Какие новые материалы для авиации разрабатываются в России

ЭкспертHi-Tech

ВИАМ добавит материалам интеллекта

Разработка новых материалов и освоение аддитивных технологий позволили совершить прорыв в отечественном авиационном двигателестроении. На очереди — создание интеллектуальных материалов, меняющих свои свойства в зависимости от условий и среды эксплуатации

Николай Ульянов

Евгений Каблов прошел пусть от инженера до генерального директора ВИАМ

Взятый российской промышленностью курс на импортозамещение должен быть подкреплен созданием материалов, имеющих особые свойства, которые способны обеспечить новые качества и характеристики готовым изделиям. И здесь ведущую роль играет Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) НИЦ «Курчатовский институт», где к настоящему времени в кооперации с отраслевыми институтами и конструкторскими бюро было создано более 3200 марок конструкционных и функциональных материалов.

Генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов рассказал «Эксперту» о том, как разработки института дали старт созданию авиадвигателя ПД-14 и какие новые материалы разрабатывает институт сейчас.

Евгений Николаевич Каблов, генеральный директор НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ.

Родился 14 февраля 1952 года.

В 1974 году с отличием окончил МАТИ им. К. Э. Циолковского.

Трудовую деятельность начал в ВИАМ в должности инженера.

С 1996 года — генеральный директор ВИАМ.

Академик РАН, доктор технических наук, профессор Евгений Каблов — известный российский ученый в области наук о материалах, один из основателей школы современного материаловедения, автор научных разработок конструкционных и функциональных материалов нового поколения, которые нашли практическое применение в эксплуатируемых и перспективных летательных аппаратах, газотурбинных авиационных двигателях, ракетной, космической и специальной технике.

Евгений Каблов — лауреат Государственной премии СССР в области моторостроения (1987), лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (1999), лауреат премии Правительства РФ за разработку и создание новой техники (2002), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2010), лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий (2014).

За свою научно-организаторскую деятельность отмечен государственными наградами: орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Почета, орденом Александра Невского, медалями, Почетной грамотой Президента Российской Федерации.

— Евгений Николаевич, можно ли говорить, что в настоящее время мы наблюдаем своего рода ренессанс в авиастроении? И если это действительно так, то с чем это связано, на ваш взгляд?

— Согласен, есть определенное движение к новым результатам. И здесь я бы в первую очередь отметил двигателестроение, точнее, создание первого за тридцать пять лет российского газотурбинного двигателя ПД-14.

Появление авиационного двигателя пятого поколения стало возможным благодаря поддержке Владимира Владимировича Путина, который в июне 2008 года во время посещения нашего института поддержал инициативу создания семейства газотурбинных двигателей гражданской авиации на базе унифицированного газогенератора. На тот момент с распада Советского Союза в стране не было создано ни одного авиадвигателя. Я тогда доложил ему, что в ВИАМ разработаны уникальные сплавы для турбин высокого и низкого давления, для камеры сгорания, превосходящие по своим характеристикам зарубежные аналоги. Министру промышленности и торговли Христенко было дано поручение подготовить предложения по постановке ОКР и их финансированию. В течение двух недель соответствующие предложения были подготовлены и доложены Владимиру Путину, который был тогда председателем правительства РФ. Итогом стало решение о выделении 12,8 миллиарда рублей на разработку первого в постсоветской России авиационного двигателя.

Головным разработчиком ПД-14 стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель» во главе с Александром Александровичем Иноземцевым. Благодаря его поддержке ВИАМ на базе имеющегося научно-технического задела разработал 20 новых высокотемпературных ресурсных материалов, а также технологии их получения.

Хочу отметить, что наши материалы традиционно (а мы можем с полным правом говорить о традициях — в этом году ВИАМ исполняется 90 лет) выходят на производство только после комплексной оценки на соответствие требованиям конструктора. Именно поэтому применение в конструкции двигателя ПД-14 инновационной продукции материаловедов ВИАМ обеспечило не только надежность, но и высокие эксплуатационные характеристики ПД-14, и сделало его конкурентоспособным на мировом рынке.

При изготовлении тонкостенных деталей камеры сгорания из деформируемых материалов мы вышли на аддитивные технологии, и в 2014 году впервые в Российской Федерации в ВИАМ была создана инфраструктура для аддитивного производства замкнутого цикла. Это позволило достаточно быстро сделать опытные партии, провести их паспортизацию, специальную квалификацию и предоставить конструктору.

Далее мы совместно с генеральным конструктором провели определенную работу для того, чтобы заводы могли выпускать разработанные в ВИАМ новые материалы. У нас уже были паспорта, технические условия, технологические рекомендации. Все это дало возможность уже в 2014 году сделать газогенератор.

Инновационность ПД-14 состоит в том, что при его разработке удалось получить качественное изменение основных параметров рабочего режима двигателя. Мы добились увеличения степени двухконтурности в два раза, температуры газа перед турбиной — на 100 позиций по шкале Кельвина, суммарной степени сжатия в компрессоре — на 20 процентов.

Для этого двигателя ВИАМ разработал принципиально новые конструкционные высокотемпературные металлические, интерметаллидные, композиционные, керамические, функциональные материалы и технологии изготовления крупногабаритных полуфабрикатов и деталей. Важнейшей составляющей этого проекта являются технологии создания широкохордной лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов, легких лопаток из интерметаллидных титановых сплавов, лопаток турбины высокого давления с монокристаллической структурой.

И, самое главное, впервые в России с применением аддитивной технологии была изготовлена деталь — завихритель фронтового устройства камеры сгорания ПД-14. При традиционном изготовлении методом точного литья с последующей механической обработкой такая деталь изготовлялась бы 60 дней, и выход годного при этом составил бы не более 40 процентов. А по аддитивной технологии срок изготовления — шесть дней, выход годного — 100 процентов. При этом мы получили колоссальный выигрыш в производительности труда — она возросла в десять раз. Но главное — это решение позволило добиться существенного снижения эмиссии NOx, СOx.

Кроме того, под руководством Иноземцева мы сделали мотогондолу, которая практически на 70 процентов состоит из полимерных композиционных материалов. Это первый опыт в российской практике — до этого мотогондолы у нас были металлические, а за рубежом для их изготовления уже давно применялись полимерные композиционные материалы.

— Эти материалы тоже разработал ВИАМ?

— Да, все материалы были разработаны нашими специалистами. По запросу конструктора мы использовали волокна с прочностными характеристиками на уровне волокна Т-800 — по международной классификации. Уровень Т-800 обеспечивает предел прочности волокна на разрыв 5,5 ГПа и другие свойства. Кроме того, мы разработали специальные связующие, которые обеспечивают очень хорошее выполнение характеристик по расслоениям, потому что это многослойная конструкция. По технологии волокна пропитывают связующими, и получается предварительно готовый материал в виде ленты, который затем укладывается под разными углами и формуется в автоклаве.

— Евгений Николаевич, композиционный материал для мотогондолы изготовлен полностью из российского сырья? Мы же помним историю с крылом для МС-21, когда нам было отказано в поставке определенных материалов, необходимых для его изготовления. И хорошо, что у нас они уже были разработаны в инициативном порядке. Здесь такой опасности нет?

— Для данного проекта по мотогондоле мы покупали волокна из КНР, так как пока отечественного ПАН-волокна на уровне Т-800 нет. В ноябре прошлого года в Елабуге был открыт завод по производству ПАН-прекурсора. Для начала надо достичь прочностных характеристик уровня Т-700 (предел прочности волокна на разрыв — 4,9 ГПа), а потом и Т-800. Достижение прочности углеродного волокна на уровне Т-800, а затем Т-1000 — это задача национального масштаба.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы освоения этого производства «Росатомом»?

— Вопрос очень непростой. Это крайне важное инновационное направление, необходимо точное соответствие требованиям по чистоте используемых компонентов. Для начала нужно сделать полиакрилонитрил, потом перевести его в предельный раствор, а из предельного раствора сформировать и по определенной технологии получить ПАН-прекурсор. Далее из ПАН-прекурсора получить само углеродное волокно. ПАНпрекурсор — это 80 процентов успеха по физико-механическим характеристикам. Но и с волокном не все просто. Для получения высокочистых компонентов необходимо развитие в стране такого направления, как специальная высокочистая химия. Мы не можем быть в постоянной зависимости от поставок из-за рубежа. А между тем в США, Японии, КНР эти производства и технологии уже очень сильно развиты.

В огне не горит

— Вернемся к двигателю ПД-14. Как говорят, нет предела совершенству. Планируется ли в процессе серийного производства двигателя заменить какие-то детали на новые, изготовленные из новых материалов или по новым технологиям, например аддитивным, для улучшения его характеристик?

— По этому двигателю все отработано, его характеристики соответствуют мировым стандартам. Его надо просто выпускать в требуемом количестве. А вот его газогенератор — это основа создания уже следующей линейки двигателей.

Вы знаете, что для самолета «Сухой Суперджет» используется французский двигатель SaM146, с которым возникают определенные проблемы. Поэтому принято решение, и президент дал соответствующую команду, делать для «Сухой Суперджет» двигатель ПД-8. Естественно, при его создании будут использованы разработки по ПД-14.

А перспектива дальнейшего развития двигателестроения с использованием опыта по проекту ПД-14 — это двигатель ПД-35 с тягой 35 тонн. Работа уже началась. Дополнительно к тем 20 материалам, которые были разработаны к ПД-14, мы совместно с ОДК и Иноземцевым создали еще 14 новых материалов. Это новые углепластики, новое связующее для рабочей лопатки вентилятора, клей ВК102А для приклеивания титановой защиты на входную кромку композиционной лопатки вентилятора.

Далее — подшипники, которые по праву считаются основой машиностроения. С производством подшипников у нас в стране существует серьезная проблема. Для ПД-35, а это большой двигатель, нужны подшипники больших габаритов, и, конечно же, для этого нужен надежный материал. В Советском Союзе такие материалы производились на Украине. Наш институт ранее не занимался подшипниковыми материалами, но специально для двигателя ПД-35 специалисты ВИАМ разработали ВКС17 — теплостойкую подшипниковую сталь.

Кроме того, мы создали уникальный материал — гамматитан алюминий, он почти на 50 процентов легче, чем традиционные сплавы на основе никеля или железа с никелем. Были проблемы с изготовлением из него лопатки турбины — этот материал обладает склонностью к горячим трещинам. Но сейчас все вопросы решены, и первая партия лопаток уже изготовлена.

Отмечу также, что порядка 50 деталей камеры сгорания двигателя ПД-35 изготавливаются по аддитивным технологиям.

— В ПД-14 по аддитивной технологии была сделана только одна делать — завихритель, а в ПД-35 их будет уже 50?

— Да, это необходимо для того, чтобы выдержать параметры двигателя. ПД-35 имеет вентилятор диаметром 3,1 метра. Степень двухконтурности — 1,7, это очень большой коэффициент. Сухая масса — 7550 килограммов, степень сжатия — 53, снижение эмиссии вредных выбросов — до 50–60 процентов.

— Ранее в интервью нашему журналу вы говорили, что сейчас перед мировыми производителями авиационных двигателей стоит задача создать двигатель с соотношением его массы к тяге 1 к 20. То есть двигатель должен быть в 20 раз легче, чем тяга, которую он создает. Мы приближаемся с ПД-35 к этому показателю?

— Да, и с ПД-14, и с ПД-35. Все зависит от того, какие материалы используются в структуре двигателя. Если интерметаллидов, полимерных металлических композитов, больше, то мы получаем снижение массы в два раза. Кроме того, 17 сборочных единиц в ПД-14 сделано из полимерных композиционных материалов, что, безусловно, способствует снижению массы конструкции.

— Для ПД-35 лопатки будут отливаться или выращиваться?

— Часть будет отливаться, а часть — выращиваться методом аддитивных технологий. Для ПД-35 нужен материал, который будет работать на температуре 1350 градусов Цельсия — это необходимо, чтобы убрать охлаждение лопаток турбины. Лопатка турбины работает при температуре, на 400–500 градусов превышающей температуру плавления, в силу того что она эффективно охлаждается. И надо создавать либо очень сложную систему охлаждения, либо материал, который в силу своего химического состава и структуры будет работать без охлаждения.

И конечно, можно использовать различные металлические, керамические композиционные материалы, которые обеспечивают работоспособность деталей, конструкции при высоких температурах.

— Можно ли говорить, что материалы, которые смогут выдерживать высокую температуру и, соответственно, позволят изменить конструкцию двигателя, — это материалы будущего?

— Безусловно. Но самая главная задача — интеллектуальные материалы, которые могут менять свои свойства в зависимости от условий и среды эксплуатации. Эта задача обозначена в разработанных в ВИАМ Стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года.

— Если сравнить наши разработки с разработками наших зарубежных коллег и конкурентов в части материалов — как можно оценить нашу позицию? Догоняем, вровень или перегнали?

— Сейчас обмен информацией очень ограничен. По имеющимся в доступе публикациям можно сказать, что весь необходимый объем современных материалов для ПД-14, которые отказались поставлять зарубежные производители, мы разработали и организовали производство. Подчеркну: благодаря тому, что работа по созданию соответствующего научно-технического задела была заранее профинансирована.

Отмечу, что у нас существует еще одна проблема, а именно оторванность фундаментальных исследований от прикладных. Это вызвано тем, что Российская академия наук не занимается научными исследованиями и без своих научно-исследовательских институтов, которые перешли из подчинения ФАНО в Минобрнауки, не может выступать в качестве высшей научной экспертной организации, как это было в СССР. Это необходимо исправить. Когда я баллотировался в президенты Академии, я говорил, что РАН необходимо вернуть право быть высшим научным учреждением, чтобы академия могла проводить исследования в своих научных организациях.

Производство полимерных композиционных материалов в ВИАМ

Надо добавить свое

— Созданное в ВИАМ аддитивное производство доказало преимущество использования этого метода. Но эта технология пока не получила массового распространения в стране. Почему?

— Да, на сегодняшний день в нашем институте действует единственное в Российской Федерации аддитивное производство полного цикла. В 2021 году ВИАМ произвел более 25 тонн различных металлопорошковых композиций. И под задачи крупных компаний — «Ростех», «Росатом», «Вертолеты России», «Роскосмос» — мы делаем только детали третьего уровня.

Поясню. Есть детали первого, второго и третьего уровней. Первый уровень — это вспомогательное производство, изготовление литейных форм, второй — прототипирование, третий, самый высокий, — ресурсные детали, которые полностью соответствуют конструкторской документации и могут ставиться на готовое изделие. И сейчас весь мир бьется за то, чтобы довести количество деталей третьего уровня до 80 процентов в общем объеме деталей аддитивного производства. У ВИАМ в 2021 году отгрузка деталей третьего уровня выросла почти в шесть раз — мы передали заказчикам пять тысяч деталей 300 типоразмеров и различных конфигураций. Очень радует, что среди заказчиков есть и производители энергетических силовых установок.

Наиболее впечатляющие результаты мы наблюдаем в области двигателестроения для вертолетов. Надо отдать должное Александру Ивановичу Ватагину, исполнительному директору АО «ОДК-Климов», и его сотрудникам — разработчикам вертолетного двигателя ВК-650В. Удалось сократить время изготовления газогенератора до четырех месяцев вместо 16 только благодаря аддитивным технологиям, уменьшить количество деталей на 30 процентов, сократить в два раза сроки подготовки производства. В итоге по этой новой технологии были проведены стендовые испытания газогенератора и изготовлены три двигателя. И все синтезированные материалы, которые разработаны ВИАМ совместно с КБ Климова, включены в спецификацию на материалы.

Для газотурбинных энергетических установок ГТЭ-65 и ГТЭ-170 мы делаем сложные детали — горелки, завихрители. Мы начали внедрять аддитивные технологии в 2014 году и уже вышли на такие объемы.

Проблема развития отрасли аддитивных технологий в нашей стране еще и в том, что многие организации заявляют, что сумеют организовать аддитивное производство, надеясь получить государственное финансирование. Решить эту проблему в одиночку очень сложно. Здесь требуется системное решение очень сложных наукоемких задач, ведь речь идет не просто о новых материалах — мы говорим о материалах нового поколения. Нужна неразрывность связи «материал — технология — конструкция», нужны цифровые технологии на полный жизненный цикл. Когда процесс будет выстроен именно таким образом — получим четыре месяца вместо 16, неделю против четырех месяцев.

Необходима разработка отечественного программного обеспечения, оборудования и методов неразрушающего контроля изделий аддитивного производства.

Задача развития аддитивного производства должна решаться системно. Мы разработали график движения от этапа к этапу, а также комплексную программу развития и внедрения аддитивных технологий в Российской Федерации. Надо отдать должное научному совету Совета безопасности РФ, который активно поддерживает это направление. Но необходимо решение на правительственном уровне в части развития аддитивных технологий в РФ.

— То есть в настоящее время можно говорить о довольно серьезной зависимости от иностранных поставщиков оборудования и программного обеспечения?

— Да, и иностранные производители вводят ограничения на технологические процессы, кроме того, продают не все порошковые материалы. Поэтому я не устану повторять, что аддитивные технологии — это основа промышленной революции двадцать первого века, и Российская Федерация должна очень активно развивать это направление, чтобы ликвидировать уже имеющееся отставание.

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ) — ведущий материаловедческий центр Российской Федерации.

Институт был создан в 1932 году.

ВИАМ выполняет полный инновационный цикл — от фундаментальных и прикладных исследований до создания высокотехнологичных наукоемких производств по выпуску материалов нового поколения, полуфабрикатов и уникального технологического оборудования.

Разрабатывает и поставляет широкую номенклатуру металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов и средств защиты от коррозионных поражений и биоповреждений. Институт предлагает свои разработки для решения задач в авиа- и машиностроении, космической отрасли, энергетике, строительстве, медицине и других сферах.

В составе ВИАМ организовано 25 высокотехнологичных научно-производственных комплексов, оснащенных современным оборудованием и выпускающих более 250 наименований материалов.

За большой вклад в разработку материалов нового поколения и технологий их переработки для авиационно-космического и оборонно-промышленного комплексов институту четырежды объявлялась Благодарность Президента Российской Федерации (2002, 2007, 2012, 2017).

Фото: Олег Сердечников, предоставлено пресс-службой ВИАМ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Золотой» автобан «Золотой» автобан

Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано

Эксперт
Проверь себя: сколько воды надо пить в день и зачем Проверь себя: сколько воды надо пить в день и зачем

Как понять, сколько воды нужно пить именно тебе?

Cosmopolitan
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
В детской древнеегипетской мумии нашли следы отравления свинцом В детской древнеегипетской мумии нашли следы отравления свинцом

Это удалось сделать благодаря компьютерной томографии

N+1
Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
Белок-транспортер замедлил метастазирование опухолевых клеток Белок-транспортер замедлил метастазирование опухолевых клеток

Белок MFSD1 мешает опухолевым клеткам образовывать метастазы

N+1
Игровой задор Игровой задор

Как обстоят дела с геймингом в России?

Эксперт
Что это было: 5 самых загадочных болезней современности Что это было: 5 самых загадочных болезней современности

Некоторым головоломкам врачи так и не смогли найти объяснения

Playboy
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
В погоне за лучшей работой и большими деньгами: как джоб-хоппинг стал мировым трендом В погоне за лучшей работой и большими деньгами: как джоб-хоппинг стал мировым трендом

Почему разносторонний опыт — скорее плюс для кандидата

Forbes
Быт военного времени Быт военного времени

Вторая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Человек и его бактерии: что нужно знать о кишечной микрофлоре Человек и его бактерии: что нужно знать о кишечной микрофлоре

Как микробиота защищает нас от инфекций и влияет на развитие болезней?

Популярная механика
Электрический УАЗ едет на экспорт Электрический УАЗ едет на экспорт

Этот УАЗ хотят заполучить в свои автопарки клиенты из Великобритании и Германии

Эксперт
В английском некрополе для прокаженных нашли останки неместных людей В английском некрополе для прокаженных нашли останки неместных людей

Индивиды провели свое детство вдалеке от Уинчестера, где находился лепрозорий

N+1
Осторожно, фантастика: 5 знаменитых авторов, чьи рассказы точно стоит прочитать Осторожно, фантастика: 5 знаменитых авторов, чьи рассказы точно стоит прочитать

Эти писатели стали настоящими виртуозами короткой фантастической истории

Популярная механика
Со всего мира с любовью! Со всего мира с любовью!

В череде зимних будней тебя еще ждет волшебный праздник – День всех влюбленных

Лиза
Морская прогулка Морская прогулка

Интерьер, способный подарить прохладу и комфорт даже в самые жаркие дни

Идеи Вашего Дома
Умиротворяющая атмосфера Умиротворяющая атмосфера

На первый взгляд в интерьере этой квартиры доминирует современная эстетика

Идеи Вашего Дома
Фотопроект: странные вещи из московских квартир, которые не дали выбросить арендаторам Фотопроект: странные вещи из московских квартир, которые не дали выбросить арендаторам

Предметы из квартир, которые нельзя вынести на помойку

Esquire
Советские модели, которыми мы гордимся: они получали награды за рубежом Советские модели, которыми мы гордимся: они получали награды за рубежом

Начиная с 1958 года СССР регулярно участвовал в международных выставках

РБК
Вороны-свистуны помогли сородичам избавиться от GPS-передатчиков Вороны-свистуны помогли сородичам избавиться от GPS-передатчиков

Первый случай, когда животные помогают друг другу снять GPS-передатчики

N+1
Археологи раскопали в Сербии два кургана ямной культуры Археологи раскопали в Сербии два кургана ямной культуры

Археологи исследовали в Сербии два кургана, возведенных около 2900 года до н. э.

N+1
Почему некоторые языки учить сложнее? Почему некоторые языки учить сложнее?

Что влияет на сложность изучения языка?

Популярная механика
Медленно, но верно Медленно, но верно

Пошаговый план продвижения к поставленной цели

Psychologies
50 самых полезных продуктов для здоровья, которые нужно включить в рацион 50 самых полезных продуктов для здоровья, которые нужно включить в рацион

Эти продукты содержат много питательных веществ

Cosmopolitan
Минуя гендерные стереотипы: составляем виш-лист и учимся говорить о своих желаниях Минуя гендерные стереотипы: составляем виш-лист и учимся говорить о своих желаниях

На первый взгляд кажется, что составить виш-лист легко

Esquire
Нейросеть DeepMind научилась удерживать плазму в токамаке Нейросеть DeepMind научилась удерживать плазму в токамаке

Нейросеть DeepMind готовят к работе на термоядерных реакторах

N+1
Путь к углеродной нейтральности Путь к углеродной нейтральности

Какую роль будет играть сельское хозяйство в декарбонизации экономики

Агроинвестор
Полезен и для сердца, и для кишечника! 7 преимуществ авокадо Полезен и для сердца, и для кишечника! 7 преимуществ авокадо

Питательное, универсальное и вкусное авокадо: в чем его секрет?

Cosmopolitan
Книга Ольги Хорошиловой «Джентльмен Джек в России. Невероятное путешествие Анны Листер» Книга Ольги Хорошиловой «Джентльмен Джек в России. Невероятное путешествие Анны Листер»

Отрывок из книги-истории о путешественнице и ученой Анне Листер

СНОБ
Открыть в приложении