Компания SberAutoTech представила прототип беспилотного микроавтобуса

ЭкспертHi-Tech

На кобыле — без узды

Компания SberAutoTech из экосистемы Сбера представила прототип беспилотного микроавтобуса. Это очередной шаг к ее полноценному вторжению на рынок транспортных средств

Александр Астапов

Пассажирский беспилотный транспорт для перевозки четырех–шести человек по закрытым территориям, в обиходе именуемый шаттлами, крайне популярен у стартапов «нового автопрома». И по причине реализуемости: сравнительно низкие (до 50 км/ч) скорости позволяют материализовать уже сегодняшние компетенции в области беспилотности — и ввиду востребованности: технопарками, научными кластерами, да и обычными городами, чье руководство хочет показать миру свою инновационность и стремление к прогрессу.

Не исключение и Россия. Еще четыре года назад научный центр НАМИ демонстрировал свою разработку для КамАЗа, без лишних фантазий так и названную — «Шатл». Чуть позже «Бакулин моторс груп», известная автобусами «Волгабас», показала шаттл «Матрешка», разработанный и построенный в Москве содружеством из нескольких инжиниринговых команд. Разная судьба была у этих проектов: «Шатл» пережил не одну серьезную эволюцию и служит демонстратором беспилотных возможностей КамАЗа, проект же господ Бакулиных завершился финансовым, и не только, скандалом.

И вот еще один торжественный дебют: SberAutoTech (SAT), входящая в экосистему Сбера, показала ходовой прототип шаттла, названного уже с фантазией — «Флип». Иностранцам это слово ни о чем не говорит, а вот те россияне, кому хорошо за сорок (а это и чиновники, и руководство Сбера), хорошо помнят транспортные средства из книг фантаста Кира Булычева — и снятого по одной из них фильма «Гостья из будущего».

Визит минотавров

Мне же, тоже «изрядно за сорок», но антисоветчику с детства, «Флип» больше напоминает объект мира киберпанка, писавшегося, снимавшегося и рисовавшегося за океаном в те же годы, что и советский фильм. Торжественно-мрачный экстерьер машины (намного более компактной, чем «Шатл», «Матрешка» и большинство западных аналогов: длина — 3,62 м, ширина — 1,93 м) — и на контрасте ослепительно белый интерьер с двумя ровными диванами визави. Этакий мини-бункер для управляющих придуманным миром. И тут уже вспоминается фассбиндеровский фильм «Лили Марлен» (тоже хорошо известный жителям СССР восьмидесятых) — точнее, сцена визита главной героини к фюреру. Тяжелый полумрак шпееровской архитектуры — и поток света из открывшейся двери в высокий кабинет.

Но отдадим должное не только чувству юмора, но и здравомыслию «сбертеховцев», ушедших от подражания формам обычного, пилотируемого и более скоростного транспорта. (Да и чувству меры тоже — удержаться от характерных для киберпанк-стилистики килеватых пластин снаружи колес я б точно не смог.) В функционале найденному форм-фактору не откажешь, такие формы безопаснее для пешеходов и велосипедистов, которых на дороге у «Флипа» будет многократно больше, чем на обычных, незакрытых территориях, — а «паразитные» объемы спереди и сзади диванов эффективно используются для узлов и агрегатов машины. И для «киберводителя», и для собственно электромобиля.

Да, перед нами, если выражаться привычным автомобильным языком, супермикроэлектробус. Причем сверхнизкопольный, благодаря чему общая высота сравнительно небольшая и машина не напоминает цилиндр дедушки Форда. Поэтому коммуникации расположены в борту (левому по ходу движения), а батареи, вопреки уже сложившейся традиции, не в полу, а в заднем блоке. И батареи эти не стационарные, а быстросменные, причем не моноблочные (как это принято у электромобильщиков с XIX века), а модульные — несколько блоков-чемоданов весом примерно по десять килограммов каждый на стоянке перегружаются в стационарные зарядные станции. Такая схема апробирована и доведена до совершенства на скутерах и мопедах Gogoro (с поправкой на размеры — у сберовцев блоки вдвое больше и плоские, а не квадратного сечения), охватившей сетью таких станций родной Тайвань, начавшей экспансию в Индию и Китай и подвигшей консорциум из японских и европейских мотогигантов на создание аналогичной системы. Появляются подобные решения и для микротранспорта, а вот наоборот, для транспорта «полноразмерного», такое решение использовано впервые. Наверное потому, что не автоматизируется — более того, требует отдельного грузчика для перетаскивания чемоданов из кассет в зарядный киоск и обратно. Что при наличии флота таких машин, в общем, оправданно. И в любом случае перекрывается плюсами решения, включая меньшую потребность в наличии батарей непосредственно на борту ввиду возможности частой смены — и складирования их в «киосках» для потребления «ночной», более дешевой, электроэнергии.

А в остальном — автоматизация на марше. «Автопилотная» часть команды SberAutoTech — выходцы из «Яндекса», а потому не мудрствуя лукаво они пошли пусть по дорогому, но единственно надежному на сегодняшний день пути: совместили собственные «глаза» машины (лидары, радары и камеры) с привязкой к местности точными картами (напомню, в экосистему Сбера входит 2ГИС). Плюс — взаимодействие с другими «Флипами» и прочими транспортными средствами, имеющими функцию V2X (а внедрение ее на конвейеры — дело ближайших лет). И пусть заявления о пятом уровне автономности машины вызывают улыбку (в теории он подразумевает не только движение без участия человека, но и без привязки к точному позиционированию и точным картам местности с прописанными траекториями), но в реальной функциональности сберовского беспилотника на ограниченных территориях и на относительно малых скоростях повода сомневаться нет. Как минимум в потенциале, по завершении доводочных испытаний.

У воды да не напиться, а потому SAT использовал по максимуму наработки не только 2ГИС, но и других бизнес-единиц «СберТеха». Так, пассажирам «Флипа» доступны и музыка от «СберЗвука», и кино от онлайн-кинотеатра Okko, а доступ пассажиров к машине будет осуществляться через мобильное приложение — и встроенную систему распознавания лиц. Нет сомнений, что и в дальнейшем машина будет обрастать пепяками, фуфыськами и ракушками разработки «СберДевайса», «СберАвто» и других структур Сбера, усиленно конструирующих хард и софт для мира красивых и нарядных.

«Новая роскошь» по-сберавтотеховски: два трехместных дивана без единой лишней детали

Лучший бар в Америке

У рестораторов есть такой термин — фасадное блюдо. То есть пункт в меню, демонстрирующий крутость кухни заведения, на которое гости приводят своих друзей. Скажем, на лучший борщ в Москве. Очевидно, что «Флипу» в планах SAT отведена именно эта роль. Не только демонстратора технологий всего «СберТеха», но и «А, это те, на чьей супербудке мы катались по Сколково».

Но это только «Флип» — первенец новой платформы разработки SAT. В пресс релизе сберовцы намекнули на модульность платформы; мне лишь остается предположить (исходя из «мирового опыта» и расчетов коллег-конкурентов) появление версии для доставки — ведь даже форм-фактор не придется менять, и двери можно оставить теми же, как и в частном случае передвижного бара-автомата, — а также новых, открытых и с иными «выражениями лица» кузовов для обслуживания в курортных зонах. А с упрощенным/удешевленным «автопилотом» — и грузовичков на тричетыре палеты для логистических центров. Тем более что лоббируемые (в том числе сберовцами) и находящиеся в стадии принятия законопроекты многократно расширят возможности использования такого транспорта и в России, и в Европе. А в Штатах и Китае машинам без водителя ездить уже можно, что дает таким машинам шансы на экспансию за океан, благо ни Сбер в целом, ни его структуры в частности пока что не под санкциями.

Что же до возможностей доведения машины до серии — имеем в потенциале вполне рабочую задачу. Что для РФ, что для внешних рынков и местных производств. Напомню, что в распоряжении SAT полноценная, пусть и распределенная (Москва плюс Минск) структура для разработки, доводки и постройки автомобилей. А избыточных мощностей для контрактного производства таких машин в России и Белоруссии хватает. И среди автобусных производств, и по электроприводу, да и по беспилотным узлам и агрегатам тоже найти подрядчиков можно. Под любую серийность — кроме разве что шестизначной, необходимость которой для таких машин не прослеживается ни на каких горизонтах.

Но это перспектива, как и другие транспортные средства и их компоненты разработки SberAutoTech. А день сегодняшний — «новая роскошь» для представления потенциала Сбера членам правительства и им сочувствующим на Петербургском международном экономическом форуме.

Фото: Предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
Трава у дома Трава у дома

Все пространство вокруг дома должно быть функциональным, как и само здание

AD
Лингвистический променад с Мишенькой Бальзаминовым Лингвистический променад с Мишенькой Бальзаминовым

Квазифранцузские слова в русском языке и русско-французский жаргон

Наука и жизнь
«Я решил свести на нет все проявления насилия»: история бывшего абьюзера «Я решил свести на нет все проявления насилия»: история бывшего абьюзера

Мало кто понимает, что авторам насилия тоже нужна помощь

Psychologies
Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
Сроки годности: от доставки до ритейла Сроки годности: от доставки до ритейла

В ресторанном бизнесе ключевую роль играет срок годности продуктов

Bones
4 научные причины улыбаться чаще 4 научные причины улыбаться чаще

Причины улыбаться чаще и тренинг для тех, кто не слишком любит улыбку

Psychologies
74 миллиона рублей за пост: знаменитости с самой дорогой рекламой в инстаграме 74 миллиона рублей за пост: знаменитости с самой дорогой рекламой в инстаграме

Сколько зарабатывают наши и зарубежные звезды в инстаграме?

Cosmopolitan
«Магический ингредиент»: почему «кровавый» компонент искусственных котлет Impossible Foods критикуют фермеры и экологи «Магический ингредиент»: почему «кровавый» компонент искусственных котлет Impossible Foods критикуют фермеры и экологи

Что не так с искусственным мясом

VC.RU
Чувство юмора, лоск и бережливость: вся правда о французских мужчинах Чувство юмора, лоск и бережливость: вся правда о французских мужчинах

Какие они, французские мужчины?

Psychologies
Ферментируй это Ферментируй это

Квашеная капуста, кимчи и комбуча становятся главными героями гастроповестки

Tatler
Lean — философия бережливого производства в стартапе Lean — философия бережливого производства в стартапе

Как метод Lean минимизирует потери финансов, времени и ресурсов

Популярная механика
Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь

Отрывок из книги «Японизм» Ниими Лонгхёрст о японском мировоззрении

Forbes
Признаки сахарного диабета: как распознать болезнь на раннем этапе Признаки сахарного диабета: как распознать болезнь на раннем этапе

Первые признаки диабета

РБК
«Беннифер» навсегда: зачем Джей Ло вернулась к Бену Аффлеку 17 лет спустя «Беннифер» навсегда: зачем Джей Ло вернулась к Бену Аффлеку 17 лет спустя

Вспомним, как развивалась историю любви Джей Ло и Бена Аффлека

Cosmopolitan
Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии

Необычная история Адама Рейнера не знает аналогов

Cosmopolitan
Солнечная миниатюра Солнечная миниатюра

Маленькая студия с оптимистичной стилистикой mid-century modern

Идеи Вашего Дома
Токсичные отношения: какие они на самом деле? Токсичные отношения: какие они на самом деле?

Как вовремя распознать, что из отношений пора бежать?

Psychologies
Скрининг не снизил смертность от рака яичников Скрининг не снизил смертность от рака яичников

Скрининг онкомаркеров помог выявить рак яичников на ранней стадии

N+1
История одной песни: «Popcorn», 1969 История одной песни: «Popcorn», 1969

История «мелодия из Спортлото»

Maxim
Все в сад и не только: 6 новых идей для пикников Все в сад и не только: 6 новых идей для пикников

В погожий день так и тянет на улицу

Esquire
Почему я больше не изменяю Почему я больше не изменяю

История женщины, которая отказалась от измен

Psychologies
От От

На дорогах России стали встречаться беспилотные автомобили: кто их производит?

Популярная механика
Саша Митрошина Саша Митрошина

Интервью с блогеркой Сашей Митрошиной

Собака.ru
Архитектура для жизни Архитектура для жизни

Как системный подход помогает управлять городами

N+1
Последнее танго Дон Жуана. О новом спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт Последнее танго Дон Жуана. О новом спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт

Этот спектакль стал главной сенсацией Москвы

СНОБ
Невоспроизводимость научных статей только увеличила их цитируемость Невоспроизводимость научных статей только увеличила их цитируемость

Невоспроизводимую статью цитируют на 153 раза больше, чем воспроизводимую

N+1
Денис Миллионов: «Нужно быть сильным барменом, но в душе — шеф-поваром» Денис Миллионов: «Нужно быть сильным барменом, но в душе — шеф-поваром»

Денис Миллионов увлекается российскими дикоросами

Bones
В уездном городе N-ске. Часть 2 В уездном городе N-ске. Часть 2

Вымышленные города на страницах русской классики. Часть 2

Культура.РФ
«Мы лидеры по качеству звука, но по-прежнему теряем позиции на рынке»: с чего начинала и к чему пришла Sennheiser «Мы лидеры по качеству звука, но по-прежнему теряем позиции на рынке»: с чего начинала и к чему пришла Sennheiser

Sennheiser пришлось бороться с Beats, Sony и Apple в сфере качества звука

VC.RU
Открыть в приложении