Компания «Айсберри» запустила крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого

ЭкспертБизнес

Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку

Компания «Айсберри» запустила в Ярославской области крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого. Новый производственный гигант рассчитан на удовлетворение растущего экспортного спроса — в первую очередь на черном континенте

Виктория Безуглова

Мороженое от «Айсберри» уже знакомо жителям Сенегала и Конго, на очереди Мали, Камерун и Кения, а зимой этого года первая партия отправилась в Кот-д’Ивуар. Игорь Онучин/ТАСС

Если сказать «русское мороженое» и «Африка», представители старшего поколения, скорее всего, вспомнят газетные снимки из детства, на которых запечатлены чернокожие делегаты Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве, с удовольствием пробующие советское эскимо на палочке. Но времена изменились, и сегодня при тех же словах можно представить уже другую картину, к примеру: жители Ямусукро, столицы Кот-д’Ивуара, впервые пробуют вологодский пломбир в вафельном стаканчике, одобрительно кивают и протягивают продавцу еще несколько франков, чтобы угостить российским мороженым членов семьи.

Производитель вологодского пломбира компания «Айсберри» запустила в городе Тутаеве Ярославской области новую фабрику. Потратив пятнадцать месяцев и 2,2 млрд рублей, инвестор построил крупнейшее в отрасли предприятие проектной мощностью до 85 тыс. тонн в год. При выходе на плановые показатели фабрика сможет выпускать почти 20% нынешнего объема общероссийского производства мороженого — это примерно втрое больше, чем компания производит сегодня на своих площадках в Вологде и Пензе. А по совокупному выпуску «Айсберри», занимающая третье место в рейтинге производителей после Unilever (около 20%) и «Ренна» («Коровка из Кореновки», около 10%), может выйти в лидеры, причем с большим запасом.

Амбициозный проект в Тутаеве нацелен в первую очередь на освоение экспортных рынков мороженого. По словам генерального директора «Айсберри» Романа Лолы, льготное финансирование от «Росагролизинга» на закупку оборудования в Европе, Японии и России они получили именно потому, что строили экспортное производство. Наталья Уткина, заместитель гендиректора Союза мороженщиков России (СМР), тоже считает, что этот канал сбыта более чем понятен, так как производство мороженого в России имеет ярко выраженный сезонный характер, потребительские возможности населения страны на 30–40% меньше имеющихся мощностей, а потому для всех компаний актуален вопрос экспорта, чтобы полная загрузка оборудования была не только в летние месяцы, но и зимой.

Кому продать мороженое

В 2020 году производство мороженого в России выросло в сравнении с 2019 годом на 8–10% и составило 450 тыс. тонн, или 180 млрд рублей. Не снизились темпы роста и в первой половине 2021 года. Это, конечно, вдохновляет производителей, привыкших за последние десять лет к тому, что рынок ведет себя нестабильно, колеблясь между незначительным ростом и сокращением производства (см. график 1). Основной причиной роста в 2020 году стало жаркое лето и карантин, во время которого стремительно росло домашнее потребление мороженого как антистресса, продажи активно росли в магазинах у дома, а также через онлайн-каналы. По оценкам «Лаборатории трендов», в связи с домашним потреблением увеличился спрос на мороженое в упаковке большого объема — в брикетах, ведерках и ванночках, и в этом мы стали походить на американцев, для которых привычно покупать и есть мороженое дома пинтами (0,47 л) и квартами (0,94 л).

График 1: В отличие от производства, экспорт российского мороженого показывает стабильный рост

Впрочем, по уровню потребления мороженого — три килограмма на человека в год — Россия еще очень далека и от США (8–10 кг), и от Европы (около 7 кг). Тормозят развитие внутреннего рынка невысокие доходы россиян и в целом преобладающая спонтанность покупки, ориентация на погодные условия. Но у компаний нет времени ждать, когда россияне разбогатеют и изменят привычки потребления, им нужны дополнительные каналы сбыта.

Последние пять лет экспорт российского мороженого растет более или менее стабильно. В 2020 году за границу его было отправлено 26 тыс. тонн, на 51 млн долларов, в пятерку лидеров по потреблению вошли Казахстан (11 тыс. тонн), США (3700 тонн), Монголия (2000 тонн), Украина (1700 тонн), Китай (999 тонн). Рост продолжался и в первом полугодии 2021 года — уже продано 18,6 тыс. тонн, что составляет 71% от объема прошлого года. Кроме названных стран наше мороженое пользуется спросом в Белоруссии, Канаде, Узбекистане, Азербайджане, Абхазии. «Этот год может быть достаточно благоприятным для экспортеров, потому что, несмотря на рост себестоимости производства, экспорт будет поддерживать высокие цены на мировом рынке и способствовать восстановлению спроса», — отметили в Национальном союзе производителей молока «Союзмолоко».

График 2: Среди покупателей российского мороженого преобладают страны СНГ

Однако в целом Россия не может пока похвастаться большими успехами на внешних рынках мороженого. По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, в 2019 году РФ занимала 16-е место в мире среди крупнейших экспортеров. Доля экспортных поставок России — менее 6% от объема производства. Одной из причин такого положения может быть география экспорта. Так, за последние годы более полусотни отечественных производителей мороженого получили аккредитацию на экспорт своей продукции в Китай и ринулись осваивать этот не самый простой рынок, где на полках представлены тысячи SKU мороженого из разных стран, а китайцы проблему сложного выбора все-таки чаще решают в пользу известных брендов из Европы и Америки. «Чтобы продать в Китай наше мороженое, надо брать с собой медведей, цыган, петь и танцевать с бубнами — тогда, может, и заметят, — рассуждает Наталья Уткина. — Китайцам непросто угодить, они привыкли к соевым продуктам, растительному жиру и фруктовому льду, любят мороженое не такое сладкое, как у нас, но более яркое по вкусу, с кислинкой». В итоге сегодняшний экспорт в Китай составляет по стоимости менее 10% всего российского экспорта мороженого.

«Айсберри» тоже не обходит стороной Китай и подбирает ключи под вкусы его жителей, тем более что китайцам можно продавать свою продукцию вдвое дороже, чем на внутреннем рынке, и у определенной части населения есть спрос на качественный пломбир. Но для придания большей динамики внешним продажам в «Айсберри» обратили внимание на африканский континент и уже несколько лет прокладывают туда дорожку: их мороженое знакомо жителям Сенегала и Конго, на очереди — Мали, Камерун и Кения, а зимой этого года первая партия отправилась в Кот-д’Ивуар, где температура в январе плюс 35 градусов. Рынки стран Африки — молодые и еще не «затоптанные» поставщиками со всего света, так как долгое время там было мало возможностей для охлаждения продуктов, но с повсеместным распространением солнечных панелей, запуском так называемых солнечных морозильных камер, возможности для дистрибуции холодного лакомства увеличились в разы. «Айсберри» в числе первых начинает прививать африканцам вкус к русскому мороженому — сливочному, белому, с нотками ванили, в нашем самом распространенно формате подачи — в вафельном стаканчике. По оценкам, благодаря Африке экспорт «Айсберри» может в ближайшие годы вырасти как минимум вдвое — с нынешних 5–7 до 15% выпуска.

На экспорт — единым брендом

В СМР полагают, что для общего блага российских производителей и более активного продвижения их на мировом рынке нужно выходить единым брендом от страны: «На наш взгляд, такой вариант предпочтительнее для развития популярности русского мороженого в мире, это лучше, чем когда десятки отечественных компаний, каждая с десятью SKU, выходят на зарубежные рынки и теряются в тысячах вариантах мороженого со всего света». Свою идею воплощенной в жизнь в СМР видят так. Создается бренд, к примеру «Российское мороженое», рецептура, качество и упаковка которого утверждаются государственной комиссией, и принадлежит он тоже государству. Запускается мощная рекламная кампания для этого бренда, государственные деятели, в развитие его популярности, угощают этим мороженым партнеров на встречах, а право выпускать его делегируется любым отечественным фабрикам, которые могут соблюдать утвержденную рецептуру. Как результат — сразу не менее десяти компаний смогут обеспечить поставки в разные регионы Китая, поддерживать постоянное присутствие в продаже. Конечно, в мире транснациональные компании такие задачи решают самостоятельно, но отечественным производителям это пока не под силу.

Пока эта идея понимания и одобрения на уровне государства не встретила, производители мороженого заняты развитием собственных брендов. «Айсберри» к пулу своих марок-лидеров, таких как «Филевское», «Вологодский пломбир», «Жемчужина России», «Вкусландия», «Ленинградское», намерена к концу года добавить новый бренд — «Ярославия», а на фабрике в Тутаеве помимо производственных цехов организовать медийно-развлекательный комплекс «Музей отечественного мороженого», чтобы активнее доносить до потребителей информацию не только о вкусе мороженого, но и о его пользе.

Кроме того, под растущие объемы производства «Айсберри» занялась консолидацией внутреннего рынка и в прошлом году приобрела старейшую питерскую компанию «Петрохолод» — с обширным числом почитателей ее брендов среди жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и внесезонного пула туристов. При этом производство в Питере было полностью ликвидировано — снесены здания, расчищена площадка. «Это классический пример, когда крупная компания усиливает свои позиции за счет того, что объединяется с другими предприятиями и выносит производство из крупных городов в регионы, где доступнее сырье, услуги ЖКХ и трудовые ресурсы, тем самым снижая себестоимость продукции», — говорит Наталья Уткина. По ее мнению, о правильности стратегии «Айсберри» свидетельствует тот факт, что в этом году за сопоставимый период мая, июня и июля «Петрохолод» уже продал мороженого на 25% больше, чем в прошлом году.

Компания «Айсберри» создана в 2005 году на базе старейших хладокомбинатов Москвы — АО «Сервис-Холод» (Хладокомбинат № 10) и ОАО «Айс-Фили» (Хладокомбинат № 8). Специализируется на производстве мороженого, является оператором крупнейшей сети специализированных киосков и вендинговых автоматов по продаже мороженого и напитков. Производственные площадки: «Вологодское мороженое» (Вологда), «Ледяной дом» (Пенза), «Айсберри-ФМ» (Тутаев).

Выручка — 12,4 млрд рублей

Число сотрудников — более 2000 человек

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
На дорогах ставят камеры нового типа. Их невозможно перехитрить На дорогах ставят камеры нового типа. Их невозможно перехитрить

Фиксировать непропуск пешеходов на зебрах будет больше камер

РБК
Строитель единой Руси? Строитель единой Руси?

Деспотическая вертикаль Батыя на века осталась в управлении Московского царства

Дилетант
Почему ядовитые лягушки не отравляют сами себя Почему ядовитые лягушки не отравляют сами себя

Как ядовитые лягушки защищаются от собственного яда?

Популярная механика
Конец Бонапарта Конец Бонапарта

Наполеон встретил смерть так же хладнокровно, как вражеские ядра и пули

Дилетант
В окрестностях Старой Рязани нашли клад серебряных украшений и денег домонгольского периода В окрестностях Старой Рязани нашли клад серебряных украшений и денег домонгольского периода

Клад, обнаруженный неподалеку от села Исады

N+1
Когда пластик крепче стали Когда пластик крепче стали

Интервью с директором группы «Полипластик» Мироном Гориловским

Эксперт
Нефтяная лихорадка: жир земли Нефтяная лихорадка: жир земли

Чтобы отнять у природы «черное золото»,необходимы широкомасштабные разработки

Популярная механика
Второе отречение Второе отречение

Наполеон умудрился отречься от власти дважды

Дилетант
Это конец: как отличить обычную ссору от той, которая разрушит отношения Это конец: как отличить обычную ссору от той, которая разрушит отношения

Как определить, нормальна ваша ссора или нет?

Cosmopolitan
Гуантанамо Гуантанамо

Гуантанамо — тюрьма США на Кубе для иностранцев, обвиняемых в терроризме

Дилетант
5 ошибок Романа Кумара Виаса, сооснователя Qmarketing Academy и агентства Qmarketing 5 ошибок Романа Кумара Виаса, сооснователя Qmarketing Academy и агентства Qmarketing

Выгореть, потерять десятки миллионов и наделать много ошибок

Inc.
«Крупская» русского коллаборационизма «Крупская» русского коллаборационизма

Дело Анны Колокольцевой-Воскобойник

Дилетант
Гидропроект Гидропроект

История борьбы с импотенцией

Maxim
Похороны по-большевистски Похороны по-большевистски

Личный архив, коллекция, музей-квартира, реконструкция…

Дилетант
Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel

Мужчины переосмысливают наследие Chanel по-своему

Esquire
Почему нарциссы не принимают нас такими, какие мы есть Почему нарциссы не принимают нас такими, какие мы есть

Общение с нарциссической личностью — болезненный и травматичный опыт

Psychologies
Как найти правильного инвестора. Пошаговая инструкция Как найти правильного инвестора. Пошаговая инструкция

Как выбрать подходящего инвестора и наладить с ним контакт?

Inc.
Как выбрать идеальный детский сад для ребенка Как выбрать идеальный детский сад для ребенка

Найти садик, который бы соответствовал всем ожиданиям, очень сложно

Psychologies
Сергей Попов Сергей Попов

Астрофизик Сергей Попов, автор мема «черные дыры не сосут»

Esquire
Жертвы или соучастницы? Кем на самом деле были жены Гитлера, Франко и Бокассы Жертвы или соучастницы? Кем на самом деле были жены Гитлера, Франко и Бокассы

Можно ли считать этих женщин жертвами их мужей-тиранов?

Cosmopolitan
Предка выращиваемых термитами грибов заподозрили в предрасположенности к одомашниванию Предка выращиваемых термитами грибов заподозрили в предрасположенности к одомашниванию

Биологи изучили филогению одомашненных термитами грибов

N+1
Новый проект Виктора Шамирова от START против украинской клюквы на ВГТРК. Битва сериалов Новый проект Виктора Шамирова от START против украинской клюквы на ВГТРК. Битва сериалов

Виктор Шамиров возвращается к тихим драмам

СНОБ
Музей победы Музей победы

Музей победы; история Великой Отечественной войны в экспонатах и панорамах

Культура.РФ
Фильмы про пришельцев: топ-5 неочевидных картин, где человек сталкивается с неизвестным Фильмы про пришельцев: топ-5 неочевидных картин, где человек сталкивается с неизвестным

Советская психоделика, антикапиталистический памфлет, идеальный хоррор и другое

Playboy
Анор Тукаева. Над водой: сохранить затопленный храм и память места Анор Тукаева. Над водой: сохранить затопленный храм и память места

Почему москвичку волнует судьба деревни под Вологдой, затопленной 60 лет назад

Домашний Очаг
Молекулярную динамику жидкой воды исследовали с атомарным разрешением Молекулярную динамику жидкой воды исследовали с атомарным разрешением

Вода — одна из наименее изученных жидкостей

N+1
Всего один шанс: 4 главных способа произвести хорошее первое впечатление Всего один шанс: 4 главных способа произвести хорошее первое впечатление

Лучшие советы по созданию потрясающего первого впечатления

Playboy
Только для твоих глаз Только для твоих глаз

Заглянули в гараж легендарного спецагента

Men’s Health
Личный опыт: как вырастить бизнес и продать его крупной компании Личный опыт: как вырастить бизнес и продать его крупной компании

Чтобы успешно продать свой бизнес, нужно с самого начала строить его для себя

Inc.
Открыть в приложении