Новые развозные электромобили преобразуют авторынок России

ЭкспертАвто

Курьеров пересадят на «батарейки»

Новые развозные электромобили, появившиеся в России, сыграют важную роль в преобразовании авторынка, расчистив и обустроив площадку для прихода туда старожилов автоиндустрии

Александр Астапов

EVM Pro, на самом деле, не первый и даже не десятый электродоставщик в России. Но однозначно наиболее локализованный из ныне выпускаемых

Транспорт для доставки, наверное, самое перспективное направление «электромобилизации». Хотя бы потому, что достоинства электротяги — а это не только экологичность, но и быстрота запуска, а также несопоставимо больший ресурс при эксплуатации в режиме «мультистоп», чем у ДВС, — именно здесь заметны наилучшим образом. А главный недостаток, высокая стоимость самой машины, пока еще не полностью, но отчасти «отбивается» меньшими эксплуатационными затратами. Что породило и порождает множество «электрофургонных» стартапов по всему миру. Не исключение и Россия. «Эксперт» уже писал о такой технике — например, малого калибра (см., в частности, «Доставь ее нежно», № 10 за 2021 год). Увы, тогдашние надежды не сбылись. Курьерские службы отказались от централизованных закупок техники, оставив право выбора транспорта самим курьерам за свой счет. Последним же часто не по карману даже подержанные скутеры. Сыграли роль и другие факторы, от корпоративной неразберихи в «Сбертехе» до экономических проблем у «Трискутера». В общем, не взлетело — не считая разве что рободоставщиков «Яндекса», кардинально усовершенствованных, но все еще находящихся в экспериментальном режиме. Но неудачи не остановили новых энтузиастов, решивших попытать счастья на рынке.

На своей базе

Очередной дебютант — Kangaroo Electro J2-P из деревни Ивакино Калужской области. Сами варят раму, пространственную конструкцию из труб и открытых профилей, сами красят и собирают, плюс некоторые собственные мелкие усовершенствования. В остальном же это приходящие в виде частичных машинокомплектов китайские микрогрузовички (квадрициклы) Runhorse. Простая стеклопластиковая кабина с «кривой» эргономикой и отоплением и кондиционером за доплату, четырехкиловаттный моторчик прямо на редукторе заднего моста, литий-железо-фосфатная (LiFePO4) батарея безо всякой терморегуляции. Ее 13,6 кВт·ч емкости с запасом хватает летом для курьерских нужд (порядка 160 км при требуемых 120–140 в день), но зимой емкость падает минимум на треть и пробег становится недостаточным. Максимальная скорость — 52 км/ч, что со скрипом, но приемлемо в глубине кварталов, а вот преодолеваемый подъем всего 11 градусов не для всех районов сгодится: на городские эстакады машина может заехать только с разгона и только порожней, без полезной нагрузки в 450 кг. Но еще хуже, что ширина машины — 1345 мм, что уравнивает ее маневренность с обычными автомобилями. Кроме того, как выяснилось, грузовичок имеет ограниченный угол поворота колес, что увеличивает радиус разворота и становится проблемой для маневрирования во дворах.

Примитивную, спроектированную китайской левой ногой и кустарно сделанную машину предлагают по цене от 1,1 млн рублей, а в приемлемой для курьерской работы комплектации — еще на треть дороже. Вызывает сомнения и ресурс машины, вряд ли способной отработать без нареканий требуемые три года ежедневной эксплуатации, в частности ее антикоррозийная защита. Похоже, перед нами еще один блин комом. Впрочем, производитель машины, компания «КонсалтТрансСервис», пока что и не замахивается дальше продаж сотни штук в год. На что указывают и публичные заявления, и техпроцесс, и отсутствие продвижения техники.

Было ваше, стало наше

Не столь безнадежна электро-«Гранта» компании «Немо». Нижегородцы рассчитывают выпускать машины под заказ, малыми партиями в десятки машин, расчетная цена порядка 2 млн рублей. Тоже немало, но машина намного универсальнее. И не потому, что емкость грузового отсека уже 2,5 кубометра, а не 1–2, как у калужского «микроба». Машина годится для поездок по всему городу, а не только внутри района: мощность мотора — 80 кВт, а при емкости литий-полимерных батарей 26 кВт·ч запас хода все те же 140–150 км, и зимой он будет падать минимально благодаря термостатированию. Конструктивно же это грамотно, пусть и опять-таки «в гараже», переделанная под электропривод «Гранта-универсал». Мотор установлен на штатную коробку передач, батареи (три блока) разнесены по всем освободившимся отсекам кузова, почти все компоненты новой «начинки» — китайские, потому с разворачиванием производства у «Немо» не должно возникнуть проблем.

Схожим образом, но уже на базе «УАЗПрофи» и с отечественным электросиловым агрегатом профессионалами из Санкт-Петербургского политеха (хотя ячейки батареи, конечно же, китайские), спроектирован EVM Pro. Еще в феврале компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», будущий производитель этих машин, немало удивила общественность как заявкой на заключение специнвестконтракта (СПИК), так и слоганом «Первый российский электрогрузомобиль». Утверждение, конечно же, ложное, в том числе и по меркам «калибра» малотоннажных грузовиков, а вот СПИК был подписан. Благодаря чему покупатель сможет возвращать из госбюджета 925 тыс. рублей из 3,5 млн (из них 0,5 за батарею), за которые предлагается электрогрузовик грузоподъемностью в одну тонну и емкостью кузова в 11,6 кубометров, или пять европаллет. Немало, но далекие от технологий массового производства двигатель и силовая электроника, не говоря о батарее, дороги сами по себе. Цена же «нормального», бензинового «УАЗПрофи» с аналогичным кузовом — от 1,7 млн рублей. Покупателю этой машины, как подпадающей под СПИК, также полагаются льготы по автокредитованию или лизингу.

Двигатель мощностью 85 кВт обеспечивает достаточную для города динамику, емкости литий-железо-фосфатной батареи, по словам руководителя компании Ильи Рашкина, будет хватать на 300 км. По его же утверждению, машина на 35–45% дешевле в эксплуатации, чем аналоги с ДВС: 8–9 руб./км против 14–15 «Газели», главной рабочей лошадки в России.

Срок службы же EVM Pro якобы вдвое больше, до семи лет: батарея «выхаживает» 750 тыс. километров (2500 циклов — в общем, достижимо при исключительно «медленной», ночной зарядке), мотор до миллиона километров; правда, Илья умалчивает о куда меньшем ресурсе не самого качественного шасси УАЗа.

В любом случае проверить нет возможности — независимых, а тем более ресурсных тестов машины еще не было, да и сама она только в прототипах. Серийное же производство начнется в сентябре, на территории технополиса «Москва» (к слову, в бывших корпусах завода «Москвич» — «того еще, советского»). С УАЗа будут приходить недоукомплектованные «Профи» без моторов и коробок передач, и на них будут ставить электросиловой агрегат, батарею и другие узлы, включая жидкостный (на дизтопливе) подогрев батареи. Расчетные продажи — до тысячи штук в год, во что даже начинаешь верить, глядя на усилия Ильи по налаживанию контактов с крупным бизнесом. Как ни крути, но эта ниша — тот самый случай, когда предложение пусть не диктует, но формирует спрос.

BrightDrop EV410 — пример современного серийного электрофургона, разработанного «с чистого листа». Малая погрузочная высота, оптимальная развесовка, относительно скромная масса, «мультистопная» эргономика — все для снижения затрат на доставку. «Запад», как видим, уже впереди и нас, и «Востока»

Вот только плодами трудов Ильи и других нынешних электроэнтузиастов — и проторенными дорожками сбыта и эксплуатации, и компонентной инфраструктурой — будут пользоваться другие. В первую очередь корпорации (например, группа ГАЗ — к слову, несколько лет экспериментирующая с электрификацией «Газелей» и не думающая останавливаться), имеющие несопоставимо лучшие компетенции в разработке автомобилей с нуля, с учетом среды обитания, дороги и потребителя, а не приспособления агрегатов, что были под рукой или у китайских ремесленников. И, что не менее важно, отлаженную логистику и производственные процессы. В том числе на автобусных производствах, подходящих для тиражей от тысячи машин. Да и возможности долго жить на низкой марже тоже играют свою роль. Во вторую… тоже корпорации, но ищущие направления диверсификации производств. Если будет рынок хотя бы для десятка тысяч таких машин в год. Теоретически, по разным расчетам, такой рынок давно пятизначный и будет только расти. Подобно американскому и европейскому, где инициатива в заполнении рынка доставочного транспорта уже перешла от стартаперов к концернам. Например, GM, создавшему отдельное подразделение BrightDrop, выпускающее электрофургоны специальной разработки — пока размером с «Газель», но уже готовится экспансия в более компактные «калибры». У нас же курьерские службы дожимают последние соки из миллионного (на конец 2021 года) племени гастарбайтеров на велосипедах и россиян на собственных автомобилях. Да, многие в этих службах понимают скорый кадровый кризис, особенно по «моторизованным» курьерам (их, по разным подсчетам, от 5 до 8%), уже осознавшим нерентабельность такой работы: содержание легкового автомобиля вздорожало едва ли не на треть. Но строить дальние планы менеджеры не спешат. Как не спешат обновлять парк и компании, пользующиеся более крупными средствами доставки.

Но это здесь и сейчас. Пауза не может быть вечной. И, как видим, к ее окончанию некоторые уже готовы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов

Маркетплейсы станут основным местом продаж практически всех товаров

Эксперт
Суперъяхта для ученых Суперъяхта для ученых

Суперъяхты – не только финансовые вершины, но и бессмысленная трата ресурсов

ТехИнсайдер
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Интервью с руководителем проектного офиса по квантовым технологиям Госкорпорации «Росатом» Интервью с руководителем проектного офиса по квантовым технологиям Госкорпорации «Росатом»

Как продвигается работа над квантовым компьютером?

СНОБ
Когда наши поезда поедут еще быстрее Когда наши поезда поедут еще быстрее

Как обеспечить еще более высокую скорость российских поездов?

Эксперт
Как понять, что человеку нужна психологическая помощь: признаки депрессии и других ментальных расстройств Как понять, что человеку нужна психологическая помощь: признаки депрессии и других ментальных расстройств

Когда нужно обращаться к специалисту, а не пускать ситуацию на самотек

ТехИнсайдер
Сбитый «Боинг» Сбитый «Боинг»

Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15 был поднят по тревоге

Дилетант
Гость из Японии или старожил русского бора? Гость из Японии или старожил русского бора?

Мацутаке — сосновый гриб или японский трюфель?

Наука и жизнь
Звук тишины Звук тишины

Шесть простых стратегий для успокоения ума

Yoga Journal
Любительские рации: на что они реально способны? Любительские рации: на что они реально способны?

Какие рации бывают и на что обратить внимание при выборе этого аксессуара

CHIP
Почему одни люди склонны слышать Почему одни люди склонны слышать

Что делает людей предрасположенными к "паранормальному" опыту слуховых явлений

ТехИнсайдер
Почему мы остаемся с нелюбимыми: 5 нелепых отговорок Почему мы остаемся с нелюбимыми: 5 нелепых отговорок

Как мы сами для себя оправдываем решение остаться с нелюбимыми?

Psychologies
Любовь в деталях Любовь в деталях

Как найти баланс в общении с мужчиной?

Лиза
Фильтр с песком очистил воду от нанопластика Фильтр с песком очистил воду от нанопластика

С помощью фильтрации через песок из воды можно удалить до 99,5% пластика

N+1
Стиль и тренды в фильме «Асса»: какие вещи стоит перенести с экрана в свой гардероб Стиль и тренды в фильме «Асса»: какие вещи стоит перенести с экрана в свой гардероб

Песочный пиджак Бананана, рубашка Алики и шарф Крымова входят в трендбук года

VOICE
Алина Загитова собралась в политику: смотрим, кто (и с какими результатами) ее там ждет Алина Загитова собралась в политику: смотрим, кто (и с какими результатами) ее там ждет

Что успели натворить шесть известных спортсменов, ставших депутатами

Maxim
Агросектору поручено расти Агросектору поручено расти

Урожай в этом году может обеспечить позитивную динамику в сельском хозяйстве

Агроинвестор
Три корзины с недоношенными младенцами. Как начиналась неонатальная терапия Три корзины с недоношенными младенцами. Как начиналась неонатальная терапия

История инкубаторов для младенцев

ТехИнсайдер
Как изготовить реактивный двигатель: наглядное пособие Как изготовить реактивный двигатель: наглядное пособие

Реактивный двигатель построить под силу каждому

ТехИнсайдер
Революция дилетантов: как дерматолог и юрист устроили Кубинскую революцию Революция дилетантов: как дерматолог и юрист устроили Кубинскую революцию

Как маленькая компания интеллигентов изменила жизнь целой страны

Вокруг света
Как создать невероятно привлекательный образ? Три главных модных секрета Кейт Миддлтон раскрыла эксперт Как создать невероятно привлекательный образ? Три главных модных секрета Кейт Миддлтон раскрыла эксперт

Как создавать такие же невероятные образы, как и Кейт Миддлтон?

VOICE
Железные аргументы: как цифры становятся языком феминизма Железные аргументы: как цифры становятся языком феминизма

В разговорах о равенстве доводы гуманизма работают не всегда

Forbes
Как настоящая: в MIT научились выращивать мебель из искусственного дерева Как настоящая: в MIT научились выращивать мебель из искусственного дерева

Материал будет расти сразу в форме столешницы или книжной полки

Вокруг света
Дарина Якунина Дарина Якунина

Глава издательства «Поляндрия» — как поднимать сложные темы среди детей?

Собака.ru
Билл Гейтс рекомендует: пять отличных книг на лето Билл Гейтс рекомендует: пять отличных книг на лето

Что миллиардер Билл Гейтс советует почитать в отпуске?

Forbes
7 необычных локаций Санкт-Петербурга для тех, кто хорошо знает город на Неве 7 необычных локаций Санкт-Петербурга для тех, кто хорошо знает город на Неве

В Петербурге столько достопримечательностей, что можно ходить по нему бесконечно

Вокруг света
Не надо терпеть: что делать, если женщин постоянно перебивают Не надо терпеть: что делать, если женщин постоянно перебивают

Как действовать, если коллега вас постоянно перебивает

Forbes
«Хочешь без презерватива?»: Ирина Шихман рассказала о «бурной сексуальной жизни» «Хочешь без презерватива?»: Ирина Шихман рассказала о «бурной сексуальной жизни»

Ирина Шихман ответила на курьезный вопрос Софьи Шац

VOICE
Три рыбки у водопада Три рыбки у водопада

Удивительное путешествие в страну, где «13 месяцев солнца», но льют дожди

Вокруг света
Танцующее и поющее кино: 10 фактов о Болливуде Танцующее и поющее кино: 10 фактов о Болливуде

Болливуд: бессмысленный и беспощадный мир индийского кино

Вокруг света
Открыть в приложении