Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы

ЭкспертБизнес

Общий вагон европейцев так и не тронулся

Немецкой Siemens и французской Alstom не удалось объединить железнодорожные активы, чтобы ослабить позиции китайского конкурента, который усиливает свое влияние на мировом рынке

Вера Колерова

Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы — мощности по строительству поездов и сигнального оборудования. Компании планировали создать совместное предприятие Siemens Alstom с выручкой 15,3 млрд евро. Как официально заявляли их представители, это позволило бы им противостоять напору крупнейшего в мире китайского производителя подвижного состава CRRC, который был создан в 2015 году путем объединения двух крупных компаний — CSR и CNR. На рынке высокоскоростных поездов китайцы занимают 70%, а Siemens вместе с Alstom — не более 10%. Объединившись, европейские компании, по расчетам экспертов, могли бы получить 17–18% мирового рынка железнодорожной продукции, создав единый экспортный канал.

Однако Еврокомиссия заблокировала готовящуюся с 2017 года сделку, так как она, по мнению еврочиновников, серьезно сократит количество поставщиков в производстве высокоскоростных поездов и систем сигнализации, а это может привести к повышению цен.

Обе компании пока не собрались оспаривать заключение Еврокомиссии, выразив свое сожаление, а в Alstom даже назвали его фиаско европейской промышленности. Как заявил исполнительный директор Siemens Джо Кезер, принятое решение свидетельствует о том, что Европа срочно нуждается в структурных реформах в сфере промышленности, чтобы повысить конкурентоспособность компаний.

Догма или здравый смысл?

Власти Германии и Франции оказались на стороне промышленников — они давно поддерживали планируемую сделку. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп считает ее блокировку тяжелым ударом по промышленности стран Евросоюза. По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в данном случае тактические интересы чиновников объединенной Европы противоречат стратегическим интересам экономик европейских стран и национальных правительств. «Промышленникам Европы стоит задать властям вопрос: а есть ли единая промышленная и регуляторная политика у объединенного Евросоюза, отвечающая на современные риски китайской экспансии? Что первично — здравый экономический смысл или формальное соблюдение догм о конкуренции? В таких условиях брекзит выглядит вполне здравым решением британцев», — говорит он.

Эксперт оценивает угрозу со стороны китайских производителей как серьезную, полагая, что в перспективе пяти—десяти лет китайский подвижной состав и комплектующие могут появиться в Европе. Китайцы уже сегодня делают настойчивые попытки проникнуть на европейские рынки через создание совместных предприятий и открытие инжиниринговых и исследовательских центров. Похожие методы использовал и европейский бизнес, когда начинал выходить в Китай.

По словам Александра Данильцева, директора Института торговой политики НИУ ВШЭ, решение Еврокомиссии — обычная практика антимонопольного регулирования, и оно было ожидаемым. Господин Данильцев не готов назвать европейское конкурентное право устаревшим, но полагает, что оно сильно отстает с точки зрения возможностей антимонопольного регулирования не только внутреннего, но и международного рынка, и должно развиваться именно в этой плоскости. Возможно, именно «кейс» несостоявшегося слияния Siemens и Alstom станет катализатором изменений в антимонопольном законодательстве ЕС: по крайней мере, как сообщили представители правительств Германии и Франции, пакет соответствующих предложений должен быть подготовлен к осени.

Рассуждая о том, насколько обоснованы предпосылки для слияния, связанные с усилением китайского конкурента, Александр Данильцев отмечает, что китайские компании сейчас вряд ли смогут занять существенную нишу на европейском рынке. Об этом же говорилось и в заключении Еврокомиссии: в отношении сигнальных систем китайские поставщики даже не пытались принимать участие в европейских тендерах, а по поставкам подвижного состава, по мнению еврокомиссаров, они не смогут в обозримом будущем конкурировать с Siemens и Alstom. Впрочем, г-н Данильцев подчеркивает, что на других рынках китайцы уже сегодня являются для европейцев очень сильными конкурентами, так как в последние годы далеко продвинулись в технологиях производства железнодорожного транспорта и строительства дорог. «Известно, что планируется участие китайских компаний в строительстве высокоскоростных железных дорог в России, в то время как раньше это была сфера деятельности исключительно Siemens, — говорит г-н Данильцев. — Дело в том, что Китай может сделать хорошее комплексное предложение — и технологии, и деньги». Еще один фактор, ослабляющий позиции европейских компаний на российском рынке, — санкции. Из-за жесткой позиции Европы европейские компании уже сегодня испытывают сложности с вхождением в проекты строительства в России высокоскоростных магистралей, проигрывая бизнесу из Китая.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Надо учесть офшорный рубль Надо учесть офшорный рубль

Как ограничить потенциальное влияние офшорного рублевого оборота

Эксперт
14 отличных французских комедий XXI века, которые ты мог пропустить 14 отличных французских комедий XXI века, которые ты мог пропустить

Фильмы, которые прекрасны тем, что их можно смотреть, когда надоело уже все

Maxim
Кандидатский максимум Кандидатский максимум

Не все собеседования проходят гладко, а некоторые вообще очень странные

VOICE
Великолепная четверка. Кто из россиян вошел в европейский список «30 до 30» Великолепная четверка. Кто из россиян вошел в европейский список «30 до 30»

Только четверо россиян вошли в список самых перспективных людей Европы до 30 лет

Forbes
Пусть не говорят Пусть не говорят

Давай разберемся, чем и почему ты можешь раздражать других сотрудников

VOICE
Почему Мадонна — настоящая икона стиля Почему Мадонна — настоящая икона стиля

К выходу готовится масштабный документальный фильм «Мадонна: Рождение легенды»

Vogue
Любой ценой Любой ценой

Мария Распутина выгнала мужа из дома

StarHit
Своя стихия Своя стихия

Интерьер дома в Калининграде — минималистично, функционально и иронично

SALON-Interior
Что посеешь? Что посеешь?

У отечественных аграриев появился шанс на снижение импортозависимости

Огонёк
Kia K900. Большой мальчик Kia K900. Большой мальчик

Kia K900. Что новый флагман готов противопоставить конкурентам?

АвтоМир
Не жизнь, а сказка Не жизнь, а сказка

Как, где и с кем принято праздновать детские дни рождения в Мэйфэйре

Tatler
Пиво: польза и вред для мужчин (2 «за» и 10 «против» напитка богов) Пиво: польза и вред для мужчин (2 «за» и 10 «против» напитка богов)

Пиво: польза и вред для мужчин (2 «за» и 10 «против» напитка богов)

Playboy
Денис Косяков «В старости хочу быть как Познер» Денис Косяков «В старости хочу быть как Познер»

Артист рассказал, что самое сложное для него в профессии

StarHit
Радужная река и пятнистое озеро: 11 самых необычных мест на планете Радужная река и пятнистое озеро: 11 самых необычных мест на планете

Экспресс-путешествие по удивительным маршрутам планеты

Playboy
Что сейчас происходит с карьерой Криштиану Роналду Что сейчас происходит с карьерой Криштиану Роналду

Вспоминаем, что произошло в жизни Криштиану Роналду за последний год

GQ
Эффект колеи Эффект колеи

Ручное управление экономикой мутирует в административно-командное

Огонёк
Маттео Гарроне: «Иногда я не уверен в себе» Маттео Гарроне: «Иногда я не уверен в себе»

Режиссер Маттео Гарроне о своих слабостях и кинонаградах

GQ
История с географией История с географией

Дизайнер Хайме Берьестайн организовал в барселонской квартире настоящий Париж

AD
«Формула-1»: как поменять шины за 2 секунды «Формула-1»: как поменять шины за 2 секунды

Рассказываем, как команды проводят пит-стопы

GQ
Страх перед родами: Как перестать бояться? Страх перед родами: Как перестать бояться?

Почему важно преодолеть страх перед родами и как это сделать?

9 месяцев
Жить с хронической болезнью: 7 рекомендаций Жить с хронической болезнью: 7 рекомендаций

Привычный ход жизни каждого из нас может измениться в одночасье

Psychologies
Обман зрения: 10 вещей, в которых ты будешь выглядеть стройнее Обман зрения: 10 вещей, в которых ты будешь выглядеть стройнее

Какие модные приемы позволят скорректировать фигуру?

Cosmopolitan
Кокаин: как популярное лекарство стало тяжелым наркотиком Кокаин: как популярное лекарство стало тяжелым наркотиком

Кокаин: как популярное лекарство стало тяжелым наркотиком

GQ
Япония: по следам пилигримов Япония: по следам пилигримов

Япония лихо мчится по пути технического прогресса

Cosmopolitan
Открытие нового международного велнес-курорта Atmantan Wellness Resort Открытие нового международного велнес-курорта Atmantan Wellness Resort

Международный курорт класса люкс Atmantan Wellness Resort

Cosmopolitan
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
«Все хорошо, только дел невпроворот». Так ли это на самом деле? «Все хорошо, только дел невпроворот». Так ли это на самом деле?

Если у вас слишком много дел, не пора ли пересмотреть свое отношение к жизни?

Psychologies
Закат сверхдредноутов: линкор «Бисмарк» Закат сверхдредноутов: линкор «Бисмарк»

Германские корабелы всегда славились умением создавать незаурядные корабли

Популярная механика
Выбирать любовь Выбирать любовь

Снатам Каур – о музыке, мантрах и о том, что в жизни самое главное

Yoga Journal
Алла Духова: «Танцы и творчество — моя сила и вдохновение» Алла Духова: «Танцы и творчество — моя сила и вдохновение»

Интервью с основательницей и художественным руководителем TODES Аллой Духовой

Psychologies
Открыть в приложении