Братьям Гримм и не снилось
Этот февраль немцы назвали черным. А как иначе? 19-го расист застрелил 9 человек в городке Ханау, 24-го пьяный водитель Mercedes проехал по толпе детей на карнавале — в больнице 30 человек. И все это — на фоне грандиозного шоу, которое разворачивается на глазах у изумленной публики: речь о самоубийстве Христианско-демократического союза — краеугольной для немецкой политической системы партии, которую долгое время возглавляла Ангела Меркель.
Немного деталей, чтобы вглядеться в оттенки черного. В районе десяти вечера 19 февраля полиция Ханау, рабочего города близ Франкфурта-на-Майне, получила сообщение о стрельбе в кальянной в центральном районе. Прибывшие полицейские нашли четыре трупа и раненых. Стрелявший скрылся на черном BMW. Вскоре поступило сообщение о выстрелах в другом кафе, в паре километров от первого: там убили пятерых, были и раненые. На сей раз свидетель запомнил номер, по нему и определили адрес хозяина BMW. Спецназ, прибыв на место, обнаружил: он сам покончил с собой, предварительно застрелив свою мать. 72-летнюю женщину.
Человек с ружьем
Убийцу звали Тобиас Ратьен, 43 года, немец, сотрудник банка, образование высшее, на полицейском учете не состоял, оружие имел на законных основаниях (член двух солидных спортивно-стрелковых клубов). С ходу возникло предположение: убийства носят ксенофобский характер, ведь кальянные — место тусовок арабов и турок, чьи родители ехали в Ханау, на родину знаменитых немецких сказочников братьев Гримм, полвека назад гастарбайтерами. Следом в соцсетях обнаружились тексты и видеоролики, из которых ясно, что Ратьен — расист, причем явно с психическими отклонениями.
Как выяснил Spiegel, одноклассники по гимназии еще лет 15 назад отмечали, что Ратьен часто несет бессмысленную ахинею и мигом становится гиперагрессивным. Позже выяснится: он не раз обращался к частным детективам, в полицию и даже в генпрокуратуру с жалобами на какие-то спецслужбы, которые пытаются управлять его сознанием.
Как бы то ни было, на его странице в интернете обнаружены призывы к уничтожению «бесполезных и плохо воспитанных» народов от Алжира до Турции и от Израиля до Афганистана. Обращены они «к немецкому народу», который должен пробудиться и бороться. Себя автор видит «героем нации». Как известно, со схожими лозунгами обращались к немцам и вожди третьего рейха.
Эксперты заговорили о близости Ратьена к правым экстремистам, неонацистам и АдГ (партия «Альтернатива для Германии»), которую сам он, кстати, осуждал за недостаточный радикализм. Лидеры АдГ, в свою очередь, его преступление осудили, но подчеркнули: идеи тут ни при чем, речь о больном человеке.
С этим в принципе согласен и британец Питер Ньюман, признанный знаток проблем терроризма из Лондонского королевского колледжа. Он не согласен лишь с теми, кто считает Ратьена «одиноким волком». «Трагедия Ханау,— подчеркивает Ньюман,— это проявление феномена, который в мире усиливается. Мы видели его в прошлом году и в Новой Зеландии, и в США, и в Галле (на востоке Германии), где неонацист пытался штурмовать синагогу». Сюда же можно добавить и Давида слаба и встречает ожесточенное сопротивление граждан (большинство немцев, в генетическую память которых «зашито» осуждение нацистского прошлого, категорически против любого контроля государства за населением). В результате полиция, скажем, не имеет право использовать для розыска преступников видеозаписи, сделанные камерами службы, собирающей плату за движение по автобанам. Практически запрещено использование видеорегистраторов. По той же причине отдел, выдающий права на вождение или разрешения на оружие, не получает автоматом информацию от врачей, занимающихся психически больными. Поэтому пилот, страдавший шизофренией, мог несколько лет перевозить пассажиров, пока не кончил жизнь самоубийством, имея на борту 150 человек.
При такой административной системе контролировать продажу оружия практически невозможно, чему в Германии немало способствует интернет. Был вооружен террорист, штурмовавший синагогу в Галле. Была вооружена и арестованная на днях группа из 12 человек: они жили в разных концах ФРГ, нашли друг друга в соцсетях, чтобы, по данным полиции, совершить серию терактов против левых политиков, беженцев и мусульман с целью дестабилизировать ситуацию и изменить строй. Аресты были проведены, когда стало ясно, что заговорщики реально готовы устроить одновременные теракты в мечетях в разных частях страны.