди воплотила главную героиню психологического хоррора «Девочка из переулка». Она сыграла замкнутую девочку-подростка Ринн, хранящую пару страшных секретов. Съемки в картине оказались для Джоди не менее тяжелыми, чем в «Таксисте». Продюсеры включили в фильм сцену секса с участием 13-летней героини, для которой Фостер должна была раздеться. Актриса отказалась, ее снова дублировала старшая сестра. Джоди все равно переживала из-за провокационного эпизода и попросила его вырезать, но ей отказали. Сегодня фильм критикуют за сексуальную объективацию подростков.