Рыцарь мусорного дела
Компания «Экотехнологии» за пятнадцать лет вложила 900 млн рублей в проекты по сортировке ТКО, рециклингу, раздельному сбору отходов и в социально-образовательные программы
Занять денег у родственников и вложить их в первый опыт по переработке ПЭТ-бутылки для получения полиэфирного волокна — смелый шаг в экобизнесе, только в 2005 году председатель совета директоров группы компаний «Экотехнологии» Константин Рзаев и его компаньоны об экологии не думали, цель была другая — создать импортозамещающее производство, чтобы не везти для отечественных производителей нетканого геотекстиля полиэфирное волокно (поэстер) из Кореи и Китая, тем более что сырьем для него являлись обыкновенные пластиковые бутылки, которые в большинстве своем выбрасываются. Это потом предпринимателям раскрылся социально-экономический смысл бизнеса, а производство выросло в Тверской завод вторичных полимеров (ТЗВП), который сегодня является крупнейшим предприятием в России по переработке вторичной пластиковой упаковки. На заводе работает более 300 человек, ежемесячно они дают вторую жизнь более чем 60 млн ПЭТ-бутылок.
Обеспечить завод сырьем в нужном количестве — задача непростая, для этого нужны не теоретические рассуждения о том, как много в стране выброшенного на свалку пластика, а практические шаги — обеспечение необходимым оборудованием всех, кто желает качественно собирать и перерабатывать отходы, чтобы извлекать из них все полезные фракции. Так появилось еще одно направление деятельности — производство мусоросортировочных комплексов, контейнеров для сбора отходов и другого оборудования для их переработки, с 2014 года оно базируется на собственной производственной площадке завода «Ржевмаш». Другая неотъемлемая часть бизнеса — компания «Сфера экологии» с лицензией и логистическими мощностями по вывозу отходов, одна из первых начавшая внедрять в московских офисах и бизнес-центрах раздельный сбор отходов с последующей стопроцентной переработкой.
А логичным продолжением производственной деятельности «Экотехнологий» стали проекты в сфере экологического образования, вовлечения людей в процесс бережливого природопользования, разделения отходов, правильного потребления. «Грош цена всем заводам и раздельному сбору мусора, если мы сохраним все свои привычки и будем оставлять за собой мусор в лесу, на море, в местах отдыха. Дайте исчерпывающую информацию детям, молодежи, и они заставят вас все делать правильно, и пусть каждый начнет с себя — с оплаты квитанций за мусор, а бизнес — с таких маленьких шагов, как скидка на кофе тем, кто придет со своей кружкой» — так оценивает важность просвещения населения декан факультета экологии и техносферной безопасности Российского государственного социального университета Руслан Губайдулин. А «Экотехнологии», охватив обширный пласт задач, не боится двигаться вперед и совершать ошибки, заявляя об этом на главной странице сайта от лица управляющей команды: «Наша работа не безупречна, но это никогда не было и не будет связано со злым умыслом — мы просто очень быстро растем и постоянно хотим достичь большего, а это невозможно без ошибок».
Вторая жизнь упаковки
Современный тренд на минимализм упаковки, прозрачную ПЭТ-бутылку с небольшой надписью, без цветных красок в составе и объемных наклеек, так как все это значительно усложняет процесс переработки либо вообще делает пластик непригодным к переработке, а значит, он никому не нужен и будет захоронен либо сожжен. На ТЗВП был случай, когда они предложили известному производителю воды в бутылках поменять состав клея для этикетки, так как он не смывался в процессе переработки, — и компания приняла это пожелание. Приходится иногда консультировать и крупнейших мировых производителей по поводу тех материалов, которые им нужно или не нужно использовать в производстве упаковки с учетом ее дальнейшей перерабатываемости.
Переработка пластиковых отходов в "Экотехнологиях" растет
Тем не менее в целом российскому переработчику чаще приходится иметь дело именно с неудобными для утилизации упаковками. Константин Рзаев отмечает, что поступающее к ним сырье очень грязное, так как раздельный сбор развит еще слабо и бутылки приходят с мусоросортировочных комплексов. С этим связан и выбор технологии переработки. В рециклинге распространены две основные технологии — механическая обработка и химическая. На Тверском заводе используют стандартное оборудование, которое распространено в мире для механического рециклинга на протяжении последних тридцати лет, но со множеством собственных доработок.
Процесс механического рециклинга состоит из нескольких этапов, первый из которых — сортировка. Не все переработчики его выполняют, поэтому и получают продукт нестабильного качества. В «Экотехнологиях», наоборот, к сортировке относятся очень ответственно, ею занимаются более ста сотрудников (почти 30%), а в 2019 году установлены автоматические системы сортировки из Европы и Китая. Второй этап — дробление — производится на шредерах, дробилках, измельчителях. Третий этап — мойка — тоже есть не у всех, так как он связан с большим количеством воды, которую нужно оборачивать в процессе, очищать. По запросу некоторых клиентов измельченные отходы проходят двойную мойку. И заключительный этап — сушка и упаковка, а для некоторых отходов из полиэтилена низкого давления, таких как дробленые канистры, флаконы из-под шампуней, косметики, предусмотрен этап экструдирования при высокой температуре с получением гранул.
Ежемесячно на ТЗВП перерабатывается 2200 тонн ПЭТ-бутылок и 300 тонн емкостей из ПНД (полиэтилена низкого давления). В марте запускается линия по переработке биг-бэгов, пленок и пакетов мощностью около 400 тонн в месяц, что позволит достичь совокупной переработки 3000 тонн в месяц.
Кроме того, «Экотехнологии» изучают и внедряют технологии утилизации трудноперерабатываемой упаковки — из-под снеков, чипсов, шоколадок, кошачьих и собачьих кормов. Эта упаковка выполнена из нескольких слоев и сложна в переработке, поэтому практически в полном объеме сегодня отправляется на мусорные полигоны. Совместно с российскими новаторами и изобретателями в компании научились делать из нее различные изделия, в том числе для городской среды: лавочки, детские песочницы, тротуарную плитку. Один из самых значительных совместных проектов — с научно-производственной компанией «Парматех» в Перми, которая освоила сухое разделение таких многослойных структур, как асептическая упаковка («Тетра Пак»), кашированная фольга и др.
В целом в отношении коллег по рынку «Экотехнологии» ведут политику открытых дверей и принимают у себя всех, кто желает вникнуть в тему сбора и переработки отходов, включая прямых конкурентов, которые приезжают с конкретными вопросами: как достичь такого же качества, уменьшить потери. «Мы нашим опытом делимся со всеми, это наша корпоративная философия, но при этом не занимаемся прямо распространением технологий, поскольку это несколько другой бизнес, в области инжиниринга», — рассказывает г-н Рзаев. При этом за последние два года «Экотехнологии» ряду партнеров в отрасли действительно помогли: на Ржевском заводе произвели оборудование по собственным технологиям, помогли наладить производство с учетом своего опыта.
Переработка упаковки и лояльность покупателей
По мнению Константина Рзаева, в краткосрочном периоде для любого бизнеса вложения в экологию ухудшают финансовый результат, так как не ведут к немедленным ощутимым выгодам, именно поэтому долгое время подобные решения рассматривались компаниями как вынужденные, факультативные. Однако времена меняются, и уже потребители стали внимательнее наблюдать за бизнесом — насколько та или иная компания ответственно ведет себя с точки зрения используемой упаковки, процессов на производстве. «Слово “экологично” стало модным, используемым в самых разных контекстах: “ругаться матом неэкологично”, “экологичное отношение к коллективу”», — отмечает г-н Рзаев. Все это подталкивает компании по-иному взглянуть на свою деятельность и понять, что вложения в экологию оборачиваются для них ростом покупательской лояльности.
Одной из компаний, разделяющей эти принципы, стала Coca-Cola в России, вместе с которой, а также с и фондом «Эра» была в 2016 году запущена масштабная программа «Разделяй с нами» в рамках расширенной ответственности производителя (РОП). Механизм РОП, закрепленный в законодательстве, работает по следующему принципу: производитель поручает переработчику собрать и переработать от его имени определенное количество отходов упаковки и за это платит. «Экотехнологии» полученные средства направляют в развитие именно таких проектов, как «Разделяй с нами», так как есть четкое понимание, что без развития раздельного сбора отходов развитие рециклинга будет ограничено. Программа состоит из двух частей: просветительской и инфраструктурной. «В рамках инфраструктурной части совместно с региональными операторами устанавливаются контейнеры в разных городах России, причем это могут быть сетчатые баки во дворах, куда люди приносят ПЭТ-бутылки, а могут быть и экопункты или полноценные системы раздельного сбора мусора для школ и высших учебных заведений», — рассказывает руководитель проектов «Экотехнологии» Анастасия Чижевская.
В частности, в рамках проекта «Разделяй с нами» 2016 года собрано и отправлено на рециклинг более 60 тыс. тонн упаковки, установлено совместно с региональными операторами около 6000 контейнеров, и работа в этом направлении продолжается. К примеру, Coca-Cola заключила соглашение с правительством Татарстана и реализует в Казани проект Zero Waste City — «Город без отходов». Компания намерена собирать стопроцентный эквивалент отходов потребительской полимерной упаковки от своей продукции, проданной в Казани. Собранное вторсырье будет направленно на переработку на заводы — партнеры проекта. С этой целью «Экотехнологии» уже начали монтаж контейнеров в центральном парке и планируют установить нужное количество до конца года. В одном из парков также откроется Zero Waste Lab — интерактивное образовательное пространство с экспозицией на тему бережного обращения с отходами. Там установят экспонаты с акцентом на интерактивность, чтобы можно было в игровой форме попробовать рассортировать отходы. «У людей много мифов, некоторые думают, что в стране в принципе нет перерабатывающих заводов или что операторы по вывозу мусора много зарабатывают, и надо рассказывать, как действительно обстоят дела и как каждый может помогать в этом процессе, раздельно собирая отходы», — говорит Анастасия Чижевская.
Еще одно направление, в котором участвуют «Экотехнологии», — организация «зеленого офиса», что обычно предполагает установку контейнеров для раздельного сбора мусора, специальных плакатов и стендов, проведение образовательных вовлекающих мероприятий с сотрудниками, а также обязательный раздельный вывоз собранных отходов на переработку. Дополнительно в целях «экологизации» офиса применяются такие меры, как замена ламп на энергосберегающие, установка специальных ограничителей на краны с водой. Это положительно влияет и на лояльность сотрудников, и на репутацию компании.
Отдельная тема — расширение маркетинговых мероприятий компаний за счет проектов экологической направленности. Примером служит установка фандоматов по сбору использованной упаковки из пластика и стекла в сетях X5 и «Магнит» совместно с Coca-Cola и Unilever. Сдавая в фандоматы вторичные отходы, люди получают скидку на товары, больше информации о продюсерах проекта, которая размещена на панелях агрегата, на мультимедийном экране. Такой способ сбора отходов наиболее затратен, но он самый инновационный с точки зрения технологий. Первоначально рассматривался вариант приобретения фандоматов в Европе, но они там слишком дорогие, до двух миллионов рублей за штуку. «Экотехнологии» разместили производство фандоматов в Китае, что снизило стоимость аппарата до 600 тыс. рублей, то есть в два-три раза по сравнению с европейскими. Сейчас производство уже локализовано в России, в том числе на заводе «Ржевмаш», что дало возможность сократить время сборки и поставки фандоматов, снизить себестоимость, а также улучшить контроль качества. «Для нас важно быть комфортными партнерами для наших заказчиков, мы стараемся предоставить самые современные маркетинговые возможности», — отмечает Анастасия Чижевская.
Сейчас производство уже локализовано в России, в том числе на заводе «Ржевмаш», что даст возможность сократить время сборки и поставки фандоматов, снизить себестоимость, а также улучшить контроль качества. «Для нас важно быть гибкими, мы стараемся максимально угодить клиенту в его пожеланиях, предоставить самые современные маркетинговые возможности», — отмечает Анастасия Чижевская. Как правило, заказчики не покупают фандоматы, а просят предоставить их в аренду со всеми услугами по вывозу, сортировке и дальнейшей переработке отходов.
«Экотехнологии» находятся в постоянном поиске новых проектов, в которых им интересно попробовать свои силы, даже если прибыльность этих проектов вызывает сомнения. В ноябре 2019 года был запущен пилотный проект с «Макдональдсом» по раздельному сбору отходов, в котором пока участвует 14 заведений в Москве, Туле и Московской области: там, где была возможность разместить несколько урн, собирали отдельно пищевые отходы и полезные отходы. В феврале пилот завершился. Из-за географической удаленности точек сбора отходов расходы на логистику получились значительными, но эксперимент позволил накопить полезную статистику и изучить отношение посетителей «Макдональдса» к раздельному сбору отходов, а также отработать технологию переработки бумажной и картонной упаковки.
Линейку решений «Экотехнологий» для отрасли дополняет продукция Ржевского машиностроительного завода, изготовившего с 2010 года более 60 мусоросортировочных линий и станций, а также более 20 тыс. контейнеров для несортированного и раздельного сбора мусора. Недавно «Гринпис» назвал Тверь и Шахты городами, где практически 100% жителей имеют доступ к раздельному сбору мусора — и в обоих городах эту доступность помогли обеспечить контейнеры «Ржевмаша» наряду с активностью местных операторов и правительства. «С 2017 года мы закупили около 500 контейнеров для городов Шахты, Новошахтинск, Донецк, хотим разместить и в Зверево, — говорит инженер по охране окружающей среды регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ГК “Экострой-Дон” Ольга Сиротина. — Нас устраивает качество продукции, гибкие условия сотрудничества и то, что завод “Ржевмаш” открыт к новым нестандартным решениям в нашей отрасли».
Константин Рзаев печется и о региональных мусорных операторах, подчеркивая, что они выполняют важную социальную функцию, устанавливая контейнеры для раздельного сбора отходов, но с точки зрения экономики это по-прежнему дополнительные расходы, которые сегодня не компенсируются. Поэтому важнейшей задачей является донастройка тарифных правил и прочей регуляторики, чтобы сделать этот процесс экономически хотя бы безубыточным.
Справка о компании
Группа компаний «Экотехнологии» основана в 2005 году. Занимается сортировкой ТКО, рециклингом, раздельным сбором отходов, социально-образовательными программами, разработкой и производством мусоросортировочного оборудования и контейнеров для раздельного сбора отходов. Производственные активы: Тверской завод вторичных полимеров, «Ржевмаш», ООО ЭБИС, ООО «Сфера экологии» (вывоз и сортировка).
Выручка — 1,4 млрд рублей.
Число сотрудников — 550.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl