Робот на капитанском мостике
После покупки ведущим российским технологическим концерном «Ситроникс» компании «Кронштадт технологии» появится значимый игрок на рынке создания систем в области роботизации судоходства, перспективы которых во всем мире очень велики
Крупный российский разработчик технологий в сфере цифровизации судоходства «Кронштадт технологии» меняет владельца: «Кронштадт групп» продает его компании «Ситроникс». Согласно официальному заявлению, сделка будет закрыта в течение ближайших двух-трех месяцев, ее сумма пока не раскрывается.
«Кронштадт групп» изначально была частью петербургской группы компаний «Транзас» — ведущего российского разработчика высокотехнологичных решений для морской отрасли, прежде всего в области навигационного программного обеспечения для судоходства, как для коммерческих, так и для государственных заказчиков, в том числе из оборонной промышленности. В 2015 году «Кронштадт групп» была приобретена АФК «Система» за 4,8 млрд рублей. А позже, в 2018-м, сам «Транзас» был поглощен финским холдингом Wartsila, что российский ИТ-рынок расценил как тяжелую потерю для отечественной хайтек-индустрии. Сейчас входящие в «Кронштадт групп» «Кронштадт технологии» переходят под контроль компании «Ситроникс», которая, впрочем, тоже принадлежит АФК «Система». «Ситроникс» была создана в середине 2000-х с целью консолидации высокотехнологических активов «Системы», и в настоящее время она специализируется на разработке комплексных цифровых платформ управления в сфере безопасности, энергосистем, телекоммуникаций, ЖКХ.
Главный козырь «Кронштадт технологий» — успешное развитие решений, связанных с системами автономного судовождения. В частности, последние годы компания является одним из ключевых участников направления «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ). Здесь она успешно реализует проект по разработке «е-Навигации» — единого информационного пространства для взаимодействия всех участников рынка услуг морской логистики, которые, например, охватывают береговые и бортовые цифровые системы судов, а также средства морских телекоммуникаций. Помимо этого компания заметно продвинулась в создании цифровой платформы для разработки технологий безэкипажного судовождения методом компьютерного моделирования в виртуальной среде — это уникальное решение компании, по некоторым оценкам, сейчас может успешно конкурировать на международном уровне.
В мире развитие систем для безэкипажного управления судами идет высокими темпами. Например, автономный морской контейнеровоз успешно тестирует норвежская компания Konsberg, в гонку по развитию самоуправляемых судов постепенно включаются и российские судовладельцы: экспериментальные проекты в этой области реализуют «Совкомфлот», «Росморречфлот», «Росатом» на суднах Севморпути и другие компании. «Внедрение беспилотных кораблей в перспективе сократит издержки судовладельцев и снизит себестоимость доставки, — говорит Андрей Зайцев, заместитель операционного директора по морским перевозкам группы компаний AsstrA. — Однако это будет происходить при условии, что автономная техника в области судостроения будет надежной и относительно недорогой».
«Прежде чем произойдет полный переход к беспилотному судоходству, необходимо также изменить законодательство, отраслевые регламенты, а главное, предложить судовладельцам экономически обоснованную модель, — рассказывает Алексей Антоненко, начальник отдела бизнес-решений компании Orange Business Services в России и СНГ. — Чтобы довериться автоматике, нужно быть уверенным в надежности автономных решений и в том, что судно не встанет в рейсе. Даже лишние три-четыре часа простоя могут принести большие расходы, которые не покроют всю экономию на найме экипажа. Поэтому пока судовладельцы идут по пути частичной автоматизации, то есть роботизируется только часть функций, а команда контролирует работу систем».
Согласно официальным заявлениям представителей «Ситроникс», с помощью нового приобретения компания рассчитывает стать одним из лидеров в области технологий для автономного судовождения в России. «“Ситроникс” благодаря сделке получает доступ к высокотехнологичным решениям, связанным с цифровизацией морской транспортно-логистической отрасли и автономных технологий судоходства, — комментирует Евгений Миронюк, аналитик “Фридом Финанс”. — Пока оценка стоимости предприятия методом чистых активов затрудняется тем, что еще не произведен полный расчет оценки интеллектуальной стоимости разработчика беспилотников, на это может уйти несколько месяцев. Без учета этого фактора, по бухгалтерской отчетности 2019 года, стоимость компании не превышает нескольких сотен миллионов рублей из-за того, что на конец периода долгосрочные обязательства превышали три миллиарда рублей, а краткосрочные обязательства — 500 миллионов. Однако реальная цена сделки может составлять несколько миллиардов рублей благодаря перспективной оценке интеллектуальной собственности, которая будет предложена исходя из долгосрочных финансовых прогнозов с учетом уникальности разработок».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl