Сеть Station Hotels решила привлечь средства на новый отель через облигации

ЭкспертБизнес

Облигации с видом на питерское небо

Гостиничная сеть Station Hotels решила привлечь средства на новый отель через облигации. Несмотря на небольшой объем размещения, это шаг прецедентный для отрасли и может послужить индикатором привлекательности гостиничного бизнеса для небольших инвесторов

Вера Кузьмина

В премиальном сегменте Station Hotels сделала ставку на эффектный дизайн. Фото пресс-служба Station Hotels

Санкт-петербургская гостиничная сеть Station Hotels открывает в начале мая девятый по счету отель Station Premier V18, на достройку которого компания решила привлечь средства оригинальным для гостиничного рынка способом. Station Hotels вышла на рынок частных инвестиций, предложив к размещению коммерческие облигации на сумму 50 млн рублей сроком на два года. Инвесторы могут приобрести облигации под 16% годовых с ежеквартальными выплатами на два года либо войти в акционерный капитал под 18% годовых на пять с половиной лет.

Это первый случай как на гостиничном рынке, так и на рынке ценных бумаг России, когда гостиничная сеть привлекает дополнительные денежные средства через размещение ценных бумаг. «На нашем рынке ценных бумаг эмитентов из гостиничного комплекса, по сути, нет. Они другими способами привлекают финансирование — традиционно обращаются к банку, инвесторам, акционерам», — поясняет Алексей Ковалев, аналитик ГК «Финам».

Station Hotels сначала пошла по этому пути: общую стоимость проекта нового отеля Station Premier V18 компания оценила в 110 млн рублей и уже собрала через акционеров компании и инвесторов 60 млн рублей. Оставшиеся 50 млн Station Hotels решила привлечь через облигации, поскольку банк в займе отказал, поскольку гостиничная сеть работает по арендному принципу и не имеет залога в виде недвижимости. Облигации компания разместила еще в ноябре 2018 года. Организатором выступила брокерская компания BondyBox. На сегодняшний день через эмиссию удалось привлечь около 30 млн рублей. Очевидно, что это не столь значительная для фондового рынка и гостиничного бизнеса сумма, однако, на наш взгляд, важен прецедент.

Премиальный отель сети Station Premier V18 на 67 номеров находится на финальной стадии реконструкции: сейчас в здании отеля на собранные 30 млн рублей проводят отделочные работы и оснащают номера мебелью. При этом у компании есть шанс привлечь оставшиеся 20 млн рублей: брокер продолжает искать покупателей на «бонды», до погашения выпуска через два года время есть.

Если эксперимент с привлечением средств инвесторов пройдет удачно, компания планирует использовать этот источник финансирования для открытия отелей в других городах России. В ее планах на ближайшие три года — открыть не менее десяти отелей на тысячу номеров в Москве и ряде крупных российских городов. «Питерский рынок близок к насыщению, а московский далек от этого. Если сеть хочет развиваться и наращивать свою целевую аудиторию, ей нужно предложить продукт не в одном городе. Крупные сети стараются открывать точки в разных городах, интересных своим гостям. Это объективная возможность привлечения дополнительных средств», — говорит Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting.

Способ выйти на новые рынки

Алексей Макаров,
генеральный
директор сети
отелей Station
Hotels. Фото
пресс-служба
Station Hotels

Гостиничная сеть Station Hotels Сергея Капариса и Матвея Потапова (им принадлежит управляющая компания, а отели находятся в собственности большого числа собственников, включая их самих) появилась в Санкт-Петербурге в 2013 году и за пять лет выросла до восьми отелей, с семи до 437 номеров; с новым, девятым отелем у сети будет 504 номера. Station Hotels первоначально работала в сегменте «три звезды», но в прошлом году компания вышла в сегмент «четыре звезды» — открыла первый премиальный отель: «Мы начали развивать сегмент “четыре звезды, так как видим его перспективы в Санкт-Петербурге, к тому же это диверсифицирует наш бизнес. Монопродукт “три звезды ограничивает нас в выборе объектов, с двумя продуктами на рынке развиваться проще. В сегменте “пять звезд рынок меньше и больше конкуренции со стороны мировых игроков, которые на него пришли уже давно», — говорит Алексей Макаров, генеральный директор Station Hotels. Средняя стоимость номера в сети составляет 3500 рублей в течение года (летом — 6000–7000 рублей, зимой — 1500 рублей).

До размещения выпуска облигаций источниками финансирования для создания отелей выступали акционеры, а банковское финансирование привлекалось для операционной деятельности. «Мы берем кредиты, но они связаны с операционной деятельностью — это возобновляемые кредитные линии для покрытия кассовых разрывов и сезонного снижения объемов продаж», — уточняет Алексей Макаров.

В новом проекте компания решилась на эксперимент: попробовала привлечь средства через новый финансовый инструмент. «Мы сначала решили попробовать коммерческие облигации, потому что они попроще биржевых. В перспективе мы планируем выйти на рынок биржевых облигаций. Рассматриваем также вариант приобретения зданий под отели в собственность, что откроет для нас банковское кредитование», — говорит Алексей Макаров.

Риск без шампанского

Коммерческие облигации появились на рынке недавно — в 2016 году. Их преимущество — упрощенная схема размещения. Например, они размещаются по закрытой подписке, без регистрации проспекта эмиссии, владельцы имеют право только на получение номинала и процента от него, выплаты производятся без залогового обеспечения, при этом нет необходимости допускать облигации к размещению на бирже. Среди плюсов также возможность разместить небольшую сумму, от 50 млн рублей, и эмиссия в этом случае продолжительная — эмитент может установить свои сроки. «Эмиссия ценных бумаг и коммерческие облигации построены на принципе, что мы заявляем определенное количество бумаг, доступных к покупке. По истечении двух лет мы выставим оферту и выкупим тот объем, который удалось разместить. Если получится так, что к концу второго года какая-то часть эмиссии не нашла покупателя, то эти облигации погашаются автоматически», — рассказывает Алексей Макаров. При этом стоимость размещения коммерческих облигаций невысока — например, Station Hotels за размещение своих облигаций заплатила всего 100 тыс. рублей.

Для компаний, которые размещают облигации, рисков нет, есть только один минус: если их не раскупят, компания не получит финансирования. Поэтому интерес к такому типу бумаг со стороны небольших компаний, в том числе Station Hotels, выглядит логичным.

Условия размещения облигаций просты: Station Hotels заявила о купонном доходе по облигациям на уровне 16% годовых с ежеквартальными выплатами. Обладателей крупных сбережений (от двух миллионов рублей) сеть привлекает в качестве держателей акционерного капитала и доходом 18% годовых. Бумаги разместила компания BondyBox, специализирующаяся на высокодоходных облигациях. «Доходность здесь выше за счет того, что эмитенты — не крупные компании и не имеют рейтинга. Мы выбираем из двадцати претендентов одного после анализа компаний. Основной показатель — соответствует ли финансовая модель тем деньгам, которые они хотят привлечь. У Station Hotels хороший план развития с правильной моделью, и мы не беспокоимся насчет погашения этих облигаций», — комментирует Павел Биленко, основатель BondyBox.

В первый период продаж было реализовано облигаций на 30 млн рублей, это немного — видимо, возможные инвесторы относятся к приобретению облигаций с осторожностью. Оставшиеся 20 млн рублей BondyBox планирует продавать пакетом, в который помимо облигаций Station Hotel войдут бонды других компаний. Это позволит снизить риски и увеличить продажи.

Гарантией по выплатам выступает долговое обязательство эмитента: выплачивать проценты компания планирует из прибыли нового отеля, о наличии которой можно судить по текущей деятельности компании: в 2018 году выручка от продажи номеров сети составила 440 млн рублей. При этом у бизнеса неплохая рентабельность по чистой прибыли — 18–37%, которую, по словам Алексея Макарова, компании удалось добиться благодаря хорошей локации отелей (все они находятся в центре города, недалеко от метро), а также активным продажам номеров по всем каналам — от Booking до госзакупок и b2b. Другие операционные показатели компании тоже неплохие. Доход на номер «три звезды» составляет в среднем 2800–3200 рублей, а «три звезды» — 3800–4200 рублей в сутки. Сеть демонстрирует высокие показатели по годовой загрузке — 80–85%.

Согласно бизнес-плану проекта строительства новой гостиницы, под которую компания привлекает деньги, выручка от продажи номеров в первый год составит более 54 млн рублей, прибыль ожидается на уровне 13%, во второй год работы выручка достигнет 85,5 млн рублей, а прибыль составит 25%.

Дополнительной гарантией выступает поручительство остальных отелей сети своей прибылью за счет личного поручительства физического лица, являющегося мажоритарным акционером всех действующих отелей (Сергея Капариса). Впрочем, это не является серьезными гарантийными обязательствами для инвесторов: если сеть окажется убыточной, у нее нет ни госгарантий, ни имущества, за счет которых она сможет погасить долг. Например, в случае технического дефолта компания не сможет выплатить квартальные проценты.

Риск связан и с закрытым типом подписки, которая означает, что еще до размещения облигаций был определен круг покупателей, которые приобрели облигации на 30 млн рублей. Держателю будет сложно продать их до погашения.

Очевидно, что новичку из гостиничного бизнеса на долговом рынке будет непросто привлечь к себе внимание инвесторов. «Шестнадцать и восемнадцать процентов — это невысокий уровень купона в случае с неизвестным на рынке заемщиком. Можно найти биржевую облигацию с приличным рейтингом, у которой доходность будет уступать на один–три процента при хороших гарантиях. Например, сейчас облигации Первого коллекторского бюро можно купить с доходностью 19,2 процента, а компании “Легенда — с доходностью 15 процентов. Это бумаги, которые достаточно активно торгуются на бирже и имеют кредитный рейтинг агентства “Эксперт РА ruA–, ruBB+», — объясняет Алексей Ковалев.

Впрочем, несмотря на это, гостиничный бизнес в стране сейчас на подъеме, и есть все основания рассчитывать, что при успешном погашении займа в будущем Station Hotels сможет привлечь к своим бумагам более широкую аудиторию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Извините, подвиньтесь Извините, подвиньтесь

В светский мир прорвались финалистки шоу «Холостяк» и конкурса «Мисс мира»

Tatler
За семью печатями За семью печатями

«СтарХит» узнал детали закрытой вечеринки в честь юбилея Аллы Пугачевой

StarHit
Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов

Люди сначала симпатизируют человекоподобным роботам, а потом начинают бояться их

СНОБ
Открой декольте Открой декольте

С возрастом над красивым декольте придется поработать. Однако методы есть

Домашний Очаг
Смотрительница маяка Смотрительница маяка

В 2018 году дебютный роман Джонсон «В самой глубине» попал в шортлист Букера

Esquire
Тест видеорегистратора Navitel MSR 200: бюджетное решение для важных задач Тест видеорегистратора Navitel MSR 200: бюджетное решение для важных задач

Видеорегистратор Navitel MSR 200 — новейшая модель

CHIP
Паутина для клиента. Как российские банки превращаются в технологические компании Паутина для клиента. Как российские банки превращаются в технологические компании

Банки строят финансовые экосистемы, которые позволяют монетизировать big data

Forbes
Mercedes-Benz GL: Звездная болезнь Mercedes-Benz GL: Звездная болезнь

Этот внедорожник стоит брать, если отложена еще примерно четверть его стоимости

АвтоМир
Михаил Гуцериев совершил одну из крупнейших сделок года на рынке недвижимости Подмосковья Михаил Гуцериев совершил одну из крупнейших сделок года на рынке недвижимости Подмосковья

Компания MLP Михаила Гуцериева покупает складской комплекс «Чехов-4»

Forbes
Главное – этикетка. Что на самом деле знают о вине винные критики Главное – этикетка. Что на самом деле знают о вине винные критики

Винные дегустаторы — это уникумы или талантливые фокусники

Forbes
Элина Чага: Элина Чага:

Элина Чагова рассказывает о новом альбоме и сложностях своего дебюта

Cosmopolitan
Почему не стоит выбирать телевизор прямо в магазине? Почему не стоит выбирать телевизор прямо в магазине?

Принесли из магазина домой, подключили, а телевизор плохо показывает?

CHIP
Дурное послевкусие: как нацпроекты повлияют на экономику России Дурное послевкусие: как нацпроекты повлияют на экономику России

Нацпроекты поддержат экономику, но нужно готовиться и к негативным эффектам

Forbes
Голая правда Голая правда

Несколько лет назад Карина Эвн впала в депрессию, когда потеряла волосы и брови

StarHit
“Вы очень похожи на Гангам Стайл»/“А вы похожи на кучку *** [баранов]”: что мы узнали из допроса свидетеля по делу Кокорина и Мамаева “Вы очень похожи на Гангам Стайл»/“А вы похожи на кучку *** [баранов]”: что мы узнали из допроса свидетеля по делу Кокорина и Мамаева

Сегодня в Пресненском суде Москвы допросили Карена Григоряна

Esquire
«Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?» «Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?»

Мы покупаем, чтобы развеяться, но иногда это перерастает в зависимость

Psychologies
Все, что нам известно о фильме «Бонд 25» Все, что нам известно о фильме «Бонд 25»

Юбилейная картина начинает складываться по мере поступления новых деталей

GQ
Эрик Булатов Эрик Булатов

Правила жизни Эрика Булатова

Esquire
Все, что ты должна знать о татуаже бровей и даже больше Все, что ты должна знать о татуаже бровей и даже больше

Toп-мастер сети студий LION TATTOO Марина Чернецова делится лайфхаками.

Cosmopolitan
Тайминги оперативной памяти: разбираемся, какие значения лучше Тайминги оперативной памяти: разбираемся, какие значения лучше

Что означают эти непонятные цифры на оперативной памяти для ПК?

CHIP
8 исторических тайн, которые до сих пор никто не может раскрыть 8 исторических тайн, которые до сих пор никто не может раскрыть

От древнего манускрипта на неизвестном языке до исчезнувшего острова

Playboy
Бренд «Обама»: почему (и как) Мишель и Барак Обама стали только популярнее, уйдя из Белого дома Бренд «Обама»: почему (и как) Мишель и Барак Обама стали только популярнее, уйдя из Белого дома

Среди американцев Барак и Мишель Обама — самая популярная пара. Как так вышло?

Esquire
Поколение Z: Почти все, что говорят о нем — ложь Поколение Z: Почти все, что говорят о нем — ложь

Как мифы о молодежи могут стать самосбывающимися пророчествами

Русский репортер
5 фактов о фильме «Миллиард» Романа Прыгунова 5 фактов о фильме «Миллиард» Романа Прыгунова

Уже 18 апреля вы можете посмотреть в кино ограбление по-русски

GQ
Какие компании выживут в этом столетии Какие компании выживут в этом столетии

Отрывок из книги «Впереди перемен» Джона Коттера

Forbes
Маск и шоу Маск и шоу

Почему техническая революция Илона Маска не обошлась без жертв

GQ
Как похудеть, не садясь на диету: 7 проверенных способов Как похудеть, не садясь на диету: 7 проверенных способов

Чтобы сбросить вес, не обязательно ограничивать себя в еде

Playboy
Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk

Jeep Cherokee 2019 наконец-то обрёл нормальную внешность и получил крепкий кузов

Популярная механика
Чем Вл. Зеленский — не Вл. Путин Чем Вл. Зеленский — не Вл. Путин

Главные русские вопросы украинских выборов

Русский репортер
10 привычек людей, которые все успевают 10 привычек людей, которые все успевают

Суматошный мир заставляет нас постоянно увеличивать скорость

Psychologies
Открыть в приложении