Уникальное свидетельство о процессе создания фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

ЭкспертСобытия

«Сталкер»: съемки не на жизнь, а на смерть

Книга Евгения Цымбала — уникальное свидетельство о процессе создания фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

Вячеслав Суриков

Название

Отличие книги Евгения Цымбала от других текстов, описывающих историю создания того или иного фильма, в том, что автор находился внутри съемочной группы на протяжении всего съемочного процесса. Это не просто мемуары об увиденном своими глазами — это обстоятельная фиксация всех этапов создания фильма, начиная с возникновения идеи и написания первого варианта сценария. Евгений Цымбал выступил в этой книге в двух ипостасях: как свидетель и как исследователь. Он поговорил со всеми наиболее значимыми участниками съемочного процесса, в том числе с самим Андреем Тарковским. В книге приводится интервью, которое Тарковский дал итальянской журналистке Луизе Капо сразу после премьеры «Сталкера». Это интервью появилось как исключение. В тот период Тарковский не давал бесплатно интервью зарубежным медиа, что можно было объяснить, с одной стороны, желанием сэкономить время, с другой — желанием заработать. Один из лучших на тот момент режиссеров мира был вынужден жить в долг.

Чтобы это интервью все-таки состоялось, Цымбалу пришлось уговаривать Тарковского. Тот согласился, по всей видимости, только потому, что чувствовал себя ему обязанным, но при условии, что тот будет сам задавать ему вопросы. Спустя много лет после того, как интервью было переведено на итальянский язык и опубликовано, Евгений Цымбал принялся искать его текст — первоначальная запись у него не сохранилась. И несмотря на то, что текст был опубликован в небольшой итальянской газете, ему удалось его найти.

Это только один из сюжетов, которые пришлось пережить автору, прежде чем сложился текст его книги. Она не просто плод наблюдений и размышлений, это результат множества усилий, вложенных в первую очередь в создание фильма «Сталкер». Евгений Цымбал проработал на нем ассистентом по реквизиту на протяжении всех трех съемочных периодов, из которых только последний завершился полноценным результатом.

В книге много интимных деталей из жизни Андрея Тарковского, и в этом тоже ценность книги Евгения Цымбала. Он не разоблачает художника, он не сомневается в том, что ему пришлось наблюдать в непосредственной близости от абсолютного гения, и каждая деталь из его жизни ему важна. Рассказывая о том, как распоряжался деньгами режиссер, он объективен. Он не пытается создать миф о бедном художнике, которому не давали снимать. Материальное положение Андрея Тарковского хоть и не соответствовало его статусу в мире кино, но все же было относительно благополучным. Режиссеру не приходилось ограничивать себя в чем бы то ни было. Тем нее менее мы видим, что Тарковский постоянно находился в поисках заработка. Не исключено, что именно этим и было продиктовано его желание снять фильм «Сталкер». Изначально для Андрея Тарковского это был проходной фильм.

Мы видим, что Тарковский и в самом деле не был готов к работе над этим фильмом. Окончательная система образов сформировалась у него уже в процессе съемок. Загадочное происшествие, в результате которого были перечеркнуты все результаты первой попытки снять «Сталкера», оказалось на руку Тарковскому как художнику. Общепринятая версия: пленка, на которую снимал первую версию фильма выдающийся оператор Георгий Рерберг (перед этим они вместе с Андреем Тарковским работали над фильмом «Зеркало»), была проявлена с браком. Автор подробнейшим образом разбирает эту ситуацию, и перед глазами читателя предстает неожиданная картина: Тарковский прилагает максимум усилий, чтобы проявленная пленка была признана бракованной, и даже плетет ради этого интригу. Он обвиняет Рерберга в том, что и его действия в том числе стали причиной брака. И все ради того, чтобы у него была возможность заново начать съемки.

Еще одна интимная сторона жизни Андрея Тарковского, которую приоткрывает автор, — отношения режиссера со второй женой. Евгений Цымбал становится свидетелем нескольких сцен, в которых Лариса Тарковская демонстрировала ту власть, которой она обладала над мужем. Пользуясь этой властью, она в том числе добивалась роли жены Сталкера, которую в итоге сыграла Алиса Фрейндлих. Евгений Цымбал пишет, что пригласить ее было его идеей. Перед тем как оказаться на съемочной площадке «Сталкера», он работал у Эльдара Рязанова на съемках «Служебного романа» и с восхищением наблюдал за работой Фрейндлих. И когда Тарковский размышлял о том, какую еще актрису он мог бы попробовать на эту роль, Цымбал решился выйти за пределы своих полномочий ассистента по реквизиту и назвал имя Фрейндлих. И несмотря на то, что она с невероятной отдачей и мастерством отыграла пробы, Тарковский продолжал сомневаться: а не снять ли ему в этой роли собственную жену? Общепринятая версия такова, и Евгений Цымбал ее подтверждает: мнение Георгия Рерберга стало решающим. Он настоял на том, чтобы роль жены Сталкера играла Алиса Фрейндлих и никто другой. И тем самым нажил себе врага в лице Ларисы Тарковской — она заподозрила его в том, что он нарочито неудачно снял ее пробы. В решающий момент она приложила максимум усилий для того, чтобы один из самых невероятных по силе таланта творческих дуэтов распался навсегда.

На страницах книги мы видим не только мучительный процесс создания кинематографического произведения искусства, но и степень самоотдачи, которая требуется от всех создателей фильма. Съемки «Сталкера» представляли собой не просто каторжный труд — почти всегда по 14–16 часов в день, но и нечто по-настоящему опасное для жизни. Дело не только в количестве потраченных усилий, хотя и они сказались прежде всего на самом режиссере: в этот период у него случился инфаркт, и нет сомнений в том, что одна из причин — то напряжение, которое ему пришлось выдерживать на съемках. Съемочной площадкой фильма послужила территория заброшенной электростанции, где участники группы вдыхали воздух, насыщенный самыми разнообразными химическими соединениями. И в павильонных съемках Андрей Тарковский не считался ни с чем ради эффектности кадра, в том числе с мерами безопасности.

Двое из исполнителей главных ролей в «Сталкере» умерли от рака: Николай Гринько — от лейкемии в 66 лет, Анатолий Солоницын — от рака легких в 47 лет. Для актера, который сыграл в пяти полнометражных фильмах Андрея Тарковского и должен был сыграть главную роль в «Ностальгии» — без него он не мыслил свои работы, — «Сталкер» стал последним их совместным фильмом. Сам Андрей Тарковский умер всего несколько лет спустя в 54 года, и тоже от рака легких. Лариса Тарковская умерла в 59 лет все от того же рака легких. Исполнитель роли Сталкера Александр Кайдановский умер в 49 лет. Причина смерти — инфаркт. К счастью, сами съемки обошлись без человеческих жертв. Хотя и Евгений Цымбал, и другие участники съемочной группы неоднократно рисковали на съемочной площадке если не своей жизнью, то, во всяком случае, со всей очевидностью — своим здоровьем.

И самый важный вопрос: зачем они это делали? Почему братья Стругацкие — на тот момент культовые писатели — многократно переписывали сценарий только потому, что режиссер был в очередной раз не удовлетворен их работой? После того как пленка была проявлена с браком и режиссер добился разрешения на то, чтобы начать съемки заново, они соглашаются еще раз переписать сценарий. Актеры покорно возвращаются на съемочную площадку, откладывая любые другие проекты. Александр Кайдановский, которого пригласили играть близкого ему по актерской органике персонажа: резкого, решительного, легко бросающегося в драку, — вдруг соглашается на ходу поменять характер своего персонажа и превратиться в подобие князя Мышкина из обожаемого Тарковским «Идиота» Достоевского. Алиса Фрейндлих еще и еще раз изображает припадок в играемой ею сцене, пока не доводит себя уже до настоящего припадка. И хотя все видят, что с актрисой что-то не так, режиссер продолжает съемку. Каким невероятным авторитетом обладал для своих актеров после четырех снятых им фильмов Андрей Тарковский! Насколько сильной была общая жажда стать частью выдающегося произведения искусства! Или пример режиссера, который и сам был готов жертвовать собой ради того, чтобы осуществить задуманное и тем самым выполнить свое предназначение, был насколько заразительным?

Фото: Сергея Метелицы (ИТАР-ТАСС)

Евгений Цымбал. Рождение «Сталкера»: попытка реконструкции. Авторская книга. М.: Новое литературное обозрение, 2022. Серия: Кинотексты. 768 с. Тираж 1500 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Моя Беларусь Моя Беларусь

Наше путешествие Минск прошло на удивление спокойно и почти без приключений

Отдых в России
Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
Что ждет мир после ядерной войны: какими будут реальные последствия атомной бомбардировки Что ждет мир после ядерной войны: какими будут реальные последствия атомной бомбардировки

Каким будет мир, покрытый радиоактивными осадками?

ТехИнсайдер
Чистое дыхание авиации Чистое дыхание авиации

Первые регулярные рейсы электросамолеты могут совершить в ближайшие годы

Популярная механика
Театр одного Муссолини Театр одного Муссолини

Бенито Муссолини занял пост премьер-министра Италии после «похода на Рим»

Дилетант
Внутренний ребенок: по дороге к себе Внутренний ребенок: по дороге к себе

Давным-давно жило-было наше детство с волшебниками, волками и темными лесами...

Psychologies
Новая смена. 5 российских женщин-режиссеров, на которых стоит обратить внимание Новая смена. 5 российских женщин-режиссеров, на которых стоит обратить внимание

О Марии Лойтер и еще четырех многообещающих женщинах-режиссерах

СНОБ
Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Москва и москвички Москва и москвички

«Жизнь по вызову. Док»: якобы исследование столичной секс-индустрии

Weekend
«Покупатели-хищники»: зачем американские миллиардеры покупают столько недвижимости «Покупатели-хищники»: зачем американские миллиардеры покупают столько недвижимости

По меньшей мере пять миллиардеров, у которых 10 домов и даже больше

Forbes
Как отличить плохое настроение от клинической депрессии: 10 признаков Как отличить плохое настроение от клинической депрессии: 10 признаков

Клиническая депрессия у разных пациентов может проявляться по-разному

Psychologies
Пища для ума: эти доступные продукты Пища для ума: эти доступные продукты

Продукты, которые поддержат активность перегруженного мозга

VOICE
На удалении от всех На удалении от всех

Как не попасть в коварную ловушку под названием «удаленка»?

Лиза
История сумасшествия: как менялась психиатрия — от античности до наших дней История сумасшествия: как менялась психиатрия — от античности до наших дней

Как изменялось отношение к психическим заболеваниям?

Psychologies
3 жизненных урока, которые мы извлекаем из отношений родителей 3 жизненных урока, которые мы извлекаем из отношений родителей

Ребенок всегда перенимает ту манеру поведения, которая была у него перед глазами

Psychologies
Докричаться до небес Докричаться до небес

Какие психологические механизмы стоят за гаданиями и предсказаниями?

Psychologies
Чем полезен арбуз и с чем его едят Чем полезен арбуз и с чем его едят

Как выбрать идеальный арбуз, какие полезные вещества в нем содержатся?

Psychologies
ИИ нашел неандертальский белок, который может стать источником новых антибиотиков ИИ нашел неандертальский белок, который может стать источником новых антибиотиков

«Воскрешенные» молекулы могут послужить источником новых лекарств

ТехИнсайдер
Почему медиаспорт в России стал популярным Почему медиаспорт в России стал популярным

В России активно развивается медиаспорт — непрофессиональные соревнования

СНОБ
Путь к излечению: как формируется и проявляется самокритика Путь к излечению: как формируется и проявляется самокритика

Действительно ли суровый внутренний критик делает нас лучше? Или все-таки нет?

Psychologies
Беспилотник научили парить почти без затрат энергии Беспилотник научили парить почти без затрат энергии

Система управления беспилотника находит оптимальные точки в воздушных потоках

N+1
Европа понарошку: зачем россияне скупают недвижимость на Северном Кипре Европа понарошку: зачем россияне скупают недвижимость на Северном Кипре

Сначала года существенно вырос спрос на недвижимость Северного Кипра

Forbes
Библиофутурология: от фонокниги до книгофильма Библиофутурология: от фонокниги до книгофильма

Какие из их предсказаний писателей о будущем книг сбылись?

Наука и жизнь
Рождение псковского корпуса Рождение псковского корпуса

В 1918 году в Пскове и Петрограде находились группы офицеров Императорской армии

Дилетант
В ожидании роста В ожидании роста

Международные инвесторы продолжают активно увеличивать вложения в акции

Деньги
Ещё раз о Вагнере… Ещё раз о Вагнере…

Творчество Вагнера у одних вызывает восторг, у других неприятие

Дилетант
Ген долголетия, полученный от голого землекопа, увеличил продолжительность жизни мышей Ген долголетия, полученный от голого землекопа, увеличил продолжительность жизни мышей

Исследователи Рочестерского университета успешно перенесли ген долголетия мышам

ТехИнсайдер
Как появилась традиция кричать молодоженам «Горько!»? Как появилась традиция кричать молодоженам «Горько!»?

Разбираемся в славянских брачных обрядах

Культура.РФ
Береги личный бренд с молоду: как рассказать подростку о репутации в интернете Береги личный бренд с молоду: как рассказать подростку о репутации в интернете

Глава из книги «Поговорят и забудут» о том, как противостоять интернет-агрессии

Forbes
Открыть в приложении