Ослабление рубля и пандемия нанесут болезненный удар по российскому авторынку

ЭкспертАвто

Скользкая дорога

Ослабление рубля и пандемия коронавируса нанесут болезненный удар по российскому авторынку, который и так не в лучшей форме. В ближайшие пару месяцев здесь возможен кратковременный всплеск продаж, за которым последует продолжительное падение.

Алексей Грамматчиков

Из-за ослабления рубля цены на автомобили начали повышаться, сейчас на рынке произойдет краткосрочный всплеск спроса на уже завезенные на склады машины, а потом, когда будут поступать партии по новым ценам, продажи упадут. Джапаридзе Михаил/TAR-TASS

До начала нынешнего кризиса российский авторынок уже готовился к сложным временам: в январе комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировал дальнейшее снижение продаж минимум на два процента в год. Однако падение курса рубля может привести к более значимому падению — на 10–15%, до 1,65 млн машин, то есть к показателям кризисного периода 2015-го.

Напомним, что в последние годы продажи новых автомобилей и так вели себя нервно: после обвала рубля в 2014-м и последующего сжатия спроса почти в два раза в 2017 году авторынок вроде бы вновь пошел на разгон: в 2017 и 2018 годах продажи выросли соответственно на 12 и 13%. Однако в 2019-м рынок вновь поехал вниз — на 2,3%, было продано около 1,76 млн автомобилей (см. график 1). По самым пессимистическим прогнозам аналитиков агентства «Автостат», если нефть подешевеет до 30 долларов за баррель, российский авторынок может рухнуть более чем на 30%, до 1,08 млн машин, то есть до самых низких показателей продаж автомобилей в России, зафиксированных в начале 1990-х.

Цены ползут вверх

Опыт предыдущих кризисов справедливо научил покупателей, что вместе с ослаблением рубля неизменно будут расти и цены на машины. Так что ведущие российские автодилеры уже заявляют о «повышенном трафике покупателей» в автосалоны в эти дни. Некоторые производители уже начали переписывать ценники: по оценкам «Автостата», из 52 брендов, присутствующих на российском рынке, цены за первые две недели марта подняли как минимум семь марок.

Например, на 20–50 тыс. рублей выросли цены на весь модельный ряд японской Suzuki, на 17–90 тыс. рублей увеличилась стоимость некоторых машин Volkswagen, подорожали почти все модели Lexus, скакнули цены на 20 из 33 моделей BMW, увеличила стоимость некоторых своих машин Toyota.

Хотя в массовом порядке поднимать цены продавцы, скорее всего, будут не сразу, а в ближайшие месяц-два. За это время импортеры и дилеры спокойно распродадут стоки — накопленные на складах машины, а уже ближе к маю на рынок будут поступать новые партии, уже с новыми ценниками. И тогда для автопроизводителей в России начнется очередная черная полоса. «Нынешнее положение на авторынке можно сравнить с осенью 2014 года, когда всплеск спроса сменился затяжным кризисом, — приводит аналогию Денис Петрунин, генеральный директор ГК “Автоспеццентр”. — Тогда ажиотажный спрос на автомобили на фоне приближающегося роста цен продержался полгода, к февралю 2015-го спрос был удовлетворен. Вслед за этим в 2015–2016 годах рынок начал сжиматься и только в 2017-м смог вернуться к приросту».

По мнению игроков авторынка, сегодняшний всплеск спроса на новые машины будет продолжаться не так долго, как пять лет назад: по сравнению с теми временами у населения стало меньше свободных денег, при этом закредитованность выросла. По сути, рынок только сейчас смог прийти в себя от обвала рубля пятилетней давности, все эти годы розничная стоимость машин продолжала расти: по подсчетам «Автостата», по итогам прошлого года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,55 млн рублей, на 8,2% больше, чем в 2018 году. А по сравнению с 2014-м цена машин выросла примерно на 80%, то есть примерно на столько же, на сколько изменился курс национальной валюты (см. график 2). Новое ослабление рубля может к середине текущего года поднять средние цены на автомобили как минимум еще на 8–10% (а может, и больше, в зависимости от дальнейшего падения курса).

Понятно, что в меньшей степени рост цен ударит по автомобилям, производство которых в России локализовано. «По нашим оценкам, в скором времени при-бавят в цене модели, которые не выпускаются в России. Это, например, Toyota Land Cruiser 200, Toyota Highlander, Toyota Corolla, Volkswagen Amarok, Volkswagen Passat, Suzuki Sx4, Suzuki Vitara, Škoda Superb, Kia Soul, Kia Picanto, Mitsubishi Pajero Sport, Mazda 3, — предполагает Дмитрий Андреев, генеральный директор агрегатора онлайн-продаж автомобилей Autospot.ru. — В меньшей степени рост розничных цен отразится на традиционных российских производителях, на таких марках, как Lada и УАЗ».

Преимущества локализации

Ситуация с ослаблением рубля вроде бы могла дать преимущество отечественным производителям. Однако все не так просто: импортные автомобили и так уже занимают небольшую нишу в общих продажах. По оценкам комитета автопроизводителей АЕБ, из 1,76 млн проданных в прошлом году машин 1,4 млн, или порядка 80%, имели локальную сборку. В России выгодно производить автомобили массового сегмента; в статусе импорта остаются нишевые, обычно дорогие премиальные модели, которые в любом случае будут востребованы потребителем, для которого подорожание на 10% не станет причиной отказа от покупки. Так что если в результате девальвации рубля доля импорта на российском рынке и снизится, то ненамного.

В то же время не стоит считать, что локализованные в России машины надежно защищены от колебаний валютного курса. Сейчас руководители многих иностранных автокомпаний заявляют, что уровень локализации их продукции составляет 60–70%. Однако такие подсчеты не учитывают так называемый скрытый импорт, когда, скажем, для формально собранного в России важного узла или агрегата (например, двигателя или коробки передач) используются импортные комплектующие. По оценкам консалтингового агентства «АСМ Холдинг», реальная локализация автомобилей в России в среднем составляет 40–50%, в результате чего и эти машины будут дорожать из-за изменения валютного курса. «Возьмем условный иностранный автомобиль, который произвели в России и доля локализации которого составляет пятьдесят процентов. При росте стоимости иностранных комплектующих на двадцать процентов стоимость автомобиля увеличится на десять процентов, а то и больше, так как и для локальных производственных процессов вырастут цены на сырье и комплектующие, — подсчитывает Александр Коротков, генеральный директор агрегатора автосервисов Uremont. — Так что рост цен коснется всех автопроизводителей».

Безусловно, снижение курса рубля будет стимулировать экспорт автомобилей из России, однако и здесь не стоит переоценивать возможности российского автопрома. Поставки машин из России действительно растут хорошими темпами: по данным Федеральной таможенной службы, экспорт легковых автомобилей из России за 2019 год в штучном измерении увеличился почти на 17% и составил 109,4 тыс. единиц на общую сумму 1,6 млрд долларов. Но при этом доля экспорта из России все еще очень мала: это чуть более семи процентов произведенных в стране автомобилей (для сравнения: в Германии доля экспорта в автопроме превышает 40%).

Кроме того, сейчас примерно 70% экспортируемых автомобилей поставляется из России в страны ближнего зарубежья. И пробиться на рынке развитых стран российским автопроизводителям пока не так-то просто. Например, ведущий российский автомобильный экспортер АвтоВАЗ весной прошлого года объявил, что сворачивает поставки автомобилей Lada в страны Евросоюза из-за того, что они не соответствуют ужесточающимся экологическим требованиям ЕС. «Внешние рынки для отечественных брендов ограничены не ценой, а конкурентоспособностью автомобилей по своим техническим и пользовательским характеристикам», — говорит Никита Быков, генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama.

Потенциально в свете изменения курсового соотношения перспективным может выглядеть развитие российского экспорта автокомпонентов. Например, компания Renault в последнее время поставляет сваренные и окрашенные на российских заводах кузова на свои предприятия в Алжире, Nissan отправляет произведенные в РФ бамперы на свой завод в Великобритании, а Volkswagen и Mazda поставляют собранные в России двигатели на свои заводы в Германии и Японии. Впрочем, пока эти поставки опять-таки носят скорее штучный характер и не выглядят как прибыльная бизнес-модель. Они больше осуществляются с целью компенсировать хотя бы часть убытков от иностранных инвестиций в производственные мощности для выпуска автомобилей в РФ, которые пока не оправдывают надежд из-за падения продаж. А скоро убытков из-за дальнейшего сжимания российского авторынка будет еще больше.

Карантин для автопрома

Еще один фактор существенного давления на российский авторынок в ближайшее время — высокая степень непредсказуемости развития всей мировой автомобильной промышленности. По данным международной консалтинговой компании LMC Automotive, мировой рынок легковых автомобилей по итогам февраля упал почти на 20%, до 5,077 млн штук. При этом на крупнейшем авторынке Китая, на который эпидемия обрушилась в конце января, продажи автомобилей практически встали: по итогам февраля падение составило 80,4%.

Впрочем, в то время как в Китае автомобильные предприятия начинают приходить в себя и начинают работу, в Европе процесс остановки конвейеров только начинается: в Италии встали на карантин заводы Ferrari и Lamborghini, замки на производственных цехах временно повесили Renault, Volkswagen, Peugeot-Citroën, Volvo в Германии, во Франции, в Великобритании, Польше, Испании, Швеции. Неизвестно, как еще скажутся эти остановки на российских предприятиях автомобильной промышленности, зависящих от иностранных комплектующих. Вроде бы отечественные предприятия пока без особых потерь переживают перебои с доставкой автокомпонентов от китайских поставщиков, но теперь им угрожают перебои с поставками важных комплектующих от ближайших партнеров из Европы. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
«Я не скрываю, из какой я семьи, это помогает в бизнесе». Правила потребления сооснователя Fura Филиппа Газманова «Я не скрываю, из какой я семьи, это помогает в бизнесе». Правила потребления сооснователя Fura Филиппа Газманова

Филипп Газманов рассказал о своем опыте предпринимательства

Forbes
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Skoda Karoq. Невольная жертва волатильности Skoda Karoq. Невольная жертва волатильности

Skoda Karoq придется изрядно потолкаться, чтобы занять место на рынке

4x4 Club
Чума без пира Чума без пира

Посещаемость столичных ресторанов за последние две недели резко упала

Эксперт
Эффект Diet Prada Эффект Diet Prada

В модной индустрии появилась «полиция нравов»

Glamour
Стресс-тест для розницы Стресс-тест для розницы

Ажиотажный спрос на продукты и медикаменты выявил существенные пробелы

Эксперт
Рокки бы позавидовал: главные мировые рекорды по отжиманию от пола Рокки бы позавидовал: главные мировые рекорды по отжиманию от пола

Ты даже не представляешь, насколько хардкорно можно отжиматься

Playboy
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
Свежий взгляд на банкротство: как отказ исполнить решение лондонского арбитража создал опасный прецедент Свежий взгляд на банкротство: как отказ исполнить решение лондонского арбитража создал опасный прецедент

Арбитражную практику ждет принципиальный разворот

Forbes
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Как инстаграм стал для модных брендов важнее дизайна Как инстаграм стал для модных брендов важнее дизайна

Почему даже Дома моды перестали создавать революционно новые вещи

GQ
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Обвал, за который заплатят россияне: кто и зачем устроил мировой экономический кризис Обвал, за который заплатят россияне: кто и зачем устроил мировой экономический кризис

Выход России из соглашения ОПЕК+ принесет только негативные последствия

Forbes
Для кого делали четырехфарные «Волги» Для кого делали четырехфарные «Волги»

Для КГБ? На экспорт? На самом деле нет…

Maxim
Несколько способов осадить критикана Несколько способов осадить критикана

С непрошеной критикой так или иначе сталкивается почти каждый из нас

Psychologies
Страх перед менопаузой: почему мы боимся стареть? Страх перед менопаузой: почему мы боимся стареть?

Очень часто приближение менопаузы становится причиной депрессии

Psychologies
Директор по продажам Fairline Russia — о гейм-чейнджерах и планах на год Директор по продажам Fairline Russia — о гейм-чейнджерах и планах на год

Интервью с директором по продажам Fairline Russia Константином Прибытковым

РБК
«Зарплаты будут уже не те». Автосалоны и заводы закрываются «Зарплаты будут уже не те». Автосалоны и заводы закрываются

Дилерские центры и заводы всех марок в России с 30 марта закроют на карантин

РБК
С чистого листа С чистого листа

Мотоцикл от Aprilia, созданный с чистого листа

Мото
Обливаться вином, прыгать через младенцев: 6 удивительных европейских фестивалей Обливаться вином, прыгать через младенцев: 6 удивительных европейских фестивалей

Шесть оригинальных народных праздников

Forbes
Домашний арест: как сохранить на карантине работу, нервы и семью? Домашний арест: как сохранить на карантине работу, нервы и семью?

О карантине – заместитель главреда, семьянин, отец троих детей и владелец кота

GQ
Зачем безумный гений Джеральд Джента создал свой часовой бренд Зачем безумный гений Джеральд Джента создал свой часовой бренд

как мануфактура Gérald Genta повлияла на всемирно известный бренд Bvlgari

GQ
10 гениальных рекламных трюков в истории 10 гениальных рекламных трюков в истории

Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно думать как что-нибудь не… Стоп! Не так!

Maxim
Илья Прусикин (Little Big) — о любимой музыке, безумных идеях для клипов и российском YouTube Илья Прусикин (Little Big) — о любимой музыке, безумных идеях для клипов и российском YouTube

Илья Прусикин рассказывает о европейских концертах и сравнении с Die Antwoord

Esquire
Татьяна Афонина: Как и где найти сотрудника с горящими глазами и так ли он нужен вашему бизнесу Татьяна Афонина: Как и где найти сотрудника с горящими глазами и так ли он нужен вашему бизнесу

Все хотят сотрудников, которые будут приходить на работу с удовольствием

СНОБ
Взглянуть по-новому Взглянуть по-новому

Когда ничего не помогает распахнуть взгляд, в дело вступают пластические хирурги

Собака.ru
Цена доверия: что должны сделать правительства, чтобы остановить обвал фондового рынка Цена доверия: что должны сделать правительства, чтобы остановить обвал фондового рынка

Падение фондового рынка может поставить новый антирекорд

Forbes
Как сделать свою спальню более подходящей для занятий любовью? 7 важных подсказок Как сделать свою спальню более подходящей для занятий любовью? 7 важных подсказок

Семь ключей к тому, чтобы твоя спальня стала настоящим «храмом любви»

Playboy
Анат Гайгер: «Когда есть танец энергий Инь и Ян — случается магия» Анат Гайгер: «Когда есть танец энергий Инь и Ян — случается магия»

Анат Гайгер, преподаватель направлений Хатха, Виньяса, Инь-йога

Yoga Journal
Открыть в приложении