Все в дом
Благотворительный фонд Владимира Потанина более 20 лет финансово и интеллектуально помогает Эрмитажу.
Благотворительный фонд Владимира Потанина — высокопрофессиональный и эффективно действующий в нашей стране фонд. За 20 лет работы он превратился в социальную институцию, признанную во многих областях культуры и образования, но не потерял живого контакта с людьми и организациями, с помощью которых все начиналось. В списке его давних симпатий лидирует Государственный Эрмитаж.
Благотворительный фонд Владимира Потанина отметил свое двадцатилетие, выплатив в 2019 году более 1 млрд рублей в виде стипендий и грантов. Стратегия фонда Потанина — ставка на самовоспроизводящиеся проекты и программы, меняющие профессиональную среду, поддержка лидеров в области образования, культуры и филантропии — не менялась в течение всех 20 лет.
Фонд возник как естественное продолжение благотворительных инициатив своего основателя, миллиардера Владимира Потанина. «Я шел скорее по бизнесовой привычке, от спроса. Что мне казалось в тот момент востребованным, то и предложил, — рассказывал Владимир Потанин о создании фонда в интервью Forbes. — Сначала были выбраны стипендии в самых разных областях, возможно, потому, что я еще сам не забыл, как учился в институте, мне было приятно общаться с молодежью».
С 2000 года Владимир Потанин вручает именные стипендии студентам (сначала своей alma mater, МГИМО, а сейчас в конкурсе участвуют студенты 75 вузов по всей стране, стипендия составляет 25 000 рублей), с 1997 года поддерживает Государственный Эрмитаж. Как говорит Потанин, он может быть не в курсе оперативной работы фонда, но все, что делает фонд от его имени, отражает его жизненные ценности и личные симпатии.
Так что МГИМО и Эрмитаж у Владимира Потанина и его фонда вне конкуренции. Если МГИМО — это юность бизнесмена («Такая подпитка энергией: возишься со студентами и как будто сам становишься молодым»), то с Эрмитажем у Потанина связаны детские воспоминания о поездке с родителями в Ленинград в 1974 году. «Белые ночи, Петродворец, Эрмитаж. Мама старалась меня «пропереть» к искусству, отправить в музей, в театр, чтобы я расширял кругозор, интересовался не только футболом и хоккеем. После длительного посещения музеев и дворцов в Турции — я довольно долго жил там с родителями, начальную школу закончил — поход в Эрмитаж символизировал для меня возвращение на родину, реадаптацию, — вспоминает он. — Поэтому, когда во взрослой жизни прозвучала тема Эрмитажа, сразу возникли теплые воспоминания из детства. И звезды сошлись».
Бизнес и эмоции
Подробностей знакомства с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским Владимир Потанин в интервью Forbes припоминать не стал («Это же не история, как встретил девушку»), зато хронологию отношений пересказал с нескрываемым удовольствием.
В 1997 году Онэксимбанк стал первым российским патроном Эрмитажа, взнос составил $57 000. В 2002-м благодаря Потанину в коллекции Эрмитажа появился «Черный квадрат» Казимира Малевича (миллиардер выкупил его за $1 млн на распродаже собрания обанкротившегося Инкомбанка специально для музея). В 2003-м Владимир Потанин возглавил попечительский совет Эрмитажа. В 2010 году фонд Потанина учредил конкурс среди научных сотрудников Эрмитажа для участия в стажировках, научных поездках и образовательных программах. Грантовый фонд конкурса составляет сейчас более 3 млн рублей, максимальный размер одного гранта — 150 000 рублей. А специальная программа поддержки проектов музея позволяет премировать не только научных сотрудников, но и реставраторов, хранителей, юристов и пиарщиков — всего фонд выдал 1311 грантов музейным работникам разных специальностей. В 2011 году Владимир Потанин помог сформировать Фонд поддержки Эрмитажа, эндаумент, сделав первый вклад — $5 млн. В 2018-м на доходы от эндаумента при помощи благотворительного фонда Эрмитаж купил «Аврору» Ансельма Кифера и видео Билла Виолы «Море безмолвия». Работа Билла Виолы стала первой видеоинсталляцией в собрании Эрмитажа и стоила больших нервов сотрудникам фонда Потанина, пока они оформляли на таможне ввоз флешки — произведения искусства, созданного на нестандартном носителе. В 2019-м на доходы от эндаумента музей купил собрание западноевропейского искусства XI–XVII веков из 50 предметов.