Елки-палки: как стартап по высадке леса Maraquia получил похвалу Путина, потерял инвесторов и теперь судится с основателем
За семь лет проект Maraquia («Маракуйя»), который позволяет посадить дерево через интернет в три клика, высадил 4 млн деревьев, вышел на 100 млн рублей годовой выручки, получил заказ от Владимира Путина и стал партнером ВТБ. Но за красивым фасадом стартапа скрываются конфликты основателей, недовольство потерявших деньги инвесторов и судебные разбирательства.
Накликать дерево
Идея сервиса, с помощью которого любой желающий может посадить дерево через интернет в любой точке Земли, пришла уроженцу Туркменистана Александру Платонову в 2012 году. На многочисленные сообщения и звонки Forbes он не ответил, но его биографию нетрудно найти в сети — о проекте Maraquia в 2013-2015 годах много писали СМИ. До запуска бизнеса Платонов закончил турецкий Middle East Technical University и перебрался в Москву. В столице год работал управленцем в «Кредит Европа Банке», а затем несколько лет организовывал приезд зарубежных предпринимателей в Россию в рамках «Зворыкинского проекта» (программа «Росмолодежи» для инновационных проектов).
Об идее лесного стартапа Платонов в 2012-м рассказал коллегам по «Зворыкинскому проекту»: владельцу ИТ-разработчика KR Digital Сергею Ковалеву, Марии Макаровой, которая тогда работала в «Росмолодежи», и знакомому со времен учебы в Турции Александру Киселеву. Всем троим задумка понравилась, и они стали сооснователями Maraquia. В марте 2012 года партнеры зарегистрировали ООО «Маракуйя»: 64% — у Платонова, 30% — у Макаровой, 5% — у Ковалева и 1% — у Киселева (по данным СПАРК). Ковалев занялся разработкой ИТ-системы проекта, Макарова — взаимодействием с директорами национальных парков, а Киселев впоследствии — продажами.
Осенью 2012-го Ковалев силами пяти сотрудников KR Digital создал прототип Maraquia: сайт для пользователей (частных лиц и компаний) и приложение, в котором лесничие национальных парков и заповедников могли отмечать GPS-координаты лесных участков, требующих зачистки от старых сухих деревьев и посадки новых. Первым использовать приложение стал национальный парк «Угра». В начале 2013-го партнеры смогли привлечь на доработку пилотной версии первые инвестиции от сооснователя космического проекта Dauria Aerospace Михаила Кокорича (инвестировал вместе с партнером Дмитрием Ханом), а также Михаила Чучкевича и Бориса Рябова, управляющих партнеров венчурного фонда Bright Capital. Ковалев точную сумму вложений не называет. В интервью The Village Платонов рассказывал о привлечении $450 тыс. По словам Кокорича, только его вложения составили «несколько сотен тысяч долларов». Чучкевич на момент публикации комментарий не дал.
За свои вложения инвесторы к апрелю 2013 года получили совокупно около 13,9% в ООО «Маракуйя», доли Ковалева, Макаровой и Киселева стали одинаковыми — 9,57%, у Платонова остался контрольный пакет (по данным СПАРК). После привлечения инвесторов ООО «Маракуйя» подписала с KR Digital (ООО «КР») договор, по которому часть инвестиционных средств основатели поэтапно переводили в ИТ-компанию Ковалева в качестве оплаты за разработку.
До 2014 года стартаперы продолжали дорабатывать продукт, и бизнес «почти ничего не приносил», говорит Ковалев. «Частных клиентов было мало, а корпоративными тогда были только согласившиеся посадить деревья через Maraquia по дружбе», — вспоминает он. Так, например, первым спонсором посадки 5 000 сибирских елей в национальном парке «Угра» стала компания Dauria Aerospace инвестора Maraquia Михаила Кокорича. Небольшие посадки финансировали также клиенты KR Digital (магазины «Деликатеска» и «На колесах»). В 2013 году, по данным СПАРК, выручка ООО «Маракуйя» составила 7,2 млн рублей, убыток — 6,6 млн рублей. В 2014 году — 2,4 млн рублей и 7,1 млн рублей соответственно.
На фоне финансовых сложностей отношения в команде Maraquia стали накаляться, вспоминает Ковалев: «Инвестиции нам приходили траншами. Осенью 2013 года, когда денег давно не было, Платонов начал психовать. Дошло до того, что он стал общаться с инвесторами неподобающим образом». По словам Дмитрия Хана, он и Кокорич в конце 2013-го приостановили инвестиционные транши. «Часть акций, о которых мы договорились [с Платоновым], была оформлена сразу, а вторая часть должна была перейти к нам после определенных действий, которые мы произвели, но доли наши так и не увеличились. Платонов всячески затягивал оформление. Мы посчитали неправильным проводить какие-либо дальнейшие инвестиции при таком отношении», — вспоминает Хан. По его оценке, доля инвесторов должна была быть «в два-три раза больше» 13,9%, полученных в апреле 2013-го. В итоге инвесторы прекратили общаться с основателями Maraquia; в суд подавать не стали, так как потраченные деньги были для них незначительными.