Гендиректор «Шоколадницы» Олег Подгорный: После кризиса мы фактически будем начинать бизнес заново
Гендиректор сети кофеен «Шоколадница» Олег Подгорный рассказывает о проблемах крупного сетевого бизнеса в период самоизоляции, закрытии части точек и других антикризисных мерах
![74d750ea3d3c3503ab8b8dcb31a81245073a17ffcbbf9eb9023d7699c7fddc97.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/etm/6bn/7au/4dxz37ijhgtnoglzuftieh1/slb4kd.jpg?v=1&temp_url_sig=8dl3K9f4RUhbatHvOuP8EQ&temp_url_expires=1739824158)
Наша отрасль специфична. У нее определенная структура рабочего капитала, и кризис всегда переживается тяжело. У нас нет запасов сырья или продукции. Мы закупаем продукты, готовим из них блюда, продаем, платим деньги сотрудникам и арендодателям и покупаем новую партию продуктов. Оставшуюся сумму большинство сетевых ресторанов вкладывает в развитие, поэтому серьезных денежных запасов ни у кого нет. Как только прибыль перестает поступать, компания теряет рабочий капитал и ей буквально нечем расплачиваться за аренду и работу людей. Если выручки нет, бизнес останавливается.
На сегодняшний день из 300 точек у нас работает 61, и то только на доставку или самовывоз. Прибыль минимальна — восемь процентов от обычной выручки. Этих денег не хватает ни на оплату аренды, ни на зарплату. Если в цифрах, то выручка сейчас — 60 миллионов, при этом только на одну зарплату для сотрудников нужно 250 миллионов.
Ресторанная отрасль входит в список наиболее пострадавших от коронавируса, однако речь идет только о малом и среднем бизнесе, для которого предусмотрены программы господдержки. Такие компании, как «Шоколадница», относятся к крупному бизнесу, и получается, что в этот кризис нам намного тяжелее. Потому что «большой» бизнес должен продолжать платить налоги, аренду и все остальное. То есть, даже находясь в пострадавшей отрасли, мы не попадаем ни под одну программу поддержки и пока вынуждены