5 картин из фильмографии Сокурова, которые необходимо увидеть

EsquireСобытия

70 лет Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять

Егор Беликов

Русский ковчег Сокуров
AST Studio

Режиссер Александр Сокуров отмечает 70-летие. Несмотря на то что вот уже шесть лет на экраны не выходило ни одного его фильма, он продолжает оставаться не только одним из самых заметных кинодеятелей в стране и в мире, но и ньюсмейкером. Все с живостью обсуждают, к примеру, его заявление по поводу вреда от механизма выдачи прокатных удостоверений в Минкульте или приписанную ему цитату, выглядящую как фейк, о том, что причина заявлений актрис о сексуальных домогательствах на съемочных площадках — глупость «и женщин, и мужчин, которые разговаривают об этом и постоянно это пережевывают». Кинокритик Егор Беликов предлагает на секунду отвлечься от новостных заголовков, вернуться к обширной фильмографии Сокурова, которая остается совершенно неизвестной для большинства российских зрителей, и выбирает из нее пять картин, которые уж точно необходимо увидеть.

Жаль, что сегодня фамилия Сокурова, этого петербургского трепетного классика, все чаще звучит в заголовках новостей, а не в рецензиях на его фильмы. Впрочем, здесь нет вины самого режиссера — есть ощущение, что просто мы все как общество его не заслуживаем. Признаемся честно, почти никто не видел его фильмов — давайте используем как индикатор тот факт, что даже самая известная его работа «Русский ковчег» не набрала на «Кинопоиске» и 10 тысяч оценок, то есть остается совершенно неизвестной (даже на IMDb, то есть по миру, ее смотрели больше, чуть меньше 20 тысяч пользователей сайта — редчайший случай для российской картины). Хотя влияние их и на российское, и на мировое кино (во всяком случае, фестивальное) огромно. Причем не только самих картин, но и самого Сокурова как сподвижника. Почти все молодые российские режиссеры, фильмы которых сегодня интересуют фестивали большой тройки, вышли с сокуровского курса в Кабардино-Балкарском университете: Кантемир Балагов («Теснота», «Дылда», будущий сериал по видеоигре The Last of Us), Кира Коваленко (ее вторая картина «Разжимая кулаки» только что попала во вторую по значимости программу Канн-2021), Александр Золотухин (сам Сокуров считает его сильнейшим из своих выпускников — посмотрите дебютного «Мальчика русского»), Владимир Битоков («Глубокие реки»).

Но все же не хочется лишний раз в день рождения режиссера вспоминать только о других авторах, которых он обучил и на которых повлиял, — это как будто не совсем уважительно, раз уж у него и свои фильмы есть, да еще какие. Александр Сокуров — один из четырех лауреатов «Золотого льва», главной премии Венецианского фестиваля, что родом из СССР и России. Кроме него приз получали Тарковский за «Иваново детство», Михалков с «Ургой — территорией любви» и Звягинцев (дебютное «Возвращение»). Тарковский умер, Михалков уже давно не снимает (и слава богу, наверное), а вот каждая картина Звягинцева становится поводом для общенациональных обсуждений и дебатов. Сокуров же остается иконой, но для киноведов, глыбой, но для своих студентов (и то не для всех — с Балаговым и Коваленко мастер больше не общается), и будто бы не нужен российскому зрителю, который картин Александра не понимает и не принимает. Сегодня идеальный повод, чтобы наконец исправить это хотя бы для себя — вот пять его фильмов, с которых стоит начать изучать творчество нашего современника.

«Русский ковчег» (2002)

Известно, что в свое время первый фильм Сокурова, «Одинокий голос человека» (1978), у которого была очень тяжелая судьба — пленку хотели смыть, и спасти картину удалось только благодаря импровизированному ограблению фильмохранилища ВГИКа, — довольно тепло принял Тарковский. Ну, насколько это было возможно в его случае: наш сумрачный советский гений вообще любил отругать в своих дневниках фильмы, признанные ныне классическими, от «Апокалипсиса сегодня» до «2001: Космической одиссеи». Так вот, еще про самый первый фильм Сокурова Тарковский писал: «У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения» — это грандиозный комплимент. Жаль, что Андрей Арсеньевич не дожил до «Русского ковчега» — так хотелось бы прочитать в его дневниках, разозлился бы он от увиденного или восхитился, решил бы он, что весь фильм — лишь технический трюк, или же проникся бы глубиной каждой сцены.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли» Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли»

Нам, балетным детям, казалось, что все остальные люди в мире — неудачники

Караван историй
8 (по)потрясных латиноамериканских песен 8 (по)потрясных латиноамериканских песен

Эти песни были посланы свыше, чтобы ты смог скоротать начало лета под них

Maxim
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
4 шага, чтобы наладить диалог со своей Тенью 4 шага, чтобы наладить диалог со своей Тенью

Что общего между перфекционизмом, заниженной самооценкой и трудной судьбой?

Psychologies
Как спастись от жары: советы ученых и развенчание мифов Как спастись от жары: советы ученых и развенчание мифов

Как легче переносить жару?

Maxim
Знак на лбу у римских купидонов назвали клеймом преступников и рабов Знак на лбу у римских купидонов назвали клеймом преступников и рабов

Анализ сицилийских мозаик принес новую трактовку V-образных символов

N+1
Что не стоит делать в постели, если с вами в спальне собака Что не стоит делать в постели, если с вами в спальне собака

Наверняка ты никогда не задумывался об этом, если у тебя нет собаки. Или секса

Maxim
Атомный кран приподнял графеновый слой Атомный кран приподнял графеновый слой

При сильной связи зонд способен приподнимать и отпускать графеновый слой

N+1
История учителя из Африки, который боролся с коррупцией и бежал в Россию. Его могут казнить История учителя из Африки, который боролся с коррупцией и бежал в Россию. Его могут казнить

История эритрейца, который боролся с коррупцией в школе

СНОБ
Вишневый понзу, сугудай, вертолеты: что сулит вам гастротур в Норильск Вишневый понзу, сугудай, вертолеты: что сулит вам гастротур в Норильск

Гастротур в Норильск: диковинный сугудай, знаменитая нельма и ледяные просторы

Esquire
В волокна ткани встроили чипы памяти и датчики температуры В волокна ткани встроили чипы памяти и датчики температуры

Американские инженеры разработали умное волокно

N+1
Ближайший внегалактический источник быстрых радиовсплесков связали со старым шаровым скоплением Ближайший внегалактический источник быстрых радиовсплесков связали со старым шаровым скоплением

Астрономы локализовали источник повторяющихся быстрых радиовсплексов

N+1
«Моя жена погибла»: для знакомств в Тиндере мужчина представлялся вдовцом «Моя жена погибла»: для знакомств в Тиндере мужчина представлялся вдовцом

Неожиданный финал: история одного свидания с мужчиной-вдовцом

Psychologies
Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат: фильмы о людях с необычной профессией Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат: фильмы о людях с необычной профессией

Фильмы о людях с профессиями, о которых мы едва догадывались

Cosmopolitan
4 программы для совместной работы с документами 4 программы для совместной работы с документами

Какие программы лучше всего подходят для домашнего офиса

CHIP
Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр

Артем Быстров и Ксения Теплова рассказывают друг о друге с невероятной нежностью

Караван историй
Стыдно признаться: Алина Фаркаш про стереотипы о Стыдно признаться: Алина Фаркаш про стереотипы о

Можно не любить котиков и фильмы Вуди Аллена, но признаваться в этом нельзя!

Cosmopolitan
Как справиться с акклиматизацией в другом климате, на море и в горах Как справиться с акклиматизацией в другом климате, на море и в горах

Как справиться с акклиматизацией в различных условиях

РБК
Все в твоих руках: 12 правил укладки тонких и длинных волос Все в твоих руках: 12 правил укладки тонких и длинных волос

Тонкие волосы отлично поддаются укладке, если ты держишь в уме эти советы

Cosmopolitan
«Не зарабатывал, а творил историю»: как Тони Уилсон изменил подход к покупке и прослушиванию музыки до Apple «Не зарабатывал, а творил историю»: как Тони Уилсон изменил подход к покупке и прослушиванию музыки до Apple

Музыкальная революция Тони Уилсона

VC.RU
Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы

Буддизм дал миру множество интереснейших культурный феноменов

Вокруг света
#glam_profashion: Гоша Карцев #glam_profashion: Гоша Карцев

Умеющий показаться суровым стилист с добрым сердцем и острым языком

Glamour
Атомно-силовой микроскоп разглядел отдельные аминокислоты в белках Атомно-силовой микроскоп разглядел отдельные аминокислоты в белках

Новый метод микроскопии позволяет следить за конформацией биомолекул

N+1
«Моцарт видит меня именно таким, какой я есть на самом деле» «Моцарт видит меня именно таким, какой я есть на самом деле»

Музыкант Алексей Воробьёв и его корги Моцарт

OK!
Пчелы против бегемотов: как убить фараона Пчелы против бегемотов: как убить фараона

История о гибели фараона от укуса пчелы

N+1
Одними губами Одними губами

Поцелуи – важный маркер отношений в паре

Cosmopolitan
Когда научная фантастика предсказала будущее, а когда ей этого не удалось Когда научная фантастика предсказала будущее, а когда ей этого не удалось

Множество идей из фантастических романов так и остались на их страницах

Популярная механика
Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб

Шумовое загрязнение нарушает коммуникацию этих рыб

N+1
Прятался в подполе 1000 дней. История спасения одного еврея Прятался в подполе 1000 дней. История спасения одного еврея

История о том, как люди укрывали евреев

СНОБ
6 тюрем строгого режима, за ночь в которых не жалко отдать свободу 6 тюрем строгого режима, за ночь в которых не жалко отдать свободу

Отели, которые мастерски замаскировались под казематы и остроги

Maxim
Открыть в приложении