На старт, внимание, лайк
Сколько можно заработать на инстаграм-марафонах, почему о них вновь заговорили в 2020‑м и есть ли у них будущее?
В России инстаграм-марафоны начали набирать популярность лет семь-восемь назад. Одним из первых успешных проектов эксперты называют «Бешеную сушку» — курс активных (и местами жестких) тренировок от Василия Смольного. Марафон стартовал во времена, когда стать популярным в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) мог фактически любой желающий — достаточно было относительно качественных фотографий и небольших рекламных бюджетов. Чуть позже появился «Марафон желаний» Елены Блиновской, который не теряет свою аудиторию до сих пор: к «забегам» присоединяются тысячи участников, правда, примерно половина из них отсеивается после первой, бесплатной, недели. Так или иначе, по информации Forbes, в 2020 году исполнительница желаний заработала на своей деятельности 200 млн рублей. Запускать марафоны стало модным: в погоне за новыми деньгами этим занялись все — психологи, тренеры, диетологи, стилисты и даже экс-участники «Дома 2»: например, Виктория Боня сделала собственный курс «PROсушка» (по следам «Бешеной сушки», конечно же). Постепенно в виде марафонов нам стали предлагать освоение практически любой сферы деятельности и интересов — от гимнастики до тайм-менеджмента. Еще один яркий пример из прошлого десятилетия — «Сушка на бургерах» от Олега Зингилевского. На момент запуска серии фитнес-тренингов у бывшего программиста даже не было профильного образования в области диетологии, но это не помешало ему стать автором одного из самых успешных марафонов в российском инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с уровнем дохода порядка 140 млн рублей (на 2020 год).
Вторая волна
Очередной бум марафонов случился во время прошлогодней самоизоляции. У людей появилось время (или хотя бы его иллюзия) на саморазвитие, а марафоны — как раз соблазнительный формат: большинство из них обещают быстрый результат без титанических усилий. Если говорить о темах, то сегодня, как и в середине 2010‑х, безусловный лидер по популярности — это марафоны стройности. Не теряют актуальности и марафоны желаний, некоторые из них наглейшим образом копируют наработки Блиновской. А еще курсы вязания, фейсбилдинга, скорочтения, осознанности, моментального обогащения… Список можете продолжить сами и, скорее всего, не ошибетесь в догадках.
С точки зрения блогера марафон может быть как индивидуальным, так и групповым. Во втором случае автор объединяется с коллегами по цеху, которые пишут на похожую тематику, и они проводят совместные активности. Целей может быть две: заработать или привлечь аудиторию. Если организатор ставит перед собой первую задачу — значит, у него уже есть внушительная армия лояльных фолловеров, которые готовы за что-то заплатить. Типичная ценовая политика выглядит так: участие в марафоне не должно быть очень дорогим (как правило, сумма редко превышает 3000‑4000 рублей), иначе не получится привлечь достаточное количество желающих — в том числе из-за высокой конкуренции. А для того, чтобы ощутимо заработать на недорогом продукте, требуется много покупателей.