Индия остается важным партнером США, но принципиально ищет альтернативу

ЭкспертОбщество

Геополитический дрейф Индии

Индия остается важным партнером США, но принципиально ищет геополитическую альтернативу в Евразии. Эта альтернатива — Россия

Анри-Пьер Пику. Игра в шахматы в Индии, 1876

Хотя в мировом медиапространстве продолжает активно раскручиваться концепция Индо-Тихоокеанского региона, политические и стратегические перспективы такого объединения в значительной степени размываются. В то же время индийская дипломатия начинает по-новому оценивать перспективы сотрудничества с Евразией. Чтобы понять значимость стратегического пространства, которое известный американский политолог Збигнев Бжезинский окрестил Великой шахматной доской, мы сравним Евразию с Индо-Тихоокеанским регионом, проследим особенности и динамику их внутренних процессов.

Индо-Тихоокеанский фронт представляет собой союз двух морских геополитических регионов, искусственно формировавшийся в течение нескольких десятилетий под воздействием США и в рамках их военно-политической стратегии. Однако в последнее время интеграционные процессы в регионе буксуют, как по причине усиления влияния Китая, так и вследствие желания Нью-Дели выработать новое объединение государств-единомышленников для поддержания порядка, в первую очередь отвечающего интересам самой Индии.

Что касается Евразии, то она представляет собой пересечение двух географических и политических пространств: Европы и Азии. В этих условиях Россия представляет собой архетипический образ евразийской державы; внешняя политика государства обусловлена постоянно меняющимися процессами в странах Азии и Европы и уравновешивается политикой НАТО. Как и в Индо-Тихоокеанском регионе, в Евразии также возникают новые форматы сотрудничества в связи с реализацией китайской инициативы «Один пояс — один путь». Учитывая такое положение дел, у Индии появляется заинтересованность в сотрудничестве с этим регионом, а взаимодействие с Москвой приобретает дополнительную значимость.

Вся сложность внешней политики Индии заключается в лавировании между этими двумя регионами. Дели поддерживает партнерские отношения с Вашингтоном в Индо-Тихоокеанском регионе, но сотрудничество Индии и США в Евразии труднореализуемо из-за ключевых различий в оценке безопасности в регионе, особенно в контексте сотрудничества Индии с Ираном и Москвой. С другой стороны, взаимодействие Индии со странами Евразийского региона осложняется партнерством Москвы и Пекина по проектам развития систем связи и зарождающимся партнерством государств в Индо-Тихоокеанском регионе.

Ситуация напоминает дилемму Британии конца девятнадцатого века, когда Лондон стремился к сотрудничеству с Францией ради нейтрализации германской угрозы на континенте и сохранения баланса сил в Европе, но при этом противостоял попыткам Франции установить морское господство в Азии. Однако на этом сходство, собственно, и заканчивается, поскольку первые признаки упадка Британии были очевидны уже тогда и возможности для маневра у Лондона были ограничены. Индия же, в свою очередь, сейчас находится на подъеме.

Индийский треугольник

Сложные отношения в рамках образовавшегося треугольника (Вашингтон — Дели — Москва) усиливают напряженность и неопределенность в отношениях Индии с Россией, учитывая, что Индо-Тихоокеанский регион и Евразия не являются четко разделенными стратегическими театрами политических действий. Партнерство с Вашингтоном на море и с Москвой на континенте представляется опасной игрой для любой страны и нуждается в соблюдении тонкого баланса. Однако такое положение дел будет сохраняться, о чем свидетельствуют два факта.

С одной стороны, Индия — растущая экономическая держава. По оценкам к 2040 году ее экономика станет второй в мире по ППС. У российской экономики, которая составляет всего 1,6 трлн долларов, просто не хватит инвестиционных возможностей для коммерческого партнерства с Нью-Дели. В то же время Вашингтон обладает более глобальной экономикой, которая способна содействовать экономическому росту Индии посредством финансовой помощи и новых технологий. Кроме того, многолетнее присутствие военно-морского флота США в Индо-Тихоокеанском регионе, равно как и американо-индийское сотрудничество, в значительной степени способствуют тесной интеграции Индии в структуру региона и укреплению ее регионального лидерства.

С другой стороны, Дели не может позволить, чтобы отношения с Вашингтоном поставили под угрозу отношения с Москвой, особенно в сфере безопасности. Индия прекрасно понимает, что никакая другая страна не поможет ей в военном строительстве и укреплении оборонного потенциала так, как это уже делает Россия, будь то аренда атомной подводной лодки, совместная разработка ракетных систем типа «БраМос» или продажа систем ПРО С-400. В конечном счете Индия заключит все эти сделки с Москвой, несмотря на угрозу санкций со стороны США, поскольку она должна уделять приоритетное внимание интересам своей безопасности, даже если это повлияет на благосклонное расположение к ней Америки.

Ось зависимости

Наиболее остро сложные взаимоотношения внутри нашего «треугольника» сказывается на отношениях внутри Евразии. Взаимодействие с Россией остается для Индии критически важным, так как страна хочет и дальше иметь возможность активно реагировать на перманентные угрозы безопасности на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, неразрешенные конфликты в Афганистане, а также на нарастающее расширение Китая на запад. К слову, именно сотрудничество с Москвой может уберечь Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) от превращения в полицейскую силу китайской инициативы «Один пояс — один путь», обеспечив форуму более плюралистичный голос в евразийских диалогах о взаимозависимости, финансах, безопасности и развитии.

Стоит отметить, что «ось сближения» России с Китаем является скорее осью зависимости. Китай — единственное государство, способное помочь России противостоять американскому давлению. Индия не может сделать этого для Москвы ни политически, ни экономически, тем самым оставляя Москве не много вариантов. И хотя Вашингтон проявил некоторую гибкость, освобождая оборонные закупки Индии от санкций, приоритеты по вопросам безопасности США в Евразии имеют глубокие корни, равно как и враждебность Вашингтона по отношению к Москве. Так что пока не совсем ясно, где именно Штаты проведут красную черту в отношении Индии.

Сегодня внешнеполитическую деятельность Нью-Дели можно смело сравнить с хождением по канату в попытках балансирования между политическими реалиями Индо-Тихоокеанского и Евразийского регионов. В Индо-Тихоокеанском сходятся географические, экономические и политические интересы Индии. В Евразии можно наблюдать принципиально иную ситуацию, и разворот Индии в сторону этого региона будет основываться на силе двусторонних отношений с Москвой. Тем не менее двадцать первый век побуждает Нью-Дели переоценивать свои интересы в Евразийском регионе, приветствовать свободу партнерских отношений и переосмысливать свои отношения с Россией в лучшую сторону.

Самир Саран, вице-президент исследовательского фонда Observer, член международного дискуссионного клуба «Валдай». Участник сессии «Новая геополитика и политическая экономия Азии: возможности для России» на ВЭФ во Владивостоке.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Команда 47 Команда 47

У успеха экономического развития Ленинградской области много составляющих

Эксперт
Мягко сказано Мягко сказано

Самые точные слова для описания избранных предметов мягкой мебели

SALON-Interior
Новости науки Новости науки

Проходимая червоточина нового типа, гигантский космический пузырь и еще новости!

Знание – сила
Профессиональная мама Профессиональная мама

Профессиональная мама. Как разделить любовь мерным стаканчиком

Русский репортер
«Всё казалось нарочитым» «Всё казалось нарочитым»

Воспоминания современников о Петлюре и его времени противоречивы

Дилетант
Принцесса и горошины: одержимая художница Яёи Кусама Принцесса и горошины: одержимая художница Яёи Кусама

Яёи Кусама — королева авангардного искусства и автор запоминающихся арт-объектов

Cosmopolitan
«Диабет: все преграды — в голове» «Диабет: все преграды — в голове»

Как Сергею Боронину удается прекрасно жить с сахарным диабетом

Psychologies
14 мест в Нью-Йорке, которые обязательно нужно посетить 14 мест в Нью-Йорке, которые обязательно нужно посетить

Куда в Нью-Йорке непременно стоит заглянуть

Vogue
Первый смартфон для ребенка. Что предусмотреть? Первый смартфон для ребенка. Что предусмотреть?

Несколько деталей, чтобы использование смартфона было безопасным и эффективным

Psychologies
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Мечты, революции, надежды: как розовый стал цветом женской силы Мечты, революции, надежды: как розовый стал цветом женской силы

Мечты, революции, надежды: как розовый стал цветом женской силы

Cosmopolitan
Почем Альпы летом? Почем Альпы летом?

Что делать в горах Италии, пока нет снега

Русский репортер
Нужны ли витамины во время беременности? Нужны ли витамины во время беременности?

Нужны ли беременным витамины?

Домашний Очаг
Дамский кошелек. Как в США поддерживают женщин-предпринимателей Дамский кошелек. Как в США поддерживают женщин-предпринимателей

На какую помощь может рассчитывать женщина, открывая собственный бизнес

Forbes
11 топовых гонщиков Формулы-1: повтори луки живых легенд 11 топовых гонщиков Формулы-1: повтори луки живых легенд

Если вы думаете, что лучшие гонщики мира фонтанируют роскошью, то нет

Playboy
Станция назначения: 7 впечатляющих вокзалов Станция назначения: 7 впечатляющих вокзалов

Городской вокзал сегодня не просто транспортный узел

Вокруг света
Тайные знания: как есть все подряд и не поправляться Тайные знания: как есть все подряд и не поправляться

Хитрости, которые не будут ограничивать тебя в еде и не дадут набрать лишние кг

Cosmopolitan
Фокус-покус: как за 5 минут изменить внешность без операции Фокус-покус: как за 5 минут изменить внешность без операции

Как азиатские блогеры меняют внешность

Cosmopolitan
12 эфирных масел: от хронических болезней, депрессии и тревожности 12 эфирных масел: от хронических болезней, депрессии и тревожности

Эфирные масла — это уникальные природные лекарства

Psychologies
5 книг про авиацию 5 книг про авиацию

5 книг про самолеты, ракеты, дирижабли

Популярная механика
Театр и тексты Тони Роббинса Театр и тексты Тони Роббинса

Как звучит американская версия ответа на вечный русский вопрос «Что делать?»

Эксперт
Занимательная география Занимательная география

Сравнительный тест Ravon Nexia и Datsun on-DO

АвтоМир
Молодильное яблоко: зачем руководителю быть ближе к молодым сотрудникам Молодильное яблоко: зачем руководителю быть ближе к молодым сотрудникам

Направьте свой интеллект на адаптацию к меняющейся среде

Forbes
Эмилия Кабакова: «У художников есть хорошие жены, а есть невозможные. Я — невозможная» Эмилия Кабакова: «У художников есть хорошие жены, а есть невозможные. Я — невозможная»

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех»

Esquire
«Чтобы перед Ермаком было не стыдно» «Чтобы перед Ермаком было не стыдно»

Компаниям приходится брать на себя часть государственных функций

Эксперт
Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью

Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью

Cosmopolitan
Наш советский Тесла! Необычайная жизнь Льва Термена — изобретателя, миллионера, шпиона, зэка и гения Наш советский Тесла! Необычайная жизнь Льва Термена — изобретателя, миллионера, шпиона, зэка и гения

История жизни Льва Термена

Maxim
Беспокойный союз. Отношения Минска и Москвы дали трещину Беспокойный союз. Отношения Минска и Москвы дали трещину

Беспокойный союз. Отношения Минска и Москвы дали трещину

Forbes
Сейчас я себе нравлюсь Сейчас я себе нравлюсь

Татьяна Лазарева о своем детстве и женщинах, которые ее вдохновляют

Домашний Очаг
Станционный смотритель Станционный смотритель

Платформа для отправления в Хогвартс и любимая станция Жаклин Кеннеди

GQ
Открыть в приложении