Маски сброшены
После ухода из Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) основатели приложения MSQRD Сергей Гончар и Евгений Невгень строят бизнес с Натальей Водяновой.
Создатели приложения MSQRD Сергей Гончар и Евгений Невгень живут в Лондоне, но пандемия коронавируса застала их в Белоруссии. «Мы в Минске, приехали провести время с командой. У нас здесь офис разработки Loóna», — говорит Евгений Невгень, усаживаясь в черное геймерское кресло напротив экрана компьютера. С Forbes предприниматели созваниваются через Zoom. Гончар и Невгень — партнеры по венчурной студии Bratte, которую создали после того, как продали MSQRD Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и отработали в социальной сети три года. Через Bratte они уже инвестировали в календарь женского здоровья Flo, запустили проект для вечерних медитаций Loóna. А теперь вместе с Натальей Водяновой и ее партнером Тимоном Афинским готовят к запуску благотворительный проект Locals.org, в который уже вложили более $1 млн. Какие проекты строят создатели MSQRD после ухода из Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)?
Гончар и Невгень родились в Гродно и с детства интересовались технологиями и информатикой. Познакомились они в 2008 году еще школьниками на городской конференции по информатике, куда Невгень принес несколько проектов. Гончара заинтересовало выступление Евгения, и он завалил докладчика вопросами. После школы приятели решили поступить в Гродненский государственный университет и стать программистами. На младших курсах подрабатывали, программируя социальные игры, порталы и форумы. «Я тогда зарабатывал $1200 в месяц, мог себе позволить на такси ездить и пирожками всех угощать», — вспоминает Гончар. Талантливого студента-второкурсника быстро заметили, и бывший сотрудник студии Лебедева Иван Дембицкий в 2011 году предложил Сергею переехать в Черногорию — работать над стартапом по 3D-визуализации Realaxy. «Мне хотелось погрузиться в мир гаражных стартапов, где двое чуваков садятся, что-то пилят, придумывают идею, а потом этим пользуется весь мир», — вспоминает Гончар. Поэтому предложение переехать он принял не раздумывая.
В Черногории его ждал пятиэтажный дом у моря с офисом на первом этаже. Все жили и работали вместе, как в фильмах про Кремниевую долину. Невгень в Черногорию не полетел, решил работать удаленно и доучиться в Белоруссии. Но уже через несколько месяцев перебрался из Гродно в Минск. «Я приехал с одним рюкзаком и в первый же день попал на хакатон, где познакомился с создателями платформы для благотворительного аукциона встреч «МаеСэнс» Денисом Кондратовичем и Михаилом Карпицким», — вспоминает Евгений. У стартапа уже были пользователи, в команду нужен был талантливый дизайнер, и партнеры позвали Невгеня. «МаеСэнс» работала по принципу аукциона: на платформе публиковались лоты на встречу, любой желающий мог сделать ставку, вырученные деньги шли на благотворительность. По словам Невгеня, за полтора года сервис вырос до 100 000 пользователей, команда задумалась о выходе в США, но этот выход провалился. «Нам не хватило опыта. Я решил пойти куда-то еще», — рассказывает Невгень. В 2012-м он стал первым сотрудником PandaDoc (автоматизация документооборота) Микиты Микадо, а в 2013-м создал собственный проект SplitMetrics вместе с партнером Максимом Курниковым. Главный продукт SplitMetrics — сервис аналитики мобильных приложений. Среди клиентов, по словам Невгеня, были крупные IT-компании уровня Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Google и Uber.
К 2015 году проект, в котором работал Гончар в Черногории, так и не вышел на рынок. И Сергей решил вернуться в Минск. У Невгеня дела шли в гору — SplitMetrics вышел на безубыточность и обслуживал около 1000 крупных клиентов. За годы, пока друзья жили в разных странах, они стали меньше общаться, но не потеряли связи. «Все это время я тосковал по Сергею, своему ближайшему другу и партнеру. И вот он приезжает, и я понимаю: надо что-то придумать. SplitMetrics тогда был на пике, а Серега был вообще без компании», — вспоминает Невгень.