Tesla следует за авторынком
Будущее Tesla зависит от новой модели электрокара Tesla Model Y. Компания продолжает искать путь к массовому потребителю
С первого дня существования компанию Tesla отличает амбициозная миссия ее основателя, Илона Маска, который стремится создать электромобиль для массового потребителя. Первые модели Tesla оказались слишком дороги, но выходили на совершенно пустом рынке, и Маск имел возможность задавать правила игры. Необходимая для электрокаров инфраструктура станций подзарядки в Калифорнии тогда отсутствовала, однако они снискали некоторую популярность у богатых адептов уникальных новинок. Далее последовала долгая борьба за удешевление производства, создание более совершенных аккумуляторов, попытки удовлетворить десятки тысяч обрушившихся на компанию заказов. Последний год выдался для Tesla особенно сложным: многочисленные трудности на производстве, уход из компании крупных менеджеров, судебный иск со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США (за вводящий инвесторов в заблуждение твит Маска: «В 2011 году Tesla выпустила ноль автомобилей, а в 2019 году выпустит около 500 тысяч»).
За прошедшие с момента основания компании годы на мировом рынке возникло немало производителей электрокаров, способных конкурировать с Tesla. Илону Маску теперь приходится иметь дело с рынком не на каких-то уникальных условиях, а как любому другому крупному автопроизводителю, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В частности, приходится считаться с маркетинговыми трендами, предпочтениями пользователей и масштабом авторынка в целом. Так, уже многие годы в США, да и во всем мире седаны уступают место кроссоверам и внедорожникам, чья популярность растет как в крупных городах, так и за их пределами. Например, в 2008 году рынок автомобилей США был разделен примерно пополам между седанами и грузовиками вкупе с универсалами (SUV). К 2019 году доля седанов сильно упала — до 30%.
По мнению экспертов, именно автомобили класса SUV особенно популярны у американцев сегодня, и поэтому создание соответствующей модели Tesla закономерно. Новая модель была представлена в Калифорнии в середине марта, она получила название Model Y, но ажиотажа не вызвала, и на следующий день после презентации цена акций компании снизилась на 4,5%. Так, в американской инвестиционной компании Cowen посчитали, что в компактном кроссовере Tesla нет никаких сюрпризов, а инвесторы из Bernstein выразили опасения по поводу заявленных темпов производства. Продажи обещают начать в конце 2020-го, ежегодно Илон Маск планирует производить по миллиону Model Y в год. Это обещание кажется чересчур оптимистичным, учитывая, что Tesla все еще не может выйти даже на плановый объем производства Model 3 (500 тыс. автомобилей в год). Судя по всему, для Model Y придется строить новую фабрику, иначе компанию ждет очередной «производственный ад»: мощности завода во Фримонте отданы под старшие модели автомобилей, Gigafactory-1 в Неваде предполагает оснащение литийионными аккумуляторами только 500 тыс. автомобилей в год, а Gigafactory-3 в Шанхае еще не достроена.
Кроме того, Model Y может каннибализировать спрос на Model 3. Как заявил Илон Маск, 75% деталей SUVэлектрокара те же, что и в Model 3, при этом грузовой отсек в SUV-модели на 50% больше, чем у седана. Покупатели вполне могут предпочесть более вместительный автомобиль, тем более что в базовой комплектации Model Y будет стоить 39 тыс. долларов — всего на четыре тысячи дороже, чем Model 3. В этом случае Tesla придется корректировать производственные планы относительно своего седана.
Ситуация осложняется растущей конкуренцией. В ближайшее время свои электрокары-универсалы также планируют представить Audi, BMW и Jaguar. У всех этих компаний гораздо больше опыта в масштабировании производства и выпуске большого количества автомобилей. Это создает риски для Tesla, что уже сказалось на ее стоимости: за прошедший год акции компании упали почти на 20%, что отражает в том числе растущую обеспокоенность рынка спросом на электрокары. Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас отмечает, что Tesla фундаментально переоценена, но недооценена стратегически. По его мнению, у Tesla скоро появятся новые конкуренты: хайтек-гиганты вроде Google, Apple, Amazon независимо друг от друга работают над проектами, связанными с электрокарами и беспилотными автомобилями. Поднимают голову и стартапы — например, американский автопроизводитель Rivian Automotive, который тоже разрабатывает электромобиль SUV и уже привлек 700 млн долларов инвестиций от Amazon и саудовского автомобильного дистрибутора Abdul Latif Jameel.
Джонас считает, что единственным выходом для компании станет привлечение капитала, причем сделать это надо как можно скорее. Рост конкуренции, снижение цены акций Tesla и потенциальное падение спроса на Model 3 из-за выхода на рынок новой Model Y в совокупности могут привести к серьезным финансовым проблемам. На конец 2018 года объем денежных средств на счетах Tesla составлял 3,7 млрд долларов. По мнению Адама Джонаса, Tesla в первом квартале 2019 года потратит еще от 600 млн до миллиарда долларов. Но Илон Маск упорно отказывается от идеи привлечения капитала, хотя эксперты отрасли уже не раз говорили, что компании это необходимо. Вместо этого Маск ставит перед сотрудниками трудновыполнимые KPI по количеству произведенных автомобилей в надежде выйти на положительный поток денежных средств с помощью одних только продаж. Это может привести к тому, что Tesla загонит себя в долги и в итоге будет вынуждена догонять компании, более открытые к инвестициям. Время гордых одиночек прошло, и рынок электрокаров больше не принадлежит одной лишь Tesla.
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl