Артем Нарышкин: Фундаменталисты против либералов: противостояние внутри РПЦ
Со стороны может казаться, что Русская православная церковь монолитна. Но это не так. Раскол, который в наши дни происходит среди паствы, разделяет верующих, возможно, не меньше реформы патриарха Никона
Амбиции Московской патриархии основаны на мифе о единстве веры. Церковные спикеры твердят, что православие сплачивает российский народ. Все православные якобы исповедуют одно вероучение и следуют общим нравственным нормам. В действительности же в РПЦ нет согласия по важнейшим этическим вопросам. Верующие, в том числе священники, имеют разные представления о добре и зле.
В сентябре 2019 года ряд священнослужителей РПЦ подписали письмо в защиту политических арестантов. 182 подписанта считают, что нравственный долг Церкви — защищать безвинно осужденных. Церковные консерваторы сразу осудили поступок «либералов», обнажив идейное противостояние внутри Церкви. Противоречия не сводятся к разным политическим убеждениям. Взгляды наиболее заметных подписантов и критиков письма сталкиваются почти по всем вопросам.
В Церкви есть два противоположных мировосприятия — Эрих Фромм назвал их авторитарным и гуманистическим. По мнению Фромма, гуманистическая религия сосредоточена на человеке и его способностях, авторитарная — на высшей силе, которая требует от человека подчинения. Это не просто разные типы религиозности. Их носители по-разному смотрят на взаимоотношения в семье, права граждан и обязанности государства. Священники, подписавшие обращение, выступают против страха как политического инструмента и ссылаются на Священное Писание. Их оппоненты прославляют сильную руку правителя — и тоже обращаются к Библии.
Для всех верующих Библия — богодухновенная книга, но либералы и авторитаристы по-разному трактуют Писание. Это сложный по составу и происхождению памятник, им можно обосновать и милосердие, и жестокость. Церковная традиция не разрешила противоречия, сохранив в себе и гуманистическую, и авторитарную стороны. В Библии есть разные образы Бога: с одной стороны, милосердный Иисус, с другой — жестокий Бог, карающий за грехи. Верующие делают акцент на одном из этих образов, некоторым ближе идея всепрощающей любви, другим — принцип справедливого воздаяния. И те, и другие будут причащаться в одном храме и поминать Святейшего Патриарха Кирилла.
Главное для христиан-гуманистов — любовь Бога к людям и признание свободы человека. Если смотреть на Библию с высоты этой любви, можно отделить вечные истины от грубой архаики. В Ветхом Завете много жестокостей — таковы нравы древнего мира, и их нельзя оправдывать волей Бога. Фундаменталистам важна идея божьего могущества: Бог вправе устанавливать нормы и требовать их соблюдения. Подобно восточному деспоту, Он может прибегать к любым средствам, чтобы навязать свою волю. Весть о любящем Боге представляет проблему для авторитаристов, в лучшем случае, он для них патриархальный отец, требующий повиновения.
Фундаменталисты и либералы полностью расходятся в понимании греха. Для первых это преступление перед Богом, которое вызывает Его гнев. Согласно этой трактовке, Иисус платит за грехи людей и восстанавливает справедливость. Гуманисты видят в грехе общую болезнь человеческой природы, в их понимании Бог — милосердный целитель. Он не отвечает на поступки людей гневом, не карает их, но ждет искреннего и свободного обращения. В притче о блудном сыне Бог бежит навстречу отступнику, не дожидаясь от него раскаяния.
Либералы и авторитаристы группируются вокруг разных приходов, известных пастырей и православных медиа. Их волнуют слишком разные вопросы и темы, чтобы можно было найти общий язык. В глазах фундаменталистов либералы подрывают основы церковной жизни, привнося в нее веяния из светского общества. По их мнению, отношение к власти, семье и сексу определено традицией и не может меняться. Никакие уступки «секулярному миру» невозможны. Авторитаристы поклоняются Христу как Богу, при этом их не смущает, что Иисус критиковал традиции и ставил любовь к ближнему выше правил.
Гуманисты видят главную ценность в свободе и достоинстве человека. Для них важна не традиция, а личный пример Иисуса. Он восставал против бедности и эксплуатации, обличал храмовый культ, обогащающий жреческую верхушку. Проповедь Иисуса имела социальное звучание, он шел на конфликт с властью, чтобы защитить достоинство слабых и отверженных. Поэтому либералы так чувствительны к темам семейного насилия, несправедливого суда и подавления бедных богатыми.
Среди православных медиа есть ярко выраженные авторитарные и либеральные. «Православие.ру» и «Царьград» выражают консервативную идеологию и обличают пороки Запада. В их картине мира РПЦ и Кремль находятся на стороне добра, Запад и либералы — на стороне зла. Мерилом истинности выступают традиционные ценности, по сути средневековые нормы полового поведения. Предлагается нехитрый рецепт праведности: нужно уважать государство, слушаться патриарха, строить патриархальную семью и ненавидеть гомосексуалистов. Верным чадам церкви не обойтись без знания геополитики: за каждым веянием с Запада стоят интересы НАТО.