«Если руководить — тогда мужчины»: что делали женщины в советской политике
В новом цикле Forbes Woman «История русского феминизма» мы вместе с гендерными исследователями, экспертами и участниками событий разбираемся, как «женский вопрос» решали в Советском Союзе. Главный вопрос, на который мы пытаемся ответить: действительно ли было в СССР гендерное равенство? В этом выпуске мы рассказываем о женщинах в политической системе «Невежественны в отношении простейших жизненных принципов, физических или каких-либо иных, а также в отношении своих собственных функций в качестве матерей и граждан» — так Александра Коллонтай характеризовала большинство российских женщин вскоре после Октябрьской революции. Преодоление их политической отсталости и пассивности и стало основной задачей «решения женского вопроса». Заниматься этим должны были женотделы — группы активисток, организуемые при производствах.
Задачи приходилось решать самые разные, от борьбы с проституцией до ликвидации сиротства, от создания служб быта до надзора за жилищным строительством, и, конечно, следовало заниматься коммунистическим образованием женщин. Главным рупором были СМИ : журналы «Работница», «Крестьянка», «Коммунистка», «Делегатка». Чтобы повысить читаемость, в них даже добавляли модные страницы. Однако женотделовки понимали, что печатной пропаганды мало для страны, где большинство женщин неграмотны, и шли «в народ». Они выступали с агитпоездов и агитпароходов, кочевали по Средней Азии и организовывали «красные юрты» — культурно-просветительские учреждения в отдаленных селениях. Агитацию вели даже в банях, которые во многих патриархальных районах оставались единственным местом, где женщины могли собраться и поболтать друг с другом «о своем».
«Политика — очень циничное дело, особенно в отношении женщин. Вовлекая женщин в государственное строительство, власть решала вполне определенные практические задачи. Активная мобилизационная политика началась во время Гражданской войны, когда советская власть висела на волоске и нужно было мобилизовать все ресурсы, в том числе трудящихся женщин», — рассказывает Ольга Шнырова. Но хотя женотделы создавались сверху для идеологической обработки женщин, работа этих организаций была похожа на работу низовых активисток — искренне увлеченных, целеустремленных, преодолевающих сопротивление мужчин. О результатах их работы в 1932 году социолог Фаннина Халле писала: «Процесс эмансипации, происходящий в настоящее время в России, отличается от всех предшествующих в обозримой истории человечества тем, что он осуществляется в соответствии с планом и в беспрецедентных масштабах. И хотя в ходе исторического развития этот процесс может быть свернут, один результат уже достигнут: гуманизация женщины».
Процесс был свернут, когда Александра Коллонтай присоединилась к Рабочей оппозиции (группе профсоюзных лидеров, поставивших под сомнение руководящую роль партии), а в ее текстах появились попытки взглянуть на «женский вопрос» с точки зрения самих женщин. Партия решила, что эти «феминистские тенденции» могут привести к тому, что «женский трудовой контингент порвет с общей классовой борьбой». Коллонтай отправили на дипломатическую службу, а женотделы в конце концов были признаны тормозящими прогресс и в 1930 году упразднены.
«К 1930 году советская власть уже твердо стояла на ногах. Начиналась другая политика — индустриализации и коллективизации. Там тоже нужна была мобилизация женщин, но в большей степени как трудового ресурса. А проявление их политической самостоятельности было уже нужно в меньшей степени. Хотя не нужно забывать о том, что от политики равноправия до конца не отказались. Женщина должна быть не только домохозяйка, но еще общественная деятельница и труженица — три в одном», — объясняет Шнырова. Своеобразной «школой политики» было делегатское движение: на производственных собраниях работницы выбирали делегаток, которые направлялись на обучение, представлявшее собой что-то вроде стажировки в разных партийных и профсоюзных структурах. Затем они возвращались на родные предприятия, где передавали полученные знания уже своим коллегам.
На фоне делегаток почти атавизмом выглядело движение общественниц — по сути, управляемое сверху общество жен работников, которые занимались обустройством «нового быта». Иногда их деятельность выглядела почти гротескно. Например, в 1941 году журнал «Общественница» сообщал, что совет жен паровозостроительного завода города Ворошилова принял участие в строительстве специального паровоза для машиниста-орденоносца. Женщины развесили по кабине портреты вождей, на окна — шелковые занавески, в специально сконструированных шкафах на тендере (вагоне с углем) разместили посуду и техническую библиотечку, а между шкафами — умывальник с зеркалом. Для сиденья машиниста сшили бархатный чехол. Правда, гораздо чаще общественницы занимались уборкой территории заводов и шитьем недостающей рабочей экипировки для мужей.