На сцене театра МДМ — премьера «Шахмат»

ЭкспертКультура

«Шахматы»: игра превыше всего

На сцене театра МДМ — премьера «Шахмат»: одного из лучших мюзиклов всех времен и народов

Вячеслав Суриков

Действие «Шахмат» происходит в 1980-е годы XX века. Фото: Юрий Богомаз

Золотая пора мюзиклов пришлась на семидесятые–восьмидесятые годы прошлого века. Тогда же случился расцвет шахмат. Но потребовалось сложная комбинация обстоятельств, чтобы Тим Райс, одна из ключевых фигур в жанре мюзикла, обратил внимание на шахматный сюжет и облек его в форму либретто. Для начала шахматная корона должна была выскользнуть из рук советских шахматистов (они передавали ее друг другу на протяжении предыдущих двадцати с лишним лет) и попасть к американскому шахматному гению Роберту Фишеру. Тогда шахматная доска стала ареной битвы двух систем: капитализма и социализма. Затем на смену Фишеру, у которого гениальность шла рука об руку с неустойчивой психикой, в качестве антагониста русского шахматиста номер один должен был прийти бежавший из СССР Виктор Корчной, что усугубляло шахматное противостояние: уступить корону «предателю» было еще болезненнее. И наконец, Тим Райс должен был прибыть в самом начале восьмидесятых в Мерано, где Корчной и Карпов сошлись в схватке за звание чемпиона мира по шахматам, и провести там две недели.

В разгар холодной войны Тим Райс сделал главным героем мюзикла советского шахматиста, прообразом которого стал Анатолий Карпов, на что прежде всего указывает совпадение имен главного героя и его прототипа. Но это не точная копия: Карпов, в отличие от главного героя и своего противника по матчам в Багио и Мерано Корчного, и не думал бежать за границу (или мы ничего не знаем об этом). Он был почти идеальным олицетворением советской системы — не случайно ему доверили возглавлять сразу после выигрыша матча в Мерано советский Фонд мира. В ходе противостояния с Гарри Каспаровым Карпов также был олицетворением консервативных сил как в мире шахмат, так и на политической арене, с которой шахматы к тому времени были почти неразрывно связаны. Его отличительной чертой, о которой сам Анатолий Карпов не преминул упомянуть и на московской премьере мюзикла «Шахматы», помимо предельно рациональной игры было как раз умение скрывать свои эмоции, тогда как главный герой мюзикла справляется с ними с трудом.

В образе Анатолия Сергиевского по воле Тима Райса слились воедино два извечных противника — Анатолий Карпов и Виктор Корчной. Доставившие столько хлопот друг другу в реальной жизни, в воображении либреттиста они синтезировались в эффектный образ мятущегося шахматного гения. Анатолий Сергиевский вызывает симпатию выработанной в суровых условиях социализма сдержанностью. Однако если его захватывают сильные чувства, он следует за ними. Но и в этом случае для него есть границы: если на кону стоит человеческая жизнь, он в состоянии отступить, пожертвовать собой. Собой, но не игрой. Игра превыше всего. В этом его величие. И то, что Тим Райс смог уловить этот мотив и воплотить его в либретто, делает «Шахматы» одним из лучших в череде выдающихся мюзиклов, написанных в семидесятые-восьмидесятые, не уступающим по силе не только общепризнанным вершинам жанра — созданным Тимом Райсом в союзе с великим Эндрю Ллойдом Уэббером мюзиклам «Иисус Христос — суперзвезда» и «Эвита», но и мюзиклам, написанным Уэббером на либретто других авторов: «Призрак оперы» и «Кошки».

Еще одно стечение обстоятельств, благодаря которому появились «Шахматы», — желание музыкантов группы ABBA Бенни Андерсона и Бьорна Ульвеуса попробовать себя в жанре мюзикла. Они не только согласились на концепцию, предложенную Райсом, но и вложились в музыку со всей силой невероятного мелодического таланта, пребывавшего тогда в самом расцвете, с помощью которого они и смогли покорить все вершины в поп-музыке. Скорее всего, для шведов мюзикл и стал той самой новой высотой. Высотой, ради которой они были готовы пожертвовать и временем, и творческими силами. Встреча с Тимом Райсом и его свобода от творческих обязательств перед Эндрю Ллойдом Уэббером стали решающими. Тим Райс обладает не только драматургическим и поэтическим талантом. Он приносит удачу. Он смог принести ее Уэбберу, который благодаря их сотрудничеству стал величайшим композитором XX века; он принес ее шведам Андерсону и Ульвеусу, которые благодаря «Шахматам» вошли в историю не только как ярчайшие представители европейской поп-музыки, и он же принес ее создателям русской версии «Шахмат».

Эта удача заключается в том, что проект удалось довести до премьеры. Работа над мюзиклом проходила в тяжелейший период для театральной и музыкальной индустрии. Она одной из первых попала в плен ограничений, спровоцированных пандемией. Сейчас мы не знаем, как будут развиваться события дальше и как сложится судьба отечественного театра, а вместе с ней и русской версии мюзикла, но те, кому удалось посмотреть уже состоявшиеся представления и кому удастся попасть на представления запланированные, смогут увидеть музыкально-драматический шедевр; не исключено, что в идеальном воплощении, проделавшем такой долгий путь в Россию, которая не в последнюю очередь стала родиной авторского замысла. «Шахматы» не такой уж частый случай в истории мюзиклов, когда зрителю предлагается сопереживать персонажу родом из России. Мало того, это еще и положительный герой, и он — победитель.

Ульвеус и Андерсон написали для «Шахмат» арии с мелодизмом, с легко угадывающимся ассоциативным рядом, выстроенным такими советскими композиторами, как Исаак Дунаевский, Ян Френкель, Оскар Фельцман. В мюзикле есть вокально-танцевальный номер, который воспроизводит узнаваемую манеру ансамбля песни и пляски Советской армии, узнаваемость которой постановщики русской версии многократно усилили с глубоким знанием дела. В этом ритуальном танце накануне поединка вспыхивает концентрированная энергия военизированного государства, слабеющего, но все еще помнящего о былом неоспоримом могуществе. И в этой лихой пляске тоже проглядываются впечатления Ульвеуса и Андерсона от поездки в Советский Союз — в период царствования Юрия Андропова и пребывания на самой вершине популярности Аллы Пугачевой. Возможно, что она поделилась с звездными шведами ключами к русской музыке, и судя по тому, что у них получилось, им и в самом деле удалось проникнуть в эту тайну и унести ее с собой.

Впервые «Шахматы» предстали слушателям как музыкальный концепт-альбом; мюзикл часто исполняется в концертном варианте, но его красота и обаяние по-настоящему раскрываются только в драматической постановке. Евгению Писареву и всей постановочной группе удалось создать органичный спектакль, в котором все очень сбалансировано: визуальный и повествовательный ряд, музыка, пение и танец. Перед нами редкий образец жанра. Автор русского перевода — Алексей Иващенко. Он в очередной раз демонстрирует невероятное мастерство в решении сложнейшей задачи — наделении героев «Шахмат» естественной русской речью. Ни в одном слове мы не слышим фальши. Как мы не слышим ее в голосах исполнителей главных ролей: это опытнейшие и харизматичные актеры и певцы, закаленные работой на сцене в других, не менее сложных постановках, чувствующие себя в пространстве «Шахмат» уверенно, глубоко погруженные в музыку и драматургию шахматных, любовных и политических поединков, один за другим разворачивающихся на сцене.

Ульвеус и Андерсон оказались восприимчивы не только к русской музыкальной культуре. Музыка, которую мы слышим с третьего яруса декораций (именно туда поместили постановщики оркестр, вместо того чтобы прятать его в яме перед сценой) — это энциклопедия мировой музыкальной культуры с акцентом на поп-музыку семидесятых, неотъемлемой частью которой являются сами музыканты группы ABBA. Это была эпоха необыкновенного взлета музыки, отличавшейся ярко выраженным мелодизмом. Какие-то мелодии так и остались в семидесятых, но немалая их часть по-прежнему на слуху. Среди них и музыка, написанная Ульвеусом и Андерсоном, с необыкновенной легкостью преображающимися в «Шахматах» из поп-звезд в композиторов, которым совсем не чужд академизм, и, если нужно, они оказываются в состоянии погрузиться в него и извлечь все необходимое для создания вневременного драматического и музыкального образа.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автонекомплект Автонекомплект

К чему привело увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей

Эксперт
Почему самолеты стреляют прямо через пропеллер и не падают Почему самолеты стреляют прямо через пропеллер и не падают

Отвечаем на вопрос, который возникает в голове после пересмотра «Пёрл-Харбора»

Maxim
Оружие будет в тренде Оружие будет в тренде

Хаос и выборы в США подогревают интерес к оружию и снаряжению для выживания

Эксперт
Общемировая эпидемия стресса. Почему в моменты тревоги мозг не дает нам учиться — и что с этим делать Общемировая эпидемия стресса. Почему в моменты тревоги мозг не дает нам учиться — и что с этим делать

Как помочь своему мозгу настроиться на учебу?

Forbes
Динамика «сверхгородов» Динамика «сверхгородов»

Законодательные инициативы по развитию агломераций плодят бюрократию на местах

Эксперт
Вся правда о родительстве в смешных твитах Вся правда о родительстве в смешных твитах

Что помогает мамам и папам справляться со всеми тяготами родительства?

Psychologies
Как российский стартап обратил отходы в доходы Как российский стартап обратил отходы в доходы

«Энтопротэк» присматривается к созданию продуктов для производства косметики

Эксперт
6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф 6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф

Подборка научной фантастики от Лю Цысиня до Эмили Сент-Джон Мандел

Популярная механика
OSA – битмейкер, музыкант и продюсер, чье имя вам точно нужно запомнить OSA – битмейкер, музыкант и продюсер, чье имя вам точно нужно запомнить

OSA - о работе с Saluki, деньгах, новом релизе Хаски и TikTok

GQ
Детское чтение: история в событиях Детское чтение: история в событиях

Подробная история детской литературы в России

Полка
Действительно ли нельзя есть углеводы после 6 вечера? Действительно ли нельзя есть углеводы после 6 вечера?

Как правильно ужинать с точки зрения науки

Reminder
Уловки интернет-магазинов: как перестать на них попадаться? Уловки интернет-магазинов: как перестать на них попадаться?

Плохая новость: за нами следят, но не Большой брат, а интернет-магазины

Psychologies
«Караоке-боксы могут стать началом карьеры в шоу-бизнесе» «Караоке-боксы могут стать началом карьеры в шоу-бизнесе»

Как локдаун подтолкнул сеть караоке-боксов к омниканальности

РБК
О чем расскажет имя на вашей визитке? О чем расскажет имя на вашей визитке?

По имени встречают, а по уму провожают

Psychologies
Бить или не бить? Бить или не бить?

Как не доводить дело до потасовки и что предпринять, если она неизбежна?

GQ
Как прописать эффектный конфликт и создать напряжение в сюжете: писательские советы от Чака Паланика Как прописать эффектный конфликт и создать напряжение в сюжете: писательские советы от Чака Паланика

Фрагмент главы, посвященной созданию напряжения в сюжете

Esquire
10 необычных Renault 10 необычных Renault

10 наиболее необычных и занимательных автомобилей Renault

Популярная механика
Как научиться врать и не краснеть: 8 основных правил Как научиться врать и не краснеть: 8 основных правил

Мастерство вранья подчас достигается годами усердных тренировок

Playboy
Химики определили состав чернил на древнеегипетских папирусах Химики определили состав чернил на древнеегипетских папирусах

Ученые разобрались в составе черных и красных чернил в древних папирусах

N+1
«Работать на Брайана непросто». Бывшие сотрудники Coinbase рассказали о стиле лидерства Брайана Армстронга «Работать на Брайана непросто». Бывшие сотрудники Coinbase рассказали о стиле лидерства Брайана Армстронга

Как Брайан Армстронг общается с подчиненными и является ли он опытным лидером?

Inc.
Водителя лишили прав на пустом месте. Как не попасть в такую ловушку Водителя лишили прав на пустом месте. Как не попасть в такую ловушку

Как не стать жертвой автоподставы?

РБК
Комедия поколений Комедия поколений

Фильм «Хандра» — высказывание о новом поколении и мире кинематографа

Огонёк
«Я была и обманутой женой, и изменницей, и любовницей» «Я была и обманутой женой, и изменницей, и любовницей»

Что такое любовный треугольник?

Psychologies
Откуда взялась фраза «не читал, но осуждаю» Откуда взялась фраза «не читал, но осуждаю»

Прочитай текст, прежде чем ругать нас

Maxim
Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера

На какие параметры обратить внимание при выборе блока питания

CHIP
6 приложений и расширений, помогающих сфокусироваться (успевай больше) 6 приложений и расширений, помогающих сфокусироваться (успевай больше)

Лучшие друзья в борьбе за повышение продуктивности

Playboy
12 психологических приемов, которые позволят мгновенно посмотреть на мир иначе 12 психологических приемов, которые позволят мгновенно посмотреть на мир иначе

Снизить стресс, найти решение проблемы, вдохновиться — и все это за одну минуту

Reminder
Как стать писателем: отрывок из «Рассказов о диковинках» Фигля-Мигля об авторском опыте Как стать писателем: отрывок из «Рассказов о диковинках» Фигля-Мигля об авторском опыте

Отрывок из сборника текстов Фигля-Мигля о писательстве, сюжете и письмах

Esquire
Сила растений Сила растений

Что такое фитотерапия

Yoga Journal
В Китае нашли три самых древних в Евразии мяча В Китае нашли три самых древних в Евразии мяча

Вероятно, игра с ними напоминала современное поло

N+1
Открыть в приложении