Компания «Айсберри» запустила крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого

ЭкспертБизнес

Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку

Компания «Айсберри» запустила в Ярославской области крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого. Новый производственный гигант рассчитан на удовлетворение растущего экспортного спроса — в первую очередь на черном континенте

Виктория Безуглова

Мороженое от «Айсберри» уже знакомо жителям Сенегала и Конго, на очереди Мали, Камерун и Кения, а зимой этого года первая партия отправилась в Кот-д’Ивуар. Игорь Онучин/ТАСС

Если сказать «русское мороженое» и «Африка», представители старшего поколения, скорее всего, вспомнят газетные снимки из детства, на которых запечатлены чернокожие делегаты Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве, с удовольствием пробующие советское эскимо на палочке. Но времена изменились, и сегодня при тех же словах можно представить уже другую картину, к примеру: жители Ямусукро, столицы Кот-д’Ивуара, впервые пробуют вологодский пломбир в вафельном стаканчике, одобрительно кивают и протягивают продавцу еще несколько франков, чтобы угостить российским мороженым членов семьи.

Производитель вологодского пломбира компания «Айсберри» запустила в городе Тутаеве Ярославской области новую фабрику. Потратив пятнадцать месяцев и 2,2 млрд рублей, инвестор построил крупнейшее в отрасли предприятие проектной мощностью до 85 тыс. тонн в год. При выходе на плановые показатели фабрика сможет выпускать почти 20% нынешнего объема общероссийского производства мороженого — это примерно втрое больше, чем компания производит сегодня на своих площадках в Вологде и Пензе. А по совокупному выпуску «Айсберри», занимающая третье место в рейтинге производителей после Unilever (около 20%) и «Ренна» («Коровка из Кореновки», около 10%), может выйти в лидеры, причем с большим запасом.

Амбициозный проект в Тутаеве нацелен в первую очередь на освоение экспортных рынков мороженого. По словам генерального директора «Айсберри» Романа Лолы, льготное финансирование от «Росагролизинга» на закупку оборудования в Европе, Японии и России они получили именно потому, что строили экспортное производство. Наталья Уткина, заместитель гендиректора Союза мороженщиков России (СМР), тоже считает, что этот канал сбыта более чем понятен, так как производство мороженого в России имеет ярко выраженный сезонный характер, потребительские возможности населения страны на 30–40% меньше имеющихся мощностей, а потому для всех компаний актуален вопрос экспорта, чтобы полная загрузка оборудования была не только в летние месяцы, но и зимой.

Кому продать мороженое

В 2020 году производство мороженого в России выросло в сравнении с 2019 годом на 8–10% и составило 450 тыс. тонн, или 180 млрд рублей. Не снизились темпы роста и в первой половине 2021 года. Это, конечно, вдохновляет производителей, привыкших за последние десять лет к тому, что рынок ведет себя нестабильно, колеблясь между незначительным ростом и сокращением производства (см. график 1). Основной причиной роста в 2020 году стало жаркое лето и карантин, во время которого стремительно росло домашнее потребление мороженого как антистресса, продажи активно росли в магазинах у дома, а также через онлайн-каналы. По оценкам «Лаборатории трендов», в связи с домашним потреблением увеличился спрос на мороженое в упаковке большого объема — в брикетах, ведерках и ванночках, и в этом мы стали походить на американцев, для которых привычно покупать и есть мороженое дома пинтами (0,47 л) и квартами (0,94 л).

График 1: В отличие от производства, экспорт российского мороженого показывает стабильный рост

Впрочем, по уровню потребления мороженого — три килограмма на человека в год — Россия еще очень далека и от США (8–10 кг), и от Европы (около 7 кг). Тормозят развитие внутреннего рынка невысокие доходы россиян и в целом преобладающая спонтанность покупки, ориентация на погодные условия. Но у компаний нет времени ждать, когда россияне разбогатеют и изменят привычки потребления, им нужны дополнительные каналы сбыта.

Последние пять лет экспорт российского мороженого растет более или менее стабильно. В 2020 году за границу его было отправлено 26 тыс. тонн, на 51 млн долларов, в пятерку лидеров по потреблению вошли Казахстан (11 тыс. тонн), США (3700 тонн), Монголия (2000 тонн), Украина (1700 тонн), Китай (999 тонн). Рост продолжался и в первом полугодии 2021 года — уже продано 18,6 тыс. тонн, что составляет 71% от объема прошлого года. Кроме названных стран наше мороженое пользуется спросом в Белоруссии, Канаде, Узбекистане, Азербайджане, Абхазии. «Этот год может быть достаточно благоприятным для экспортеров, потому что, несмотря на рост себестоимости производства, экспорт будет поддерживать высокие цены на мировом рынке и способствовать восстановлению спроса», — отметили в Национальном союзе производителей молока «Союзмолоко».

График 2: Среди покупателей российского мороженого преобладают страны СНГ

Однако в целом Россия не может пока похвастаться большими успехами на внешних рынках мороженого. По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, в 2019 году РФ занимала 16-е место в мире среди крупнейших экспортеров. Доля экспортных поставок России — менее 6% от объема производства. Одной из причин такого положения может быть география экспорта. Так, за последние годы более полусотни отечественных производителей мороженого получили аккредитацию на экспорт своей продукции в Китай и ринулись осваивать этот не самый простой рынок, где на полках представлены тысячи SKU мороженого из разных стран, а китайцы проблему сложного выбора все-таки чаще решают в пользу известных брендов из Европы и Америки. «Чтобы продать в Китай наше мороженое, надо брать с собой медведей, цыган, петь и танцевать с бубнами — тогда, может, и заметят, — рассуждает Наталья Уткина. — Китайцам непросто угодить, они привыкли к соевым продуктам, растительному жиру и фруктовому льду, любят мороженое не такое сладкое, как у нас, но более яркое по вкусу, с кислинкой». В итоге сегодняшний экспорт в Китай составляет по стоимости менее 10% всего российского экспорта мороженого.

«Айсберри» тоже не обходит стороной Китай и подбирает ключи под вкусы его жителей, тем более что китайцам можно продавать свою продукцию вдвое дороже, чем на внутреннем рынке, и у определенной части населения есть спрос на качественный пломбир. Но для придания большей динамики внешним продажам в «Айсберри» обратили внимание на африканский континент и уже несколько лет прокладывают туда дорожку: их мороженое знакомо жителям Сенегала и Конго, на очереди — Мали, Камерун и Кения, а зимой этого года первая партия отправилась в Кот-д’Ивуар, где температура в январе плюс 35 градусов. Рынки стран Африки — молодые и еще не «затоптанные» поставщиками со всего света, так как долгое время там было мало возможностей для охлаждения продуктов, но с повсеместным распространением солнечных панелей, запуском так называемых солнечных морозильных камер, возможности для дистрибуции холодного лакомства увеличились в разы. «Айсберри» в числе первых начинает прививать африканцам вкус к русскому мороженому — сливочному, белому, с нотками ванили, в нашем самом распространенно формате подачи — в вафельном стаканчике. По оценкам, благодаря Африке экспорт «Айсберри» может в ближайшие годы вырасти как минимум вдвое — с нынешних 5–7 до 15% выпуска.

На экспорт — единым брендом

В СМР полагают, что для общего блага российских производителей и более активного продвижения их на мировом рынке нужно выходить единым брендом от страны: «На наш взгляд, такой вариант предпочтительнее для развития популярности русского мороженого в мире, это лучше, чем когда десятки отечественных компаний, каждая с десятью SKU, выходят на зарубежные рынки и теряются в тысячах вариантах мороженого со всего света». Свою идею воплощенной в жизнь в СМР видят так. Создается бренд, к примеру «Российское мороженое», рецептура, качество и упаковка которого утверждаются государственной комиссией, и принадлежит он тоже государству. Запускается мощная рекламная кампания для этого бренда, государственные деятели, в развитие его популярности, угощают этим мороженым партнеров на встречах, а право выпускать его делегируется любым отечественным фабрикам, которые могут соблюдать утвержденную рецептуру. Как результат — сразу не менее десяти компаний смогут обеспечить поставки в разные регионы Китая, поддерживать постоянное присутствие в продаже. Конечно, в мире транснациональные компании такие задачи решают самостоятельно, но отечественным производителям это пока не под силу.

Пока эта идея понимания и одобрения на уровне государства не встретила, производители мороженого заняты развитием собственных брендов. «Айсберри» к пулу своих марок-лидеров, таких как «Филевское», «Вологодский пломбир», «Жемчужина России», «Вкусландия», «Ленинградское», намерена к концу года добавить новый бренд — «Ярославия», а на фабрике в Тутаеве помимо производственных цехов организовать медийно-развлекательный комплекс «Музей отечественного мороженого», чтобы активнее доносить до потребителей информацию не только о вкусе мороженого, но и о его пользе.

Кроме того, под растущие объемы производства «Айсберри» занялась консолидацией внутреннего рынка и в прошлом году приобрела старейшую питерскую компанию «Петрохолод» — с обширным числом почитателей ее брендов среди жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и внесезонного пула туристов. При этом производство в Питере было полностью ликвидировано — снесены здания, расчищена площадка. «Это классический пример, когда крупная компания усиливает свои позиции за счет того, что объединяется с другими предприятиями и выносит производство из крупных городов в регионы, где доступнее сырье, услуги ЖКХ и трудовые ресурсы, тем самым снижая себестоимость продукции», — говорит Наталья Уткина. По ее мнению, о правильности стратегии «Айсберри» свидетельствует тот факт, что в этом году за сопоставимый период мая, июня и июля «Петрохолод» уже продал мороженого на 25% больше, чем в прошлом году.

Компания «Айсберри» создана в 2005 году на базе старейших хладокомбинатов Москвы — АО «Сервис-Холод» (Хладокомбинат № 10) и ОАО «Айс-Фили» (Хладокомбинат № 8). Специализируется на производстве мороженого, является оператором крупнейшей сети специализированных киосков и вендинговых автоматов по продаже мороженого и напитков. Производственные площадки: «Вологодское мороженое» (Вологда), «Ледяной дом» (Пенза), «Айсберри-ФМ» (Тутаев).

Выручка — 12,4 млрд рублей

Число сотрудников — более 2000 человек

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
Сканер покупок, скидки, отзывы: обзор популярных функций мобильных приложений для шопинга Сканер покупок, скидки, отзывы: обзор популярных функций мобильных приложений для шопинга

Как ритейлеры упрощают процесс шопинга для покупателей с помощью приложений

Популярная механика
Калужский Фёдор — друг Шамиля Калужский Фёдор — друг Шамиля

3 марта исполняется 160 лет знаменитому Манифесту об отмене крепостного права

Дилетант
Роскошная Эшли Грэм: эффектные фото одной из самых известных плюс-сайз моделей Роскошная Эшли Грэм: эффектные фото одной из самых известных плюс-сайз моделей

История жизни и карьера американской модели Эшли Энн Грэм

Playboy
Цербер Святой Елены Цербер Святой Елены

Кем был генерал Хадсон Лоу?

Дилетант
Может ли изменение климата привести к вымиранию людей Может ли изменение климата привести к вымиранию людей

Климат стал “нервным”: наводнения, засухи, ураганы, резкая смена температур

Популярная механика
Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
15 вещей, которые не стоит говорить на собеседовании 15 вещей, которые не стоит говорить на собеседовании

Что нужно для того, чтобы получить работу мечты? Главное – не ляпнуть лишнего

Psychologies
Когда пластик крепче стали Когда пластик крепче стали

Интервью с директором группы «Полипластик» Мироном Гориловским

Эксперт
Закрытие гештальта Закрытие гештальта

Пора оставить привычный любовный треугольник и… найти другой

СНОБ
Секретарь Республики Секретарь Республики

Нормальная жизнь Никколо ди Бернардо деи Макиавелли оборвалась 16 декабря 1512 г

Наука и жизнь
Третий глаз: как выбрать видеорегистратор для автомобиля? Третий глаз: как выбрать видеорегистратор для автомобиля?

Собрали основные рекомендации по выбору видеорегистраторов

CHIP
Успеть за 15 секунд Успеть за 15 секунд

Людям надоело притворяться – в TikTok они остаются собой

Популярная механика
Тайна маяка островов Фланнан: однажды трое смотрителей бесследно исчезли Тайна маяка островов Фланнан: однажды трое смотрителей бесследно исчезли

Крайне запутанное и жуткое событие – все три смотрителя бесследно исчезли

Популярная механика
Вождь индейки Вождь индейки

Агрохолдинг Наума Бабаева «Дамате» вскоре может стать самым крупным

Esquire
Рефид & читмил Рефид & читмил

Как углеводная загрузка помогает ускорить потерю веса

Худеем правильно
В стиле ретро: прически из 20-х годов, которые снова актуальны В стиле ретро: прически из 20-х годов, которые снова актуальны

Прически из 20-х годов. Декаданс, таинственность и изысканная женственность

Cosmopolitan
Познакомились в интернете: что делать на первом свидании Познакомились в интернете: что делать на первом свидании

Как себя вести на первом свидании, чтобы не показаться ему полной дурой?

Cosmopolitan
Нужен детокс: как распознать токсичные отношения и выйти из них Нужен детокс: как распознать токсичные отношения и выйти из них

Как понять, что вы оказались в отношениях, которые буквально отравляют жизнь?

РБК
Первый, кто признал себя вассалом Батыя Первый, кто признал себя вассалом Батыя

Правда ли, что князь Ярослав Всеволодович был «негодяем из негодяев»

Дилетант
Скажи мне D Скажи мне D

К чему приводит нехватка витамина D

Men’s Health
Ход слоном: история одного подарка Ход слоном: история одного подарка

Однажды Харун ар-Рашид подарил Карлу Великому огромного элефанта

Вокруг света
«Рога и хвост не вырастут»: как в России пропагандировали вакцинацию 200 лет назад «Рога и хвост не вырастут»: как в России пропагандировали вакцинацию 200 лет назад

Как в России пропагандировали вакцинацию

Вокруг света
Настаиваем на стойкости Настаиваем на стойкости

Истории людей, которые знакомы со сложными жизненными обстоятельствами

Men’s Health
Почему «Образцовый самец» такой же стильный и смешной 20 лет спустя Почему «Образцовый самец» такой же стильный и смешной 20 лет спустя

И как комедия «Образцовый самец» предугадала моду сегодня

GQ
Знак Венеры: что это такое и почему он не менее важен, чем знак зодиака Знак Венеры: что это такое и почему он не менее важен, чем знак зодиака

Знаешь ли ты, что у тебя есть еще и знак Венеры?

Cosmopolitan
Трагедии кремлевских принцесс: как жили дочери советских вождей Трагедии кремлевских принцесс: как жили дочери советских вождей

Хоть монархия в России давно почила, в советских дворцах жили свои принцессы

Cosmopolitan
Как оценивать эффективность сотрудников и правильно их увольнять Как оценивать эффективность сотрудников и правильно их увольнять

Как правильно оценивать эффективность работы сотрудников?

Inc.
Поиски воли Поиски воли

Можно ли спасти представление о свободе воли, не впадая в антинаучный мистицизм?

Вокруг света
Публичные «удобства»: 10 уникальных общественных туалетов Публичные «удобства»: 10 уникальных общественных туалетов

Самые необычные нужные места планеты

Вокруг света
Открыть в приложении