Как МФТИ стал настоящей кузницей кадров для российского бизнеса

ForbesБизнес

Наука и жизнь

Как МФТИ при поддержке основателя Evraz Александра Абрамова и других выпускников стал настоящей кузницей кадров для российского бизнеса.

Текст Анастасия Ляликова. Фото Семен Кац для Forbes

В первый четверг октября 2010 года Владислав Сурков, первый замглавы Администрации президента, обсуждал с бизнесменами на рабочей встрече РСПП громкий проект — Инновационный центр «Сколково». За два дня до этого Нобелевскую премию по физике получили русские ученые, выпускники Московского физико-технического института (МФТИ) разных лет: Андрей Гейм, переехавший из России в Голландию, и поданный Великобритании Константин Новоселов. Российские власти предложили Гейму поучаствовать в «Сколково», но он в резкой форме отказался, назвав проект бесперспективным. На встрече РСПП Сурков холодно прокомментировал эскападу именитого ученого. Среди бизнесменов был и глава Evraz Group Александр Абрамов, который в один год с новым нобелевским лауреатом окончил МФТИ. Обращаясь в его сторону, президент РСПП Александр Шохин пошутил: «[Абрамов] тоже мог бы заработать миллион [получив Нобелевскую премию], если бы не ушел в бизнес, а теперь он простой миллиардер».

Жалеет ли «простой миллиардер» о несостоявшейся карьере ученого? Скорее нет — заработанные миллиарды позволяют ему поддерживать российскую науку. В родном для бизнесмена МФТИ Абрамов вместе с другим совладельцем Evraz и тоже выпускником этого вуза Александром Фроловым платит стипендии нуждающимся студентам из регионов, сам он возглавляет «Физтех-Союз», объединяющий выпускников университета, и лоббирует интересы института на самом высоком уровне.

В советские годы МФТИ в основном готовил инженеров и ученых для военно-промышленного комплекса, но он стал вузом и для самых успешных предпринимателей. В последний рейтинг 200 богатейших бизнесменов Forbes вошли 12 выпускников МФТИ. Еще один, миллиардер Валентин Гапонцев, учился там в аспирантуре. И их будет еще больше — мы уже видим несколько «физтехов», чьи технологические стартапы стали или скоро станут «единорогами». «Наша задача — среду поддерживать, будет среда — будут и новые люди в списке Forbes», — отвечает на это Абрамов.

В МФТИ учится около 7000 студентов, преподают более 80 академиков и членов-корреспондентов РАН. В вузе 11 факультетов. За все время существования Физтеха его окончили более 36 000 человек, среди них два нобелевских лауреата: Андрей Гейм и Константин Новоселов. Последний сейчас создает в институте лабораторию умных материалов.

Физики без лирики

Александр Абрамов родился в Краснодаре в обычной советской семье рабочих, учился на отлично, окончил школу с золотой медалью. Как и большинство мальчишек того времени, увлекался физикой и математикой — занятие точными науками тогда активно романтизировали «лирики», которых затмили «физики». Дети читали Даниила Гранина «Иду на грозу», смотрели фильмы «Девять дней одного года» и «Июльский дождь». По мнению Абрамова, МФТИ был тогда лучшим местом для будущих больших ученых. Вступительные экзамены там проводили раньше, чем в подавляющем большинстве московских вузов, и у абитуриентов в случае провала оставался шанс поступить в институт попроще.

Абрамов поступил с первой попытки на факультет молекулярной и химической физики, который окончил в 1982 году. В 1985-м окончил аспирантуру МФТИ, защитил кандидатскую в Институте высоких температур АН СССР (ИВТАН) и остался там работать. Московскую прописку получить не удалось, а жениться на москвичке только ради этого молодой ученый не хотел. Его супругой стала выпускница того же Физтеха, аспирантка Института химической физики АН СССР из Хабаровска.

ИВТАН отправил Абрамова в Махачкалу руководить лабораторией, которая занималась разработкой возобновляемых источников энергии. Так в 26 лет он стал, возможно, самым молодым завлабом в Академии наук. Командировка затянулась на пять лет, но по ее окончании Абрамову как особо ценному специалисту дали квартиру. Сначала в Зеленограде, а еще через год — в Москве, на Балаклавском проспекте. Поселившись в столице, Абрамов возглавил коммерческий центр ИВТАНа. Шел 1990-й, пятый год перестройки.

Академию наук Абрамов покинул в ноябре 1991 года, за месяц до развала СССР, уезжать за границу вслед за многими сокурсниками побоялся и занялся бизнесом в России. «Уверенности, что у меня все получится, не было. Я просто понял, что дальше оставаться в институте бессмысленно, безыдейно. Вокруг была разруха», — вспоминает миллиардер. Первые несколько месяцев он с одногруппниками торговал «всем подряд», позже сосредоточился на металлах.

Наступил 1992 год. В начале февраля у Абрамова родился старший сын, 20 февраля он сам отметил 33-летие, а 22-го зарегистрировал свою первую компанию ТОО «Евразметалл», из которой выросла металлургическая группа Evraz. Компанию Абрамов создавал вместе с другими студентами МФТИ, в том числе с Александром Катуниным, который в 1995 году привел своего бывшего студента, будущего президента Evraz Александра Фролова. Единственным акционером не из Физтеха стал в 1999 году выпускник МАИ, будущий миллиардер Олег Бойко. Со временем учредители покидали компанию, а их доли доставались Абрамову и Фролову. Уходили, в частности, из-за разных взглядов на управление. «Я стремился создать корпоративный механизм, мы становились меньше предпринимателями и больше корпорацией. Это не всем нравилось», — вспоминает Абрамов. Так, получив в 2004 году предложение «терпеть и получать дивиденды» или продавать, Бойко и Катунин, у которых на двоих было чуть больше 40% акций, выбрали второе. «Саша с Олегом подумали и продали. Мы даже не торговались: они назвали цену, и мы с Фроловым им ее заплатили», — утверждает бизнесмен.

В 2004 году долю в компании хотела купить международная Capital Group, однако с ней не договорились о цене. Деньги на развитие были нужны, и в 2005 году группа Evraz провела IPO на Лондонской фондовой бирже. Инвесторы оценили компанию в $5,1 млрд. В 2006 году у нее появились новые акционеры: Millhouse Capital Романа Абрамовича и Евгения Швидлера купила 41,3% акций. Сегодня Абрамович — крупнейший акционер Evraz, ему принадлежит 28,64% акций, но управляют компанией по-прежнему «физтехи» — Абрамов и Фролов. У Абрамова, по его словам, времени больше — он возглавляет совет директоров компании, и у него, в отличие от президента Фролова, есть время на другие проекты, среди которых поддержка МФТИ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Ботокс для ресниц: прорыв или развод на деньги? Ботокс для ресниц: прорыв или развод на деньги?

Ботокс для ресниц. Что это и нужно ли оно нам?

Cosmopolitan
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Плодоядные птицы не помогут большинству европейских растений сбежать от изменений климата Плодоядные птицы не помогут большинству европейских растений сбежать от изменений климата

Семена 86 процентов видов растений птицы переносят в южном направлении

N+1
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Как сборная России играла на прошлых Евро Как сборная России играла на прошлых Евро

Евро: первый тренер-иностранец и обидное поражение в истории российской команды

GQ
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Замглавы Минфина Алексей Сазанов — Forbes: «НДФЛ для доходов от 5 млн рублей нужно хотя бы два-три года не трогать» Замглавы Минфина Алексей Сазанов — Forbes: «НДФЛ для доходов от 5 млн рублей нужно хотя бы два-три года не трогать»

Заместитель главы Минфина — о налогах на прибыль и НДФЛ для среднего класса

Forbes
Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
Канье Уэст и Мандельштам. Премьера клипа и интервью с Сашей Гагариным из «Сансары» Канье Уэст и Мандельштам. Премьера клипа и интервью с Сашей Гагариным из «Сансары»

Солист «Сансары» — о поэзии, русской музыке и Мандельштаме

СНОБ
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Вне закона: 6 организмов, которые не должны существовать Вне закона: 6 организмов, которые не должны существовать

Эти организмы нарушают законы физики и биологии

Вокруг света
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Вам стоит простить себя за то, что вы… Вам стоит простить себя за то, что вы…

Больше не ругать себя за эти мысли и действия

Psychologies
Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
Болото как русская святыня Болото как русская святыня

Григорий Ревзин о том, как Александр Бродский создал идеальный русский парк

Weekend
Незачет по заданию Незачет по заданию

Почему господдержка на помогла российским вузам войти в топ-100 рейтингов мира

Forbes
Есть ретушь или нет? Фигуры российских звезд в отпуске vs в городе — сравниваем Есть ретушь или нет? Фигуры российских звезд в отпуске vs в городе — сравниваем

Российские звезды частенько попадаются на ретуши и фотошопе, особенно на отдыхе

Cosmopolitan
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Археологи воспроизвели музыку мезолитических охотников с помощью лосиных зубов Археологи воспроизвели музыку мезолитических охотников с помощью лосиных зубов

Костяные подвески из могильника в Карелии приняли участие в эксперименте

N+1
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
О пользе ничегонеделания: рассуждает Алина Фаркаш О пользе ничегонеделания: рассуждает Алина Фаркаш

Я – королева последнего момента

Cosmopolitan
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
Уколы в веки, чтобы увеличить глаза: чем опасен безумный бьюти-тренд из Кореи Уколы в веки, чтобы увеличить глаза: чем опасен безумный бьюти-тренд из Кореи

В Корее существуют бьюти-тренды, которые пугают весь остальной мир

Cosmopolitan
Ключевые решения Ключевые решения

Сын владельца «Ташира» возглавил в холдинге отца направление жилой недвижимости

Forbes
Ярослав Андреев Ярослав Андреев

Ярослав Андреев открыл первый TikTok House

Собака.ru
Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
Джетлаг: как перестать страдать и получить удовольствие от путешествия Джетлаг: как перестать страдать и получить удовольствие от путешествия

Эксперты — о том, как безболезненно перенести смену часовых поясов в путешествии

Популярная механика
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
«Мама была права» и еще 8 фраз, которые не стоит говорить мужчине «Мама была права» и еще 8 фраз, которые не стоит говорить мужчине

Манипулятивные фразы, которые нельзя говорить людям, которыми ты дорожишь

Cosmopolitan
Открыть в приложении