Уникальное свидетельство о процессе создания фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

ЭкспертСобытия

«Сталкер»: съемки не на жизнь, а на смерть

Книга Евгения Цымбала — уникальное свидетельство о процессе создания фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

Вячеслав Суриков

Название

Отличие книги Евгения Цымбала от других текстов, описывающих историю создания того или иного фильма, в том, что автор находился внутри съемочной группы на протяжении всего съемочного процесса. Это не просто мемуары об увиденном своими глазами — это обстоятельная фиксация всех этапов создания фильма, начиная с возникновения идеи и написания первого варианта сценария. Евгений Цымбал выступил в этой книге в двух ипостасях: как свидетель и как исследователь. Он поговорил со всеми наиболее значимыми участниками съемочного процесса, в том числе с самим Андреем Тарковским. В книге приводится интервью, которое Тарковский дал итальянской журналистке Луизе Капо сразу после премьеры «Сталкера». Это интервью появилось как исключение. В тот период Тарковский не давал бесплатно интервью зарубежным медиа, что можно было объяснить, с одной стороны, желанием сэкономить время, с другой — желанием заработать. Один из лучших на тот момент режиссеров мира был вынужден жить в долг.

Чтобы это интервью все-таки состоялось, Цымбалу пришлось уговаривать Тарковского. Тот согласился, по всей видимости, только потому, что чувствовал себя ему обязанным, но при условии, что тот будет сам задавать ему вопросы. Спустя много лет после того, как интервью было переведено на итальянский язык и опубликовано, Евгений Цымбал принялся искать его текст — первоначальная запись у него не сохранилась. И несмотря на то, что текст был опубликован в небольшой итальянской газете, ему удалось его найти.

Это только один из сюжетов, которые пришлось пережить автору, прежде чем сложился текст его книги. Она не просто плод наблюдений и размышлений, это результат множества усилий, вложенных в первую очередь в создание фильма «Сталкер». Евгений Цымбал проработал на нем ассистентом по реквизиту на протяжении всех трех съемочных периодов, из которых только последний завершился полноценным результатом.

В книге много интимных деталей из жизни Андрея Тарковского, и в этом тоже ценность книги Евгения Цымбала. Он не разоблачает художника, он не сомневается в том, что ему пришлось наблюдать в непосредственной близости от абсолютного гения, и каждая деталь из его жизни ему важна. Рассказывая о том, как распоряжался деньгами режиссер, он объективен. Он не пытается создать миф о бедном художнике, которому не давали снимать. Материальное положение Андрея Тарковского хоть и не соответствовало его статусу в мире кино, но все же было относительно благополучным. Режиссеру не приходилось ограничивать себя в чем бы то ни было. Тем нее менее мы видим, что Тарковский постоянно находился в поисках заработка. Не исключено, что именно этим и было продиктовано его желание снять фильм «Сталкер». Изначально для Андрея Тарковского это был проходной фильм.

Мы видим, что Тарковский и в самом деле не был готов к работе над этим фильмом. Окончательная система образов сформировалась у него уже в процессе съемок. Загадочное происшествие, в результате которого были перечеркнуты все результаты первой попытки снять «Сталкера», оказалось на руку Тарковскому как художнику. Общепринятая версия: пленка, на которую снимал первую версию фильма выдающийся оператор Георгий Рерберг (перед этим они вместе с Андреем Тарковским работали над фильмом «Зеркало»), была проявлена с браком. Автор подробнейшим образом разбирает эту ситуацию, и перед глазами читателя предстает неожиданная картина: Тарковский прилагает максимум усилий, чтобы проявленная пленка была признана бракованной, и даже плетет ради этого интригу. Он обвиняет Рерберга в том, что и его действия в том числе стали причиной брака. И все ради того, чтобы у него была возможность заново начать съемки.

Еще одна интимная сторона жизни Андрея Тарковского, которую приоткрывает автор, — отношения режиссера со второй женой. Евгений Цымбал становится свидетелем нескольких сцен, в которых Лариса Тарковская демонстрировала ту власть, которой она обладала над мужем. Пользуясь этой властью, она в том числе добивалась роли жены Сталкера, которую в итоге сыграла Алиса Фрейндлих. Евгений Цымбал пишет, что пригласить ее было его идеей. Перед тем как оказаться на съемочной площадке «Сталкера», он работал у Эльдара Рязанова на съемках «Служебного романа» и с восхищением наблюдал за работой Фрейндлих. И когда Тарковский размышлял о том, какую еще актрису он мог бы попробовать на эту роль, Цымбал решился выйти за пределы своих полномочий ассистента по реквизиту и назвал имя Фрейндлих. И несмотря на то, что она с невероятной отдачей и мастерством отыграла пробы, Тарковский продолжал сомневаться: а не снять ли ему в этой роли собственную жену? Общепринятая версия такова, и Евгений Цымбал ее подтверждает: мнение Георгия Рерберга стало решающим. Он настоял на том, чтобы роль жены Сталкера играла Алиса Фрейндлих и никто другой. И тем самым нажил себе врага в лице Ларисы Тарковской — она заподозрила его в том, что он нарочито неудачно снял ее пробы. В решающий момент она приложила максимум усилий для того, чтобы один из самых невероятных по силе таланта творческих дуэтов распался навсегда.

На страницах книги мы видим не только мучительный процесс создания кинематографического произведения искусства, но и степень самоотдачи, которая требуется от всех создателей фильма. Съемки «Сталкера» представляли собой не просто каторжный труд — почти всегда по 14–16 часов в день, но и нечто по-настоящему опасное для жизни. Дело не только в количестве потраченных усилий, хотя и они сказались прежде всего на самом режиссере: в этот период у него случился инфаркт, и нет сомнений в том, что одна из причин — то напряжение, которое ему пришлось выдерживать на съемках. Съемочной площадкой фильма послужила территория заброшенной электростанции, где участники группы вдыхали воздух, насыщенный самыми разнообразными химическими соединениями. И в павильонных съемках Андрей Тарковский не считался ни с чем ради эффектности кадра, в том числе с мерами безопасности.

Двое из исполнителей главных ролей в «Сталкере» умерли от рака: Николай Гринько — от лейкемии в 66 лет, Анатолий Солоницын — от рака легких в 47 лет. Для актера, который сыграл в пяти полнометражных фильмах Андрея Тарковского и должен был сыграть главную роль в «Ностальгии» — без него он не мыслил свои работы, — «Сталкер» стал последним их совместным фильмом. Сам Андрей Тарковский умер всего несколько лет спустя в 54 года, и тоже от рака легких. Лариса Тарковская умерла в 59 лет все от того же рака легких. Исполнитель роли Сталкера Александр Кайдановский умер в 49 лет. Причина смерти — инфаркт. К счастью, сами съемки обошлись без человеческих жертв. Хотя и Евгений Цымбал, и другие участники съемочной группы неоднократно рисковали на съемочной площадке если не своей жизнью, то, во всяком случае, со всей очевидностью — своим здоровьем.

И самый важный вопрос: зачем они это делали? Почему братья Стругацкие — на тот момент культовые писатели — многократно переписывали сценарий только потому, что режиссер был в очередной раз не удовлетворен их работой? После того как пленка была проявлена с браком и режиссер добился разрешения на то, чтобы начать съемки заново, они соглашаются еще раз переписать сценарий. Актеры покорно возвращаются на съемочную площадку, откладывая любые другие проекты. Александр Кайдановский, которого пригласили играть близкого ему по актерской органике персонажа: резкого, решительного, легко бросающегося в драку, — вдруг соглашается на ходу поменять характер своего персонажа и превратиться в подобие князя Мышкина из обожаемого Тарковским «Идиота» Достоевского. Алиса Фрейндлих еще и еще раз изображает припадок в играемой ею сцене, пока не доводит себя уже до настоящего припадка. И хотя все видят, что с актрисой что-то не так, режиссер продолжает съемку. Каким невероятным авторитетом обладал для своих актеров после четырех снятых им фильмов Андрей Тарковский! Насколько сильной была общая жажда стать частью выдающегося произведения искусства! Или пример режиссера, который и сам был готов жертвовать собой ради того, чтобы осуществить задуманное и тем самым выполнить свое предназначение, был насколько заразительным?

Фото: Сергея Метелицы (ИТАР-ТАСС)

Евгений Цымбал. Рождение «Сталкера»: попытка реконструкции. Авторская книга. М.: Новое литературное обозрение, 2022. Серия: Кинотексты. 768 с. Тираж 1500 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
Наше место во Вселенной: что таит в себе космос и где именно находится Земля Наше место во Вселенной: что таит в себе космос и где именно находится Земля

Чтобы найти свою планету во Вселенной, нужно знать точный адрес. Записывайте

ТехИнсайдер
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака

Насколько распространены были браки внутри королевских семей Древнего Египта?

ТехИнсайдер
Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...» Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...»

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все»

Коллекция. Караван историй
Библиофутурология: от фонокниги до книгофильма Библиофутурология: от фонокниги до книгофильма

Какие из их предсказаний писателей о будущем книг сбылись?

Наука и жизнь
Отличной посадки на Титан, «Стрекоза»! Отличной посадки на Титан, «Стрекоза»!

Посадка на другие планеты — дело весьма непростое

Наука
Почти сорокалетняя Toyota Land Cruiser 70-й серии выйдет с обновлённым дизайном и новым турбодизелем Почти сорокалетняя Toyota Land Cruiser 70-й серии выйдет с обновлённым дизайном и новым турбодизелем

Четвёртый рестайлинг классической 70-й серии, который возвращается в Японию

4x4 Club
Конец истории о глобальных русских Конец истории о глобальных русских

Главная задача в ближайшие годы — избавление от интеллектуальной оккупации

Эксперт
Стрельцы: преступление и наказание Стрельцы: преступление и наказание

Стрелецкий бунт 1698 года: «усердие в усмирении» достигало высот заоблачных

Дилетант
Во взрывных извержениях внутриплитного вулкана Фогу обвинили углекислый газ Во взрывных извержениях внутриплитного вулкана Фогу обвинили углекислый газ

В продуктах извержения вулкана Фогу найдено большое содержание углекислого газа

N+1
«Лучший химик — природа»: как вырастить обезболивающие лекарства на дрожжах «Лучший химик — природа»: как вырастить обезболивающие лекарства на дрожжах

Важнейшие лекарственные ингредиенты могут быть выращены по «пивной технологии»

Forbes
«Кишечник и мозг» «Кишечник и мозг»

Как кишечные бактерии исцеляют и защищают ваш мозг

N+1
Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла

Отрывок из истории переговорщика Эбби Маллен, которая встречается с прошлым

СНОБ
Москва и москвички Москва и москвички

«Жизнь по вызову. Док»: якобы исследование столичной секс-индустрии

Weekend
Земля талантов Земля талантов

Самарский областной художественный музей входит в число крупнейших музеев России

Отдых в России
Малоизвестные детали спортивной карьеры Джейсона Стейтема: ездил в Москву, мечтал об Олимпиаде Малоизвестные детали спортивной карьеры Джейсона Стейтема: ездил в Москву, мечтал об Олимпиаде

Автор множества выдуманных цитат был вполне реальным прыгуном в воду

Maxim
Восстановить мужские ориентиры Восстановить мужские ориентиры

Молодые пары сегодня все реже следуют традиционному распределению ролей

Psychologies
«Как кошка с собакой»: как заставить питомцев подружиться «Как кошка с собакой»: как заставить питомцев подружиться

Как заставить питомцев ужиться на одной территории и даже поладить друг с другом

ТехИнсайдер
Лень — не порок: несколько научных доказательств, почему человеку необходим отпуск Лень — не порок: несколько научных доказательств, почему человеку необходим отпуск

Как с точки зрения нейропсихологии на нас влияет отпуск

Forbes
Мария Богомолова о поддержке стартапов и актуальных направлениях для инвестиций в Москве Мария Богомолова о поддержке стартапов и актуальных направлениях для инвестиций в Москве

Мария Богомолова — о поддержке стартапов, работе с госструктурами и инвестициях

СНОБ
Как испортить отношения: 4 вредных совета Как испортить отношения: 4 вредных совета

Если вы не заинтересованы в сохранении отношений, для вас есть несколько правил

Psychologies
10 самых уродливых автомобилей в истории. Обновлённая версия 10 самых уродливых автомобилей в истории. Обновлённая версия

Увы, не все покидающие конвейер машины, становятся впоследствии супермоделями

4x4 Club
Архитектура молодых, архитектура для молодых Архитектура молодых, архитектура для молодых

В каких стилях работают современные архитекторы?

Эксперт
Зависимости, геноцид и отношения на расстоянии: 10 лучших новых подкастов Зависимости, геноцид и отношения на расстоянии: 10 лучших новых подкастов

Девять новых бесплатных подкастов на русском языке

Forbes
Признак качества: 6 вещей, по которым ты вычислишь хорошего мастера по наращиванию ресниц Признак качества: 6 вещей, по которым ты вычислишь хорошего мастера по наращиванию ресниц

На какие детали стоит обратить внимание еще перед процедурой наращивания ресниц

VOICE
«Я дикий старовер. Я привыкаю — и всё» «Я дикий старовер. Я привыкаю — и всё»

Телеведущий, шоумен и актер Иван Чуйков обожает скорость

OK!
Ясный взгляд Ясный взгляд

Избавляемся от мешков и темных кругов: 7 шагов

Лиза
Речь пациента после инсульта отражает адаптивную стратегию мозга Речь пациента после инсульта отражает адаптивную стратегию мозга

После инсульта мозг выстраивает особую адаптивную стратегию

ТехИнсайдер
Помогите своему внутреннему ребенку: упражнение для исцеления детских травм Помогите своему внутреннему ребенку: упражнение для исцеления детских травм

Что конкретно мы можем делать, чтобы поддержать нашего внутреннего ребенка?

Psychologies
Открыть в приложении