Германский бизнес продолжает наращивать свое присутствие в России

ЭкспертБизнес

Россия — Германия: наверстать упущенное

Германский бизнес продолжает наращивать свое присутствие в России, отыгрывая упущенные от санкционного противостояния возможности. Однако немецкие компании в РФ все больше беспокоит снижающаяся покупательная способность российских потребителей

Алексей Грамматчиков

ТАСС

Beharrlichkeit berwindet alles – «Упорство и настойчивость все преодолеет», говорят немцы. Вот и упорная работа германского бизнеса постепенно преодолевает экономический негатив, вызванный внешнеполитическими и санкционными кризисами в отношениях между Россией и Германией. Согласно данным Бундесбанка, приток прямых германских инвестиций в Россию по итогам прошлого года составил 3,2 млрд евро, а в первом квартале 2019-го они выросли еще на 33% «Это самый высокий показатель за десять лет и один из самых лучших после распада СССР!» — восклицает председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) Маттиас Шепп.

Выбирается из ямы и провалившийся ранее товарооборот между двумя странами. Еще шесть лет назад он достигал рекордных 80 млрд долларов. Однако кризисы и санкции к 2016 году подкосили этот показатель вдвое — до 39 млрд долларов. Но в 2017-м экономическое сотрудничество пошло на разгон: по года товарооборот вырос на 33%, до 49,4 млрд долларов, а в прошлом году он прибавил еще 19% и достиг 59,6 млрд долларов. По прогнозам, в текущем году тренд роста продолжится: эти показатели могут увеличиться еще на 15–20% и превысить 70 млрд долларов (см. график).

Российско-германское экономическое сотрудничество опять набирает обороты

Рациональный выбор в условиях экономии

Формально количество немецких компаний в России продолжает снижаться: по данным Российско-германской ВТП, за последний год их число сократилось еще на 240 единиц, до 4661, а в 2012-м их было почти на 50% больше, чем сейчас: 6250. Однако, как отмечают представители палаты, из России уходят незначительные игроки, а оставшиеся компании, наоборот, явно усиливают активность, причем в разных секторах экономики. Это и автомобилестроение (Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen), химическая промышленность (BASF), машиностроение (Siemens), бытовая техника (Rowenta, Krcher, KRESS, Leica, Miele, Bosch, Braun), одежда и обувь (Hugo Boss, S. Oliver, Adidas, Puma), косметика и моющие средства: (Henkel), торговые сети (Metro Group) фармацевтика (Bayer) и другие направления экономической деятельности.

К последним примерам можно отнести недавний запуск завода по производству сухих строительных смесей в Тосно (Ленинградская область) от немецкого производителя бытовой и строительной химии Henkel, в который инвестируется более 10 млн евро. Или вот еще пример: компания Sarstedt, семейное предприятие среднего бизнеса из Нюмбрехта в земле Северный Рейн-Вестфалия, заложила первый камень современного производственного комплекса в индустриальном парке «Марьино» в Санкт-Петербурге. Здесь будут производить системы забора крови для России и стран СНГ, в проект будет вложено 21 млн евро. А немецкий производитель пищевых ароматизаторов Symrise объявил о расширении производства в подмосковном Рогово с инвестициями в размере 1,3 млн евро.

В целом у немецких компаний продолжает накапливается раздражение по поводу американских санкций, готовое перейти в открытый протест. Представители немецкого бизнеса говорят, что их убытки от санкций уже исчисляются миллиардами евро. В частности, об этом заявил Маттиас Шепп на недавней пресс-конференции в Москве, где он привел результаты опроса 141 входящей в Российско-германскую ВТП компаний. «Семьдесят пять компаний произвели точную оценку потерь от санкций США. В общей сложности они уже потеряли 1,1 миллиарда евро. Если экстраполировать эту цифру на весь немецкий бизнес в России, то есть более 4500 компаний с немецким участием, речь идет о потере нескольких миллиардов евро», — заявил Маттиас Шепп.

Впрочем, по словам участников рынка, сейчас немецкие компании уже волнует не столько вопрос санкций или политической неопределенности, сколько проблема спада покупательской способности в России. «Настроение наших европейских клиентов, в том числе немецких, вполне можно назвать оптимистичным, — отмечает Марина Кочемасова, глава агентства PR Formula (занимается продвижением иностранного бизнеса в России в сфере ритейла). — К санкциям все уже или привыкли, или научились с ними жить. Сейчас это не самый насущный вопрос работы на российском рынке для иностранных инвесторов. Скорее их больше волнует снижение платежеспособности россиян. На фоне этой проблемы некоторые немецкие компании покидают российский рынок, как, например, мебельный интернет-магазин Westwing и ювелирная сеть Thomas Sabo, об уходе из России которой стало известно в сентябре. Но пока не стоит называть это тенденцией, хотя бы потому, что есть и обратные примеры. Самый заметный из них — возвращение на отечественный рынок немецкой обувной сети S. Oliver. Это довольно крупный игрок, и его повторный приход в Россию наверняка четко выверен и обоснован».

Снижение покупательской способности в России — это безусловно, тревожное явление, в том числе для немецких компаний, однако в некоторых случаях это играет им на руку. «В целом мы наблюдаем положительную динамику развития немецкого бизнеса в России, — говорит Иван Шахин, директор по продажам компании S. Oliver Shoes. — Если говорить об обувном направлении, то в нашем холдинге Wortmann Schuh-Holding KG по всем брендам наблюдается стабильный годовой прирост в среднем на десять процентов, а по бренду S. Oliver Shoes, например, рост к прошлому году был рекордным и составил целых 70 процентов. Мы связываем это с конкурентоспособной ценой при отличном соотношении качества и дизайна. У российских покупателей исторически сложилось очень доверительное отношение к безупречному немецкому качеству. Учитывая, что в покупательском поведении сейчас ярко просматривается тренд на рациональность покупок, выбор немецких брендов предопределен. Если посмотреть по рынку, то одни из лидеров среди западных брендов как раз немецкие компании».

ТАСС

«Те германские компании в России, которые делают ставку на качество продукции, а также на ее экологичность, будут в выигрыше ближайшие пять-десять лет, — соглашается Денис Грипас, руководитель компании “Алегрия”, которая занимается поставками в РФ резиновой плитки и покрытия из Германии. — Например, у нашей компании по сравнению с прошлым годом произошел прирост прибыли на сто процентов, и в ближайший год мы надеемся на увеличение этих показателей еще на двести процентов. Те, клиенты, которые пришли к нам изначально, убедились в качестве немецкой продукции и поэтому работают с нами до сих пор. Еще немецкими резиновыми покрытиям заинтересовались сетевой гипермаркет товаров для дома и крупный российский застройщик. Получается, что мы нашли насущные потребности российского рынка, вывели на него новый продукт и не прогадали. Да, после обоюдного введения санкций наблюдался сильный спад, но на данный момент можно говорить, что немецкая продукция в России востребована и ее ждут. Скажем, по сравнению с отечественными предложениями у немецких отделочных резиновых изделий есть сейчас важные конкурентные преимущества».

В ожидании дальнейшего роста

Развитие немецких компаний в России будет продолжаться и в ближайшее время. Согласно недавнему опросу членов Российско-германской ВТП, 39% германских компаний в ближайшее время планируют осуществлять инвестиции в России, 29% планируют расширять деятельность вопреки санкциям США, 63% не собираются пересматривать свою стратегию и только 8% намерены снизить деловую активность.

По оценкам аналитиков, прежде всего немецкие компании сейчас настроены на серьезные инвестиции в сферу производства. «Немецкие компании, в отличие от компаний других стран, очень гибкие, они отлично адаптируются под российскую конъюнктуру. Гибкость заключается в ценовой политике, в условиях сотрудничества, которые, по нашему опыту, часто лучше, чем у компаний из других стран, — отмечает Иван Шахин. — При этом немецкие производители сильно отличаются подходом к ведению бизнеса, они мыслят стратегически, каждый шаг просчитан очень скрупулезно и заблаговременно. Они готовы пойти на компромисс, если, по их расчетам, в долгосрочной перспективе будет положительный эффект. Но одновременно немцы не идут на компромисс с качеством продукции, это для них важный вопрос репутации, которой они очень дорожат. И стоит отметить, что немецкие компании — профессионалы высокого класса в цифрах, они досконально и точно анализируют рынок, возможности и делают прогнозы».

«На практике сегодня мы видим значительный рост запросов от российских предприятий на современные передовые материалы, технологии и методики управления, которые могут дать им немецкие компании, — отмечает, в свою очередь, Владимир Трофименко, генеральный директор представительства компании Mankiewicz Gebr. & Co. — Будучи разработчиком и производителем высококачественных защитно-декоративных покрытий (ЛКМ) для авиастроения, автомобилестроения, ветроэнергетики, машиностроения и других отраслей, наша компания предлагает на российском рынке в том числе новейшие технологии оптимизации производственных процессов. В Россию мы пришли вслед за нашими международными партнерами и клиентами, для которых важно поддерживать уровень качества своей продукции в любой точке мира, хотя самые первые наши поставки — для российского авиастроительного предприятия, у которого появился запрос на сложные антибликовые покрытия для кабины пилота. Таким образом, сейчас мы видим возрождение и развитие тесных партнерских отношений между представителями бизнеса России и Германии. Одновременно важно понимать, что опыт выхода на глобальные рынки — это именно то, что нужно сейчас предприятиям России и всего постсоветского пространства для успешного развития, и технологические компании из Германии могут им это дать».

Примечательно, что еще одним стимулом развития деятельности немецких компаний в России может стать возможное замедление германской экономики. «В ближайший год-два ожидается замедление роста европейской, в частности немецкой, экономики, — говорит Андрей Казачков, руководитель направления автоматизации логистики компании First Line Software, которая внедряет информационные решения для логистических комплексов на территории России в партнерстве с немецкими компаниями. — Следствием этого мы ожидаем увидеть изменение стратегий развития немецких компаний, в частности это касается нашего партнера из Германии — компании Viastore. Так что в связи с изменением экономической обстановки в Европе можно прогнозировать, что на Россию в ближайшее время будет обращено значительно больше внимания со стороны немецких компаний».

Цифровизация приносит результаты

Фото: предоставлено
ООО «Арвато Рус»

О том, как цифровизация двигает бизнес компании, рассказала генеральный директор ООО «Арвато Рус» Наталия Пшистав.

— Что делает компания «Арвато Рус» в области цифровизации?

— Компания «Арвато Рус» полностью принимает этот вызов и уже несколько лет активно работает над внедрением цифровизации во все элементы своего бизнеса и над использованием того потенциала, который дает цифровизация. «Цифровая трансформация» стала нашей стратегией на уровне концерна и в качестве ключевой задачи она предполагает создание цифрового мышления, в первую очередь у нашего персонала. Именно сотрудники должны понимать, разделять и стать адептами этой концепции, без этого точно никак. Цифровизация — это будущее бизнеса, а не информационная технология для сопровождения. Кроме того, мы работаем над всеми другими аспектами цифровизации бизнеса: над информатизацией бизнес-процессов и их визуализацией в BI, над автоматизацией процессов в операционной части нашей работы, над усилением работы с Big Data, которые при умелом использовании могут дать колоссальный эффект (а при неумелом могут и все разрушить), над применением цифровых информационных технологий путем их сквозной интеграции и так далее.

— Что произошло с рынком логистических услуг за последний год и какие тренды на нем сейчас присутствуют?

— Своеобразие нашего времени заключается в том, что развитие всего, что нас окружает, происходит не линейно, а скачкообразно. Это каждый год выводит отрасль на совершенно новый уровень развития. Логистика здесь совсем не исключение. Интеграции всех внутренних процессов и интеграции между компаниями становятся все более глубокими, зачастую бесшовными. Заказы попадают в обработку сразу же после размещения на сайте, количество не обеспеченных товарами заказов практически сошло к нулю. Есть замечательные примеры разработки концепции виртуальной близости склада к местонахождению покупателя, которая будет способствовать более быстрой доставке товара. Качество «последней мили» в доставке — также одно из приоритетных направлений развития отрасли. Причем тренд сейчас больше состоит не в дальнейшем сокращении срока доставки, хотя и это важно, а в том, чтобы она в целом, и особенно последняя миля, были качественными, что выражается в интерактивных формах общения с покупателем, проактивном подходе к определению дня и времени доставки, вежливости и профессионализме курьеров. Кроме того, метатрендом развития отрасли можно назвать управление всеми потоками в цепях поставок на базе цифровизации.

— Как компания видит свои дальнейшие перспективы на российском рынке?

— Очень позитивно. Да, сейчас сложный период. Покупательная способность все еще не на том уровне, как нам бы хотелось. Но продажи в электронной коммерции растут за счет перетекания потоков потребителей, в любом случае. Реализуемая нашей компанией цифровая трансформация уже приносит результаты и принесет еще больше в будущем, когда хорошую перспективу будет иметь тот, кто сможет предоставить свои услуги качественно, комплексно, быстро и с оптимальными затратами.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Schaeffler: какие шансы дает России трансформация мирового автопрома Schaeffler: какие шансы дает России трансформация мирового автопрома

Сотрудничество с немецкими компаниями могло бы помочь российским предприятиям

Эксперт
Передний край науки Передний край науки

Последние новости с научных полей

Naked Science
Экспорт очень стимулирует Экспорт очень стимулирует

В Москве за экспорт отвечает Московский экспортный центр (МЭЦ)

Эксперт
Самые опасные авиакомпании мира Самые опасные авиакомпании мира

В 2019 году произошли две крупных авиакатастрофы

Forbes
Как спасти мир, или Человек наоборот Как спасти мир, или Человек наоборот

Российский бизнес активно осваивает принципы устойчивого развития общества

Эксперт
Топ-7: телевизоры до 10 000 рублей Топ-7: телевизоры до 10 000 рублей

Не обязательно отдавать за ТВ круглую сумму

CHIP
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Ферменты под крышкой Ферменты под крышкой

Домашние квашения, соленья и маринады поддержат иммунитет и сохранят бюджет

Худеем правильно
$19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне $19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне

Кениец Элиуд Кипчоге — первый человек, пробежавший марафон быстрее двух часов

Forbes
Умный — значит деревянный: как Smart Wood вернула моду на дома из дерева Умный — значит деревянный: как Smart Wood вернула моду на дома из дерева

Smart Wood занимается строительством высокотехнологичных деревянных домов

РБК
Прицел на результат: что поможет крупному бизнесу выжить в эпоху тотальных перемен Прицел на результат: что поможет крупному бизнесу выжить в эпоху тотальных перемен

В чем нуждается бизнес и как должен преобразиться консалтинг

Forbes
В России создали новое средство для лечения заражения крови В России создали новое средство для лечения заражения крови

Резиденты МГУ разработали уникальное средство для борьбы с сепсисом

Популярная механика
«Мою жену рассматривали голодными глазами»: муж Ким Кардашьян о ее платье «Мою жену рассматривали голодными глазами»: муж Ким Кардашьян о ее платье

38-летняя Ким Кардашьян стала одной из самых ярких звезд на Met Gala в этом году

Cosmopolitan
«Похмелье интроверта»: что делать, когда общения слишком много «Похмелье интроверта»: что делать, когда общения слишком много

При слове «интроверт» у многих возникает образ нелюдимого буки

Psychologies
Практическая магия: три женщины рассказывают о колдовстве в реальной жизни Практическая магия: три женщины рассказывают о колдовстве в реальной жизни

Познакомьтесь с девушками, которые причисляют себя к ведьмам

Vogue
20 самых дорогих мотоциклов мира — от Dodge Tomahawk до Yamaha BMS Chopper 20 самых дорогих мотоциклов мира — от Dodge Tomahawk до Yamaha BMS Chopper

Всем фанатам хардкорных байков посвящается

Playboy
Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати

Как сестры из Ростова-на-Дону создали бренд детской одежды

Forbes
Кому я сказала? Кому я сказала?

Писатель Ника Набокова разбирается, как найти общий язык с сильным полом

Cosmopolitan
«Нет прецедентов, чтобы женщина-режиссер сняла блокбастер в России»: Нигина Сайфуллаева о «Верности», ревности и феминизме «Нет прецедентов, чтобы женщина-режиссер сняла блокбастер в России»: Нигина Сайфуллаева о «Верности», ревности и феминизме

Фильм, который с полной уверенностью можно назвать самым провокативным

Forbes
Львовы Львовы

Львовы не сразу стали играть заметную роль в политике и на государевой службе

Дилетант
Почему все наперебой стали рассказывать о любимых минералах и постить их у себя в инстаграме? Почему все наперебой стали рассказывать о любимых минералах и постить их у себя в инстаграме?

Команда Dior довела кристалломанию до эстетического абсолюта

GQ
Tanya Tanya

В черном платье Тани Котеговой чувствуешь себя защищенно и тепло, как в коконе

Seasons of life
10 причин не покупать акции в рамках крупнейшего IPO в мире 10 причин не покупать акции в рамках крупнейшего IPO в мире

Саудовская нефтяная госкомпания Saudi Aramco откладывает IPO

Forbes
Кто такая Стейнберг — самая популярная молодая русская модель Кто такая Стейнберг — самая популярная молодая русская модель

17-летняя девушка из Новосибирска «сделала» 37 показов сезона весна-лето 2020

Vogue
Мнительность: почему мне кажется, что со мной что-то не так? Мнительность: почему мне кажется, что со мной что-то не так?

Как избавиться от хронической мнительности и перестать болеть?

Psychologies
Овсянка, сэр: диета на овсяных хлопьях для похудения на 10 кг Овсянка, сэр: диета на овсяных хлопьях для похудения на 10 кг

Худеть вкусно и полезно – выбор тех, кто заботится о своём здоровье

Cosmopolitan
«Праздничные» дни «Праздничные» дни

Боль во время месячных многие воспринимают как неизбежное и вынужденное явление

Здоровье
Как носить вещи из коллаборации Giambattista Valli x H&M Как носить вещи из коллаборации Giambattista Valli x H&M

Мы всегда рады брюкам с леопардовым принтом

GQ
Как потомственный целитель создал крупнейшую в России стоматологическую сеть Как потомственный целитель создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Тамаз Мчедлидзе пробует управлять ресурсами человеческого здоровья

Forbes
Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем

Кто же написал картину: алгоритм ИИ или арт-группа Obvious

РБК
Открыть в приложении