«Государство, безусловно, заинтересовано в меценатах»: почему Петр Авен считает делом чести пропаганду русского искусства во всем мире
Московский житель с латышскими корнями Петр Авен, #21 в рейтинге богатейших бизнесменов России, организовал в Латвии фестиваль классической музыки — Riga Jurmala. Мы встретились с банкиром в Юрмале, чтобы поговорить о том, зачем участники списка Forbes инвестируют в искусство и культуру
Петр Авен прилетает в Юрмалу на вертолете. Далеко от пляжей, в гуще сосновых лесов у него дом. «Я встал в семь утра и до одиннадцати охотился», — рассказывает Авен. На море у него дела: все лето в Юрмале и Риге идет фестиваль классической музыки, созданный по инициативе и на деньги Петра Авена. Так, благодаря своему проекту Авен впервые оказался на концерте симфонического оркестра. Говорит, с непривычки было непросто. О том, что еще, кроме личной вовлеченности, нужно меценату, Авен рассказал Forbes Life.
Петр Олегович, верно ли, что идея фестиваля родилась из жалобы вашего друга и бизнес-партнера Михаила Фридмана на то, что в Юрмале скучно по вечерам?
В общем, да. Так оно и было.
Почему классическая музыка, а не джаз, не поп?
Выбор классики прост: сегодня собрать большую аудиторию на фестиваль современной музыки очень трудно. Особенно, если вы ориентированы на приезжих из-за рубежа. А на классическую музыку можно. Сейчас в мире много людей, которые катаются с одного фестиваля на другой, фестивальный туризм становится модой.
Формат фестиваля — выбор профессионалов, не мой. Я человек не музыкальный, в юности увлекался только популярной музыкой. Фридман хорошо разбирается в джазе, но это тоже другая история. На симфоническом концерте я оказался чуть ли не впервые в своей жизни только в прошлом году в Юрмале. Адекватного музыкального удовольствия я лишен, к сожалению. Но это упущение моего детского воспитания. В музеи меня водили, альбомы живописи показывали, а вот классической музыки в нашем доме не было. И не было никакого инструмента. Своих детей я уже учил чему-то.
Что вас мотивирует? Зачем вам музыкальный фестиваль?
Драйв — сделать лучший фестиваль в Европе, сделать Ригу точкой притяжения, нанести ее с помощью фестиваля на карту мирового туризма. Пока что сегодня говоришь про Латвию, а ее путают с Литвой. За счет фестиваля Латвия может стать узнаваемой. В этом году The Telegraph написала, что мы в десятке лучших фестивалей в Европе. Это хорошо, но надо лучше. Думаю, что через пять лет у нас будет совершенно другая история. Единственное большое ограничение: у нас недостаточно локальных спонсоров. Янис Зузанс, Гунтис Равис и Аркадий Сухаренко — только три рижанина стояли у истоков фестиваля. Остальные — москвичи и лондонцы. Нам нужно больше местного участия. Но, насколько я вижу, здесь культура благотворительности не развита. Надеюсь, что многие последуют нашему примеру. Если история пойдет, то мы сделаем лучший фестиваль в Европе.
Тем не менее латышская «культурная мафия» на вашей стороне. Фестиваль проходит под патронажем дирижера Мариса Янсонса, худрука Оркестра Баварского радио.
Да, Марис Янсонс (он болеет сейчас) нас активно поддерживает. Янсонс — лицо нашего фестиваля. Сначала была некоторая настороженность, но она быстро прошла. Теперь нужны еще и новые латышские меценаты.
На фестивале выступают Оркестр Баварского радио, Лондонский симфонический, Израильский филармонический и Российский национальный оркестры. Как вам это удалось?
Обычно на подготовку фестиваля уходит 2–3–4 года, но мы стартовали сразу, с колес, как только поняли, что набирается достаточная сумма. У нас так заведено: раз решили, действуем быстро. В первый год выступал Риккардо Мути — важнейшее событие для Риги.
Я считаю, что это дело профессионалов — оценить, кто лучше, кто хуже, кого приглашать. На музыкальную программу ни я, ни Фридман, ни иные попечители никак не влияем, пытаемся совершенно отстраниться. Из всего совета попечителей разве что Вячеслав Брешт профессионально врубается в классическую музыку. Он в прошлом году посетил около 185 концертов — мог бы войти в Книгу рекордов Гиннесса. В этом году мы пригласили поработать команду музыкальных менеджеров: Мартина Энгстрема и Мигеля Эстебана, которые делают Международный фестиваль в Вербье. Первые два года фестивалем занимался Саша Гафин, наш бывший сотрудник, он познакомил меня с Мартином Энгстремом. Мартин с самого начала был подключен к нашему проекту, так что совершенно естественно было пригласить его вплотную заняться фестивалем. С Прибалтикой, Латвией у Мартина есть точки ментального соприкосновения — он наполовину швед, 30 лет назад ездил в свадебное путешествие в Юрмалу. На фестивале в Вербье традиционно выступает много русских музыкантов, что упрощает понимание нашей ситуации. И конечно, без рижской команды не было бы ничего.