Гости с севера. Чьи интересы представляют новые министры
Владимир Якушев изначально оценивался как креатура Сергея Собянина, а теперь, с учетом московской реновации, тандем столичного мэра с новым главой Минстроя выглядит еще более оправданным. А Дмитрия Кобылкина принято относить к «группе Тимченко». Но все несколько сложнее
При всей тусклости коллективного образа нового правительства и отсутствии в нем фигур, которые отвечают общественному запросу на перемены, в составе кабинета министров появились фигуры, характерные для сдвига кадровой политики власти. «Рекрутинг» региональных руководителей, имеющих на персональном счету реальные результаты, а не только общую лояльность (Владимир Мединский), личную дружбу с президентом (Виталий Мутко) или родословную (Дмитрий Патрушев), говорит о поиске «новой функциональности» — призыве чиновников, которые могут вносить некоторую подвижность в застывшую систему управления. Иными словами, совмещать лояльность и адаптированность к государственному аппарату с возможностью его постепенного развития.
Через такие назначения система управления пытается маневрировать между двумя моментами собственной осознанности: пониманием необходимости развития и желанием сохранить неизменными базовые элементы своей конструкции. Наиболее явной демонстрацией этого тренда стал переход в правительство руководителей сразу двух субъектов Федерации тюменской «матрешки». Губернатор Тюменской области Владимир Якушев назначен главой Минстроя, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин — главой Минприроды. Если рассматривать эти факты в отдельности, они не вызывают серьезного удивления: за каждым из новых министров есть достаточно весомый личный бэкграунд и внушительные группы поддержки, объясняющие их перемещение. Интересен приход сразу двух фигур.
В принципе объяснений тоже два. Первое: Тюменская область как ресурсно обеспеченный регион-донор дает большие возможности для создания точек и целых направлений роста, которые демонстрируют эффективность глав субъектов. Даже если проекты реализуют коммерческие компании, губернаторы ассоциативно связаны с ними, в том числе за счет инфраструктурной и нормативной поддержки инвестиций. Второе: интеграция в пространство региона интересов нескольких федеральных групп — от остаточного присутствия столичного мэра Сергея Собянина, который был губернатором Тюменской области, до Якушева, до владельцев или управляющих крупнейшими нефтяными, газовыми и нефтехимическими компаниями страны. В России есть небольшое количество регионов, где нельзя быть просто губернатором без участия в федеральной повестке, и Тюменская область входит в этот короткий список.