Интервью с Тимуром Эзугбая — сценаристом сериала «Грозный»

ЭкспертРепортаж

Тимур Эзугбая, сценарист сериала «Грозный»: «Вымысел не должен противоречить истории»

На канале «Россия-1» вышел сериал «Грозный» — еще одна попытка разобраться в личности царя Ивана IV

Вячеслав Суриков

Один из исполнителей роли Ивана Грозного — Александр Яценко

Сценарий для сериала «Грозный» написал Тимур Эзугбая — выпускник мастерской Натальи Рязанцевой. Еще будучи студентом ВГИКа, он вместе с Анной Матисон написал сценарий «Млечный Путь», параллельно работая над сценарием к проекту Тимура Бекмамбетова «Елки 1914». Эти два фильма и стали кинематографическим дебютом Эзугбая. С тех пор его фильмография пополнилась еще рядом проектов, в том числе такими фильмами, как «После тебя» и «Заповедник». Накануне премьеры сериала «Грозный» «Эксперт» поговорил с Тимуром Эзугбая о том, на чем он основывался в интерпретации личности его центрального персонажа.

— Как вы искали ключ к характеру Ивана Грозного и мотивации его поступков?

— Когда я ознакомился со всеми источниками, у меня возникло желание отнестись к нему не как к историческому персонажу, а как к живому, чувствующему человеку и попытаться ответить на вопрос, почему он сам и его правление были именно такими. Как объясняет современная психология, и зачастую бывает в этом права, ключи к характеру человека таятся в его детстве. Он рано остался сиротой, ему приходилось терпеть унижения, порой его держали взаперти или морили голодом, ему не оказывали должного уважения, и он это осознавал. Он видел жестокость с самого раннего детства. Все это оставило тяжелый травматический след.

— Фильм «Грозный» следует общепринятой версии, в соответствии с которой перелом в характере царя произошел после смерти первой жены — Анастасии. Были в разработке еще какие-то вариации этого эпизода в жизни Ивана Грозного?

— С этой трактовкой большая проблема в том, что от нее, может быть, и хочется отказаться, хочется найти оригинальный ход: нет, не из-за этого случился перелом. Но этот перелом очевиден, как только ты начинаешь раскладывать его правление по датам. Ты видишь, насколько все изменилось после смерти жены. Умерла Анастасия, и все советники, которых он слушал на протяжении многих лет и которым безоговорочно доверял, тут же отстраняются. Причем не просто отстраняются, а по обвинениям в колдовстве против царицы. В источниках есть знаменитый эпизод: когда Грозный отрекся от престола и уехал из Москвы, к нему приехали бояре и не узнали его: пред ними предстал сгорбленный, болезненного вида, полностью лишенный жизненной энергии человек. Это было всего через несколько лет после гибели царицы, государь был не так уж стар. Волей-неволей думаешь, что именно горе его так состарило. Мы показываем, что его любовь к Анастасии была и в самом деле из разряда тех, что очень редко встречаются. И как только у Ивана эту любовь отнимают, все резко меняется к худшему. Конечно, до смерти Анастасии он не был добрым и сдержанным. И тогда он был подвержен приступам ярости и скор на расправу. Все это у нас есть.

— Как вы для себя объяснили сочетание набожности и жестокости в характере Ивана Грозного?

— Как мне видится, Иван Грозный с юных лет хотел стать праведником и отчаянно к этой праведности стремился. Но его нрав и те события, которые вокруг него происходили, тянули его во мрак, и он погружался в него все глубже и глубже. Для правителя того времени быть набожным — это нечто само собой разумеющееся. Тогда религия занимала намного большую часть обыденной жизни. Иван был очень образованным человеком, наверное, одним из самых образованных людей в России того времени, очень начитанным, и круг его чтения составляли в основном религиозные тексты. Священное Писание он, судя по всему, знал едва ли не наизусть. В его переписке то и дело встречаются цитаты из Евангелия. Он органично вплетает их в свою речь, цитирует не всегда в точности, что позволяет предположить: он не заглядывал в момент написания писем в книгу. И это не какие-то расхожие фразы, а большие фрагменты текста. Он очень искренне верил в эти постулаты, в то, что у него есть миссия. Он несколько раз пытался уйти в монастырь. И я не думаю, что это была игра наподобие той, которую он затеял, когда отрекся от престола. Я думаю, что это было его искреннее желание.

Еще один исполнитель роли Ивана Грозного — Сергей Маковецкий

— Сколько времени у вас заняло изучение источников и написание сценария?

— На работу с источниками ушло несколько месяцев. В какой-то момент я начал одновременно накидывать какие-то основные сюжетные линии. Как правило, даже когда у тебя в голове уже укладывается общая канва истории, ты все равно продолжаешь искать подробности, детали, приметы времени, какой-то новый взгляд на характер основных персонажей, поэтому я вчитывался в источники до самого конца работы над сериалом. Это есть смысл делать даже ради одной фразы. Работа над первым вариантом сценария заняла два-три месяца, а если взять всю работу суммарно, от первой строчки до начала съемок, со всеми переписываниями и уточнениями, она заняла около года.

— В какой момент продюсеры определились с кастингом и как он повлиял на сценарий?

— Исходя из того что «Грозный» продолжал сериалы «София» и «Годунов», кастинг частично был известен. Я, к примеру, точно знал, что Малюту Скуратова будет играть Виктор Сухоруков. Он создал потрясающий образ своего героя в «Годунове». Естественно, в процессе написания сценария я не мог выбросить его из головы и соотносил то, что я пишу, именно с ним. Большая часть кастинга стала известна уже после того, как был написан второй вариант сценария. Я дорабатывал его вместе с режиссером Алексеем Андриановым и продюсерами Екатериной Жуковой и Марией Ушаковой, и окончательный вариант — плод совместных усилий. Не было задачи, чтобы текст писался под актера, хотелось, чтобы образ возник в голове режиссера, а уже потом актер примерял этот образ на себя, интерпретировал и вносил свое — иногда этот самый образ кардинально изменяя. И в результате, когда кастинг был утвержден, какие-то доработки в сценарии были, но не слишком значительные.

— «Опричнина» — слово, которое в первую очередь ассоциируется с правлением Ивана Грозного. Что это было, с вашей точки зрения?

— Чтобы понять, что такое опричнина, нужно разобраться в том, как работает средневековая политика. При всем том ужасе, с которым ассоциируется это слово, изначально оно означало всего лишь передел земли. Ко времени царствования Ивана Грозного бояре получили такое количество земли, что в распоряжении самого царя ее почти не осталось. Отбирать землю у бояр силой — дело опасное и безнадежное, поэтому он и отрекся от престола до тех пор, пока ему не вернут его землю. Мы долго обсуждали линию, связанную с тем, во что позже превратилась опричнина. По сути, опричники были личной гвардией царя, и мы хотели показать, что происходит, когда личная гвардия получает слишком большую власть. Она начинает сжирать все вокруг себя, а потом и саму себя, что и произошло с опричниной. Как мы знаем, все, кто занимался этими бесконечными казнями: Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземский, — все они или закончили свою жизнь в ссылке, или сложили головы на плахе.

— Вы готовы к дискуссии по поводу исторической достоверности образа центрального персонажа сериала «Грозный»?

— Я не знаю ни одного исторического фильма, по поводу которого не было бы таких споров. А что касается Грозного, то к нему в массе своей у людей отношение черно-белое. Либо он садист, безумец и тиран, либо славный государь, которого несправедливо оболгали. Мы попытались занять нейтральную позицию, посмотреть на него отстраненным взглядом, не пытаясь обелить или очернить. Насчет достоверности у меня есть два термина: есть «большая история» с конкретными датами воцарения, свадеб, военных походов, с которой ты как сценарист ничего не можешь поделать, но с учетом давности времени есть еще и «малая история» — то, что происходило за закрытыми дверями. Это то, что не было описано ни в каких летописях, и здесь любое художественное произведение может позволить себе вольность. Никто не сможет ее ни опровергнуть, ни подтвердить, разве что какими-то догадками.

— Каков должен быть баланс в историческом кино между исторической достоверностью и художественной образностью?

— Если ты пытаешься как можно более подробно и тщательно воссоздавать исторические события, ты начинаешь уходить в область документального кино. Но вымысел не должен противоречить истории. Он должен ее дополнять, закрывать ее белые пятна, то, о чем мы уже никогда, к сожалению, не узнаем. Сценарист должен понимать, что он пишет про живых людей, и эти живые люди должны соответствовать тем характерам, которые он им приписывает. Поэтому писать про восьмидесятые-девяностые намного сложнее, потому что у тебя намного больше материала: чьи-то биографии, чьи-то воспоминания, документы, из которых ты как раз узнаешь, что происходило за закрытыми дверями. Если мы говорим о шестнадцатом веке, то таких материалов нет, есть только летописи и письма, и есть очень большое пространство для маневра. Создать образ живого человека — это кропотливая работа: он должен сначала появиться на страницах сценария, а потом на съемочной площадке, и неотъемлемой частью этой работы является вымысел. История идет своим чередом, но у тебя есть личные отношения героя, его личные конфликты. Ты не берешь их из воздуха, ты основываешься на источниках, делая допущение: да так могло быть, это не переворачивает историю с ног на голову.

Для фильма были созданы тысячи предметов гардероба XVI века

Фото: «Россия-1»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Что полезно знать до беременности Что полезно знать до беременности

Планирование беременности

9 месяцев
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Клеточные Терминаторы Клеточные Терминаторы

Ученые научились создавать «полу-искусственную полужизнь»

Популярная механика
Луи-Филипп: король баррикад и олигархов Луи-Филипп: король баррикад и олигархов

«Король-буржуа» оказался последним Бурбоном на троне Франции

Дилетант
Татьяна Замировская: Новый фильтр Татьяна Замировская: Новый фильтр

Рассказ Татьяны Замировской — о ненависти и дегуманизации

СНОБ
Солнечная петербурженка Солнечная петербурженка

Кристина Горбунова — официально Playmate 2020!

Playboy
Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
У бобовых нашли рецептор травоядной тревоги У бобовых нашли рецептор травоядной тревоги

Генетики обнаружили в коровьем горохе ген, распознающий нападение травоядных

N+1
Человечество Человечество

Обнадеживающая история

kiozk originals
Вакцинация спасет амурских тигров от чумки Вакцинация спасет амурских тигров от чумки

Вакцинация собак, которая до сих пор считалась приоритетной, тиграм не поможет

N+1
«Если ты играл с императором рояля, разве трудно сыграть с императрицей Японии?» «Если ты играл с императором рояля, разве трудно сыграть с императрицей Японии?»

Юрий Башмет – о первом концерте со Святославом Рихтером

GQ
Как вспышка на солнце «объяснила» происхождение заброшенной крепости Как вспышка на солнце «объяснила» происхождение заброшенной крепости

Дендрохронология помогла установить дату строительства древней крепости

Наука и жизнь
С миру по нитке С миру по нитке

Разочаровавшись в моде, Азиза Азим запустила собственную марку

Vogue
Дежурный по стране. Памяти Михаила Жванецкого — великого советского сатирика Дежурный по стране. Памяти Михаила Жванецкого — великого советского сатирика

Михаил Жванецкий — великий комедийный артист

Esquire
Специальная номинация Man of The City by Johnnie: Илья Красильщик Специальная номинация Man of The City by Johnnie: Илья Красильщик

«Яндекс.Лавка» Ильи Красильщика стала ключевым продуктом нашего времени

GQ
Педикюр во время беременности Педикюр во время беременности

Как сделать педикюр в домашних условиях

9 месяцев
«Большая маленькая ложь»: выдающаяся история о проблемах среднего класса и женской доле «Большая маленькая ложь»: выдающаяся история о проблемах среднего класса и женской доле

И выдающаяся актерская игра Риз Уизерспун и Николь Кидман

Esquire
10 самых памятных выступлений «Гражданина поэта» в исполнении Михаила Ефремова 10 самых памятных выступлений «Гражданина поэта» в исполнении Михаила Ефремова

Отрывки из проекта «Гражданин хороший» с участием Михаила Ефремова

Maxim
Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз

Каждые 90 минут в мире диагностируют БАС

РБК
Избавиться от зависти за 6 шагов Избавиться от зависти за 6 шагов

Почему мы завидуем?

Psychologies
5 самых страшных космических происшествий 5 самых страшных космических происшествий

Космос осваивают силами лучших ученых, но катастрофы все равно случаются

Maxim
Мороз по коже: что мы чувствуем в присутствии опасных людей? Мороз по коже: что мы чувствуем в присутствии опасных людей?

Стоит ли отмахиваться от реакций своего тела на присутствие других людей?

Psychologies
Много топоров, бритва, щипчики для волос: быт британцев бронзового века Много топоров, бритва, щипчики для волос: быт британцев бронзового века

Обзор археологических находок из Хаверингского клада

N+1
Героини времени нашего Героини времени нашего

Истории выдающихся женщин, которые смело меняют и свою жизнь, и мир вокруг себя

Лиза
Материнское выгорание: личная история и 10 шагов для его профилактики Материнское выгорание: личная история и 10 шагов для его профилактики

Как справиться с материнским выгоранием

Psychologies
Тысячи дворцов и лучшие верблюды: на что тратят миллиарды самые богатые арабы Тысячи дворцов и лучшие верблюды: на что тратят миллиарды самые богатые арабы

Их жизнь похожа на восточную сказку, рассказанную Шахерезадой

Cosmopolitan
Суперзрение — с очками и без Суперзрение — с очками и без

Сверхспособности, доступные только тем, кто носит очки

N+1
Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter» Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter»

Давид Ян уверен, что нейросети нужен эмоциональный интеллект

РБК
Почему больше не производят смартфоны со съемными батареями Почему больше не производят смартфоны со съемными батареями

Почему съемные аккумуляторы остались в прошлом?

Популярная механика
Открыть в приложении