Промышленный потенциал Самарской области обеспечивает региону перспективы

ЭкспертБизнес

На прочном базисе

Промышленный потенциал Самарской области обеспечивает региону перспективу для экономического и социального развития

Николай Ульянов

С помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б» РКЦ «Прогресс» на орбиты выведены 574 космических аппарата. Фото: TASS

Самарская область — регион с диверсифицированной экономикой, с уклоном в доминирование высокотехнологичных обрабатывающих производств. Именно в этом секторе занято наибольшее число работников, на него приходится самая большая доля в ВРП. Здесь развиты сельское хозяйство, машиностроение, в том числе автомобиле- и авиастроение, двигателестроение, нефтяная и химическая промышленность, цветная металлургия. На территории действуют известные всей стране предприятия — АвтоВАЗ, «Тольяттиазот», «ОДК-Кузнецов», «Тяжмаш», «Авиакор» — авиационный завод, «РКЦ-Прогресс» и другие. Самара носит неофициальное звание космической столицы России: именно здесь в середине прошлого века была изготовлена ракета, на которой первым в мире отправился в космос Юрий Гагарин, и с тех пор все пилотируемые корабли выходят на орбиту с помощью ракет-носителей самарского производства. Впрочем, и лунная миссия — автоматическая станция «Луна25» — была отправлена на спутник Земли посредством ракеты-носителя «Союз-2.1б» самарского производства.

Индустриальный потенциал региона подкреплен серьезной научнообразовательной базой. В регионе действует самый крупный из 15 созданных в России по указу президента научнообразовательных центров мирового уровня (НОЦ) «Инженерия будущего», объединяющий ученых и производственников с целью создания конкурентных, востребованных продуктов и технологий. В НОЦ входит около 30 вузов, восемь научных организаций и более 30 индустриальных партнеров.

Самарская область — один из тех российских регионов, которые попадают в число бенефициаров сложившейся геополитической ситуации. Развитая промышленность, эффективное сельское хозяйство и серьезный научный потенциал региона позволяют ему быть среди тех, кто загружается заказами на производство востребованной из-за сокращения или исчезновения импорта продукцией. И это не говоря о заказах для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

За последние годы регион существенно улучшил свое реноме в глазах инвесторов, поднявшись за последние пять лет в национальном рейтинге инвестиционного климата (АСИ) с 65-й позиции в 2017 году до девятого места в 2022-м. В рейтинге АСИ по направлению «Инфраструктура и ресурсы» Самарская область вошла в топ-5 российских регионов.

Есть что производить и есть где

Экономика Самарской области на подъеме. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. Так, по итогам первых шести месяцев этого года промышленное производство в области составило 108,3% относительно первого полугодия 2022-го. Это существенно выше, нежели в целом по России: 102,6%.

Два наиболее емких в структуре ВРП региона сектора — добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность — показали рост на 9,5 и 10,6% соответственно.

И взятая траектория роста, как представляется, продолжится.

В ОЭЗ «Тольятти» реализуется крупный инвестиционный проект по производству беспилотных авиационных систем (БАС) общей стоимостью порядка 20 млрд рублей. Беспилотные авиационные системы — перспективное направление, поддерживаемое государством. Минпромторг России подготовил проект постановления правительства о предоставлении производителям БАС субсидий на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции. «За счет этого механизма только в ближайшие три года могут быть обеспечены закупки почти 14 тысяч отечественных БАС на сумму более 4,5 миллиарда рублей», — отметил первый заместитель главы Минпромторга России Василий Осьмаков. Рассчитывать на субсидию смогут те производители, которые получат заключение, подтверждающее выпуск БАС на территории РФ. Ее размер составит до 50% от цены договора реализации беспилотников и до 1 млн рублей на один аппарат.

Помимо выдачи субсидий производителям проект постановления предусматривает и поддержку эксплуатантов БАС самолетного и вертолетного типов. Компенсация в зависимости от типа беспилотника предполагается в размере 95 тыс. рублей за один летный час. Очевидно, что поддержка со стороны правительства будет стимулировать спрос на БАС, которые начнут массово производиться в Самарской области уже в следующем году.

В центре внимания властей находится и автомобилестроение: после ухода из России западных автоконцернов наиболее приемлемый вариант — развивать собственную автомобильную промышленность. Правда, учитывая массовость продукта, на нашем рынке серьезно усилились позиции китайских производителей. И тем не менее АвтоВАЗ после серьезного провала 2022 года наращивает объемы производства, выстраивает систему поставок комплектующих и собирается выходить на новые рынки.

Схожая с автомобилестроением ситуация и в авиастроении. Причем здесь приходится справляться исключительно собственными силами, поскольку страны с развитым авиастроением можно пересчитать по пальцам одной руки, и китайские товарищи в этом случае вряд ли смогут помочь. В июне этого года в Самаре Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») открыла современный центр конструкторских разработок и научных исследований. Объем инвестиций в проект превысил 1,5 млрд рублей. Как сообщается, оснащенный передовой техникой и современной IT-инфраструктурой центр займется разработкой перспективных силовых установок для авиации, космоса и энергетики. Здесь организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест для инженеров-конструкторов и работников технических служб. По словам первого заместителя главы госкорпорации «Ростех» Владимира Артякова, создание центра позволит формировать будущее двигателестроения на ближайшие десятилетия, а его оснащение позволит разрабатывать новые газотурбинные двигатели полностью в виртуальной среде с применением цифровых двойников и существенно сократить сроки создания — до четырех-пяти лет.

В свою очередь, генеральный директор ОДК Вадим Бадеха отметил, что «ОДК-Кузнецов — одно из самых высокотехнологичных предприятий страны, имеющее современную производственную базу. В модернизацию мощностей уже инвестировано более 40 млрд рублей, открыты 12 новых объектов, на подходе еще несколько. Новый центр — это современная научно-исследовательская база, которая позволит не только сократить время разработки новых изделий, привлечь молодых специалистов, но и задать качественно новый вектор развитию всей корпорации».

Еще одно предприятие из авиастроительной отрасли, находящееся на территории региона, «Авиакор» представило на международном военно-техническом форуме «Армия-2023» судно-амфибию на воздушной подушке, что позволяет ему перевозить пассажиров в течение всего года, даже в период ледохода и ледостава. Судно способно развивать скорость до 100 км/ч по льду и 80 км/ч по воде.

«Сегодня судно уже прошло опытную эксплуатацию. И я надеюсь, что в 2025 году это судно на воздушной подушке будет запущено в серию на территории Самарской области, конкретно на “Авиакоре”», — заявил губернатор региона Дмитрий Азаров.

По его словам, уже поступили запросы со стороны МЧС, Росгвардии и Минобороны по поводу судна-амфибии. «Но мы видим потенциал использования этого судна на воздушной подушке для гражданских целей, для перевозки пассажиров. Очень востребованное судно, особенно в межсезонье», — отметил Дмитрий Азаров.

В ходе форума глава региона также обсудил возможность возобновления на заводе «Авиакор» выпуска пассажирского самолета. По его словам, есть договоренность о приезде в регион заместителя главы Минпромторга с целью оценки возможности размещения производства.

О каком именно самолете идет речь, Дмитрий Азаров не уточнил. Ранее сообщалось, что на заводе «Авиакор» возможно производство регионального турбовинтового самолета ТВРС-44 «Ладога». Тем более что по контракту с Уральским заводом гражданской авиации «Авиакор» должен изготовить для него четыре фюзеляжа. Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, предполагается, что в 2025 году должно быть выпущено 15 самолетов «Ладога», а начиная с 2025-го — по 25 штук. Всего же к 2030 году должно быть выпущено 140 этих региональных лайнеров (см. «Авиапром берет свое», «Эксперт», № 8 за 2023 год). Кроме того, в 2014–2015 годах обсуждался проект о запуске на самарском заводе производства самолета Ил-114-300. Тогда Минпромторг не поддержал эту инициативу, но сейчас ситуация изменилась, так что не исключено, что этот проект будет реанимирован: стране нужны свои самолеты, и много.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гражданин хороший Гражданин хороший

Как в Китае контролируют население?

ТехИнсайдер
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
«Сфера» развлечений «Сфера» развлечений

Летом 2023 года над Лас-Вегасом засветилась Луна и превратилась в огромный глаз

ТехИнсайдер
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
«Сигма-сигма бой»: о чем эта песня и почему она стала хитом во всем мире? «Сигма-сигма бой»: о чем эта песня и почему она стала хитом во всем мире?

«Сигма-сигма бой» стала хитом на мировых стримингах. В чем секрет успеха песни

Psychologies
«Они дают сильную эмоцию, вызов и некий элемент соревнования»: почему мужчины любят стерв «Они дают сильную эмоцию, вызов и некий элемент соревнования»: почему мужчины любят стерв

Можно ли построить крепкие отношения со стервой?

Psychologies
Иду на быт! 11 лайфхаков Иду на быт! 11 лайфхаков

Масштабный «разбор завалов»: расскажем, как сэкономить силы, время и нервы

Лиза
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью» Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью»

Криминальная драма Франсуа Озона «Что случилось осенью»

СНОБ
Пятнистую гиену встретили в Египте впервые за 5000 лет Пятнистую гиену встретили в Египте впервые за 5000 лет

В Гебель-Эльба, Египет, впервые за 5000 лет встретили пятнистую гиену

N+1
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Гид по декольте Гид по декольте

Почему о зоне декольте тоже стоит заботиться?

Лиза
Как понять, что пора заменить бутылку для воды Как понять, что пора заменить бутылку для воды

О признаках того, что пришло время сменить вашу бутылку для воды

ТехИнсайдер
Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп

Что общего у трех знаменитых Калкинов и как они пробивали путь в большом кино

СНОБ
Почему средиземноморская диета так полезна для нас Почему средиземноморская диета так полезна для нас

Как простые изменения в вашем рационе могут стать путем к улучшению здоровья

ТехИнсайдер
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
5 типичных ошибок, которые мешают нам избавиться от влияния тяжелого детства 5 типичных ошибок, которые мешают нам избавиться от влияния тяжелого детства

Что нам мешает избавиться от негативного шлейфа прошлого?

Psychologies
Франшиза без труда: может ли франчайзи получать пассивный доход Франшиза без труда: может ли франчайзи получать пассивный доход

Что такое франшиза с пассивным доходом и можно ли на ней заработать?

Forbes
Открыть в приложении