Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

ЭкспертКультура

«Мой учитель Леонардо» в Музее AZ: вселенная Анатолия Зверева

Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

Вячеслав Суриков

Объект Аристарха Чернышева «Вселенная Зверева» создан специально для выставки «Мой учитель Леонардо» и представляет собой систему, собранную из трактатов художника

Концепция новой выставки в Музее AZ заключена в ее названии. Она ставит рядом имена художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и художника второй половины XX века Анатолия Зверева. Повод для такого сопоставления дал сам Зверев: он указал на да Винчи как на своего учителя, в первую очередь обозначив тем самым широту собственных интересов. Как Леонардо да Винчи ни в чем себя не ограничивал, вникая во все интересующие его сферы деятельности человека, так и Анатолий Зверев с легкостью пробовал себя во всех жанрах живописи и мог писать тексты обо всем, что попадало в фокус его внимания. Одним из открытий Леонардо да Винчи было существование вокруг человека интеллектуальных и художественных пространств, нуждающихся в исследовании, и они настолько обширны, что даже поверхностное прикосновение к ним имеет значение. Высказывание о том или ином явлении уже акт искусства — материализация в слове того, чего до сих пор не было.

Иллюстрации к книге Апулея «Золотой Осел»

И все же куда более устойчивая ассоциация связывает Анатолия Зверева с Ван Гогом. Ее установил еще коллекционер Георгий Костаки, который так и определил его место в искусстве: «русский Ван Гог». Их роднит и бедность, и бытовая неприкаянность, и алкоголизм, и причудливая личная жизнь. И самое трудное для художника — отсутствие контакта с широкой аудиторией. Ценители при жизни были у того и у другого, но традиционный формат презентации своих картин — выставку — и Ван Гог, и Зверев получили уже ближе к концу жизни, и то такое событие было не из разряда тех, после которых художник просыпается знаменитым (у Анатолия Зверева, впрочем, проходили выставки за рубежом, но он лично на них не присутствовал). И тот и другой радикально не вписывались в мейнстрим и не пытались вести двойную игру, подобно московским концептуалистам, которые могли для выживания работать книжными иллюстраторами и получать за это деньги, а параллельно создавать принципиально новое искусство. И Зверев, и Ван Гог ничему не противостояли — они писали картины так, как считали нужным. Зверев пропустил две самые скандальные советские выставки эпохи шестидесятых: МОСХ в Манеже, где на художников обрушился натиск Никиты Хрущева, и «Бульдозерную», где авторам картин пришлось противостоять тракторной технике.

Портрет Алики Костаки

Еще одна параллель между Ван Гогом и Анатолием Зверевым — их продуктивность. Ван Гог нарисовал свыше двух тысяч картин, Анатолий Зверев — около тридцати тысяч, прожив почти на двадцать лет дольше, чем нидерландский гений. Столь большое количество картин и у того и у другого означает, что они практически непрерывно творили. Творчество для обоих было естественным состоянием. Каждый день существовал только для того, чтобы создавать картины. Возможно, в этом и заключена природа плодовитости больших художников XX века. Таковы и Пабло Пикассо, и Сальвадор Дали: и для них процесс был важнее результата. В этот момент художнику важно оставаться свободным от всего, в том числе от размышлений о том, понравится картина публике или нет. И это есть в картинах Анатолия Зверева — независимость от чего бы то ни было, прежде всего от мнения публики о его картинах. Зритель может как угодно относиться к картинам Зверева, но сам художник верил в них. Этот фактор оказался определяющим в его творческой судьбе.

На выставке «Мой учитель Леонардо» представлены более 170 работ Анатолия Зверева — живопись и графика в различных жанрах, от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики

В своем творчестве Анатолий Зверев совершал бесконечное путешествие по жанрам и эпохам. Он мог подражать кому угодно и переписывать на свой манер любые знаменитые сюжеты. Его не останавливала перспектива сравнения: у кого лучше получилось. Каким бы ни был первоисточник, он присваивал этот сюжет, делая его своим, переписывая. Череда женских портретов сделана с полным осознанием того, что именно это изображение бросает вызов времени, продлевая земное существование человека. Каждая работа Анатолия Зверева — вклад в создание виртуальной вселенной, заселенной людьми и животными: на выставке в Музее AZ представлены все эти жанры. И среди них основной персонаж — сам художник. Он и создатель этой вселенной, и один из тех, кто в ней живет. Это еще один из вариантов объяснения мотивации художника, его сверхзадачи, одна из метафор, объясняющая, зачем художники рисуют свои картины.

Ключевые слова для понимания творчества Анатолия Зверева — «спонтанность» и «импровизация». Картина начинается с первого штриха и возникает не столько в воображении художника, сколько сама по себе. Есть реальность, есть восприятие художника, они сталкиваются, возникает энергетический выплеск, и он становится картиной — третьей реальностью. Ее определяет момент, а иногда даже материал, который имеется под рукой. Каждая картина, таким образом, проекция не только пространства и человека, в нем находящегося, но и времени и обстоятельств, в которых существует художник, материалов, что есть у него под рукой. Изображение может быть несовершенным, но смысл не в совершенстве, а в том, чтобы почувствовать течение времени, меняющее все объекты, в нем существующие. Каждый момент ценен, как ценно все, что служит для создания картины: сам художник, его модель, холст, кисть, краски.

Специально к открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного великому коллекционеру Георгию Костаки

То же самое с его текстами: это факт внутренней жизни художника. Прежде чем попытаться осознать их ценность, нужно понять систему образов, с помощью которой он ведет свой диалог не только со зрителем, но и с художниками, создававшими свои картины до него. Анатолий Зверев строит собственную вселенную, но при этом сам существует в мире Ван Гога и Леонардо да Винчи. Поэт Велимир Хлебников — еще одна модель, способная послужить ему образцом. Поэт, для которого нет правил. Чтобы выразить свое ощущение мира, он может пользоваться словами, которые придумал сам. «Трактаты о шашках», «Трактат о том, как писать трактат», «Трактат о том, как варить борщ» отражают движения мысли художника в данный момент. Он сосредоточивается на каком-то предмете и начинает о нем думать, фиксируя все возникающие идеи и не заботясь о стилистическом совершенстве. Здесь важно отсутствие каких бы то ни было внутренних барьеров между мыслью и тем, как она фиксируется на бумаге. И тексты Анатолия Зверева тоже, скорее, свободное движение мысли и образов.

Еще одна параллель, которая дает возможность объяснить творчество Анатолия Зверева, — средневековая китайская и японская живопись (эта территория еще не освоена Музеем AZ, за все время существования представившим почти все аспекты творчества его главного героя): в ней культивировался принцип, предполагающий, что художник должен оставлять в картине пространство для воображения зрителя. В картинах японских и китайских художниках имеет значение не только прорисовка изображения, но и пустота, остающаяся вокруг него. Именно она предполагает активное вовлечение зрителя в процесс восприятия картины. Его воображение должно ее дорисовать, причем воображаемая реальность может меняться в зависимости от визуального опыта зрителя и от его состояния. Из той же традиции проистекает нераздельность поэзии и живописи. У поэзии, состоящей в родстве с живописью, а не с музыкой, свой ритм и своя манера передачи поэтического сюжета. Здесь слова, которые только угадываются из контекста, важны не менее тех, что были сказаны. Почти в каждой картине Зверева есть такая недосказанность.

Автопортреты Анатолия Зверева

И все же основная сила, определяющая художественную ценность картин, а зачастую и их стоимость, — миф, который художник создает о себе самом. Жизненный путь автора — один из критериев его искренности в искусстве. Истинность изображений, не имеющих прямого сходства с реальностью, которую мы воспринимаем своими глазами, подтверждается личностью художника. Глядя на картины Анатолия Зверева, мы видим проекцию его сознания, начинаем проникаться его ценностями и в конце концов приобретаем качества, свойственные самому художнику, прежде всего его способность определенным образом воспринимать окружающий мир. Картины Зверева, с одной стороны, заставляют усомниться в его рациональности, побуждая задаться вопросом, а имеет ли значение что-либо кроме искусства, с другой — позволяют обрести веру в себя. «Я смог стать художником и, выучившись в ремесленном училище на маляра-альфрейщика, оказался в одном ряду с Леонардо да Винчи и Винсентом Ван Гогом, — словно говорит нам со своих автопортретов Анатолий Зверев, — и ты тоже сможешь стать тем, кем пожелаешь».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как не запутаться в сетях Как не запутаться в сетях

Перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи

Эксперт
Города будущего в настоящем: 10 примеров проектов инновационных городов | Cities of the Future in the Present: 10 Projects of Innovative Cities Worldwide Города будущего в настоящем: 10 примеров проектов инновационных городов | Cities of the Future in the Present: 10 Projects of Innovative Cities Worldwide

Как города меняются прямо на наших глазах

Позитивные изменения
В Китае тестируют цифровую вселенную В Китае тестируют цифровую вселенную

В Поднебесной запущено практическое тестирование цифрового юаня

Эксперт
Почему затопили легендарную атомную субмарину «Дмитрий Донской»: подлодка, ставшая кошмаром США Почему затопили легендарную атомную субмарину «Дмитрий Донской»: подлодка, ставшая кошмаром США

Зачем подводная лодка «Дмитрий Донской» была выведена из эксплуатации

ТехИнсайдер
Тяжелые цветные металлы Тяжелые цветные металлы

Очередной проект по добыче сырья в будет реализован при поддержке государства

Эксперт
Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли

Цифровая инклюзия приносит бизнесу не только имиджевую пользу

Forbes
Подобрать образ для метавселенной: как индустрия моды примеряет на себя мир NFT Подобрать образ для метавселенной: как индустрия моды примеряет на себя мир NFT

Какие проекты, связанные с NFT, запускаются в индустрии моды

Forbes
Держись подальше: эти 6 продуктов вызывают неконтролируемую тягу и заставляют тебя набирать вес Держись подальше: эти 6 продуктов вызывают неконтролируемую тягу и заставляют тебя набирать вес

Против этой триггерной еды не устоит и самая прокачанная сила воли

VOICE
Можно ли учиться во сне? Можно ли учиться во сне?

А нельзя ли совместить сон с каким-нибудь занятием? Например, с учебой?

Наука и жизнь
Сексомния существует. Что нужно знать о Сексомния существует. Что нужно знать о

Что такое сексомния?

ТехИнсайдер
Король внедорожников. Стоит ли покупать подержанный Range Rover? Король внедорожников. Стоит ли покупать подержанный Range Rover?

Ни один автомобиль так не зависит от правильного обслуживания, как Range Rover

4x4 Club
5 самых популярных мифов о девственности и девственницах 5 самых популярных мифов о девственности и девственницах

Рассказываем о главных мифах и легендах вокруг девственной плевы

Maxim
Анастасия Стоцкая: «Сцена лечит душу не только актёра, но и зрителей» Анастасия Стоцкая: «Сцена лечит душу не только актёра, но и зрителей»

Анастасия Стоцкая рассказала о секретах здоровья, молодости и о воспитании детей

Здоровье
12 ложных признаков хорошего любовника 12 ложных признаков хорошего любовника

Как девушке не ошибиться при выборе любовника?

Maxim
В каждой строчке только точки: как писатели признавались в чувствах, ревновали и просто нежно ворковали в любовной переписке В каждой строчке только точки: как писатели признавались в чувствах, ревновали и просто нежно ворковали в любовной переписке

Несколько правил любовной переписки с примерами великих писателей

Правила жизни
Как детские травмы мешают строить отношения: 3 главных последствия — мнение психотерапевта Как детские травмы мешают строить отношения: 3 главных последствия — мнение психотерапевта

Как научиться преодолевать разрушительные последствия травматичных событий?

Psychologies
«Давай разведемся»: 5 случаев, когда брак лучше не сохранять «Давай разведемся»: 5 случаев, когда брак лучше не сохранять

Как понять, что вам пора подавать на развод?

Psychologies
Как говорить с партнером о сексе Как говорить с партнером о сексе

Как нужно говорить с партнером о своих желаниях и страхах в сексе

СНОБ
Эти продукты помогут вам укрепить иммунитет! Включите их в свой рацион уже сейчас Эти продукты помогут вам укрепить иммунитет! Включите их в свой рацион уже сейчас

Продукты, которые обеспечат организм ключевыми питательными веществами

ТехИнсайдер
Сколько можно съесть бананов за день, чтобы не испортить фигуру? Стоит узнать! Сколько можно съесть бананов за день, чтобы не испортить фигуру? Стоит узнать!

Почему нельзя есть одни бананы?

ТехИнсайдер
Стратегия поиска работы за границей: что писать, с кем говорить и к чему готовиться Стратегия поиска работы за границей: что писать, с кем говорить и к чему готовиться

Сколько времени занимает поиск работы за границей?

Forbes
Бойцовский дух: как российские аукционы перебрались из залов в онлайн Бойцовский дух: как российские аукционы перебрались из залов в онлайн

Как онлайн-аукционы стали ведущей площадкой продажи искусства в России

Forbes
«Нам не нужен жрец и толкователь»: пианист Петр Айду об оркестре без дирижера «Нам не нужен жрец и толкователь»: пианист Петр Айду об оркестре без дирижера

Пианист Петр Айду — почему обычная модель симфонического оркестра устарела

Forbes
Записки отельера: бабушка уходит в отрыв Записки отельера: бабушка уходит в отрыв

Историю пожилой гостьи, которая решила кутить наполную

Правила жизни
В полном мармеладе В полном мармеладе

Мармелад — полезное лакомство или продукт с излишком химии?

Лиза
«Пока время не пришло, а потом будет поздно»: 5 мифов о любви — мнение семейного психотерапевта «Пока время не пришло, а потом будет поздно»: 5 мифов о любви — мнение семейного психотерапевта

Что нужно понять о любви, чтобы стать счастливее?

Psychologies
Золотой запас: эти продукты лучше покупать замороженными и всегда держать в холодильнике Золотой запас: эти продукты лучше покупать замороженными и всегда держать в холодильнике

Кое-что гораздо надежнее сразу покупать в заморозке и всегда держать про запас

VOICE
Астероид имени Ахматовой: как мемориальная культура сохраняет женские имена Астероид имени Ахматовой: как мемориальная культура сохраняет женские имена

Как активисты пытаются вернуть женские имена в область культурной памяти

Forbes
Все, что делает наш мир лучше Все, что делает наш мир лучше

Новые технологии радикально изменят наш стиль жизни, заботу о себе

Men Today
В маленьких сосудах бронзового века из Анатолии обнаружили остатки ароматических масел В маленьких сосудах бронзового века из Анатолии обнаружили остатки ароматических масел

Самые ранние прямые свидетельства присутствия ароматических масел в Анатолии

N+1
Открыть в приложении