Гай Ричи возвращает нас в Голливуд семидесятых-восьмидесятых годов

ЭкспертСобытия

«Гнев человеческий» Гая Ричи: Голливуд времен старой этики

22 апреля в прокат выходит новый фильм режиссера «Джентльменов», «Аладдина» и «Шерлока Холмса»

Вячеслав Суриков

В фильме «Гнев человеческий» возобновляется творческой тандем Джейсона Стейтема и Гая Ричи после пятнадцатилетнего перерыва

Предыдущий фильм Гая Ричи «Джентльмены» показал выдающийся результат в отечественном прокате, успев выйти в него в период, когда кинотеатры еще работали без ограничений, и собрав 1,3 млрд рублей. Единственным фильмом, сумевшим опередить его по кассовым сборам в прошлом году, оказался «Лед-2» Жоры Крыжовникова, собравший за семь недель проката 1,5 млрд рублей. «Джентльмены» показали результат, сопоставимый с показателями «Аладдина», который Гай Ричи снял для студии «Дисней», почти совпав с ним по кассовым сборам в рублях, при этом заметно уступив по сумме, исчисляемой в долларах. Но самым удивительным и едва ли поддающимся объяснению обстоятельством является тот факт, что «Джентльмены», в отличие от рассчитанных на семейные просмотры фильмов «Лед-2» и «Аладдин», вышел с ограничением «18+». И даже в этих условиях он смог собрать аудиторию в 4,4 млн человек. По словам продюсера фильма и CEO Miramax Билла Блока, самого Гая Ричи этот результат по-настоящему воодушевил.

Гай Ричи выпустил «Карты, деньги, два ствола» в 1998 году, продолжая линию, прочерченную шестью годами ранее Квентином Тарантино в его дебютном фильме «Бешеные псы», и окрасив наполненный насилием гангстерский мир своеобразным юмором. Но если Квентин Тарантино, движимый собственной фантазией, стал постепенно отдаляться от криминального жанра, то Гай Ричи никогда не уходил от него слишком далеко. Даже в таких больших проектах, как «Шерлок Холмс», «Аладдин» и «Меч короля Артура», он сумел воздать ему должное. «Джентльмены» стали возвращением в гангстерское кино уже в чистом виде. Фильм, выпущенный в конце 2020 года, поразил тем, что сумел каким-то чудом выскользнуть из-под влияния господствующей в Голливуде новой этики. Мы видим на экране узнаваемых персонажей, вступающих друг с другом в привычные взаимоотношения, еще совсем недавно оказавшиеся безвозвратно утраченными. Гай Ричи даже позволил себе реплику по поводу политкорректности, что по нынешним временам чуть ли не верх дерзости.

Его фильмы возвращают нас в Голливуд семидесятых-восьмидесятых, когда в жанре гангстерского кино работали такие мастера, как Фрэнсис Форд Коппола и Серджо Леоне, создавшие образцы жанра — фильмы «Крестный отец» и «Однажды в Америке». В них криминальный мир представал отдельной вселенной, где помимо собственной воли человек был вынужден жить по другим правилам, и каждый выбор, который ему приходилось здесь делать, мог стоить ему жизни. Рассказчикам таких историй важно поставить героя перед лицом смерти, чтобы тот смог проявить свой подлинный облик. В «Гневе человеческом» такой выбор совершает персонаж Джейсона Стейтема, чья звезда взошла как раз в первом фильме Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола». С тех пор он шествует из одной картины в другую в образе человека, легко прибегающего к силовым методам ведения диалога. В «Гневе человеческом» узнаваемый персонаж Стейтема остается самим собой: это по-прежнему очень опасный человек, который к тому же находится на темной стороне.

Но мы застаем его в ситуации, когда он противостоит еще более опасным людям, и проникаемся к нему сочувствием. Его гнев, который и в самом деле не знает пределов, едва ли не праведен: он всего лишь мстит за сына, ставшего случайным свидетелем ограбления и поплатившегося за это жизнью. Гай Ричи наделяет своего героя сверхъестественной способностью к выживанию: он не только остается жить, получив несколько пулевых ранений в грудь, но и восстанавливает физическую форму всего через пять месяцев после тяжелейшего ранения. Это, скорее всего, не просто допущение, а сознательный авторский ход: персонаж Джейсона Стейтема словно бы восстает из мертвых для того, чтобы восстановить справедливость. В фильме есть сцена, в которой он предстает перед грабителями уже в роли инкассатора и распугивает их, просто показывая им свое лицо. «Они словно бы увидели призрака», — описывают эту сцену другие персонажи, наблюдавшие ее со стороны. Он и в самом деле становится почти призраком.

До сих пор Джейсона Стейтема не принято было принимать всерьез, как, впрочем, и остальных голливудских героев боевиков, — они почти никогда не относились к разряду актеров, которые, например, могли бы получить номинации на премию «Оскар». Им куда проще установить рекорд по гонорарам, чем попасть в высшую лигу драматических актеров, признанных лучшими в профессии. Тем более это сложно сделать, сыграв роль не жертвы, а головореза, охваченного жаждой мести. Но в этом случае мы можем наблюдать поразительный эффект: Стейтем, ничуть не изменяя своему амплуа, поражает органичностью существования именно в этом художественном пространстве. Как будто все предыдущие двадцать с лишним лет работы актером он репетировал именно эту роль и наконец смог проявить всю мощь своей актерской харизмы. Нельзя сказать, что Стейтем делает что-то особенное на экране, но все, что он делает, действует почти гипнотически. Безыскусность его существования на съемочной площадке обращается на экране в верх актерского мастерства.

Музыка Кристофера Бенстеда — в его фильмографии «Гнев человеческий» лишь вторая лента, первой были «Джентльмены» — усиливает гипнотическую реальность, в которой сражается главный герой: в ней словно есть какой-то необъяснимый сдвиг, который неуловимо меняет ракурс происходящего на наших глазах, превращая криминальные разборки в события почти библейского масштаба. Главный герой путешествует по кругам ада, становясь идеальным орудием мести, не знающим ни сомнений, ни жалости. Сюжет, который разыгрывается едва ли не в каждом втором фильме в жанре экшн, приобретает новое измерение — на первый взгляд не свойственное даже Гаю Ричи, который если чем-то и выделялся среди создателей криминального кино, то, скорее, исключительной верой в подлинность создаваемого им на экране мира и вытекающим из него умением добиваться от актеров максимальной естественности существования в кадре. В фильме «Гнев человеческий» Ричи, как и его актер Стейтем, не изменяя самому себе, берет новую высоту.

Среди актеров, отыгрывающих роли второго плана, нет ни одного случайного человека. Каждый подобран так, как будто сыграть эту роль может только он один и никто другой; в «Джентльменах» актеры второго плана производили такое же впечатление. Столь тщательный кастинг, когда все актеры на своих местах, и в Голливуде с его возможностями выбора самых разнообразных исполнителей не такой уж частый случай. И это еще одно из неоспоримых достоинств фильмов Гая Ричи. В «Гневе человеческом» роль героя-антагониста исполняет Скотт Иствуд, сын Клинта Иствуда, обладающий ярким сходством со своим отцом. В этом фильме Скотт преображается в непредсказуемого злодея. Он менее опытен, не так харизматичен, как исполнитель роли его экранного соперника Стейтема, и все же усилиями режиссера и оператора, а также самого Иствуда между этим двумя персонажами возникает напряжение, которое и становится источником энергии, движущей сюжет вперед.

Гай Ричи принадлежит к числу тех режиссеров, которые не выжидают подходящего момента для творчества, не отказываются от проектов, выходящих за рамки их жанровой компетенции, но и не пытаются создать нечто, что могло бы соответствовать представлениям американских киноакадемиков о великом фильме. Гай Ричи — мастер, который знает, в чем он хорош, и понимает, какие условия нужны для того, чтобы его потенциал раскрылся в полной мере. Иногда ему приходится ошибаться: вторжение в фэнтезийный мир в фильме «Меч короля Артура» ему явно не удалось, что и сказалось на финансовых показателях проекта, но, когда он оказывается в своей стихии или ему удается максимально привнести свой внутренний мир в тот или иной проект, фильм наполняется энергией жизни и начинает свое движение к зрителю. Для того чтобы все получилось, Гаю Ричи необходима точка опоры — в «Гневе человеческом» это прежде всего Джейсон Стейтем, который задает нужную тональность происходящему на экране.

Гай Ричи пока что не входит в число икон Голливуда — даже его на редкость удачный проект «Шерлок Холмс» был номинирован на «Оскар» лишь за музыку Ханса Циммера, в самом деле шедевральную. Он искусный ремесленник, которому удалось устоять перед соблазном превратиться в обезличенного производителя блокбастеров. Гай Ричи в полной мере наделен авторским видением, о чем и свидетельствует его новейшая работа — «Гнев человеческий».

Билл Блок, CEO Miramax: «Главное для нас — талант и голос автора»

Билл Блок возглавляет Miramax с 2017 года. За свою карьеру он спродюсировал, профинансировал и выпустил в прокат несколько десятков полнометражных фильмов и успел поработать с такими режиссерами, как Питер Джексон, Оливер Стоун, Стивен Содерберг, Джон Фавро, Дэвид Кепп, Даррен Аронофски, Кристофер Маккуорри и Вуди Аллен. Его новый проект — «Гнев человеческий». «Эксперт» поговорил с Биллом Блоком накануне выхода этого фильма в российский прокат.

— Какие выводы вы сделали из масштабного успеха предыдущего фильма Гая Ричи «Джентльмены» в российском прокате?

— Гай создает в своих фильмах брутальные, маскулинные миры, я бы даже сказал, в них есть что-то от Хемингуэя. И, я полагаю, он нашел культурную близость в России. Он бы очень хотел быть здесь и посетить премьеру, но пандемия ему помешала. Тот отклик, который Гай получает на свои фильмы в России, его воодушевляет.

Билл Блок — генеральный директор компании Miramax, продюсер фильмов «Джентльмены» и «Гнев человеческий»

— В чем заключалась ваша роль в проекте «Гнев человеческий»?

— Моей задачей было собрать актерский состав и утрясти финансовые вопросы. У нас прекрасная команда — например, Иветт Чжуан и другие люди, отвечающие за международную дистрибуцию. Мы стремились заключить сделки с лучшими прокатчиками по всему миру, например с Сергеем Ершовым — главой российской кинокомпании «Вольга», а также прийти к согласию с другими финансовыми партнерами. Всей творческой составляющей занимались Гай и его сопродюсер и соавтор сценария Айван Эткинсон, а также их команда. Гай был лидером с правом решающего слова во всем, что касалось креативной части.

— Есть ли у фильма «Гнев человеческий» шанс получить номинации на премию «Оскар»?

— Я считаю, что фильм может стать классикой гангстерского жанра и что Джейсон Стейтем сыграл в нем свою лучшую роль. Мы будем всячески продвигать номинации для них обоих — и для Джейсона, и для Гая. Концовку фильма я бы не назвал голливудской, она реалистичная. Мы надеемся, что это привлечет положительное внимание к такому живому и необычному, глубокому и мрачному фильму, который создали Гай и Джейсон.

— В России бренд Miramax до сих пор ассоциируется с фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Что такое Miramax сегодня, на какие проекты и имена вы делаете ставку?

— Мне кажется, мы продолжаем фокусироваться на авторах, творцах и режиссерах-сценаристах вроде Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Гай Ричи тоже относится к этой категории, он необычайно талантливый творец, который и пишет, и снимает. Мы только что закончили работу над фильмом Марка Уотерса c Эддисон Рэй, он выйдет по всему миру на Netflix. Это ремейк фильма из нашей библиотеки «Это все она», только на этот раз мы меняем главных героев местами. Пока я не могу рассказать еще об одном проекте, который мы с партнерами из beIN Media и Paramount сейчас готовим к запуску, я буду готов обсудить его на следующей неделе. Традиция Miramax состоит в том, что главное для нас — талант и голос автора. Мы поддерживаем сценаристов, режиссеров и актеров, которым есть что сказать.

— Какой вы видите судьбу таких независимых авторов, как Квентин Тарантино, Гай Ричи?

— Я бы сказал, что это безусловно авторские картины — не те, что создаются крупными студиями по некоей формуле, а приходят извне. Студийная система занимается лишь их маркетингом и дистрибуцией. У таких картин есть будущее, можно заметить, что стриминговые сервисы приобретают права на оригинальные фильмы или сами производят их с минимальным вмешательством со своей стороны. Главный вопрос — прокат, вернутся ли такие фильмы в кинотеатры. Знаете, в Нью-Йорке есть такой кинотеатр «Анжелика», там можно посмотреть и зарубежные фильмы, так что я рос с возможностью смотреть не только американские картины в подобающем артхаусном кинотеатре. Мы надеемся, что такие площадки тоже откроются к концу года.

Перевод Анны-Марии Суриковой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Целевая модель государственных закупок Целевая модель государственных закупок

Почти половина торгов по государственным закупкам признается несостоявшимися

Эксперт
«О героях помнят, но землю наследуют выжившие» «О героях помнят, но землю наследуют выжившие»

Екатерина Шульман о «Властелине колец» Толкина и Джексона

Weekend
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
5 неожиданных способов перезагрузить свою нервную систему (она не железная) 5 неожиданных способов перезагрузить свою нервную систему (она не железная)

Как перезагрузить нервную систему, чтобы вконец себя не измотать

Playboy
Повесть о Настоящем Адвокате Повесть о Настоящем Адвокате

Адвокат Семён Ария и дело об убийстве супруг Раскиных

Дилетант
Отрывок из книги Сэма Грина и Грэма Робертсона «Кто здесь власть?» Отрывок из книги Сэма Грина и Грэма Робертсона «Кто здесь власть?»

Она из глав книги Сэма Грина и Грэма Робертсона «Кто здесь власть?»

СНОБ
Бизнесменская зорька Бизнесменская зорька

Вероника Романова – ведущая утренней программы «Стартап» на канале «РБК»

Maxim
Что такое безуглеводная диета и чем она опасна Что такое безуглеводная диета и чем она опасна

Стоит ли придерживаться безуглеводной диеты для улучшения здоровья?

РБК
Временная ипотека навсегда Временная ипотека навсегда

Правительство продлевает программу льготной ипотеки на новостройки еще на год

Эксперт
10 вдохновляющих фильмов для тех, кто решил круто поменять свою жизнь 10 вдохновляющих фильмов для тех, кто решил круто поменять свою жизнь

Фильмы, напоминающие о необходимости преодолевать трудности на пути к цели

Cosmopolitan
8 скандинавских фильмов, переснятых Голливудом 8 скандинавских фильмов, переснятых Голливудом

Культовые картины, которые получили англоязычный ремейк

GQ
Как выглядели первые мужья Заворотнюк, Климовой, Мороз и других красавиц-актрис Как выглядели первые мужья Заворотнюк, Климовой, Мороз и других красавиц-актрис

Артистки разочаровались в избранниках, с которыми попытались создать семью

Cosmopolitan
Чунцин Чунцин

Чунцин, он же китайский бульдог,— собачий долгожитель!

Weekend
«Полностью заказное»: Фургал увидел связь своего дела с конфликтом на «Амурстали» «Полностью заказное»: Фургал увидел связь своего дела с конфликтом на «Амурстали»

Сергей Фургал считает дело против себя полностью заказным

Forbes
У них получилось: российские звезды, которые сильно похудели У них получилось: российские звезды, которые сильно похудели

Звезды, которым удалось достичь желанных параметров и сохранить стройность

Cosmopolitan
Три Иисуса в одной палате: самый странный психиатрический эксперимент Три Иисуса в одной палате: самый странный психиатрический эксперимент

Что будет, если свести в клинике трех человек, которые считают себя Иисусами?

Cosmopolitan
Генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале Генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале

Горный Алтай и Урал влияли на генетический фонд кочевников евразийских степей

N+1
Титановые ноги, 1917 год и врачевание задниц: каким получился свежий роман Владимира Сорокина Титановые ноги, 1917 год и врачевание задниц: каким получился свежий роман Владимира Сорокина

Как Владимиру Сорокину удалось создать роман о счастье

Esquire
Каким было самое первое животное на Земле и почему об этом так долго спорят Каким было самое первое животное на Земле и почему об этом так долго спорят

Претендент на звание самой древней ветви жизни, все это время обманывал нас

Популярная механика
Дмитрий Лысенков: «Хочу сыграть негодяя вселенского масштаба» Дмитрий Лысенков: «Хочу сыграть негодяя вселенского масштаба»

Дмитрий Лысенков мог стать айтишником, но поступил в театральный

Караван историй
По следам «Слепка»: что такое танец в музее и зачем он нужен зрителю По следам «Слепка»: что такое танец в музее и зачем он нужен зрителю

Какие связи устанавливает танец между скульптурой, живописью и хореографией?

РБК
Фотоловушка сделала первый снимок скрытной африканской антилопы Фотоловушка сделала первый снимок скрытной африканской антилопы

Исследователи впервые получили фотографию дукера Уолтера

N+1
Кино на экспорт: 10 современных российских режиссеров, которых ценят на Западе Кино на экспорт: 10 современных российских режиссеров, которых ценят на Западе

Фильмы этих российских режиссеров становятся событием на Западе

Cosmopolitan
Перекрестная аллергия: причины возникновения, рекомендации аллерголога Перекрестная аллергия: причины возникновения, рекомендации аллерголога

Разбираемся, что такое перекрестная аллергия

РБК
Колбаса без диссидентов. Почему Путин добивает организацию Навального Колбаса без диссидентов. Почему Путин добивает организацию Навального

Кремль собирается ликвидировать ФБК* и обеспечить «стабильность»

СНОБ
По спецзаказу По спецзаказу

Пример персонализированного городского пространства

SALON-Interior
10 самых опасных паразитов 10 самых опасных паразитов

Узнайте о самых опасных паразитах, а заодно лишний раз помойте руки

Популярная механика
Стесняюсь спросить: можно ли исправить прикус и сделать зубы ровными в сжатые сроки? Стесняюсь спросить: можно ли исправить прикус и сделать зубы ровными в сжатые сроки?

Сколько времени займет процесс получения «голливудской» улыбки?

Esquire
Анастасия Евграфова: эффектные фото очаровательной российской актрисы Анастасия Евграфова: эффектные фото очаровательной российской актрисы

Анастасия Евграфова. Она очень классная.

Playboy
Кавалерист-девицы и фронтовые амазонки: как женщины в XIX веке шли на войну в мужском обличье Кавалерист-девицы и фронтовые амазонки: как женщины в XIX веке шли на войну в мужском обличье

Ольга Хорошилова исследует трехвековую историю травести-культуры в России

Forbes
Открыть в приложении