Валерий Фокин о своих новых работах и о роли театра в современном мире

ЭкспертКультура

Валерий Фокин: «Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию»

Художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра) — о своих новых работах, о роли театра в современном мире и о том, может ли тот или иной спектакль повлиять на будущее

Вячеслав Суриков

Валерий Фокин (слева) и исполнитель главной роли Антон Шагин на съемочной площадке фильма «Петрополис»

В конце октября выходит в прокат фильм Валерия Фокина «Петрополис». Его действие происходит в трех странах — России, Америке и Японии. У главного героя (его роль играет Антон Шагин) блестящая научная карьера и счастливая личная жизнь. Сразу после защиты диссертации его приглашают на работу в закрытую международную организацию, специальный отдел Организации Объединенных Наций. В решающий момент от его исследований будет зависеть будущее всей Земли. Еще одна новая работа Валерия Фокина — постановка на сцене Национального драматического театра (Александринского театра) спектакля «Один восемь восемь один», созданная совместно c театральным художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым. Спектакль рассказывает о нескольких днях российской истории, в ходе которых закончилось правление Александра II и состоялось восхождение на престол Александра III.

«Эксперт» поговорил с Валерием Фокиным о его новых работах.

— Замыслу вашего фильма «Петрополис» больше пяти лет — в нем угадываются аллюзии на ваш же спектакль «2016». Насколько он совпадет со столь радикально изменившимся с тех пор временем?

— С момента выходя спектакля «2016» прошло уже шесть лет. Два года назад мы начали работу над фильмом. И вдруг я почувствовал, что тема человеческого тщеславия и амбиций никуда не ушла. Наоборот, она усилилась. Кино — это другой вид искусства. Там есть другие возможности. В итоге фильм не имеет никакого отношения к спектаклю. Но тема никуда не делась. И когда прокатчики, посмотревшие фильм на спецпоказах, стали говорить, что не знают, как его выпускать в прокат: «его могут не разрешить», «его сегодня не надо показывать» (вплоть до таких слов), — я с удивлением понял, что он даже слишком актуален. И отборщики западных фестивалей живо на него откликнулись, хотя с ними по понятным причинам ничего не получилось. Но это тоже был сигнал, что фильм оказался очень уместен.

— Почему вы решили поставить спектакль «Один восемь восемь один»?

— После спектакля «Рождение Сталина», с одной стороны, мне хотелось продолжить историческую линию. Тем более мы Национальный театр, мы должны этим заниматься. А с другой — спектакль «Рождение Сталина» посмотрел председатель нашего попечительского совета Алексей Миллер (председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО «Газпром». — «Эксперт») и предложил: «Надо сделать спектакль об Александре Третьем». Я подумал, что правильно делать не описательный литературно-исторический спектакль (это никому сегодня не интересно), а спектакль про столкновение двух взглядов на пути развития страны. И когда начал про это думать, у меня возникла идея: конечно, это должны быть два императора — отец и сын, во многом противоположные по взглядам и в том, как управляли государством, кроме одного обстоятельства: они четко понимали свою миссию и хотели только одного — чтобы России было лучше. Других мыслей у них не было. И когда я стал погружаться в материал, у меня сразу возникла мысль привлечь Бориса Акунина как человека, который занимается историей и довольно хорошо ее знает. И он сразу же отозвался. По-моему, в тот период он работал над очередным томом «Истории Российского государства», как раз посвященным Александру Третьему.

Владимир Кошевой, исполнитель главной роли в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина», в «Петрополисе» тоже играет одну из главных ролей

Но самое главное, то был переломный момент, когда исторические пути разворачиваются в ту или иную сторону. Некоторые реформы Александра Второго требовали корректировки, но их масштаб был грандиозным. Его сын их не отменяет, но начинает укреплять монархическую вертикаль и предлагает другую модель управления государством. И надо сказать, что во многом она оказалась очень успешной: тринадцать лет не было войн и все это время экономика интенсивно развивалась. Но самое интересное вот что (и автор тоже писал мне об этом): пока сторонники Александра Второго дискутировали со сторонниками Александра Третьего, возникла третья сила. Ее недооценили, решив, что «мы с ней разберемся, повесим, арестуем, сошлем». А третья сила все это время ждала подходящего момента. И как только он наступал — Русско-японская война, потом Первая мировая, — эта сила взрывалась. Она четко знала, что нужно делать. «Власть не дают, ее берут», — сказал Ленин. Когда влез в исторические материалы, я это почувствовал. Это легко сделать с позиции сегодняшнего дня, и совсем другое дело, когда находишься внутри ситуации.

Еще одна тема, которая меня взволновала, — невероятная ответственность этих двух людей: Александра Второго и Александра Третьего. Ответственность и невозможность, что присуще всем руководителям в той или иной степени, жить частной жизнью. Невозможно быть самим собой. Ты должен держать на своих плечах фантастическую ответственность за страну, за этих, за тех, за других. И так предопределено уже твоей родословной: ты будешь следующим. Ты все время под контролем. За тобой всегда наблюдают. Ты все время должен держать лицо и принимать решения. Ты должен, должен, должен. Это страшный груз. У Акунина много исторических цитат в диалогах. То, что говорят и Лорис-Меликов, и Победоносцев, — это всё их слова. Удивительно, что два непримиримых идеологических врага, Лорис-Меликов и Победоносцев, через каждые две-три фразы повторяют: «Но ведь для России так будет хуже». И в этих словах чувствуется непоказной патриотизм. Не так, что стакан березового сока выпил утром и стал патриотом. Они были настоящие патриоты. У них даже мысли не было что-то для себя выгадать. Это патриотизм высшей пробы. Ни демагогии, ни лжи. И это было для меня удивительно.

— Может ли тот или иной исторический персонаж, принимающий судьбоносные для страны решения, случайно оказаться на своем месте?

— Случайного ничего не бывает. За вами фотография последнего директора Императорских театров — полковника кавалерии Владимира Аркадьевича Теляковского. Почему вдруг полковник кавалерии оказывается директором Императорских театров? С какого перепуга? Что, не было какого-нибудь писателя, или литератора, или художника? Но военные тогда были иначе образованы. Он музицировал, знал живопись. И этот полковник кавалерии привел в театр всех, кто прославил русское искусство в начале двадцатого века. Это ведь он отправил Сергея Дягилева с Русскими сезонами в Париж. И оказался одним из величайших театральных менеджеров. Откуда это взялось? А после революции большевики его назначают управляющим Октябрьской железной дорогой. И только потом он уходит на пенсию и умирает. Почему они его назначают? Потому, что после революционных событий начался хаос. И им нужен был специалист, который справился бы с управлением железной дорогой. И он справился. Это дарование. История словно вбрасывает таких людей.

— Во всех спектаклях, какие вы сделали за последние годы, было столько тревоги о будущем! Сейчас они воспринимаются совершенно иначе, чем в момент премьеры. Может ли театр влиять на исторический процесс?

— Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию. Но все-таки спектакли, которые мы делали и которые я делал, во многом и в самом деле оказались провидческими. Театр иногда ощущает что-то в воздухе. Мы чувствовали эту тревогу. Вы правы: спектакли, находящиеся в репертуаре, сегодня совершенно по-другому воспринимаются. И зрительный зал по-иному реагирует на «Рождение Сталина», на «Швейка». Он смотрит их в абсолютной тишине и при полном погружении в действие, потому что понимает, о чем идет речь. В этом спектакле показано: нам надо думать, как и куда идти дальше, как быть. Мы хотели, во всяком случае, чтобы эта тема была отчетливо слышна. И чтобы возникало ощущение многоточия после размышления на эту тему, причем позитивное. Мы живем здесь, мы должны жить, должны искать выход, но не в печали и не в стенаниях.

Театр обладает возможностью дать людям импульс, чтобы они задумались. И когда зрители понимают, о чем идет речь, сопереживают происходящему на сцене, это означает, что театр попал в болевую точку. Бывает и так, что театр может призвать людей к революционным действиям. Например, спектакль «Лоренцаччо» выдающегося чеха Отомара Крейча в 1968 году вывел на улицу студентов, и кончилось это вводом советских войск в Прагу. А началось все со студенческой демонстрации. А та возникла после того, как ее участники побывали на премьере спектакля по пьесе Альфреда Мюссе «Лоренцаччо», в которой шла речь о борьбе с тираном. Я хорошо помню те времена, потому что тогда учился в театральном училище, студенты которого ездили в Чехословакию. А потом поездки прекратились. Пьесу «Лоренцаччо» я позже ставил в «Современнике».

— Какую роль играет театр в жизни общества в данный момент?

— С учетом всех обстоятельств, думаю, основная задача театра сегодня — сохранять художественный уровень. Это самое главное. Ни в коем случае его не потерять. Мне кажется, не сиюминутную политическую активность. Каждый выбирает свою дорогу. И это не означает, что надо ставить только классику. Можно обращаться и к современной драматургии. Но нужно говорить с человеком о том, как ему остаться человеком и развиваться как человек. Это никуда не уходит в любой ситуации. И надо держаться, потому что ситуация, мягко говоря, непростая.

Сегодня, как ни странно, развлекательный элемент театра, который я не то что не люблю, просто это не мое, может быть уместен. Возможно, даже больше, чем когда-либо: люди нуждаются в том, чтобы отвлечься. Другое дело, что отвлечение должно быть талантливым. С моей точки зрения, государственные каналы с их сериалами не справляются с такой задачей. Сериалы однообразны, скучны и предсказуемы. Но без отвлечения не обойтись, я понимаю. Другое дело, что не все театры должны этим заниматься. Но процент таких театров может увеличиться. Хотя люди, стремящиеся размышлять и анализировать происходящее, все равно останутся. И театр должен за них держаться.

Главную женскую роль в фильме «Петрополис» играет Юлия Снигирь

 Фото: «Интерфест»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне» Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне»

Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей

Коллекция. Караван историй
Кто будет есть деревенское? Кто будет есть деревенское?

Как онлайн-сервис по доставке фермерской еды противостоит крупным ретейлерам

Эксперт
Как нарциссы нами манипулируют: 10 опасных приемов — знайте их Как нарциссы нами манипулируют: 10 опасных приемов — знайте их

К каким способам уничижения прибегают нарцисса?

Psychologies
Зазеленели по-своему Зазеленели по-своему

В ближайшие пару лет рынок ESG-облигаций в России вырастет в разы

Эксперт
«Делать то, чего не было раньше»: что нужно знать о дизайнере Реи Кавакубо «Делать то, чего не было раньше»: что нужно знать о дизайнере Реи Кавакубо

Рассказываем самое интересное об основательнице бренда Comme des Garçons

Правила жизни
Вадим Фефилов: «Тени Мали». Продолжение романа «Клинки капитана Бенфики» Вадим Фефилов: «Тени Мали». Продолжение романа «Клинки капитана Бенфики»

Отрывок из продолжения романа о приключениях капитана Бенфики

СНОБ
Темную материю предложили поискать на поверхности Земли Темную материю предложили поискать на поверхности Земли

Физики смоделировали поведение гипотетических частиц темной материи

N+1
Меню последнего обеда Меню последнего обеда

Вечер 3 марта 1917 года в царском поезде…

Дилетант
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Страшная деревенская история от Марьяны Романовой

VOICE
Брат мой, враг мой: почему враждуют братья и сестры? Брат мой, враг мой: почему враждуют братья и сестры?

Разобраться в сложных отношениях сиблингов поможет аналитик Генри Абрамович

Psychologies
Насколько крепко держатся шипы в зимней резине: невероятный эксперимент именитых шинников Насколько крепко держатся шипы в зимней резине: невероятный эксперимент именитых шинников

Как шинники подвесили автомобиль вверх тормашками и главное - зачем?

ТехИнсайдер
Ветер перемен Ветер перемен

В современном и лёгком интерьере главную роль играют натуральные материалы

SALON-Interior
«Эта книга изменила историю нашей семьи»: как Томас Манн написал «нобелевский» роман «Эта книга изменила историю нашей семьи»: как Томас Манн написал «нобелевский» роман

Отрывок из биографии Томаса Манна, которую написал Колм Тойбин

Forbes
Пустые миры Пустые миры

Бездны космоса. Удивительные пустыни планет

Вокруг света
Почему Римская империя распалась на Западную и Восточную? Почему Римская империя распалась на Западную и Восточную?

Какие причины привели к тому, что Римская империя перестала существовать?

ТехИнсайдер
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Химия щелчка: почему создатели конструкторов из молекул стали нобелевскими лауреатами Химия щелчка: почему создатели конструкторов из молекул стали нобелевскими лауреатами

Как химики перевернули подход к поиску и синтезу лекарств

Forbes
Андрей Рыженков: «Они сделали себе имя и не видят смысла делиться с работодателем» Андрей Рыженков: «Они сделали себе имя и не видят смысла делиться с работодателем»

Люди и бизнес быстро отреагировали на сдвиги в экономике

РБК
Кино Кино

Подробный гид по азиатскому кинематографу

Правила жизни
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
«Система VAC не смогла проверить вашу игровую сессию»: как исправить эту ошибку? «Система VAC не смогла проверить вашу игровую сессию»: как исправить эту ошибку?

Что такое система VAC и почему она не дает вам запустить игру?

CHIP
Юная отцеубийца Юная отцеубийца

Она стала символом бунтарства и не оставила равнодушным никого

Дилетант
Неожиданный сюжет в книге жизни Неожиданный сюжет в книге жизни

Что делать, если дети вашей сестры оказались на вашем попечении

СНОБ
Увеличение числа слоев в скрученном графене привело к большей стабильности сверхпроводящего состояния Увеличение числа слоев в скрученном графене привело к большей стабильности сверхпроводящего состояния

Пятислойный скрученный графен оказался лучшим сверхпроводником, чем двухслойный

N+1
Газовщики поделятся маржей Газовщики поделятся маржей

Как повышение налоговой нагрузки скажется на «Газпроме»

Эксперт
Больнее, чем удары плетью: как жилось женщинам в Иране после Исламской революции Больнее, чем удары плетью: как жилось женщинам в Иране после Исламской революции

Отрывок из книги Азара Нафиси «Читая «Лолиту» в Тегеране»

Forbes
Вам следует это знать! Как будет выглядеть кожа после лазерного удаления татуировки? Вам следует это знать! Как будет выглядеть кожа после лазерного удаления татуировки?

Лазерная процедура является наиболее рекомендуемым методом удаления татуировок

ТехИнсайдер
«Сначала наденьте маску на себя». Как помочь сотрудникам не сойти с ума в кризис — советы руководителям «Сначала наденьте маску на себя». Как помочь сотрудникам не сойти с ума в кризис — советы руководителям

Как поддержать свою команду, когда почва уходит из-под ног?

Inc.
Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем? Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем?

Что нам могут рассказать ледники?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении