На сцене РАМТ — спектакль по пьесе Тома Стоппарда

ЭкспертКультура

«Леопольдштадт» в РАМТ: невыжившие

На сцене РАМТ — спектакль по пьесе Тома Стоппарда. Премьера состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес»

Вячеслав Суриков

Пьеса Тома Стоппарда «Леопольдштадт» рассказывает историю семьи австрийских евреев. Время действия — первая половина XX века. Фото: Сергей Петров / предоставлено пресс-службой РАМТ

Репутация классика современной драматургии Тома Стоппарда сложилась из таких образцовых текстов, как «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (достаточно сказать, что его переводил Иосиф Бродский), а также из его работы в качестве сценариста на голливудских проектах. Самый успешный из всех — «Влюбленный Шекспир». Фильм был удостоен премии «Оскар» в семи номинациях, в том числе за оригинальный сценарий.

Том Стоппард — знаток русской истории XIX века. Ей посвящен масштабный проект драматурга — трилогия «Берег утопии». Он населил его наиболее значимыми для истории русского свободомыслия персонажами. С постановки «Берега утопии» и начались взаимоотношения Тома Стоппарда и РАМТ. Пьесу поставил художественный руководитель театра Алексей Бородин. Все три спектакля продолжительностью восемь часов — в них было задействовано 68 актеров — на протяжении десяти лет играли в один день. Это оказалось возможным только в РАМТ. Ни один из театров, где также был поставлен «Берег утопии», не решился показывать спектакли в таком режиме.

«Леопольдштадт» — четвертый по счету спектакль на сцене РАМТ по пьесам Тома Стоппарда. Кроме «Берега утопии» ему предшествовали охватывающий тридцать лет истории Чехословакии «Рок-н-ролл» и «Проблема», рассказывающая историю научного поиска в области приобретения человеком субъективного опыта. Алексей Бородин поставил на сцене РАМТ три спектакля по пьесам Тома Стоппарда из четырех. Он называет его своим автором, близким ему по духу и по мировоззрению. Драматург даже приезжал на репетиции «Берега утопии» и «Проблемы». Текст пьесы «Леопольдштадт» он прислал Бородину до ее постановки на лондонской сцене — как только тот был закончен. Еще один факт из биографии британского драматурга, родившегося в Чехословакии чуть меньше чем за два года до вторжения Германии на ее территорию: когда его пригласили в Японию для вручения Императорской премии за «Берег утопии», Том Стоппард полетел из Лондона не в Токио, а в Москву, сел там в обычный поезд и проехал в нем до Владивостока.

«Леопольдштадт», несмотря на то что в нем рассказывается история со множеством персонажей протяженностью более чем в полвека, идет чуть больше двух часов. В этой пьесе Том Стоппард предпочел ускорить движение времени. Он выхватывает ключевые фрагменты из истории одной еврейской семьи, в каждом из которых проговаривается надежда на то, что неблагоприятные обстоятельства, то и дело возникающие в жизни Мерцев, всего лишь временные явления и рано или поздно они разрешатся, нужно всего лишь иметь терпение, чтобы дождаться. В этих словах слышится чеховский лейтмотив — о том, что когда-нибудь, через сто или двести лет, люди непременно будут жить счастливо. В отличие от чеховских персонажей, приходящихся современниками членам семьи Мерц, герои пьесы «Леопольдштадт» более прагматичны: рассчитывают скорее на личное благополучие, но в такой же степени наивны. Какие бы потрясения им ни приходилось переживать, они до самого конца верят в благополучный исход.

В роли Натана Мерца — Алексей Девятьяров (справа). Фото: Сергей Петров / предоставлено пресс-службой РАМТ

Сквозной сюжет пьес Тома Стоппарда — движение исторического времени. Зрители «Леопольдштадта» находятся в положении Бога: они знают из исторических хроник, что грозит семье Мерц в обозримом будущем, и наблюдают, как ведут себя ее члены по мере приближения событий, сулящих им почти неминуемую смерть. С самого начала «Леопольдштадт» воспринимается как исторический триллер. Смерть находится от линий судеб людей на расстоянии в несколько десятилетий. Ее нельзя обмануть. Как бы ни был хитроумен и предусмотрителен Герман Мерц в исполнении Евгения Редько, он не представляет себе масштаб надвигающихся на его семью бедствий. Самое страшное из того, чего он опасается, — лишиться дела семьи. Его непременно должны унаследовать потомки, а иначе зачем было тратить столько усилий и им самим, и его предкам. Тогда как на самом деле ему предстоит встретить угрозу потерять нечто куда более ценное — жизнь. Единственное, что может его и других членов семьи спасти, — бегство в Великобританию, но они продолжают надеяться и медлят.

Рассказывая историю еврейской семьи, Том Стоппард обращается к автобиографическим мотивам: своей жизнью он дважды обязан родителям. Во второй раз — благодаря тому, что им удалось бежать из страны в 1939 году — сначала в Сингапур, а потом в Индию. Драматург сразу сообщает: благополучие его героев только кажущееся. Они обречены. И все же вместе с ними в первой половине XX столетия обречены погибнуть под катком истории еще десятки миллионов. И многие из них также праздновали новый 1900 год в надежде на скорое наступление царства Разума и Красоты. Они полагались на ускорение научно-технического прогресса или на скачок в нравственности людей, который позволит им уменьшить насилие в обществе. Том Стоппард словно и сам проникается этой верой. Словно и самом деле в начале XX века еще ничего не было предрешено. И в любой момент времени можно было оказаться на том самом историческом повороте, где нет ни Дахау, ни Аушвица. Пока все живы, шанс остается.

В отличие от древнегреческих драматургов, воспевших неминуемость действия рока, с легкостью подминающего под себя человеческие судьбы и перемалывающего их без какого-то бы ни было шанса спастись, Том Стоппард рассчитывает на пластичность человеческой истории и человеческих судеб: шанс на спасение есть всегда, как был он и у пассажиров «Титаника», которым для спасения нужно было всего лишь осознать степень грозящей им опасности, занять свои места в имеющихся в их распоряжении лодках и дождаться приближающегося к месту катастрофы корабля «Карпатия», подоспевшего к месту крушения чуть больше чем через час после того, как «Титаник» ушел на дно. И у персонажей «Леопольдштадта» шанс спастись тоже был: для этого надо было всего лишь стать чуть более чуткими к опасности. Следовало быть менее привязанными к дому и чуть более мобильными. Дать волю инстинкту самосохранения. Как, впрочем, и в человеческой истории тоже есть шанс на благополучие и прогресс. История может пойти иначе — стоит этого только захотеть.

В роли главы семьи Германа Мерца — Евгений Редько (слева). Фото: Сергей Петров / предоставлено пресс-службой РАМТ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Здесь дом стоял» в РАМТе и «Занавес» в МХТ: документальные спектакли о театре «Здесь дом стоял» в РАМТе и «Занавес» в МХТ: документальные спектакли о театре

В московских театрах вышло сразу два спектакля по пьесам Андрея Стадникова

Эксперт
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Глобальные тренды, локальные решения Глобальные тренды, локальные решения

Как ESG-повестка меняет компании российского ретейла

РБК
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос

Илон Маск против Джеффа Безоса: кто успешнее осваивает космос?

Forbes
Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах? Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах?

Что может стать причиной разрыва для долгого союза?

Psychologies
Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм! Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм!

Ученые превратили отбросы из канализации в косметику и парфюм

ТехИнсайдер
«Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста «Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста

Кино о теме Холокоста и запутанных отношениях двух братьев

Forbes
7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях 7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях

Главные принципы, которых придерживаются успешные в личной жизни женщины

Psychologies
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
«Я человек чувства» «Я человек чувства»

Всё, за что берется Анна Тихомирова, она старается доводить до идеала

OK!
Легкое дыхание Легкое дыхание

Почему обычная простуда может перейти в бронхит или даже пневмонию

Лиза
Без единого шурупа Без единого шурупа

Механики СПбГУ на первой космической стройке

Санкт-Петербургский университет
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
14 удивительных фактов о Помпеях 14 удивительных фактов о Помпеях

Какие тайны Помпей под собой сохранил шестиметровый слой пепла?

ТехИнсайдер
Психоскопия ближнего поля Психоскопия ближнего поля

Даже за совсем умозрительной фантастикой может скрываться серьезная научная база

N+1
Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате

Почему экранизация комикса с саундтреком-колыбельной провалился в прокате

Forbes
Как взлетает мирный атом Как взлетает мирный атом

О новых возможностях мирного атома и критических технологиях безопасности

Монокль
Стали не хватает строек Стали не хватает строек

Что повлияло на снижение производства стали в России в 2024 году?

Ведомости
Открыть в приложении