Магия и выжженные пустоши: cамые интересные книги жанра постапокалипсис-фэнтези
Постапокалипсис — довольно самобытный и выразительный жанр, который сложно с чем-то перепутать. Что будет, если добавить в него элементы фэнтези, которое действует по своим собственным законам?
Результаты могут получиться разными и зачастую весьма интересными. Классический пример такой книги на стыке жанров, конечно, «Темная Башня» Стивена Кинга (впрочем, она вообще высится на целой развилке множества жанров). Но есть и другие произведения, которые сочетают в себе черты фэнтези, и постапокалипсиса.
«Умирающая Земля», Джек Вэнс
Действие цикла разворачивается, как можно предположить из названия, на Земле — только по времени действие на бессчетные века отстоит от наших дней. Цивилизации создавались и рушились, технологии открывались и забывались, менялись очертания континентов и морей, а само Солнце начало гаснуть. Остатки древних знаний, в том числе математика, обратились магией, по ночам на поверхность Земли выбираются жуткие твари.
Этот мир знает, что в скором времени ему суждено погибнуть, но никто, поглядывая на тусклое красное светило, не придает этому особого значения. Мошенники проворачивают авантюры, маги борются за артефакты и власть, увядающие городские сообщества живут своей однообразной жизнью. Нравы окончательно откатились на средневековые рубежи.
Книги цикла — это, по сути, сборники повестей, которые связаны между собой только общим миром, да некоторые герои появляются сразу в нескольких историях. Вэнс рассказывает о магах, искателях приключений, разбойниках — о самой разной публике. Особое место занимает пройдоха Кугель — самый, пожалуй, известный персонаж цикла, сюжеты о котором полны самоиронии и черного юмора.
«Книга Нового Солнца», Джин Вулф
Этот цикл непосредственно вдохновлен предыдущим. Вулф, восхитившись и идеей «умирающей Земли», и атмосферой, где явь временами похожа на причудливый сон, а сны не отличить от яви, написал свою тетралогию «Книга Нового Солнца». Позднее к ней добавилось продолжение, а также еще два цикла-сиквела, но основная история рассказана в четырех томах (при недавнем переиздании на русском они вышли в двух сборниках). Впрочем, по сути это один роман, произвольно разбитый на четыре книги — так, например, устроен и «Властелин Колец».