Валерий Фокин о своих новых работах и о роли театра в современном мире

ЭкспертКультура

Валерий Фокин: «Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию»

Художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра) — о своих новых работах, о роли театра в современном мире и о том, может ли тот или иной спектакль повлиять на будущее

Вячеслав Суриков

Валерий Фокин (слева) и исполнитель главной роли Антон Шагин на съемочной площадке фильма «Петрополис»

В конце октября выходит в прокат фильм Валерия Фокина «Петрополис». Его действие происходит в трех странах — России, Америке и Японии. У главного героя (его роль играет Антон Шагин) блестящая научная карьера и счастливая личная жизнь. Сразу после защиты диссертации его приглашают на работу в закрытую международную организацию, специальный отдел Организации Объединенных Наций. В решающий момент от его исследований будет зависеть будущее всей Земли. Еще одна новая работа Валерия Фокина — постановка на сцене Национального драматического театра (Александринского театра) спектакля «Один восемь восемь один», созданная совместно c театральным художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым. Спектакль рассказывает о нескольких днях российской истории, в ходе которых закончилось правление Александра II и состоялось восхождение на престол Александра III.

«Эксперт» поговорил с Валерием Фокиным о его новых работах.

— Замыслу вашего фильма «Петрополис» больше пяти лет — в нем угадываются аллюзии на ваш же спектакль «2016». Насколько он совпадет со столь радикально изменившимся с тех пор временем?

— С момента выходя спектакля «2016» прошло уже шесть лет. Два года назад мы начали работу над фильмом. И вдруг я почувствовал, что тема человеческого тщеславия и амбиций никуда не ушла. Наоборот, она усилилась. Кино — это другой вид искусства. Там есть другие возможности. В итоге фильм не имеет никакого отношения к спектаклю. Но тема никуда не делась. И когда прокатчики, посмотревшие фильм на спецпоказах, стали говорить, что не знают, как его выпускать в прокат: «его могут не разрешить», «его сегодня не надо показывать» (вплоть до таких слов), — я с удивлением понял, что он даже слишком актуален. И отборщики западных фестивалей живо на него откликнулись, хотя с ними по понятным причинам ничего не получилось. Но это тоже был сигнал, что фильм оказался очень уместен.

— Почему вы решили поставить спектакль «Один восемь восемь один»?

— После спектакля «Рождение Сталина», с одной стороны, мне хотелось продолжить историческую линию. Тем более мы Национальный театр, мы должны этим заниматься. А с другой — спектакль «Рождение Сталина» посмотрел председатель нашего попечительского совета Алексей Миллер (председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО «Газпром». — «Эксперт») и предложил: «Надо сделать спектакль об Александре Третьем». Я подумал, что правильно делать не описательный литературно-исторический спектакль (это никому сегодня не интересно), а спектакль про столкновение двух взглядов на пути развития страны. И когда начал про это думать, у меня возникла идея: конечно, это должны быть два императора — отец и сын, во многом противоположные по взглядам и в том, как управляли государством, кроме одного обстоятельства: они четко понимали свою миссию и хотели только одного — чтобы России было лучше. Других мыслей у них не было. И когда я стал погружаться в материал, у меня сразу возникла мысль привлечь Бориса Акунина как человека, который занимается историей и довольно хорошо ее знает. И он сразу же отозвался. По-моему, в тот период он работал над очередным томом «Истории Российского государства», как раз посвященным Александру Третьему.

Владимир Кошевой, исполнитель главной роли в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина», в «Петрополисе» тоже играет одну из главных ролей

Но самое главное, то был переломный момент, когда исторические пути разворачиваются в ту или иную сторону. Некоторые реформы Александра Второго требовали корректировки, но их масштаб был грандиозным. Его сын их не отменяет, но начинает укреплять монархическую вертикаль и предлагает другую модель управления государством. И надо сказать, что во многом она оказалась очень успешной: тринадцать лет не было войн и все это время экономика интенсивно развивалась. Но самое интересное вот что (и автор тоже писал мне об этом): пока сторонники Александра Второго дискутировали со сторонниками Александра Третьего, возникла третья сила. Ее недооценили, решив, что «мы с ней разберемся, повесим, арестуем, сошлем». А третья сила все это время ждала подходящего момента. И как только он наступал — Русско-японская война, потом Первая мировая, — эта сила взрывалась. Она четко знала, что нужно делать. «Власть не дают, ее берут», — сказал Ленин. Когда влез в исторические материалы, я это почувствовал. Это легко сделать с позиции сегодняшнего дня, и совсем другое дело, когда находишься внутри ситуации.

Еще одна тема, которая меня взволновала, — невероятная ответственность этих двух людей: Александра Второго и Александра Третьего. Ответственность и невозможность, что присуще всем руководителям в той или иной степени, жить частной жизнью. Невозможно быть самим собой. Ты должен держать на своих плечах фантастическую ответственность за страну, за этих, за тех, за других. И так предопределено уже твоей родословной: ты будешь следующим. Ты все время под контролем. За тобой всегда наблюдают. Ты все время должен держать лицо и принимать решения. Ты должен, должен, должен. Это страшный груз. У Акунина много исторических цитат в диалогах. То, что говорят и Лорис-Меликов, и Победоносцев, — это всё их слова. Удивительно, что два непримиримых идеологических врага, Лорис-Меликов и Победоносцев, через каждые две-три фразы повторяют: «Но ведь для России так будет хуже». И в этих словах чувствуется непоказной патриотизм. Не так, что стакан березового сока выпил утром и стал патриотом. Они были настоящие патриоты. У них даже мысли не было что-то для себя выгадать. Это патриотизм высшей пробы. Ни демагогии, ни лжи. И это было для меня удивительно.

— Может ли тот или иной исторический персонаж, принимающий судьбоносные для страны решения, случайно оказаться на своем месте?

— Случайного ничего не бывает. За вами фотография последнего директора Императорских театров — полковника кавалерии Владимира Аркадьевича Теляковского. Почему вдруг полковник кавалерии оказывается директором Императорских театров? С какого перепуга? Что, не было какого-нибудь писателя, или литератора, или художника? Но военные тогда были иначе образованы. Он музицировал, знал живопись. И этот полковник кавалерии привел в театр всех, кто прославил русское искусство в начале двадцатого века. Это ведь он отправил Сергея Дягилева с Русскими сезонами в Париж. И оказался одним из величайших театральных менеджеров. Откуда это взялось? А после революции большевики его назначают управляющим Октябрьской железной дорогой. И только потом он уходит на пенсию и умирает. Почему они его назначают? Потому, что после революционных событий начался хаос. И им нужен был специалист, который справился бы с управлением железной дорогой. И он справился. Это дарование. История словно вбрасывает таких людей.

— Во всех спектаклях, какие вы сделали за последние годы, было столько тревоги о будущем! Сейчас они воспринимаются совершенно иначе, чем в момент премьеры. Может ли театр влиять на исторический процесс?

— Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию. Но все-таки спектакли, которые мы делали и которые я делал, во многом и в самом деле оказались провидческими. Театр иногда ощущает что-то в воздухе. Мы чувствовали эту тревогу. Вы правы: спектакли, находящиеся в репертуаре, сегодня совершенно по-другому воспринимаются. И зрительный зал по-иному реагирует на «Рождение Сталина», на «Швейка». Он смотрит их в абсолютной тишине и при полном погружении в действие, потому что понимает, о чем идет речь. В этом спектакле показано: нам надо думать, как и куда идти дальше, как быть. Мы хотели, во всяком случае, чтобы эта тема была отчетливо слышна. И чтобы возникало ощущение многоточия после размышления на эту тему, причем позитивное. Мы живем здесь, мы должны жить, должны искать выход, но не в печали и не в стенаниях.

Театр обладает возможностью дать людям импульс, чтобы они задумались. И когда зрители понимают, о чем идет речь, сопереживают происходящему на сцене, это означает, что театр попал в болевую точку. Бывает и так, что театр может призвать людей к революционным действиям. Например, спектакль «Лоренцаччо» выдающегося чеха Отомара Крейча в 1968 году вывел на улицу студентов, и кончилось это вводом советских войск в Прагу. А началось все со студенческой демонстрации. А та возникла после того, как ее участники побывали на премьере спектакля по пьесе Альфреда Мюссе «Лоренцаччо», в которой шла речь о борьбе с тираном. Я хорошо помню те времена, потому что тогда учился в театральном училище, студенты которого ездили в Чехословакию. А потом поездки прекратились. Пьесу «Лоренцаччо» я позже ставил в «Современнике».

— Какую роль играет театр в жизни общества в данный момент?

— С учетом всех обстоятельств, думаю, основная задача театра сегодня — сохранять художественный уровень. Это самое главное. Ни в коем случае его не потерять. Мне кажется, не сиюминутную политическую активность. Каждый выбирает свою дорогу. И это не означает, что надо ставить только классику. Можно обращаться и к современной драматургии. Но нужно говорить с человеком о том, как ему остаться человеком и развиваться как человек. Это никуда не уходит в любой ситуации. И надо держаться, потому что ситуация, мягко говоря, непростая.

Сегодня, как ни странно, развлекательный элемент театра, который я не то что не люблю, просто это не мое, может быть уместен. Возможно, даже больше, чем когда-либо: люди нуждаются в том, чтобы отвлечься. Другое дело, что отвлечение должно быть талантливым. С моей точки зрения, государственные каналы с их сериалами не справляются с такой задачей. Сериалы однообразны, скучны и предсказуемы. Но без отвлечения не обойтись, я понимаю. Другое дело, что не все театры должны этим заниматься. Но процент таких театров может увеличиться. Хотя люди, стремящиеся размышлять и анализировать происходящее, все равно останутся. И театр должен за них держаться.

Главную женскую роль в фильме «Петрополис» играет Юлия Снигирь

 Фото: «Интерфест»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Три правила завтрака, которые помогут вам чувствовать себя бодрым и улучшат внимательность Три правила завтрака, которые помогут вам чувствовать себя бодрым и улучшат внимательность

Начинать свой день нужно с правильных продуктов.

ТехИнсайдер
Утро у ворот Лувра Утро у ворот Лувра

В1570 году Карл IX подписал Сен-Жерменский мир, прекративший Третью войну

Дилетант
Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе

Artik & Asti поделились впечатлениями от совместной работы и рассказали о планах

ЖАРА Magazine
Брендовая перезагрузка Брендовая перезагрузка

Теперь конкуренция производителей и торговых сетей за потребителей усилится

Эксперт
Звезды над дюнами Звезды над дюнами

Путешествие к секретам Аравийской пустыни

Вокруг света
Поиск суженого: откуда хромосомы знают, что они гомологичные Поиск суженого: откуда хромосомы знают, что они гомологичные

Как хромосомы встречаются и приступают к рекомбинации?

СНОБ
Комедия одного положения Комедия одного положения

Смех без разрядки в фильмах Георгия Данелии

Weekend
Фрагмент романа «Отец смотрит на запад»: дочь русской и казаха сбегает в Москву от личной трагедии, но трагедия следует по пятам Фрагмент романа «Отец смотрит на запад»: дочь русской и казаха сбегает в Москву от личной трагедии, но трагедия следует по пятам

Отрывок из фактурного романа, написанного легкой рукой о тяжелых вещах

Правила жизни
Как продолжать верить в себя в трудные времена: мнение психоаналитика Как продолжать верить в себя в трудные времена: мнение психоаналитика

Как научиться иначе смотреть на свои способности и возможности

Psychologies
Колесо фортуны Колесо фортуны

Как продать автомобиль и законно не платить налог

Лиза
Александр Семчев: Александр Семчев:

Александр Семчев поделился новостями о своей актерской карьере и жизни

Караван историй
Вот-вот состоится премьера Omoda C5. Ловите несколько интересных фактов о новинке Вот-вот состоится премьера Omoda C5. Ловите несколько интересных фактов о новинке

Chery Omoda C5: почему название такое странное и как у машинки с безопасностью?

ТехИнсайдер
«Как выяснить, изменяет мне муж или нет?» «Как выяснить, изменяет мне муж или нет?»

Иногда гармония семейной жизни нарушается подозрениями о неверности партнера

Psychologies
Уход за кожей в отопительный сезон: как избежать сухости и шелушений Уход за кожей в отопительный сезон: как избежать сухости и шелушений

В холодное время года кожа может устроить забастовку. Что делать?

Psychologies
«52 упрямые женщины»: вдохновляющие истории об ученых, которые изменили мир «52 упрямые женщины»: вдохновляющие истории об ученых, которые изменили мир

Книга об ученых, которые совершили важнейшие открытия и чьи имена забыты

СНОБ
Самоиндукция в поляритонном конденсате продлила биения его когерентности Самоиндукция в поляритонном конденсате продлила биения его когерентности

Физики обнаружили необычную спиновую динамику экситон-поляритонного конденсата

N+1
Почему в мире так много фонтанов с “писающими мальчиками” Почему в мире так много фонтанов с “писающими мальчиками”

Почему скульпторы использовали один и тот же сюжет - писающих мальчиков?

ТехИнсайдер
А Лиза не может ждать А Лиза не может ждать

Елизавета Ищенко о том, как связь с персонажем помогла ей обрести себя

Grazia
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Рассказ российской писательницы в жанре хоррора. Осторожно, это очень страшно!

VOICE
Чай не Франция: долгий и извилистый путь китайского чая на русский стол, или Как и зачем в России подделывали чай Чай не Франция: долгий и извилистый путь китайского чая на русский стол, или Как и зачем в России подделывали чай

Рассказываем историю чайного надувательства в России

Правила жизни
Для чего нужна доверенность на автомобиль и как ее оформить Для чего нужна доверенность на автомобиль и как ее оформить

В каких случаях не обойтись без доверенности на автомобиль?

РБК
Принуждение к смеху Принуждение к смеху

Чем солидней автор, тем отчаянней ему нужна возможность переключиться

Weekend

Что вообще такое ретро движение планет и что происходит с людьми в этот период

ТехИнсайдер
10 самых красивых женщин всех времен и народов 10 самых красивых женщин всех времен и народов

Самые известные красавицы от палеолита до наших дней

Maxim
Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей

По умению с носить сапоги и за накручивать портянки нашему народу не было равных

Maxim
«Я не мог остановиться»: история трагедии в Амитивилле, о которой сняли столько фильмов ужасов «Я не мог остановиться»: история трагедии в Амитивилле, о которой сняли столько фильмов ужасов

Рональд Джозеф Дефео-младший убил отца, мать, двух сестер и двух братьев

VOICE
«Мужской климакс: бывает ли он на самом деле?» «Мужской климакс: бывает ли он на самом деле?»

Существует ли мужской климакс или это все-таки просто болтовня?

Psychologies
Повышенная чувствительность: в чем плюсы? Повышенная чувствительность: в чем плюсы?

Разбираемся, что такое повышенная чувствительность и как живут такие люди

Psychologies
Сандвичи, блокчейн и боты: новые схемы бизнеса криптотрейдеров Сандвичи, блокчейн и боты: новые схемы бизнеса криптотрейдеров

Прозрачность криптовалют позволяет трейдерам наживаться на простых людях

Forbes
Открыть в приложении