История рождения и крушения легенды под названием «Конкорд»

GQHi-Tech

До встречи в клубе 2,02 MAX

Хотя Илон Маск и строит скоростные подземелья для Hyperloop, авиационные инженеры не готовы жать на тормоза. В этом году концерн Boom из Денвера заявил, что к 2026 году выпустит самолеты, опережающие скорость звука. Сообщение было принято.

Текст: Charlie Burton

«Конкорд» в аэропорту Филтон (пригород Бристоля). Там, а также в Тулузе производилась окончательная сборка сверхзвуковых франко-британских самолетов.

Через две минуты после вылета из международного аэропорта Шарль де Голль 25 июня 2000 года левый двигатель самолета «Конкорд», следовавшего в Нью-Йорк, стал полыхать. Через пару мгновений воздушное судно врезалось в гостиницу на севере Парижа, в результате чего погибли все 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в отеле Hôtelissimo Les Relais Bleus. Это была первая авиакатастрофа за всю 31‑летнюю историю «Конкордов». Жестяной кусок обшивки двигателя другого самолета, валявшийся на взлетной полосе, пробил шину сверхзвукового лайнера компании Air France, после чего фрагмент покрышки повредил бак под номером пять, откуда началась утечка топлива; попав на раскаленные сопла двигателя, керосин воспламенился, и левый двигатель издох; правый стал «задыхаться» от горячих газов и также отключился. Этот инцидент стал началом конца коммерческих сверхзвуковых авиаперевозок. В октябре 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации, являя редкий пример технологического регресса. С тех пор ни один пассажирский самолет так и не смог преодолеть звуковой барьер.

Когда‑то на «Конкорд» делали ставки. Больше напоминающий космический корабль, а не самолет, он мог взлетать на высоту до 16,5 километра (к примеру, предельная высота полета для Boeing 737–800 — 12,5 километра) — так высоко, что пассажиры наблюдали, как изгибается в иллюминаторе земной шар, и лететь со скоростью 2,02 Maxа (около 2154 км/ч), в два раза превышающей скорость звука. Это так быстро, что за время, пока стюардессы наполняли бокал шампанским, «Конкорд» преодолевал 16 километров. Дорога из Лондона до Нью-Йорка на таких самолетах занимала каких‑то три часа.

Футуристическая стойка регистрации пассажиров «Конкордов» в лондонском аэропорту Хитроу. Январь, 1976.

А началось все в 1956 году, когда сэр Морьен Морган из Royal Aircraft Establishment (Королевское авиастроительное учреждение) принялся за работу над сверхзвуковыми транспортными средствами — и все для того, чтобы перегнать Америку в области аэрокосмических инноваций. Аналогичные разработки велись и во Франции, но оба европейских проекта были под угрозой срыва: денег не хватало на разработки, а сил — на препирательства с министерствами относительно шумового загрязнения (так именуется раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека). И тогда страны решили подписать договор: глостерское конструкторское бюро British Aerospace в сотрудничестве с инженерами французской компании Aérospatiale будут работать вместе. К 1963 году под руководством Моргана и француза Робера Верно был готов первый прототип самолета, и «Конкорд» (с французского — «согласие») стал захватывать мечты авиационных дельцов.

Заказы на первые самолеты поступали от компаний со всего мира: от Pan American World Airways до Air India. Но вскоре большинство заказчиков отозвали свои запросы: из‑за шумных и прожорливых двигателей Rolls-Royce и Snecma Olympus самолет не вписывался в воздушные законы стран и потреблял в 2,5 раза больше топлива, чем дозвуковые самолеты. Наконец, в 1976 году, когда «Конкорды» были введены в коммерческую эксплуатацию, 14 лайнеров разделили между собой British Airways и Air France: девять были выкуплены, а еще пять проданы национальным авиакомпаниям правительствами Франции и Британии за символические франк или фунт за штуку. «Конкорды» со всех сторон оказались убыточными: на борту сотня мест, но даже пассажиры первого класса коленями упирались во впереди стоящие кресла; билет на рейс через Атлантику обходился в $5 тысяч, а для

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 мыслей Алексея Пивоварова 15 мыслей Алексея Пивоварова

Алексей Пивоваров — о телевидении, пилотировании и цензуре в новых медиа

GQ
15 самых любопытных хитростей и розыгрышей всех времен 15 самых любопытных хитростей и розыгрышей всех времен

Почему танки так называются и в чем заключается коварство белок?

Maxim
Евгений Миронов Евгений Миронов

15 мыслей Евгения Миронова

GQ
В болезни и здравии: как с годами менялась внешность княгини Монако Шарлен В болезни и здравии: как с годами менялась внешность княгини Монако Шарлен

Как княгиня Монако Шарлен менялась последние 13 лет

Cosmopolitan
Платформы говорят Платформы говорят

Cтриминговые сервисы множатся и производят огромное количество контента

GQ
Как Фрэнсис Хауген показала миру темную сторону Facebook и попала в рейтинг Forbes Как Фрэнсис Хауген показала миру темную сторону Facebook и попала в рейтинг Forbes

Бывшая сотрудница Facebook обнародовала внутренние документы компании

Forbes
Неореализм Неореализм

Киану Ривз, человек в Голливуде, который нравится абсолютно всем

Esquire
5 пунктов из ПДД, которые не помнит почти никто: самые сложные вопросы 5 пунктов из ПДД, которые не помнит почти никто: самые сложные вопросы

5 самых сложных дорожных ситуаций, правильные действия в которых помнят единицы

Популярная механика
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Торжественно клянусь: Хейли Бибер и другие звезды о новогодних обещаниях Торжественно клянусь: Хейли Бибер и другие звезды о новогодних обещаниях

Многие не только загадывают желания, но и дают себе обещания в Новогоднюю ночь

РБК
Мода мужского рода Мода мужского рода

Зинаида Пронченко о монстрах, которые прячутся в шкафах российских мужчин

GQ
Китайский премиум: стоит ли брать Exeed VX Китайский премиум: стоит ли брать Exeed VX

Exeed VX — кроссовер с 249-сильным мотором и преселективным «роботом»

Maxim
Энергетика Энергетика

Атомный век научил людей бояться атома

Esquire
Это наша земля Это наша земля

Какими бывают и как выглядят почвы России

N+1
Я наберу Я наберу

В рассказе «Я наберу» реальность — вместилище для ужасных событий

Esquire
От виски и ростбифа до магии и дворцовых переворотов: 5 идей для тех, кто не знает, что подарить близким От виски и ростбифа до магии и дворцовых переворотов: 5 идей для тех, кто не знает, что подарить близким

5 книг, среди которых точно найдется подарок для каждого

Популярная механика
Киногид эмигранта Киногид эмигранта

Уезжать и не бояться

GQ
Личные фото скелетонистки Юлии Канакиной, от которых тает лед: смотрим в ее день рождения Личные фото скелетонистки Юлии Канакиной, от которых тает лед: смотрим в ее день рождения

Юлия Канакина — скелетонистка, приерка Кубка мира и участница рейтинга MAXIM

Maxim
Поспорим о вкусах Поспорим о вкусах

Спорим о вкусах с рестораторами из разных часовых поясов

Bones
Вид сверху: как и зачем кино летает над землей Вид сверху: как и зачем кино летает над землей

Фильмы о полетах и пилотах

GQ
Инвазивных мартышек уличили в разорении гнезд вымирающих дроздов Инвазивных мартышек уличили в разорении гнезд вымирающих дроздов

Мартышки мона разоряли фальшивые гнезда дроздов и интересовались настоящим

N+1
Знаки судьбы Знаки судьбы

Вещие сны и предчувствия – как научиться видеть и понимать эти сигналы?

Лиза
С глаз долой, из сердца вон: как удалить аккаунт в ВК, чтобы никто не обиделся С глаз долой, из сердца вон: как удалить аккаунт в ВК, чтобы никто не обиделся

Понятное руководство к действию: как удалить аккаунт во ВКонтакте

Playboy
Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи

Ученые установили ограничения на массу частиц аксионной темной материи

N+1
Какие заболевания в старости ждут супергероев: ученые все рассчитали Какие заболевания в старости ждут супергероев: ученые все рассчитали

Какие заболевания могут ожидать персонажей киновселенной Marvel в будущем

Популярная механика
Грустный балбес: 6 серьезных ролей Юрия Никулина Грустный балбес: 6 серьезных ролей Юрия Никулина

Картины, в которых Юлий Никулин отошел от образа весельчака и Балбеса

Esquire
Миллион на любимом деле: как я в декрете и без образования создала бизнес Миллион на любимом деле: как я в декрете и без образования создала бизнес

Иногда хобби можно превратить в прибыльный бизнес

Cosmopolitan
Портрет новой российской науки: Мария Назарова — нейробиолог, управляющая нейронами на расстоянии Портрет новой российской науки: Мария Назарова — нейробиолог, управляющая нейронами на расстоянии

Нейробиолог Мария Назарова: мы еще так мало знаем о мозге

Esquire
Два совета, которые предприниматели дали бы себе на старте Два совета, которые предприниматели дали бы себе на старте

Советы от сооснователей XYZ School для начинающих предпринимателей

Inc.
Веселый-трезвый Новый год: истории людей, которые сознательно отказались от алкоголя в праздники Веселый-трезвый Новый год: истории людей, которые сознательно отказались от алкоголя в праздники

Лови ударную дозу от опытных новогодних трезвенников

Playboy
Открыть в приложении