На гостиничном рынке грядет смена собственников отелей
Новые технологии бизнеса, новые системы бронирования, сделки по слиянию-поглощению — все это, по мнению генерального директора управляющей компании Cronwell Management Алексея Мусакина, ждет гостиничный рынок к концу 2020 года.
За время пандемии гостиничная отрасль потеряла более 90% оборотов и оказалась в числе наиболее пострадавших: сегодня загрузка отелей составляет не более 5–10%. И никто не может точно сказать, когда отели смогут выйти на привычный график работы. Понятно одно: это произойдет нескоро. Уже в ближайшие месяцы можно ожидать первых сделок купли-продажи отелей, неизбежно начнется оптимизация их работы, получат развитие новые технологии привлечения клиентов и управления гостиничными предприятиями. О том, в каком состоянии сегодня находится гостиничный бизнес и чего можно ожидать до конца года, «Эксперт» поговорил с Алексеем Мусакиным, генеральным директором управляющей компании Cronwell Management, членом совета директоров Cronwell Hotels & Resorts.
— Как будет влиять на гостиничный бизнес поэтапный выход из карантина?
— Думаю, пока никак. Гостиницы на полноценный режим работы после карантина будут выходить последними. В принципе, большинство гостиниц сейчас работает, просто с серьезными ограничениями: предлагается проживание в номерах с питанием без ресторана, бассейна и всего остального. Такого рода услуги никто не запрещал, но они подходят в основном только людям, которые приезжают в командировки. Поэтому такая специфическая услуга, пожалуй, актуальна для городских отелей, ведь туристам нужен полный спектр услуг, который сейчас предложить невозможно.
— Если гостиницы выйдут на полный режим работы последними, то как они переживут столь продолжительную «самоизоляцию»?
— Сейчас гостиничному бизнесу будет совсем грустно, прежде всего потому, что у большинства отелей денег хватало как раз до середины мая. Первый квартал — это традиционно низкий сезон, гостиницы повышенного спроса в это время года и не ждут. По сути, они в это время держатся на финансах, которые заработали в январские праздники, и этих денег как раз хватает до начала мая, когда начинается высокий сезон с майских праздников, а затем плавный переход на летний период. Сейчас ситуация такая, что майские праздники не наступили, у гостиниц запас по деньгам остался очень небольшой и пополнить его нечем. Деньги они могут получить сейчас одним способом — через инвестора, а если нет инвестора, который готов вложить деньги в гостиничный бизнес, то скоро у гостиниц денег совсем не будет.
— Какова сейчас средняя загрузка гостиниц?
— Минимальная, в среднем шесть-семь процентов.
— Сколько гостиницы уже потеряли в деньгах?
— Они потеряли всё. Девяносто процентов оборота. Учитывая, что рентабельность отеля порядка двадцати пяти — тридцати процентов, ясно, что они в огромном убытке. Дальше самые убыточные гостиницы закроются полностью, а тем, кому повезет и их поддержит инвестор, смогут работать дальше.
— Гостиничный бизнес одним из первых признали наиболее пострадавшим от пандемии. Государство объявило о предоставлении компаниям беспроцентных кредитов на выплату зарплат, дало отсрочку на уплату налогов, арендных платежей и другое. Насколько эти меры применимы к гостиничному бизнесу и оказались ли они эффективными?
— Налоговая отсрочка применена, более того, налоги еще и списывают, и это очень хорошо. Но проблема в том, что эти меры работают только для малого и среднего бизнеса, а для большого — нет. То есть такую помощь могут получить небольшие отели. И здесь две проблемы: по количеству отелей понятно, что малых и средних гостиниц в штуках больше, но если брать налоговый вклад в бюджет города, то большие гостиничные сети дают две трети налогов всего гостиничного бизнеса. Было бы логичнее в первую очередь помочь именно большим гостиницам, но они вообще выпали из поддержки. Вторая поддержка, которая была нужна всем гостиницам, — помочь финансово с выплатой зарплат, такая поддержка появилась с апреля в виде МРОТ, умноженного на количество сотрудников. Но есть условие: помощь получат гостиницы, которые сократили количество персонала не более чем на десять процентов. В этом случае МРОТ будет выплачен за апрель и май. Первого мая все представители гостиничного бизнеса подали заявления в налоговую на выплаты зарплат — первые выплаты начали перечислять на прошлой неделе. Это очень хорошая поддержка, но ее недостаточно, ведь все сотрудники получают зарплату гораздо выше прожиточного минимума
— Чтобы спасти гостиницы, многие отели оптимизировали текущие затраты: перешли на неполную рабочую неделю, часть персонала отправили в отпуска, вывели из эксплуатации целые этажи. Что еще можно предпринять?
— Здесь особо ничего не предпримешь. Единственное, сейчас новый документ подписан: отсрочен налог на имущество для арендодателей, которые предоставляют свои помещения под гостиницы, опять-таки при условии, если они снизят ставки аренды на пятьдесят процентов. Налог будет отсрочен на срок от трех до шести месяцев для гостиниц площадью больше тысячи квадратных метров и от сорока номеров. Гостиницы также долго добивались отсрочки по коммуналке за отопление, но сейчас это неактуально, отопление уже отключают.
Из Москвы по Подмосковью
— Что происходит сейчас с бронированием? Какова ситуация в городских и курортных отелях?
— Смотрите, туризма у нас нет вообще, что иностранного, что российского, потому что закрыты границы и ограничено передвижение. Да и в самих гостиницах нет полноценного сервиса — отдыхать, сидя в номере, никому не хочется. Командировочного и конференц-туризма тоже нет, потому что мероприятия проводить нельзя. В ближайшие два месяца я не вижу какого-то потенциала для роста гостиничных услуг или хотя бы отскока.
— Это вы рассматриваете негативный сценарий, если у нас будут до середины лета действовать ограничения на передвижение между регионами?
— Нет, почему, это среднерыночный сценарий. А негативный, по моим ощущениям, это проблемы для гостиниц до конца года, особенно для тех, которые работают с иностранцами.
— Сейчас россиян беспокоит, будут ли открыты границы. Каковы ваши прогнозы?
— Евросоюз обещает, что внутренние границы между странами откроют к первому июля, а внешние — не раньше конца июля или августа. А когда мы откроем внешние границы — неизвестно, единственное, что я слышал, — председатель Совета федерации Валентина Матвиенко сказала до конца года не планировать поездки за рубеж.
— Так это же поможет нашему гостиничному и туристическому бизнесу быстрее выйти из кризиса. Наши туристы, ориентированные на поездку за рубеж, поедут в Крым и Краснодарский край.
— С одной стороны, да, особенно это актуально для загородных отелей и отелей для отдыха. Корпоративным отелям закрытые границы не очень помогут, потому что большая часть их гостей — сотрудники иностранных компаний. Нужно учитывать и то, что из-за карантина доходы людей резко упали и еще долго не вернутся к исходным, на отдых люди будут тратить деньги в последнюю очередь. Есть, правда, и другое мнение: люди настолько устали сидеть дома, что первое время они будут ездить, но внутри одного региона. Например, если говорить о Москве, то это будут поездки в Подмосковье.
— Когда все гостиницы вернутся к стандартному режиму работы, какой может быть их стратегия? Пойдут ли они на повышение цен?
— Повышать цены они точно не будут. Им хотя бы сохранить цены, которые были, потому что некоторые отели уже занизили цены настолько, что работают в убыток. Те, кто доживет до осени, соберут весь рынок, который есть, потому что предложение явно упадет, часть отелей вынуждены будут закрыться или будут выставлены на продажу. Я прогнозирую существенную смену собственников гостиниц по России. К концу года мы можем увидеть интересные сделки в гостиничном бизнесе. Крупным многопрофильным инвесторам, в том числе имеющим группу отелей, будут интересны средние и большие объекты, частные инвесторы будут рассматривать, куда вложить деньги в нижней точке рынка. Существенно изменится и оргструктура отелей, уменьшится количество персонала, будет внедряться больше технологических решений, чтобы оптимизировать затраты. Думаю, будут вводить новые системы регистрации и бронирования — киоски саморегистрации, автоматическое заселение по QR-коду смартфона, заказ дополнительных услуг через мобильное приложение.
Cronwell Hotels & Resorts осуществляет свою деятельность в России с 1995 года (под брендом Cronwell — c 2009 года, в момент основания компания называлась «Югра Сервис»). Основные направления деятельности — девелопмент, строительство и управление гостиничными комплексами. Cronwell Hotels & Resorts управляет 14 отелями в России, Греции, Нидерландах и Германии. В процессе подготовки к открытию четыре отеля в России. Общий оборот российского сегмента (девять отелей) за 2019 год — 634 млн рублей.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl