Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

ЭкспертКультура

«Мой учитель Леонардо» в Музее AZ: вселенная Анатолия Зверева

Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

Вячеслав Суриков

Объект Аристарха Чернышева «Вселенная Зверева» создан специально для выставки «Мой учитель Леонардо» и представляет собой систему, собранную из трактатов художника

Концепция новой выставки в Музее AZ заключена в ее названии. Она ставит рядом имена художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и художника второй половины XX века Анатолия Зверева. Повод для такого сопоставления дал сам Зверев: он указал на да Винчи как на своего учителя, в первую очередь обозначив тем самым широту собственных интересов. Как Леонардо да Винчи ни в чем себя не ограничивал, вникая во все интересующие его сферы деятельности человека, так и Анатолий Зверев с легкостью пробовал себя во всех жанрах живописи и мог писать тексты обо всем, что попадало в фокус его внимания. Одним из открытий Леонардо да Винчи было существование вокруг человека интеллектуальных и художественных пространств, нуждающихся в исследовании, и они настолько обширны, что даже поверхностное прикосновение к ним имеет значение. Высказывание о том или ином явлении уже акт искусства — материализация в слове того, чего до сих пор не было.

Иллюстрации к книге Апулея «Золотой Осел»

И все же куда более устойчивая ассоциация связывает Анатолия Зверева с Ван Гогом. Ее установил еще коллекционер Георгий Костаки, который так и определил его место в искусстве: «русский Ван Гог». Их роднит и бедность, и бытовая неприкаянность, и алкоголизм, и причудливая личная жизнь. И самое трудное для художника — отсутствие контакта с широкой аудиторией. Ценители при жизни были у того и у другого, но традиционный формат презентации своих картин — выставку — и Ван Гог, и Зверев получили уже ближе к концу жизни, и то такое событие было не из разряда тех, после которых художник просыпается знаменитым (у Анатолия Зверева, впрочем, проходили выставки за рубежом, но он лично на них не присутствовал). И тот и другой радикально не вписывались в мейнстрим и не пытались вести двойную игру, подобно московским концептуалистам, которые могли для выживания работать книжными иллюстраторами и получать за это деньги, а параллельно создавать принципиально новое искусство. И Зверев, и Ван Гог ничему не противостояли — они писали картины так, как считали нужным. Зверев пропустил две самые скандальные советские выставки эпохи шестидесятых: МОСХ в Манеже, где на художников обрушился натиск Никиты Хрущева, и «Бульдозерную», где авторам картин пришлось противостоять тракторной технике.

Портрет Алики Костаки

Еще одна параллель между Ван Гогом и Анатолием Зверевым — их продуктивность. Ван Гог нарисовал свыше двух тысяч картин, Анатолий Зверев — около тридцати тысяч, прожив почти на двадцать лет дольше, чем нидерландский гений. Столь большое количество картин и у того и у другого означает, что они практически непрерывно творили. Творчество для обоих было естественным состоянием. Каждый день существовал только для того, чтобы создавать картины. Возможно, в этом и заключена природа плодовитости больших художников XX века. Таковы и Пабло Пикассо, и Сальвадор Дали: и для них процесс был важнее результата. В этот момент художнику важно оставаться свободным от всего, в том числе от размышлений о том, понравится картина публике или нет. И это есть в картинах Анатолия Зверева — независимость от чего бы то ни было, прежде всего от мнения публики о его картинах. Зритель может как угодно относиться к картинам Зверева, но сам художник верил в них. Этот фактор оказался определяющим в его творческой судьбе.

На выставке «Мой учитель Леонардо» представлены более 170 работ Анатолия Зверева — живопись и графика в различных жанрах, от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики

В своем творчестве Анатолий Зверев совершал бесконечное путешествие по жанрам и эпохам. Он мог подражать кому угодно и переписывать на свой манер любые знаменитые сюжеты. Его не останавливала перспектива сравнения: у кого лучше получилось. Каким бы ни был первоисточник, он присваивал этот сюжет, делая его своим, переписывая. Череда женских портретов сделана с полным осознанием того, что именно это изображение бросает вызов времени, продлевая земное существование человека. Каждая работа Анатолия Зверева — вклад в создание виртуальной вселенной, заселенной людьми и животными: на выставке в Музее AZ представлены все эти жанры. И среди них основной персонаж — сам художник. Он и создатель этой вселенной, и один из тех, кто в ней живет. Это еще один из вариантов объяснения мотивации художника, его сверхзадачи, одна из метафор, объясняющая, зачем художники рисуют свои картины.

Ключевые слова для понимания творчества Анатолия Зверева — «спонтанность» и «импровизация». Картина начинается с первого штриха и возникает не столько в воображении художника, сколько сама по себе. Есть реальность, есть восприятие художника, они сталкиваются, возникает энергетический выплеск, и он становится картиной — третьей реальностью. Ее определяет момент, а иногда даже материал, который имеется под рукой. Каждая картина, таким образом, проекция не только пространства и человека, в нем находящегося, но и времени и обстоятельств, в которых существует художник, материалов, что есть у него под рукой. Изображение может быть несовершенным, но смысл не в совершенстве, а в том, чтобы почувствовать течение времени, меняющее все объекты, в нем существующие. Каждый момент ценен, как ценно все, что служит для создания картины: сам художник, его модель, холст, кисть, краски.

Специально к открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного великому коллекционеру Георгию Костаки

То же самое с его текстами: это факт внутренней жизни художника. Прежде чем попытаться осознать их ценность, нужно понять систему образов, с помощью которой он ведет свой диалог не только со зрителем, но и с художниками, создававшими свои картины до него. Анатолий Зверев строит собственную вселенную, но при этом сам существует в мире Ван Гога и Леонардо да Винчи. Поэт Велимир Хлебников — еще одна модель, способная послужить ему образцом. Поэт, для которого нет правил. Чтобы выразить свое ощущение мира, он может пользоваться словами, которые придумал сам. «Трактаты о шашках», «Трактат о том, как писать трактат», «Трактат о том, как варить борщ» отражают движения мысли художника в данный момент. Он сосредоточивается на каком-то предмете и начинает о нем думать, фиксируя все возникающие идеи и не заботясь о стилистическом совершенстве. Здесь важно отсутствие каких бы то ни было внутренних барьеров между мыслью и тем, как она фиксируется на бумаге. И тексты Анатолия Зверева тоже, скорее, свободное движение мысли и образов.

Еще одна параллель, которая дает возможность объяснить творчество Анатолия Зверева, — средневековая китайская и японская живопись (эта территория еще не освоена Музеем AZ, за все время существования представившим почти все аспекты творчества его главного героя): в ней культивировался принцип, предполагающий, что художник должен оставлять в картине пространство для воображения зрителя. В картинах японских и китайских художниках имеет значение не только прорисовка изображения, но и пустота, остающаяся вокруг него. Именно она предполагает активное вовлечение зрителя в процесс восприятия картины. Его воображение должно ее дорисовать, причем воображаемая реальность может меняться в зависимости от визуального опыта зрителя и от его состояния. Из той же традиции проистекает нераздельность поэзии и живописи. У поэзии, состоящей в родстве с живописью, а не с музыкой, свой ритм и своя манера передачи поэтического сюжета. Здесь слова, которые только угадываются из контекста, важны не менее тех, что были сказаны. Почти в каждой картине Зверева есть такая недосказанность.

Автопортреты Анатолия Зверева

И все же основная сила, определяющая художественную ценность картин, а зачастую и их стоимость, — миф, который художник создает о себе самом. Жизненный путь автора — один из критериев его искренности в искусстве. Истинность изображений, не имеющих прямого сходства с реальностью, которую мы воспринимаем своими глазами, подтверждается личностью художника. Глядя на картины Анатолия Зверева, мы видим проекцию его сознания, начинаем проникаться его ценностями и в конце концов приобретаем качества, свойственные самому художнику, прежде всего его способность определенным образом воспринимать окружающий мир. Картины Зверева, с одной стороны, заставляют усомниться в его рациональности, побуждая задаться вопросом, а имеет ли значение что-либо кроме искусства, с другой — позволяют обрести веру в себя. «Я смог стать художником и, выучившись в ремесленном училище на маляра-альфрейщика, оказался в одном ряду с Леонардо да Винчи и Винсентом Ван Гогом, — словно говорит нам со своих автопортретов Анатолий Зверев, — и ты тоже сможешь стать тем, кем пожелаешь».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Финальный аккорд балканской трагедии Финальный аккорд балканской трагедии

Запад принуждает Сербию к полной капитуляции по «косовскому вопросу»

Эксперт
Почему затопили легендарную атомную субмарину «Дмитрий Донской»: подлодка, ставшая кошмаром США Почему затопили легендарную атомную субмарину «Дмитрий Донской»: подлодка, ставшая кошмаром США

Зачем подводная лодка «Дмитрий Донской» была выведена из эксплуатации

ТехИнсайдер
Жилье для цифровых кочевников Жилье для цифровых кочевников

Для цифровой эпохи нужны новые форматы недвижимости

Эксперт
Вокруг света Вокруг света

Об интерьерных традициях, которые стоит перенять у жителей разных стран

Лиза
Долг лишился иллюзий Долг лишился иллюзий

Вкладчики долго скупали облигации «Роснано». Теперь они столкнутся с реальностью

Эксперт
Как кофеин влияет на сон Как кофеин влияет на сон

Что будет, если выпить кофе перед сном?

ТехИнсайдер
Почему британские компании переходят на четырехдневную рабочую неделю Почему британские компании переходят на четырехдневную рабочую неделю

Британские компании решили сохранить четырехдневную рабочую неделю

СНОБ
Адаптация Адаптация

Кузнец рассказывает, как ему удалось перенести старинное ремесло в XXI столетие

Вокруг света
«Рисковать, так одной»: как советская полярница Нина Демме покоряла Арктику «Рисковать, так одной»: как советская полярница Нина Демме покоряла Арктику

Ученая Нина Демме осталась в истории первой профессиональной полярницей

Forbes
Танцуем и худеем Танцуем и худеем

8 самых эффективных тренировок, для которых нужна только музыка

Лиза
Сколько вещей нужно купить за год, чтобы спасти планету от глобального потепления Сколько вещей нужно купить за год, чтобы спасти планету от глобального потепления

Как ни странно, шоппинг ради спасения планеты — не глупость. Как оно работает?

VOICE
Назад в будущее: краткая история японского бренда уличной одежды BAPE, который любят Фаррел Уильямс, Канье Уэст и Дрейк Назад в будущее: краткая история японского бренда уличной одежды BAPE, который любят Фаррел Уильямс, Канье Уэст и Дрейк

Рассказываем историю бренда A Bathing Ape

Правила жизни
Робот следует в парк Робот следует в парк

Беспилотный электромобиль, который способен заменить отряд дворников

Эксперт
Хорошая машина должна быть танком: первый российский тест-драйв Tank 300 Хорошая машина должна быть танком: первый российский тест-драйв Tank 300

К этому автомобилю вы точно не начнете обращаться «Моя красавица»

ТехИнсайдер
«Ругаю сотрудников за переработки»: ИТ-менеджеры рассказали о своих стилях управления «Ругаю сотрудников за переработки»: ИТ-менеджеры рассказали о своих стилях управления

Как добиться того, чтобы люди хорошо работали сами, без избыточного контроля?

VC.RU
Извержения древних вулканов помогли раскрыть то, как происходило Великое вымирание — самая жуткая катастрофа в истории Извержения древних вулканов помогли раскрыть то, как происходило Великое вымирание — самая жуткая катастрофа в истории

Южное полушарие Земли было покрыто обломками вулканических извержений

ТехИнсайдер
Вдохновение, которое нас выбирает Вдохновение, которое нас выбирает

Как в нашу жизнь приходят хобби? И почему именно такие?

Psychologies
Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему

Разбираем картины Мартина Макдоны

Правила жизни
Странные, лихие, наши: как мы жили в девяностые годы Странные, лихие, наши: как мы жили в девяностые годы

Писательница Ляля Брынза рассказывает о 90-х годах — во всех подробностях

VOICE
Никакой магии, только психология: как имя влияет на твою судьбу Никакой магии, только психология: как имя влияет на твою судьбу

Хочешь узнать, как на тебя повлияло твое имя?

VOICE
«Да просто сделай уже это»: почему сериал «Терапия» не спасает даже Харрисон Форд «Да просто сделай уже это»: почему сериал «Терапия» не спасает даже Харрисон Форд

«Терапия»: почему правила ситкомов не работают в реальном мире

Forbes
Медитация без заморочек: вы точно используете эти методы! Медитация без заморочек: вы точно используете эти методы!

Несколько простых и полезных способов, которые помогут расслабиться

ТехИнсайдер
Режиссер-однолюб: как Вадим Абдрашитов всю жизнь прожил с одной женой Режиссер-однолюб: как Вадим Абдрашитов всю жизнь прожил с одной женой

Вспоминаем жизнь режиссера Вадима Абдрашитов

VOICE
Мнимые интеллектуалы: 12 причин, почему мы считаем людей умнее, чем на самом деле Мнимые интеллектуалы: 12 причин, почему мы считаем людей умнее, чем на самом деле

Что совершенно точно ничего не скажет о вашем IQ

Psychologies
Все о куперозе: что делать с краснотой, сосудистыми звездочками и паутинкой на лице Все о куперозе: что делать с краснотой, сосудистыми звездочками и паутинкой на лице

Расспросили эксперта о причинах купероза, его лечении и профилактике

Правила жизни
Города будущего в настоящем: 10 примеров проектов инновационных городов | Cities of the Future in the Present: 10 Projects of Innovative Cities Worldwide Города будущего в настоящем: 10 примеров проектов инновационных городов | Cities of the Future in the Present: 10 Projects of Innovative Cities Worldwide

Как города меняются прямо на наших глазах

Позитивные изменения
Революция «наоборот»: как Япония вырвалась из застоя, вернув власть императору Революция «наоборот»: как Япония вырвалась из застоя, вернув власть императору

Не существует единого рецепта модернизации. Страны действуют на свой лад

Вокруг света
Как в старину гадали на святки? Как в старину гадали на святки?

Какими были святочные гадания?

Культура.РФ
Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера

Продюсер рассказывает о закулисье реалити-шоу о преображениях

Psychologies
Письма музе: Белла Хадид, Эшли Грэм и Саша Пивоварова в календаре Pirelli — 2023 Письма музе: Белла Хадид, Эшли Грэм и Саша Пивоварова в календаре Pirelli — 2023

Как создавался 49-й календарь Pirelli

Forbes
Открыть в приложении