Почему техническая революция Илона Маска не обошлась без жертв

GQБизнес

Маск и шоу

Пока Илон Маск работал над новой моделью Tesla, расставался с Эмбер Херд и курил травку в прямом эфире, из его компании уходили сотни сотрудников. Корреспондент GQ встретился с некоторыми из них и узнал, почему техническая революция не обошлась без жертв

Март 2016 года. Илон Маск объявляет о запуске новой линейки доступных седанов Model 3 по цене $35 тысяч. В перспективе Tesla осуществит перезагрузку всего автопрома, человечество слезет с топливной иглы, глобальное потепление замедлится, и все сразу поймут, что Илон Маск — гений.

Март 2017 года. При сборке Model 3 возникли неполадки с батареями и деталями. Вместо обещанных пяти тысяч машин в неделю с конвейера ежедневно сходят три штуки. Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, вкалывают все: Гигафабрика (завод по производству литийионных аккумуляторов), офис в Пало-Альто и завод по сборке в Калифорнии.

Октябрь 2017 года. В выходные на Гигафабрику заявляется Маск. Он пытается разобраться, почему глохнут станки и не работает софт. Tesla потратила на этот проект больше миллиарда, но все летит к чертям. Маск зол как собака. Он расхаживает вокруг автоматизированного модуля, пытаясь найти ошибку. Мимо проходит инженер. «Я не могу завести станок! Это твой косяк?» — сквозь зубы спрашивает бизнесмен. Инженер оторопел — он никогда не видел живого Маска. «В смысле, кто устанавливал программу или кто проектировал станок?» — осторожно переспрашивает инженер. «Ты идиот! — распаляется Маск. — Вон отсюда!» Разговор занимает всего пару секунд. Через две минуты инженер узнает, что он уволен.

Пройдет еще восемь месяцев, прежде чем Tesla объявит, что сдержала слово и c конвейеров будет сходить по пять тысяч электромобилей Model 3. Еще через три месяца компания заработает $312 миллионов, вопреки пессимистическим ожиданиям Уолл-стрит. Но путь к триумфу окажется скандальным. Весь год Маск будет равно очаровывать и ужасать как своих фанатов, так и недругов. Он обзовет педофилом тайского спасателя, опубликует твит об уходе Tesla с биржи. Комиссия по ценным бумагам обвинит его в мошенничестве. На Tesla будет наложен штраф $20 миллионов, и Маска сместят с поста председателя правления. Но даже это не отрезвит его.

Компанию Tesla основал не Илон Маск, но при нем она стала знаменитой. В 2004 году он вложил в проект $6,3 миллиона и стал председателем правления. Скоро Маска повысили до главного исполнительного директора, и его философия окончательно стала философией Tesla. «Почему я финансирую Tesla Motors? Именно так я мечтаю осуществить переход от углеводородной экономики к экономике солнца, — писал бизнесмен в 2006 году. — Мы не остановимся, пока весь мир не пересядет на электромобили». Он родился в Южной Африке в 1971 году и после школы переехал в Америку с $2 тысячами в кармане. Никаких особых планов у него не было. Немного поработав то тут, то там, он окончил колледж, а затем Пенсильванский университет по специальности «экономика и физика». Потом вместе с братом они создали компанию по производству программного обеспечения. Маск работал на износ, спал на полу, мылся в здании юношеской христианской ассоциации. Позднее он заработал на продаже своего первого бизнеса $22 миллиона. На эти деньги Маск основал стартап, переросший в платежную систему PayPal и проданный за $1,5 миллиарда. К 31 году он превратился в фантастически богатого человека. «Я могу купить себе остров на Багамах и жить как падишах, — рассказывал он журналистам, пока к его дому подгоняли новенький McLaren F1. — Но мне гораздо интереснее придумывать что-то новое». Кстати, ту машину он разбил.

Вскоре его планы приобрели реальные очертания. Сначала появилась космическая компания SpaceX. Затем SolarCity, работающая над альтернативными источниками энергии. Он выкупил The Boring Company, чтобы создать высокоскоростные подземные тоннели. Но только с приходом в Tesla Илон объявил себя человеком, намеревающимся изменить мир.

У каждого руководителя в Tesla есть байка про то, как Маск научил его делать невозможное возможным. Классический пример — история о дверных ручках. В середине 2000‑х компания занялась разработкой люксовой модели Tesla. Маску хотелось, чтобы ручки нового авто были утоплены в корпус дверей. Владелец подходит к машине, щелкает пультом, и, словно по мановению волшебной палочки, ручка выплывает наружу. «Мы посчитали это дуростью, — вспоминает инженер Tesla. Почти все, с кем я говорил, попросили не называть своих реальных имен. — Нам предлагалось придумать инженерное решение для проблемы, которая прежде проблемой не являлась». Все старались донести до Маска, что задача не стоит потраченного времени, но он не сдавался. В итоге машину выпустили, а ручки продолжали заедать. В 2015 году журнал Consumer Reports отложил обзор нового автомобиля до лучших времен: эксперты так и не смогли открыть машину.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Победа любой сценой Победа любой сценой

У каждой эпохи тот Гамлет, которого она заслуживает

GQ
Как диагностируют аутизм Как диагностируют аутизм

Как диагностируют аутизм и какие признаки могут заметить родители

Psychologies
Смешные деньги Смешные деньги

Как устроена империя Александра Маслякова

GQ
Театр Сатира Театр Сатира

Главный редактор Esquire и YouTube-пародист Satyr препарируют современный юмор

Esquire
20 правил холостой жизни взрослого мужчины 20 правил холостой жизни взрослого мужчины

Вам уже не 20, а вы до сих пор (или уже) не женаты?

GQ
44 размер человечности 44 размер человечности

Почему «Ангару спасения» так сложно спасать людей

Русский репортер
Человеческая комедия Человеческая комедия

GQ встретился с Сергеем Буруновым, который умеет смешить без видимых усилий

GQ
Главные по ЗОЖ Главные по ЗОЖ

Восемь ЗОЖ-пионеров Голливуда, у которых есть чему поучиться

OK!
15 мыслей Александра Роднянского 15 мыслей Александра Роднянского

Александр Роднянский рассказал GQ о новой репутации фестиваля «Кинотавр»

GQ
Мы что-то упускаем Мы что-то упускаем

Что такое «синдром упущенной выгоды»

Добрые советы
Игры кончились Игры кончились

Кит Харингтон рассказал GQ, за что ненавидит сериал, сделавший его знаменитым

GQ
9 признаков того, что ты ей не абсолютно не интересен (извини, это правда конец) 9 признаков того, что ты ей не абсолютно не интересен (извини, это правда конец)

Это просто нужно признать, быстрее пережить трагедию и быстрее переключиться

Playboy
В отцы годятся В отцы годятся

Известные мужчины о том, как им удается находить общий язык со своими детьми

GQ
5 признаков, что тебе пора с ней окончательно расстаться (беги, глупец, все потеряно) 5 признаков, что тебе пора с ней окончательно расстаться (беги, глупец, все потеряно)

Важно понимать, что иногда отношения должны просто закончиться

Playboy
Нижние котлы Нижние котлы

В попытках построить земной рай люди неизбежно устраивают настоящий ад

GQ
Десять из десяти Десять из десяти

К юбилею марки Ральф Лорен перевыпустил десятку лучших галстуков

The Rake
Прага: Отдых с чистого листа Прага: Отдых с чистого листа

Самый романтичный, самый мистический, самый фотогеничный город Европы

Вокруг света
Стойкие безымянные солдатики Стойкие безымянные солдатики

Roim Rachok, в переводе с иврита — «Взгляд в будущее»

Esquire
Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT

Первый, еще школьный, бизнес-опыт Эрика Юаня закончился поджогом соседского дома

Forbes
Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией

Спецназ тренируется телепатии на дельфинах и взламывает компьютеры силой мысли

Maxim
Дорога в никуда. Чем обернулось строительство скоростной магистрали в Калифорнии Дорога в никуда. Чем обернулось строительство скоростной магистрали в Калифорнии

Как в США реализуют калифорнийскую скоростную железную дорогу

Forbes
Глава Pirelli Tyre в России: «Нужно терпеть и нужно думать» Глава Pirelli Tyre в России: «Нужно терпеть и нужно думать»

Аймоне ди Савойя Аоста — о том, ради чего можно пожертвовать прибылью

Forbes
Приспособленец Приспособленец

QX50 — гремучая смесь: новая платформа, уникальный мото, электроруль и вариатор

АвтоМир
Bloomberg: Работники Amazon подслушивают клиентов через умные колонки, и даже обмениваются особо забавными записями Bloomberg: Работники Amazon подслушивают клиентов через умные колонки, и даже обмениваются особо забавными записями

Работникам Amazon приходится выслушивать то, что слышать совсем бы не хотелось

Maxim
10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта 10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта

Руководство по выживанию при падении с десятикилометровой высоты

Популярная механика
Все будет хорошо Все будет хорошо

Как избавиться от тревожных мыслей и начать получать удовольствие от жизни

StarHit
Кумир скромных миллионеров Кумир скромных миллионеров

Полноразмерный кроссовер Audi Q7 комфортен, технологичен и капризен

4x4 Club
7 стартапов, которые сделали миллионы с нуля (все легально и очень познавательно) 7 стартапов, которые сделали миллионы с нуля (все легально и очень познавательно)

Некоторые нынешние «гиганты» поначалу были «лилипутами»

Playboy
Вред обобщений: почему теория поколений не работает Вред обобщений: почему теория поколений не работает

На рынок труда успело выйти следующее поколение сотрудников

Forbes
Расколотый мир: как я живу с рассеянным склерозом Расколотый мир: как я живу с рассеянным склерозом

История 29-летней Анастасии, болеющей рассеянным склерозом

Cosmopolitan
Открыть в приложении