Ирина Безрукова: «Я в полной мере прочувствовала, что Москва слезам не верит»

GALA БиографияЗнаменитости

Интервью месяца / Ирина Безрукова

«Хочу чувствовать себя свободной»

Глядя на Ирину Безрукову – красивую, элегантную, улыбчивую, – кажется, что более благополучную женщину найти трудно. На ее счету более двадцати фильмов, работа в известных театрах и на телевидении. И представить невозможно, что жизнь предложила Ирине испытания, которые выдержит не каждый. Она выдержала.

Беседовала Елена Владимирова

О потере единственного сына и разводе со своим знаменитым мужем Ирина предпочитает молчать. Но с удовольствием рассказывает о своем родном городе, Ростове-на-Дону, и о своей любимой работе.

– Ирина, до замужества у вас была несколько необычная фамилия – Бахтура. Каково ее происхождение?

– Это украинская фамилия. У меня и папа, и мама украинцы. Родилась я в Ростове-на-Дону. Папа был талантливым музыкантом. Он играл на гобое. Ему предлагали работу в симфонических оркестрах Москвы, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону. Он выбрал Ростов-на-Дону. Там мама училась в медицинском институте. Они познакомились, поженились, потом появилась я, а через год и 2 месяца моя сестра Ольга. Я с детства чувствовала свою ответственность, потому что мне постоянно говорили, что я, как старшая, должна помогать сестре, показывать ей пример. Однажды лет в пять-шесть я взбунтовалась и сказала: «В прошлом году я была уже старшей. Хватит». Мне было обидно, что ей все сходит с рук, а я за все должна отвечать.

Свадьба родителей, Людмилы Ивановны и Владимира Трофимовича Бахтуры.

Папа рано начал приобщать меня к музыке. В четыре года я уже знала нотную грамоту. Папа сделал мне маленький детский альбомчик, и я уже учила нотки. А когда мне было шесть лет, меня отдали в музыкальную школу. Я хотела играть на пианино, но у меня была узкая ручка, и я не могла взять аккорд. И папа решил, что мне надо играть на скрипке. Он говорил, что пианистом быть просто – нажимай на нужные клавиши и все, а вот чтобы играть на скрипке, нужен абсолютный слух. Он считал, что он у меня есть. Так ли это – не знаю. Но папа был уверен твердо. Не могу сказать, что я училась с большим удовольствием. Каждый день надо было играть по два часа, а когда на улице солнце и все гуляют во дворе, не очень-то хочется разучивать какие-то упражнения. Хочется-то совсем другого – выбежать на залитую солнцем улицу и бегать, прыгать, играть с ребятами в мяч. Но четыре года я все-таки выдержала. Папа меня хвалил: «Ирочка такая умница, такая ответственная».

Ирине 5 лет. «Я очень сильно любила обоих родителей и переживала, чувствуя, что у них что-то не ладится, – рассказывала Ирина. – Разошлись мама с папой, когда я училась в первом классе».

– Но, кроме чувства ответственности, чем еще вам запомнилось детство?

– Каждое лето мы с сестрой отправлялись в деревню, где жила мамина мама. Бабушка была деревенская. Ходила в платочке, говорила часть слов по-русски, а часть по-украински. У нее был дом, хозяйство, огород, кролики, уточки, цыплятки, росли крыжовник, красная и черная смородина. Конечно, как городская девочка, я не могла вскопать огород, но помочь чем-то бабушке было мне по силам. К примеру, мы с ней вместе готовили очень вкусные пироги с маком, который она выращивала.

Анна Дмитриевна Ступакова, бабушка Ирины Безруковой, вырастившая и воспитавшая ее.

Помню бабушкину козочку по имени Звездочка. Она была невероятно красивая, чистенькая, белоснежная. У нее были два маленьких козленка. Мы с сестрой кормили их из соски. Со Звездочкой я очень дружила. Я ее пасла и доила. А она ходила за мной как послушная, верная собачка. Когда я шла на реку – там была небольшая узкая река и пруд, – брала с собой книжку, покрывало, чтобы загорать на нем, купальник и полотенце. Под деревом расстилала покрывало, купалась, читала, а козочка паслась рядом со мной. Потом мы вместе возвращались домой. От жизни в деревне я получала огромное удовольствие. Там была вольница. Но лето быстро пролетало, и мы вновь оказывались в городе. Жили мы трудно. Папа и мама очень много работали. Маме из-за нас с сестрой не удалось окончить институт. Чтобы заработать, она трудилась на нескольких работах – фельдшером, фармацевтом, операционной сестрой. Кажется, она умела все: великолепно готовила, прекрасно шила, вязала, запросто могла ремонт в квартире сделать – покрасить окна, обои поклеить… В день рождения накрывала стол, делала какие-то салаты, пекла торт. К тому же была красавицей с зелеными глазами. Папа тоже трудился в нескольких местах. Если не был занят в симфоническом оркестре, играл в театре музыкальной комедии, а ночами переписывал клавиры. У него были чернила и чернильница. А мама, когда могла, ночью дежурила в аптеке. Они вступили в жилищный кооператив, и надо было выплачивать деньги, вот они и работали не переставая. Мы с сестрой были либо в садике, либо с мамой в аптеке, либо с папой в театре. Никаких нянь не было. Можно сказать, я росла в театре, где все весело танцевали и пели. К сожалению, когда я училась в первом классе, родители расстались. У папы появилась слабость к алкоголю. А когда он выпивал, становился агрессивным. Трезвый он был одним человеком, а выпивший – другим. Мама пыталась с этим бороться, но у нее уже было мало сил, и они расстались. Папа уехал в свой родной город – Артемовск.

Людмила Ивановна с дочерьми. «Не знаю, как мама все успевала и спала ли она вообще, – вспоминает Ирина. – Бывало, проснусь ночью, смотрю, а мама шьет нам новый наряд».

– Он вам с мамой помогал?

– Нерегулярно. У него не всегда была работа. В Артемовске не было такого количества театров, как в Ростове.

– А зачем же он уехал из Ростова?

– У меня нет ответа. Я не знаю. А мама заболела и заболела очень серьезно. Болела долго и тяжело. Дома я часто слышала непонятные мне слова: «опухоль доброкачественная», «злокачественная». Она больше лежала. У нее оказался рак мозга. Мама была медиком и прекрасно понимала, насколько это серьезно. Ей сделали операцию, и она смогла вернуться к работе. Но потом ей стало хуже. Сделали вторую операцию. Не помогло. Когда мне было 11 лет, мамы не стало. Это самый страшный кошмар моего детства. Вот сестра как-то легче справилась с горем, но она по психофизике совсем другая – более земная, что ли, активная, смелая, всегда крепко стояла на ногах. А я была нежным домашним ребенком – романтичная, погруженная в мир книг. Все окружающие боялись, что со мной случится что-то непоправимое. Я вообще отказывалась принимать то событие, даже в комнату, где стоял гроб, не могла входить, только твердила: «Этого не может быть…» И если раньше, как и всякий ребенок, могла расплакаться по любому пустяку, то тут меня словно заклинило – ни слезинки. Совсем. И как ни уговаривали все вокруг: «Поплачь, девочка, нужно выплакаться», я не могла. Это был шок, и длился он очень долго. Бабушка говорила: «Запеклась от горя…» А мне было невыносимо страшно жить без мамы. Она являлась для меня всем – огромным, необъятным, волшебным миром. Нас стала воспитывать бабушка, Анна Дмитриевна Ступакова. Та самая, у которой мы так прекрасно проводили лето. Когда мама слегла, она продала свой дом и живность, оставила только маленький флигель с печкой и переехала к нам. Родственники предлагали отдать нас в детский дом. Они говорили: «Ты не справишься, а там они будут накормленные, напоенные», – но бабушка наотрез отказалась. Конечно, ей не нравилось жить в городе, она же была деревенским человеком, с рождения жила на земле. И любила все это. Ей хотелось вернуться обратно, но она понимала, что нам с сестрой лучше жить в большом городе. Но летом мы по-прежнему ездили в деревню. Покупали козу. Все лето пили молоко, а его излишки продавали. Перед отъездом козу тоже продавали.

«Бабушка наотрез отказалась отдать нас с сестрой в детский дом, – говорит Ирина. – Согласитесь, тяжкая ноша – одной растить двух девочек. Но бабушка ни разу не посетовала, не пожаловалась на судьбу».

– Выходит, у вас было не очень-то богатое детство.

– Конечно. Мы с бабушкой ездили только в сидячем плацкартном вагоне. Платья я шила себе сама. Но не могу сказать, что мы жили в нищете. Самое необходимое у нас было. Родня нас очень любила, какую-то одежду дарили. Соседки по дому тоже помогали. Что-то перешивалось. У нас была скромная жизнь, но в ней существовало много радостей. В школе у нас были занятия по труду. Мальчики делали табуретки, выпиливали лобзиком, а девочки учились шить и готовить. Я научилась печь печенье, шарлотку, омлеты. И когда к нам приходили гости, на столе появлялся большой чайник, и мы пили чай с печеньем, которое я пекла сама. Подружкам у нас нравилось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Павел Федотов. Несостоявшееся сватовство Павел Федотов. Несостоявшееся сватовство

Нелегкая судьба Павла Федотова

Караван историй
Человек из Кемерова Человек из Кемерова

Андрей Панин: «Здравствуйте, меня зовут Андрей... Но я и на Ивана откликаюсь»

GALA Биография
Как летал Леонов Как летал Леонов

Фильм «Время первых» и реальная история

Мир Фантастики
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Пять нестандартных инструментов взлома компьютера Пять нестандартных инструментов взлома компьютера

Профессиональный хакинг

Популярная механика
Картуш и его шайка Картуш и его шайка

«Нет ни дня, чтобы не казнили кого-то из шайки Картуша»

Дилетант
5 причин (не) любить молодых 5 причин (не) любить молодых

Какие (скрытые) достоинства есть у молодых?

Psychologies
Разрушитель порядка Разрушитель порядка

Попробуем нарисовать исторический портрет князя Потёмкина

Дилетант
Георгий Штиль. Мои университеты Георгий Штиль. Мои университеты

Мне повезло — я работал со многими потрясающими актерами

Караван историй
Чужой. Завет Чужой. Завет

Алан Дин Фостер пытается объяснить все логические нестыковки фильма

Playboy
Volvo S90 – Jaguar XF – BMW 530d Volvo S90 – Jaguar XF – BMW 530d

Три харизматичных седана премиум-класса

АвтоМир
Забуксовал на старте Забуксовал на старте

Сработает ли онлайн-аукцион на первичном рынке авто?

Forbes
Желез­ный Феликсович Желез­ный Феликсович

Главный русский оперный режиссер Дмитрий Черняков

Tatler
7 принципов летнего макияжа 7 принципов летнего макияжа

Летом так приятно добираться до работы пешком или на велосипеде, а не в душном транспорте, и пить прохладный лимонад вместо горячего кофе. Мы подсознательно ищем легкости, свежести и простоты. Это касается и выбора косметики. Как меняется макияж летом, рассказывает ведущий визажист Urban Decay Анастасия Винникова.

Psychologies
Легкие штрихи Легкие штрихи

Техника Anti-age макияжа

Добрые советы
Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить

Снять макияж одним движением, освежить волосы за пару секунд, быстро успокоить воспаление... И это далеко не полный перечень возможностей экспресс-средств, самого активно развивающегося сегмента в мире красоты.

Psychologies
Как «Звёздные войны» отмечали 40-летие Как «Звёздные войны» отмечали 40-летие

Star Wars Celebration 2017

Мир Фантастики
Риналь Мухаметов Риналь Мухаметов

Риналь Мухаметов. Что же в этом парне такого особенного?

Cosmopolitan
Война и мир Федерико Урибе Война и мир Федерико Урибе

Самые известные его работы сделаны из стреляных гильз и патронов

Популярная механика
Право на роль Право на роль

Накануне премьеры Игорь Бочкин поговорил с нами о своей новой работе в театре

Добрые советы
«Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера «Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера

Многие из нас мечтают о жизни без графика и офиса. О свободе делать то, что хочешь. Сергей Потанин, автор видеоблога «Записки путешественника», в 23 года придумал идею бизнеса, в 24 – заработал первый миллион. Вот уже шесть лет он путешествует, не заботясь о финансах. Мы поговорили с ним о том, как найти дело жизни, следовать за мечтой и чем опасна так желанная многими свобода.

Psychologies
Не виноватая я Не виноватая я

Как быть, если чувство вины появляется не к месту?

Cosmopolitan
Цифровое золото Цифровое золото

Откуда взялись деньги, которым не нужны банки и государства

Русский репортер
15 мыслей Валерия Тодоровского 15 мыслей Валерия Тодоровского

После девятилетнего перерыва режиссер вернулся к полному метру

GQ
Аманда Сейфрид Аманда Сейфрид

О новом аромате, бесстрашии и сумасшедших поступках

Cosmopolitan
Понятнее не стало? Понятнее не стало?

Как надо правильно принимать экзамены и выдавать права по новому регламенту

АвтоМир
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика
6 историй о вселенной Twin Peaks от создателя сериала Марка Фроста 6 историй о вселенной Twin Peaks от создателя сериала Марка Фроста

Соратник Дэвида Линча рассказывает, как создавался третий сезон сериала

Правила жизни
«Мир, полный чудес» Тодда Хейнса: фильм, обреченный на любовь «Мир, полный чудес» Тодда Хейнса: фильм, обреченный на любовь

Удивительный фильм, который будут воспевать так же, как воспевали «Ла-Ла-Ленд»

Правила жизни
Открыть в приложении