Сеть Station Hotels решила привлечь средства на новый отель через облигации

ЭкспертБизнес

Облигации с видом на питерское небо

Гостиничная сеть Station Hotels решила привлечь средства на новый отель через облигации. Несмотря на небольшой объем размещения, это шаг прецедентный для отрасли и может послужить индикатором привлекательности гостиничного бизнеса для небольших инвесторов

Вера Кузьмина

В премиальном сегменте Station Hotels сделала ставку на эффектный дизайн. Фото пресс-служба Station Hotels

Санкт-петербургская гостиничная сеть Station Hotels открывает в начале мая девятый по счету отель Station Premier V18, на достройку которого компания решила привлечь средства оригинальным для гостиничного рынка способом. Station Hotels вышла на рынок частных инвестиций, предложив к размещению коммерческие облигации на сумму 50 млн рублей сроком на два года. Инвесторы могут приобрести облигации под 16% годовых с ежеквартальными выплатами на два года либо войти в акционерный капитал под 18% годовых на пять с половиной лет.

Это первый случай как на гостиничном рынке, так и на рынке ценных бумаг России, когда гостиничная сеть привлекает дополнительные денежные средства через размещение ценных бумаг. «На нашем рынке ценных бумаг эмитентов из гостиничного комплекса, по сути, нет. Они другими способами привлекают финансирование — традиционно обращаются к банку, инвесторам, акционерам», — поясняет Алексей Ковалев, аналитик ГК «Финам».

Station Hotels сначала пошла по этому пути: общую стоимость проекта нового отеля Station Premier V18 компания оценила в 110 млн рублей и уже собрала через акционеров компании и инвесторов 60 млн рублей. Оставшиеся 50 млн Station Hotels решила привлечь через облигации, поскольку банк в займе отказал, поскольку гостиничная сеть работает по арендному принципу и не имеет залога в виде недвижимости. Облигации компания разместила еще в ноябре 2018 года. Организатором выступила брокерская компания BondyBox. На сегодняшний день через эмиссию удалось привлечь около 30 млн рублей. Очевидно, что это не столь значительная для фондового рынка и гостиничного бизнеса сумма, однако, на наш взгляд, важен прецедент.

Премиальный отель сети Station Premier V18 на 67 номеров находится на финальной стадии реконструкции: сейчас в здании отеля на собранные 30 млн рублей проводят отделочные работы и оснащают номера мебелью. При этом у компании есть шанс привлечь оставшиеся 20 млн рублей: брокер продолжает искать покупателей на «бонды», до погашения выпуска через два года время есть.

Если эксперимент с привлечением средств инвесторов пройдет удачно, компания планирует использовать этот источник финансирования для открытия отелей в других городах России. В ее планах на ближайшие три года — открыть не менее десяти отелей на тысячу номеров в Москве и ряде крупных российских городов. «Питерский рынок близок к насыщению, а московский далек от этого. Если сеть хочет развиваться и наращивать свою целевую аудиторию, ей нужно предложить продукт не в одном городе. Крупные сети стараются открывать точки в разных городах, интересных своим гостям. Это объективная возможность привлечения дополнительных средств», — говорит Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting.

Способ выйти на новые рынки

Алексей Макаров,
генеральный
директор сети
отелей Station
Hotels. Фото
пресс-служба
Station Hotels

Гостиничная сеть Station Hotels Сергея Капариса и Матвея Потапова (им принадлежит управляющая компания, а отели находятся в собственности большого числа собственников, включая их самих) появилась в Санкт-Петербурге в 2013 году и за пять лет выросла до восьми отелей, с семи до 437 номеров; с новым, девятым отелем у сети будет 504 номера. Station Hotels первоначально работала в сегменте «три звезды», но в прошлом году компания вышла в сегмент «четыре звезды» — открыла первый премиальный отель: «Мы начали развивать сегмент “четыре звезды, так как видим его перспективы в Санкт-Петербурге, к тому же это диверсифицирует наш бизнес. Монопродукт “три звезды ограничивает нас в выборе объектов, с двумя продуктами на рынке развиваться проще. В сегменте “пять звезд рынок меньше и больше конкуренции со стороны мировых игроков, которые на него пришли уже давно», — говорит Алексей Макаров, генеральный директор Station Hotels. Средняя стоимость номера в сети составляет 3500 рублей в течение года (летом — 6000–7000 рублей, зимой — 1500 рублей).

До размещения выпуска облигаций источниками финансирования для создания отелей выступали акционеры, а банковское финансирование привлекалось для операционной деятельности. «Мы берем кредиты, но они связаны с операционной деятельностью — это возобновляемые кредитные линии для покрытия кассовых разрывов и сезонного снижения объемов продаж», — уточняет Алексей Макаров.

В новом проекте компания решилась на эксперимент: попробовала привлечь средства через новый финансовый инструмент. «Мы сначала решили попробовать коммерческие облигации, потому что они попроще биржевых. В перспективе мы планируем выйти на рынок биржевых облигаций. Рассматриваем также вариант приобретения зданий под отели в собственность, что откроет для нас банковское кредитование», — говорит Алексей Макаров.

Риск без шампанского

Коммерческие облигации появились на рынке недавно — в 2016 году. Их преимущество — упрощенная схема размещения. Например, они размещаются по закрытой подписке, без регистрации проспекта эмиссии, владельцы имеют право только на получение номинала и процента от него, выплаты производятся без залогового обеспечения, при этом нет необходимости допускать облигации к размещению на бирже. Среди плюсов также возможность разместить небольшую сумму, от 50 млн рублей, и эмиссия в этом случае продолжительная — эмитент может установить свои сроки. «Эмиссия ценных бумаг и коммерческие облигации построены на принципе, что мы заявляем определенное количество бумаг, доступных к покупке. По истечении двух лет мы выставим оферту и выкупим тот объем, который удалось разместить. Если получится так, что к концу второго года какая-то часть эмиссии не нашла покупателя, то эти облигации погашаются автоматически», — рассказывает Алексей Макаров. При этом стоимость размещения коммерческих облигаций невысока — например, Station Hotels за размещение своих облигаций заплатила всего 100 тыс. рублей.

Для компаний, которые размещают облигации, рисков нет, есть только один минус: если их не раскупят, компания не получит финансирования. Поэтому интерес к такому типу бумаг со стороны небольших компаний, в том числе Station Hotels, выглядит логичным.

Условия размещения облигаций просты: Station Hotels заявила о купонном доходе по облигациям на уровне 16% годовых с ежеквартальными выплатами. Обладателей крупных сбережений (от двух миллионов рублей) сеть привлекает в качестве держателей акционерного капитала и доходом 18% годовых. Бумаги разместила компания BondyBox, специализирующаяся на высокодоходных облигациях. «Доходность здесь выше за счет того, что эмитенты — не крупные компании и не имеют рейтинга. Мы выбираем из двадцати претендентов одного после анализа компаний. Основной показатель — соответствует ли финансовая модель тем деньгам, которые они хотят привлечь. У Station Hotels хороший план развития с правильной моделью, и мы не беспокоимся насчет погашения этих облигаций», — комментирует Павел Биленко, основатель BondyBox.

В первый период продаж было реализовано облигаций на 30 млн рублей, это немного — видимо, возможные инвесторы относятся к приобретению облигаций с осторожностью. Оставшиеся 20 млн рублей BondyBox планирует продавать пакетом, в который помимо облигаций Station Hotel войдут бонды других компаний. Это позволит снизить риски и увеличить продажи.

Гарантией по выплатам выступает долговое обязательство эмитента: выплачивать проценты компания планирует из прибыли нового отеля, о наличии которой можно судить по текущей деятельности компании: в 2018 году выручка от продажи номеров сети составила 440 млн рублей. При этом у бизнеса неплохая рентабельность по чистой прибыли — 18–37%, которую, по словам Алексея Макарова, компании удалось добиться благодаря хорошей локации отелей (все они находятся в центре города, недалеко от метро), а также активным продажам номеров по всем каналам — от Booking до госзакупок и b2b. Другие операционные показатели компании тоже неплохие. Доход на номер «три звезды» составляет в среднем 2800–3200 рублей, а «три звезды» — 3800–4200 рублей в сутки. Сеть демонстрирует высокие показатели по годовой загрузке — 80–85%.

Согласно бизнес-плану проекта строительства новой гостиницы, под которую компания привлекает деньги, выручка от продажи номеров в первый год составит более 54 млн рублей, прибыль ожидается на уровне 13%, во второй год работы выручка достигнет 85,5 млн рублей, а прибыль составит 25%.

Дополнительной гарантией выступает поручительство остальных отелей сети своей прибылью за счет личного поручительства физического лица, являющегося мажоритарным акционером всех действующих отелей (Сергея Капариса). Впрочем, это не является серьезными гарантийными обязательствами для инвесторов: если сеть окажется убыточной, у нее нет ни госгарантий, ни имущества, за счет которых она сможет погасить долг. Например, в случае технического дефолта компания не сможет выплатить квартальные проценты.

Риск связан и с закрытым типом подписки, которая означает, что еще до размещения облигаций был определен круг покупателей, которые приобрели облигации на 30 млн рублей. Держателю будет сложно продать их до погашения.

Очевидно, что новичку из гостиничного бизнеса на долговом рынке будет непросто привлечь к себе внимание инвесторов. «Шестнадцать и восемнадцать процентов — это невысокий уровень купона в случае с неизвестным на рынке заемщиком. Можно найти биржевую облигацию с приличным рейтингом, у которой доходность будет уступать на один–три процента при хороших гарантиях. Например, сейчас облигации Первого коллекторского бюро можно купить с доходностью 19,2 процента, а компании “Легенда — с доходностью 15 процентов. Это бумаги, которые достаточно активно торгуются на бирже и имеют кредитный рейтинг агентства “Эксперт РА ruA–, ruBB+», — объясняет Алексей Ковалев.

Впрочем, несмотря на это, гостиничный бизнес в стране сейчас на подъеме, и есть все основания рассчитывать, что при успешном погашении займа в будущем Station Hotels сможет привлечь к своим бумагам более широкую аудиторию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Они стоят и утираются» «Они стоят и утираются»

Китай твердо намерен стать глобальным центром промышленных инноваций

Эксперт
Глава Pirelli Tyre в России: «Нужно терпеть и нужно думать» Глава Pirelli Tyre в России: «Нужно терпеть и нужно думать»

Аймоне ди Савойя Аоста — о том, ради чего можно пожертвовать прибылью

Forbes
Домашние войны Домашние войны

Рассказываем, как отстоять свою точку зрения и не испортить микроклимат в семье

StarHit
Почему нужно смотреть новый фильм Франсуа Озона Почему нужно смотреть новый фильм Франсуа Озона

Почему эта картина заслуживает вашего внимания и почему ее нужно поддержать

Esquire
Вспомнить все: полный гид по первому сезону Вспомнить все: полный гид по первому сезону

До премьеры "Игры престолов" осталась ровно неделя. Вспоминаем первый сезон

Esquire
«100 вещей и ничего лишнего» «100 вещей и ничего лишнего»

О нравоучительной и обаятельной немецкой комедии об обществе потребления

Psychologies
К кому на Каму К кому на Каму

Хореограф Алексей Мирошниченко превращает Пермь в новую Мекку для балетоманов

Vogue
Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре

История совместного запуска New Balance и легендарного магазина Bodega

Esquire
«Время глобальных исторических проектов закончилось» «Время глобальных исторических проектов закончилось»

Почему Google — это новая философская машина

Эксперт
Почему индийский конкурент Uber отказался от $1 млрд инвестиций от SoftBank Почему индийский конкурент Uber отказался от $1 млрд инвестиций от SoftBank

Холдинг SoftBank хотел вложить в индийский стартап Ola более $1 млрд

Forbes
Простуда или поллиноз? Простуда или поллиноз?

Опять течет из носа и першит в горле... Узнай, как отличить простуду от аллергии

Лиза
Гром и молния: как Никита Кучеров становится главной русской звездой в НХЛ Гром и молния: как Никита Кучеров становится главной русской звездой в НХЛ

Российский хоккеист проводит фантастически результативный сезон

Forbes
Посмертная выставка коллекции Георгия Генса открылась в Малаге Посмертная выставка коллекции Георгия Генса открылась в Малаге

Собрание Георгия Генса впервые выставлено заграницей в новом формате

Forbes
Спасибо за «вафлю»! Спасибо за «вафлю»!

«Вафельница» — пожалуй, самое полезное нововведение

4x4 Club
Худшее позади: что делать инвестору в условиях ускорения экономики Худшее позади: что делать инвестору в условиях ускорения экономики

Риски мировой рецессии, похоже, отступают

Forbes
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Коньяк по праздникам. Что происходит с мировым потреблением дорогого алкоголя Коньяк по праздникам. Что происходит с мировым потреблением дорогого алкоголя

Более 80% женщин и 66% мужчин в России употребляют алкоголь из-за традиции

Forbes
Айдан независимости Айдан независимости

Она основала одну из первых частных галерей в России

Esquire
Батерс: «В рэпе всё в отталкивается от звука, а он значительно прокачался» Батерс: «В рэпе всё в отталкивается от звука, а он значительно прокачался»

Музыкант, смешивающий стоунер-рок и рэп

Esquire
4 интересные марки с Mercedes-Benz Fashion Week в Москве 4 интересные марки с Mercedes-Benz Fashion Week в Москве

Свежие имена и молодые таланты, которые запомнились нам больше всего

Vogue
Серебряная страна Серебряная страна

Первооткрыватели вступив на эту землю назвали её «Серебряной страной»

4x4 Club
Зеленое сердце Москвы Зеленое сердце Москвы

Мой собеседник — директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб

OK!
Отец русского рэпа Отец русского рэпа

Продюсер Александр Толмацкий дал первое интервью после смерти Кирилла Толмацкого

Esquire
Большое итальянское путешествие Большое итальянское путешествие

В Италии каждый сможет найти занятие по душе. Собираем чемодан?

Домашний Очаг
Какие психические заболевания есть у персонажей «Игры престолов»? Какие психические заболевания есть у персонажей «Игры престолов»?

Кажется, что в Вестеросе никому не помешает хороший рехаб

GQ
Спец расскажет… Что такое VoLTE и почему это круто? Спец расскажет… Что такое VoLTE и почему это круто?

Что такое VoLTE, какие преимущества дает, и как включить VoLTE на смартфоне?

CHIP
5 признаков, что тебе пора с ней окончательно расстаться (беги, глупец, все потеряно) 5 признаков, что тебе пора с ней окончательно расстаться (беги, глупец, все потеряно)

Важно понимать, что иногда отношения должны просто закончиться

Playboy
В России хотят запретить все редкие, крафтовые и коллекционные сорта пива В России хотят запретить все редкие, крафтовые и коллекционные сорта пива

Любые малотиражные или необычные сорта пива могут запретить

Maxim
Доходное место. Как делают карьеру в госсекторе Доходное место. Как делают карьеру в госсекторе

В чем плюсы и минусы госслужбы?

Forbes
Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России

Олег Кивокурцев основал производителя роботов Promobot в пермском гараже

Forbes
Открыть в приложении