Сценарист Игорь Копылов о сериале про советских физиков-ядерщиков

ЭкспертРепортаж

Игорь Копылов, режиссер сериала «Бомба»: «Это была другая война»

На какие источники опирались создатели сериала о работе советских физиков-ядерщиков, почему в нем так важна любовная линия и почему Берия — положительный герой

Вячеслав Суриков

В роли Кирилла Муромцева — Виктор Добронравов

Сериал «Бомба» — один из редких случаев, когда отечественные кинематографисты показывают работу ученых и рассказывают историю создания технологий, предопределивших судьбы человечества. Сериал создан продюсерской компанией Валерия Тодоровского «Мармотфильм». Главные роли в нем сыграли Евгений Ткачук (Михаил Рубин), Виктор Добронравов (Кирилл Муромцев), Евгения Брик (Анна Галеева), Михаил Хмуров (Игорь Курчатов) и Виталий Коваленко (Лаврентий Берия). Режиссер сериала Игорь Копылов («Крылья империи», «Ржев», «Ленинград-46») начинал как театральный актер. В 2001 году сыграл одну из главных ролей в сериале «Ворон». В общей сложности в его активе более 30 ролей. В качестве режиссера дебютировал в 2003 году на сериале «Мангуст». В его режиссерской фильмографии сейчас 25 проектов. Как сценарист работал над 15 фильмами, в том числе над сценарием сериала «Бомба». «Эксперт» поговорил с ним о том, как создавалась «Бомба» и как следует оценивать поступки прототипов героев сериала.

— Как вы для себя сформулировали задачу этого сериала?

— Когда мы приехали в Саров, нам показали книгу, где перечислены все войны с Россией за последние четыреста лет. И промежутка длиннее, чем двадцать-тридцать лет, в этом перечне нет. С 1949 года, когда создали атомную бомбу, у нас были внутренние конфликты, но из внешних противников никто войну с Россией не ведет. Мы хотели показать, что с 1945 года в мире шла другая война, в которой победили уже не атланты, а ботаники. Хотели рассказать о тех героях, о которых до нас никто не рассказывал. Есть очень много историй о том, как жили атомщики и как они создавали атомную промышленность, а она и по сей день номер один в мире: мы сильно всех опережаем по технологиям. Люди, работающие в этой сфере, — достойные, умные, образованные, с сильным внутреннем стержнем. Смотреть на них и общаться с ними — большее удовольствие.

— Какие источники вы использовали в процессе создания сценария?

— Мы общались с участниками событий, посещали закрытые города. У «Росатома» есть обширная электронная библиотека в открытом доступе, к которой могут обратиться все желающие. В Озерске, где был создан первый реактор, «Аннушка», существует музей. Саров по-прежнему закрытый город, но там нам тоже удалось получить впечатление о событиях конца сороковых.

— Есть ли прототип у главного героя сериала — Михаила Рубина?

— Создание атомной бомбы — коллективный проект. Были яркие лидеры: Курчатов, Харитон; список можно продолжать и продолжать. Но не получится в рамках восьми серий рассказать обо всех, кто участвовал в создании атомной бомбы, поэтому мы остановились на главных героях. Вымышленные персонажи — собирательные образы всех остальных ученых.

— Какие особенности жанра кино, показывающего технологический процесс, вы для себя выделяете? Что было самым сложным?

— Нам приходилось иметь дело с объектами, где нельзя снимать — из соображений безопасности. Даже к реактору «Аннушка», уже давно не действующему, нельзя привести съемочную группу из 70 человек и позволить ей делать все, что угодно. Нам приходилось воссоздавать эти объекты в других местах. Реактор — это огромный зал, и надо было где-то найти такой и воспроизвести с максимальной технической достоверностью. Мы понимали, что это кино будут смотреть специалисты.

— Как вы добивались от актеров перевоплощения в образы ученых, так чтобы они могли уверенно манипулировать научными терминами?

— На съемках эпизодов, где использовалась научная терминология и фигурировали формулы, присутствовал научный консультант. Что касается всего остального, то актеры вживались в образы, изучали физику. Они, конечно, не стали физиками-теоретиками, но и в тему, и в характеры своих персонажей погрузились. Нам было важно передать через физическое действие интеллектуальную работу. Приходилось даже доснимать некоторые сцены, чтобы они в большей степени соответствовали действительности. В целом это была обычная для артистов работа, но с акцентами.

— Почему главный герой в финале умирает?

— Мне случалось встречать такую оценку: создание атомной бомбы в денежном эквиваленте обошлось Советскому Союзу почти во столько же, во сколько Вторая мировая война. Даже если это полуправда (хотя мне кажется, что оценка близка к действительности), представьте себе, что получилось бы, если бы деньги направили на восстановление собственной страны. Думаю, карточки в нашей стране после войны отменили бы намного раньше. Атомный проект потребовал невероятных усилий от полуразрушенной страны. Были жертвы, были потери. Финал нашей истории — дань в художественной форме людям, которые положили на этот проект свою жизнь. Но буквально такого не происходило, это, конечно, наша фантазия.

В роли Лаврентия Берия — Виталий Коваленко

— Баланс между сюжетными линиями, любовной и технологической, — как вы его выдерживали?

— Мы всерьез задавались этим вопросом. Выбрали для себя основополагающие поворотные научные события и попытались найти им эквивалент в отношениях главных героев. В четвертой серии вечный второй Муромцев в исполнении Виктора Добронравова делает доклад. Его персонаж предлагает изготовить не горизонтальный реактор, а вертикальный. Это исторический факт. Ученые действительно дискутировали трое суток. Им сказали, что, пока они не примут решение, их не выпустят. В тот момент вечный второй Муромцев получает шанс стать первым. И именно тогда узнает, что у жены роман с его другом. И, выходя к трибуне, видит этому подтверждение. И он должен доказать свою правоту, одновременно понимая, что теряет жену. Или зеркала, которые привозят в Саров для производства имплозивных взрывов. Параметры такого взрыва ученые вычисляли с помощью зеркал — физикам помогало в этом отражение; отражение от зеркала помогло Рубину увидеть Ольгу, и он влюбился в нее.

— Сколько времени у вас заняла работа над сериалом и каких усилий она от вас потребовала?

— Во время показа сериала по телевидению я уехал в воскресенье в командировку и вернулся в следующее воскресенье. Меня не было неделю. Вернулся, а фильм уже прошел. Я подумал: «Это заняло полтора года жизни и оказалось таким коротким». У нас была огромная команда. Мы творчески спорили и волновались до самого последнего дня, когда отдали картину на канал. Я рад, что она понравилась зрителям. В нашей работе — счастливый финал, такой же, как и в истории, которую мы рассказываем. Физически это оказался непростой проект, но творчески он был очень интересен. Валерий Петрович Тодоровский — необычный продюсер: не только организует производственный процесс, но еще и искренне переживает за художественную сторону дела.

— Какова степень участия в нем «Росатома»? Пытался ли он как-то влиять на ваши решения?

— «Росатом» нас пустил туда, куда нельзя попасть. Он предоставил нам людей, с которыми можно было пообщаться. У нас происходили дискуссии только по поводу того, как сделать лучше: так или вот так? Мы сами просили у них консультантов, и нам их предоставили. Но в съемочный процесс они никак не вмешивались. Возвращаясь к финалу: гибель героя в нем исключительно наше художественное решение. И они понимали: это художественный фильм, впервые после «Девяти дней одного года» рассказывающий об отрасли, в которой они работают. Они понимали это. Чтобы отдать дань участникам реальных событий, на титрах мы дали кадры с живыми до сих пор людьми, общавшимися с теми, кто осуществлял атомный проект.

— Образы сотрудников спецслужб в вашем сериале — как вы искали к ним подход?

— Мы не хотели никого показывать плохими или хорошими в зависимости от профессиональной принадлежности. Они делали свою работу на секретных проектах. Я могу сказать, что для ученых в закрытых городах были созданы пусть не идеальные, но очень хорошие по тем временам условия. Я слышал об этом от всех. Мы видели, в каких домах они жили. Они нам рассказывали, каким было снабжение. И наградные ученые получили по окончании проекта очень весомые. Но когда задавали вопросы про Берию, все сразу же замолкали. Мы спрашивали: почему? Они объясняли: опасаются, что Берия получится таким, каким его показывали последние тридцать лет. Говорили, что в их случае это было не так. Прошло время, и мы попытались создать взвешенный его образ. «Кровавый Берия» — это штамп. В создании атомной бомбы он принимал участие наравне с учеными. Это была сложная, неоднозначная фигура, человек своего времени.

— Как вы оцениваете потенциал истории отечественной науки с точки зрения создания на эту тему телевизионных сериалов?

— Мы не очень рачительно относимся к отечественной истории. У нас — кладезь историй. Но вы же понимаете, что исторические проекты недешевые. Я рад, что Тодоровский и его студия «Мармот-фильм» не побоялись взяться за один из них.

В роли Михаила Рубина — Евгений Ткачук, в роли Анны Галеевой — Евгения Брик

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Как продать идею и заставить всех в нее поверить: ключевые правила Как продать идею и заставить всех в нее поверить: ключевые правила

Презентация любого нового проекта требует серьезной подготовки

Playboy
Ландшафт после американских выборов Ландшафт после американских выборов

Что может ждать США в новом политическом цикле

Эксперт
Шесть суровых фактов о публичных домах вермахта Шесть суровых фактов о публичных домах вермахта

Война войной, а любовь по расписанию

Maxim
«Я там, где теория эволюции» «Я там, где теория эволюции»

Основатель КРОК Борис Бобровников занялся кардинальной перестройкой ее бизнеса

Эксперт
Золотая рыбка Золотая рыбка

Объясняем, как выбрать качественную нарезку из слабосоленого лосося

Лиза
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
7 слов, помогающих жить в неопределенности 7 слов, помогающих жить в неопределенности

Как существовать в эти смутные времена полноценно, не теряя ни дня своей жизни?

Psychologies
Новый сентиментализм, или За что абьюзили Константина Богомолова Новый сентиментализм, или За что абьюзили Константина Богомолова

Чему нас учит «новая этика» по мнению Константина Богомолова

Эксперт
Не ждите, пока в голове загорится лампочка: как придумать прорывную идею для бизнеса Не ждите, пока в голове загорится лампочка: как придумать прорывную идею для бизнеса

Не ждите, что бизнес-идея, как ньютоновское яблоко, сама свалится на голову

Forbes
Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

В России и США разрабатываются новые модели стратегических бомбардировщиков

Популярная механика
Наконец раскрылась Наконец раскрылась

Певица Сиа — о съемках своего мюзикла, детях и психическом здоровье

Vogue
Хотите перемен? Задайте себе «волшебный» вопрос Хотите перемен? Задайте себе «волшебный» вопрос

В чем ваша проблема? Что мешает вам получать удовольствие от жизни?

Psychologies
Что такое блуждающий нерв и зачем вам что-то о нем знать Что такое блуждающий нерв и зачем вам что-то о нем знать

Возможно, этот нерв – ключ к лечению болезней

GQ
Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами

Эксперт: какие чистящие средства не стоит использовать, чтобы сохранить здоровье

Psychologies
История одной песни: «В лесу родилась елочка» История одной песни: «В лесу родилась елочка»

Теперь ты узнаешь, кто ее родил

Maxim
Великая Лондонская вонь: позорные страницы из истории Великобритании Великая Лондонская вонь: позорные страницы из истории Великобритании

Исторический анекдот о величайшей Вони в истории человечества

Maxim
Что надо знать о выгорании и как его у себя определить Что надо знать о выгорании и как его у себя определить

Что такое профессиональное выгорание и как его у себя диагностировать

СНОБ
2004 год 2004 год

Теракт в Беслане, отмена прямых губернаторских выборов и второй срок Путина

Esquire
Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе

Результаты этого эксперимента помогут в анализе устройства нейтронных звезд

N+1
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас

Почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Александр Дуэль: Идеальная бизнес-стратегия — 2020. Пять правил успешной цифровой трансформации Александр Дуэль: Идеальная бизнес-стратегия — 2020. Пять правил успешной цифровой трансформации

Цифровая трансформация — глобальное изменение и потрясение основ

СНОБ
«Слушать сердце» или «включить голову»? Насколько разумен человек разумный «Слушать сердце» или «включить голову»? Насколько разумен человек разумный

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как люди принимают решения?

N+1
#ногти #ногти

Закрытыми салонами красоты нас больше не испугать

Glamour
Первая в мире гонка незрячих водителей по бездорожью «Путь к мечте» Первая в мире гонка незрячих водителей по бездорожью «Путь к мечте»

Звучит как сюжет безумного роуд-муви — но это правда

СНОБ
Археолог и художник реконструировали облик жившей 3700 лет назад перуанской женщины Археолог и художник реконструировали облик жившей 3700 лет назад перуанской женщины

Девушка из Эль Парайсо похожа чертами лица на современных женщин

N+1
56 м² 56 м²

Дизайнеры создали атмосферу дачи в своей московской квартире

AD
В чем мать родила: 11 легендарных «голых» фотосессий звезд — от Джоли до Лопес В чем мать родила: 11 легендарных «голых» фотосессий звезд — от Джоли до Лопес

Самые знаменитые обнаженные фотосессии звезд

Cosmopolitan
Жизнь после МКС: куда летать космонавтам с 2025 года Жизнь после МКС: куда летать космонавтам с 2025 года

Давайте разберемся, действительно ли МКС разваливается

N+1
«Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру «Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру

Отрывок из книги «Сметая запреты» о русской сексуальной культуре XI-XX веков

Forbes
Открыть в приложении