«Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов

ЭкспертHi-Tech

Самокат повышенной надежности

Зеленоградский производитель электроники «Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов, чтобы войти в быстро растущий рынок кикшеринга

Виктория Безуглова

Цельная и сварная конструкция, полностью спрятанные провода и трос, быстросъемная батарея и большие колеса — главные отличия самоката завода «Протон»

Доставщик пиццы или продуктов едет по городу на электровелосипеде — эта картинка уже всем знакома, а вот доставщик на электросамокате с прикрученным к нему коробом для товаров — на такую историю существует пока лишь запрос со стороны многочисленных сервисов по доставке еды. Производители электросамокатов думают, как реализовать это и другие пожелания потенциальных клиентов, свидетельствующие о том, что в ближайшие несколько лет рынок будет активно развиваться. Хотя он и так в последнее время всех удивляет: за год продажи электросамокатов в России выросли более чем в три раза, и сегодня только в кикшеринге — сервисе по предоставлению самокатов в краткосрочную аренду — задействовано более 90 тыс. штук, а всего в стране за первое полугодие 2021 года было продано около 335 тыс. штук. Объем рынка оценивается в 10 млрд рублей.

Спрос на самокаты в России на 99% удовлетворяется за счет импорта — прежде всего многочисленных брендов из Китая, а также с большим отрывом следующих за ними марок из Голландии, Германии, Испании, Таиланда и Кореи. И вот на этот плотный рынок, где по запросу в онлайне «купить самокат» сразу попадаешь на сайты маститых дилеров с широким предложением по ассортименту и ценам, решила выйти отечественная компания с полувековой историей, некогда известная как экспериментальный завод «Протон» Московского института электронной техники, а ныне — АО «Завод “Протон”».

Вложив в разработку нового продукта 20 млн рублей, компания на своих производственных площадях в ОЭЗ «Технополис Москва» в Зеленограде уже выпустила 330 электросамокатов, план следующего года — сделать тысячу штук. «Мы уже продали семьдесят самокатов для сервисов кикшеринга, они сдаются в прокат в Череповце, Сочи, ОреховоЗуеве, — рассказывает менеджер по проектам завода “Протон” Владислав Сысоев. — Покупают разными партиями, от десяти до сорока изделий, но мы хотели бы выйти на продажи от ста самокатов за раз и для этого наращиваем производство, создаем современный участок с цехами определенного цикла».

Разработано две модели самокатов — для кикшеринга и для продажи частным лицам. Пока все изделия реализуются под заказ, но в планах компании — открыть собственный магазин электротранспорта. Здесь уверены, что их продукция займет свою нишу на рынке, поскольку по техническим характеристикам она сопоставима с лучшими образцами известных брендов, в том числе Xiaomi, Kugoo, Ninebot, Neoline.

Завод «Протон» создан в 1972 году в Зеленограде. Специализируется на разработке и производстве полного цикла радиоэлектронной и микроэлектронной аппаратуры. Основные активы: производство площадью более 10 тыс. кв. м, станция технических испытаний. Выручка — 1,4 млрд рублей. Число сотрудников — 181 человек.

Всё для удобства клиента

Идея выпустить электросамокат принадлежит заместителю гендиректора «Протона» Виталию Сухову, а команда конструкторов, занявшись ее практическим воплощением, решила создать модель повышенной надежности, с дополнительными удобствами для пользователей и облегченным техническим обслуживанием. «Была поставлена задача сделать конструкцию с минимальным количеством разъемных соединений, так как многие серийные самокаты из-за большого количества соединений быстро разбалтываются, что делает их некомфортными и даже опасными в эксплуатации. Мы также хотели максимально скрыть все коммуникации — проводку, тормозные тросы, включая сопряжение рама—вилка», — рассказывают на заводе.

Вилку сделали неразборной — цельной и сварной, полностью спрятали провода и трос, что важно в антивандальных целях для использования самоката в кикшеринге. Рама тоже сварная, без болтовых соединений. Компоновку проводки и оборудования системы осуществили так, чтобы максимально сократить время сборки и разборки самоката, замену любого элемента системы — это снижает затраты на сервис. В отличие от большинства аналогов с колесами в 8–10 дюймов установили колеса в 14 дюймов, что облегчает управление самокатом, особенно для неопытных пользователей. Аккумуляторная батарея тоже быстросъемная, что сокращает время простоя и позволяет держать меньшее количество единиц техники на одной площадке. Подумали и о том, чтобы на платформе самоката разместить специализированный наждак, как у профессиональных скейтбордистов, для максимального сцепления подошвы обуви с поверхностью при любых погодных условиях.

Выпустив партию самокатов базовой модели, на заводе сразу приступили к ее усовершенствованию. К примеру, базовая не имеет переднего тормоза и подвесок, но конструкторы уже рассматривают варианты установки как барабанного тормоза, так и дискового — для большего удобства эксплуатации изделия. Разработано несколько вариантов передней подвески эластомерного типа, которые, в отличие от традиционных телескопических, не имеют трущихся элементов. «Сейчас наши подвески проходят тесты и мы работаем над параметрами узла и его дизайном, хотим унифицировать конструкцию, чтобы была возможность выбирать комплектацию или менять ее в процессе эксплуатации, не прибегая к сложным операциям и высоким затратам», — говорит Владислав Сысоев.

В базовой модели нет и складного механизма, который актуален для индивидуального использования и перевозок самоката в багажнике автомобиля или в общественном транспорте. Складной механизм разрабатывается и тоже будет защищен от разбалтывания в процессе эксплуатации.

Трудная дорога к импортозамещению

Самокаты завода «Протон» производятся на территории РФ и соответствуют статусу импортозамещающих, но при этом завод не раскрывает соотношение импортных и отечественных компонентов в изделиях. Это, скорее всего, объясняется тем, что доля отечественных узлов и материалов в их изделии относительно невелика. Не случайно в России вообще мало производителей самокатов. По данным таможенной компании «СБ Карго», ряд отечественных брендов самокатов, таких как Eltreco, Elbike, Novatrack, производят свой товар в Китае или Южной Корее, им известен лишь один отечественный производитель, который делает самокаты в России и даже экспортирует их, — это бренд Reactive.

Как рассказал владелец Reactive ИП Иван Барташов, он еще в 2016 году получил патент на изобретение и поставил на рынок линейку электросамокатов, не без основания считая себя первым производителем самокатов в стране. Объемы его бизнеса скромны: первую партию в 150 штук он продавал целых два года, а в этом году выпустил еще 100 штук. Но зато досконально изучил тему. «В 2015 году я подарил сестре один из лучших электросамокатов на рынке, модель Razor E300, но он был тяжелый, развивал небольшую скорость, имел малый запас хода, — рассказывает Иван. — И тогда пришла идея сделать самокат российского производства, я хотел выпустить такую модель, которая удовлетворяла бы моим представлениям о хорошем самокате». К проекту он привлек конструктора, который разработал опытный образец: легкость конструкции дал авиационный сплав алюминия, из которого сделали складывающуюся раму, а скорость обеспечил самостоятельно выполненный из компонентов LG аккумуляторный блок. После доработки модели заказ на изготовление рам разместили на одном из московских заводов, а сборку и предпродажную подготовку осуществляли в своем небольшом цехе силами двух мастеров. Разработка электросамоката обошлась в 200 тыс. рублей, а изготовление первой партии — в 6,5 млн.

Сейчас цены на сырье и комплектующие уже другие, но соотношение в готовом изделии импортных и отечественных компонентов не изменилось — 60% к 40%, а в стоимостном выражении этот разрыв еще выше — 80% к 20%. «В самокате наша конструкция, аккумулятор сделан самостоятельно, но из западных компонентов, преобразователь тока, тросы и провода отечественные, а мотор, колеса, покрышки, элементы управления — китайские», — поясняет Барташов.

На первый взгляд, зеленоградской продукции с большой долей иностранных комплектующих непросто найти покупателя на переполненном рынке. «Еще несколько лет назад рынок самокатов был свободен, два-три производителя, а сейчас их сотни, причем у таких известных брендов, как Xiaomi, Kugoo, есть неплохие модели, и учитывая, что они их производят десятками тысяч, конкурировать по цене очень сложно, в категории 20–30 тысяч рублей вообще бесполезно, только если делать сильно премиальный продукт», — полагает Иван Барташов, продукция которого продается по цене от 28 тыс. до 64 тыс. рублей.

Завод «Протон» продает свои самокаты по 75 тыс. рублей, то есть находится у нижней планки премиального ценового сегмента, объем которого оценивается в 10% рынка. Какие у него есть возможности для маневра? Несмотря на то что спрос в целом ориентирован на самокаты стоимостью до 50 тыс. рублей, со стороны шеринговых компаний есть интерес к более дорогим моделям — к примеру, цена популярных в прокате Ninebot Max Pro и Ninebot Pro достигает тысячи долларов. Правда, по запасу хода (до 40 км) самокат «Протона» сопоставим с более дешевыми моделями — по цене 50 тыс. рублей, зато он значительно превосходит их по легкости — весит всего 22 кг против 28–50 кг у аналогов, а также выдерживает максимальную загрузку до 220 кг, что характерно для сугубо премиальных моделей стоимостью от 130 тыс. руб.

В то же время в «Протоне» заверили, что цену самоката еще будут корректировать в сторону понижения и с этой целью уже подготовили план снижения себестоимости производства, правда, подробности не раскрыли. А Иван Барташов предположил, на чем можно дополнительно сэкономить: мотор и колеса заказывать не в Китае, а на одном заводе в Казани — этот вариант он просчитывал для себя, только вот выгода есть при партии в тысячу штук, как раз такой, на которую нацелены зеленоградцы.

Фото: предоставлено пресс-службой завода «Протон»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оставайтесь на позитиве Оставайтесь на позитиве

Путь к IPO Positive Technologies преградили санкции

Эксперт
Почему мужчины отказывают женщинам в куннилингусе и как его делать правильно Почему мужчины отказывают женщинам в куннилингусе и как его делать правильно

Почему же мужчины отказываются от ответных оральных ласк?

Psychologies
«Закладывается новая эпоха в мировых отношениях» «Закладывается новая эпоха в мировых отношениях»

Андрей Сушенцов о переговорах с США: «Добро пожаловать в реальность»

Эксперт
Жизнь замечательных котов Жизнь замечательных котов

Фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» — с Бенедиктом Камбербэтчем и тысячью котиков

Weekend
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Служил кардиналу, женился по расчету: жизнь настоящего Д’Артаньяна Служил кардиналу, женился по расчету: жизнь настоящего Д’Артаньяна

Жизнь настоящего Д’Артаньяна сложилась гораздо интереснее, чем в романах

Cosmopolitan
Как не попасть на удочку мошенников Как не попасть на удочку мошенников

Правила цифровой гигиены, чтобы не стать жертвой мошенников

Эксперт
«Роскошные сапфиры с защитой»: раскрыта тайна любимых украшений принцессы Дианы «Роскошные сапфиры с защитой»: раскрыта тайна любимых украшений принцессы Дианы

Коллекцию принцессы Дианы с сапфирами оценивают в 20 миллионов фунтов стерлингов

Cosmopolitan
С советской спецификой С советской спецификой

В СССР суды над военными преступниками стали проводить уже в 1943 году

Дилетант
Синтетизированный нейросетью голос обманул людей и алгоритмы Синтетизированный нейросетью голос обманул людей и алгоритмы

Алгоритмы для синтеза речи способны обмануть алгоритмы для идентификации

N+1
Как начать кататься на сноуборде Как начать кататься на сноуборде

Как встать на сноуборд, если раньше ты об этом только мечтала

Cosmopolitan
Кэти Перри, Райан Гослинг и другие: кто любит вязание и почему Кэти Перри, Райан Гослинг и другие: кто любит вязание и почему

Знаменитости, которые любят вязать

РБК
Запарили всех Запарили всех

Как выбросы парниковых газов нарушают права человека

РБК
Мужчина и его автомобиль: участники ГУМ Янгтаймер Ралли «Большая прогулка» и их ретрокары Мужчина и его автомобиль: участники ГУМ Янгтаймер Ралли «Большая прогулка» и их ретрокары

За что наши герои любят свои автомобили, что для них эпоха девяностых

Esquire
Никаких «мы Ельцины». Отрывок из книги журналиста Ильи Жегулева Никаких «мы Ельцины». Отрывок из книги журналиста Ильи Жегулева

Отрывок из книги Ильи Жегулева о Борисе Ельцине

СНОБ
Удаленный коллектив Удаленный коллектив

Что мы приобретаем и что теряем, работая исключительно за компьютером?

Psychologies
В отличной норме В отличной норме

Нормальной жизни достоин каждый вне зависимости от диагноза

Harper's Bazaar
Как миллиардер Валентин Гапонцев построил свою компанию, но не смог найти преемника Как миллиардер Валентин Гапонцев построил свою компанию, но не смог найти преемника

Как Валентин Гапонцев создавал свою компанию IPG Photonics

Forbes
Не из твоего романа: 13 литературных героев, с которыми отношений не построишь Не из твоего романа: 13 литературных героев, с которыми отношений не построишь

Среди персонажей известных книг есть как хорошие люди, так и мерзавцы

Cosmopolitan
Как выглядела Алиса Казьмина до того, как болезнь изуродовала ее Как выглядела Алиса Казьмина до того, как болезнь изуродовала ее

Путь экс-супруги Аршавина из красотки в девушку с проблемами со здоровьем

Cosmopolitan
«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц «Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц

Как музыканту найти контракт в Китае и с каким трудностями можно столкнуться?

VC.RU
Примут ли одежду, залитую кровью, и еще 9 насущных вопросов работникам химчистки (с ответами) Примут ли одежду, залитую кровью, и еще 9 насущных вопросов работникам химчистки (с ответами)

Самые наболевшие вопросы о том, что происходит в химчистке

Maxim
Кому и за что дали Нобелевские премии по естестественным наукам в 2021 году Кому и за что дали Нобелевские премии по естестественным наукам в 2021 году

Выбор лауреатов Нобелевской премии показывает текущее состояние мировой науки

СНОБ
Осторожно, стресс! Как превратить шопинг в удовольствие Осторожно, стресс! Как превратить шопинг в удовольствие

Как упорядочить покупки, лучше управлять бюджетом и как избавиться от стресса

Cosmopolitan
«Евреев — на Мадагаскар!» «Евреев — на Мадагаскар!»

Призыв отправить евреев на Мадагаскар впервые прозвучал в Польше

Дилетант
Как решать проблемы креативно Как решать проблемы креативно

Рассказываем, как решать проблемы креативно  на примере наших любимых киногероев

GQ
Детективная история из Финляндии. Элина Бакман: «Когда умирает король» Детективная история из Финляндии. Элина Бакман: «Когда умирает король»

Отрывок из захватывающего триллера «Когда умирает король»

СНОБ
Последняя гастроль империи Последняя гастроль империи

Анна Толстова о самой провальной выставке русского искусства в Америке

Weekend
Похудение по группе крови: прислушайся к зову предков Похудение по группе крови: прислушайся к зову предков

Диета и образ жизни зависят от группы крови

Cosmopolitan
«Парень велел мне спрятаться от его друзей на кухню и не выходить» «Парень велел мне спрятаться от его друзей на кухню и не выходить»

Почему молодой человек не захотел знакомить свою девушку с друзьями?

Psychologies
Открыть в приложении