Снимается кино! Не в Москве!
Кинематографический опыт Пермского края
В Пермском крае натуру для съемок искали и находили еще советские кинематографисты. Самодеятельные артисты — персонажи фильма «Волга-Волга» (1937) часть водного пути в Москву проделали по рекам Чусовой и Каме. Элементы городского ландшафта, запечатленные в кадрах советской комедии, до сих пор местные достопримечательности. В пермских лесах снимали фильм «Девчата» (1962). Еще один повод для гордости — присутствующие в кадре бензопилы были изготовлены на пермском заводе. Точкой отсчета для новейшей истории Пермского края в качестве съемочной площадки стал фильм «Географ глобус пропил» (2011), снятый по повести Алексея Иванова. Ему и суждено было оказаться едва ли не главной движущей силой, продолжающей привлекать в Пермский край отечественных кинематографистов. За «Географом» последовали другие проекты. Самый крупный из них — «Сердце Пармы» (автор все тот же Иванов). В литературном первоисточнике действие происходит в Пермском крае. Так что сомневаться в выборе места для съемок не пришлось.
Съемки «Сердца Пармы» стали в прошлом году главным событием в Губахе — городе на западном склоне Уральских гор. Тогда по городу нередко расхаживали актеры в средневековых одеяниях, да и жителям Губахи тоже удалось их примерить: их активно привлекали к съемкам массовых сцен. В этом году в Губаху приехала съемочная группа фильма «Одна». Он посвящен невероятному — без всяких скидок — эпизоду в истории человеческой цивилизации. Советская женщина Лариса Савицкая попала в авиакатастрофу: самолет, в котором она летела, столкнулся с другим самолетом, она упала с высоты более пяти тысяч метров и выжила. Это произошло 39 лет назад. Об удивительном случае, как и о самой аварии, советские медиа предпочли умолчать — так было принято. Двадцатилетняя Лариса, которая в злосчастном самолете возвращалась из свадебного путешествия и потеряла в аварии мужа, получила от советского государства за него 300 рублей. Еще семьдесят пять выплатили уже ей самой как выжившей в аварии.
Об этом случае стали писать в начале 2000-го: спустя двадцать лет после катастрофы Лариса Савицкая позволила себе вернуться в прошлое и стала общаться с журналистами. Подробности, которыми она тогда делилась, и сейчас производят необыкновенно сильное впечатление: в том самолете она внезапно проснулась от сильного холода, ее отбросило на пол, она забралась в кресло, постаралась как можно глубже в него вжаться и представила себе, как в момент падения будет отталкиваться руками от земли. Идею вжаться в кресло она почерпнула из виденного ею итальянского фильма, который повествовал о похожем случае: тоже авиакатастрофа в воздухе и тоже одна выжившая, спасшаяся благодаря тому, что как могла глубже вжалась в кресло. Падение Ларисы с воздуха длилось восемь минут. Обломок самолета спланировал на деревья. Они смягчили удар. Затем — двое суток блужданий по лесу под проливным дождем. Ее не искали: не верили, что кто-то смог выжить в такой аварии.
Первое, что пришло в голову создателям фильма, — снимать на том самом месте, где произошли события: в Амурском регионе. Но выяснилось, что от прежнего ландшафта там ничего не осталось: местные леса вырублены. Еще один вариант, который допускали как возможный, — снимать в карельских лесах, но тамошняя природа для съемок не подошла. Остановились на Пермском крае. Среди аргументов, решивших дело в его пользу, близость к Москве (время полета — два часа) и действующая программа рибейтов — налоговых возвратов с кинопроизводства, на которые съемочные группы могут претендовать при условии привлечения местных подрядчиков. Программа по рибейтам была запущена в России три года назад. Процент компенсации регионы вправе определять сами. Пермская комиссия по отбору фильмов, имеющих право претендовать на компенсацию затрат на съемки, в регионе возникла в 2019 году. Съемочная группа проекта «Одна» рассчитывает, что удастся вернуть до 30% затрат, совершенных на территории Пермского края.
Анна Бочкарева, исполнительный продюсер фильма «Одна» (на ее продюсерском счету более десятка кинематографических проектов), обращает внимание еще на один фактор, который подталкивает кинематографистов в региональные экспедиции: «Съемки в Москве стали дорогостоящими, вы не поверите, в связи с прямыми логистическими и прочими прямыми расходами, такими как парковки. Стоимость смены увеличивается на сто тысяч. Умножаем их на количество смен и получаем ужасающую сумму. Поэтому сейчас идет сильнейший отток в регионы. Да, в Москве тоже работает кинокомиссия, но в регионах быстрее отклик. У нас нет года, чтобы заниматься подготовкой проекта. Пятнадцатого июля я позвонила линейному продюсеру в Пермь. А уже восемнадцатого числа мы приехали на выбор натуры». Наличие в регионе людей с опытом организации киносъемок еще один важный момент. Если их нет, все приходится делать самим и с нуля вникать в нюансы местных административных отношений. Если есть — достаточно просто поставить перед ними задачу.
Евгений Пугин в качестве линейного продюсера — менеджера, который организует процесс съемок в регионе, — дебютировал на проекте «Географ глобус пропил». До того он занимался местным туризмом. Съемочная группа обратилась к нему для организации съемок на воде. Он справился с поставленными задачами, и одни кинематографисты порекомендовали его другим. Число проектов стало расти. Организация съемок фильма «Одна» — двенадцатый по счету. Только в нынешнем году их было три. Год назад он вместе с командой сотрудников организовывал натурные съемки «Сердца Пармы» — это самый масштабный проект в его практике. На следующий год обсуждаются еще пять. Он берет на себя все организационные вопросы: согласование съемок с местной администрацией, подбор местного персонала, транспорт, в том числе специальный, гостиницы, логистика — всё на нем. Для съемок «Одной», в которой воссоздается советская эпоха, ему даже удалось найти вертолет, по расцветке схожий с теми, что использовались в Советском Союзе в начале 1980-х.
Часть оборудования привозят из Москвы: основные производственные силы сосредоточены в столице. По словам Анны Бочкаревой, регионалам, например, не имеет смысла обзаводиться кинокамерой, чтобы предоставлять ее приезжим съемочным группам: момент, когда она устареет и перестанет устраивать по качеству, может наступить слишком быстро. Евгений Пугин уже задумывается о приобретении специальной техники, которая позволит ему расширить спектр услуг, оказываемых съемочным группам. Но основное преимущество Пермского края — разнообразная природа и наличие опытного персонала, способного обслуживать съемочный процесс: «На сегодняшний день к нам прилетает сто человек съемочной группы. Их перелет и проживание в гостиницах обходятся в серьезную сумму. Если на местах будут квалифицированные люди, это позволит резко сократить расходы на экспедицию. И у продакшена будет больше аргументов производить съемки именно в этом регионе. Съемка фильма слишком громоздкий процесс, и, если ты в нем не поучаствуешь, не поймешь, как это делается».
Наиболее очевиден экономический эффект от компенсации части расходов съемочных групп: появляются дополнительные рабочие места для местных жителей, они осваивают новые навыки — чем раньше и лучше их освоят, тем выше конкурентоспособность и личная, и региона в целом, а их отсутствие резко снижает коэффициент полезного действия съемочной группы. Но, возможно, куда более важен эффект продвижения визуального образа региона. Для этого не обязательно буквальное соответствие: место действия «Игры престолов» — вымышленный континент Вестерос, при том что значительная часть съемок проходила в Северной Ирландии. В 2018 году эффект для местной экономики от съемок сериала превысил 60 млн долларов. Наличие такой связи подтверждает и Евгений Пугин, по-прежнему занимающийся туристическим бизнесом: поток туристов в Пермь увеличился сразу после съемок фильма «Географ глобус пропил» и продолжает нарастать. Но наибольшие его ожидания связаны с «Сердцем Пармы» и проектом «Территория»: в них Пермский край будет показан с наиболее эффектной стороны.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl