Премьера спектакля «Очень смешная комедия о том, как шоу пошло не так»

ЭкспертКультура

Фабрика оптимизма

На сцене МДМ — премьера спектакля «Очень смешная комедия о том, как шоу пошло не так», нового проекта театрального продюсера Дмитрия Богачева

Вячеслав Суриков

В «Шоу пошло не так» обыгрывается спектакль любительской труппы. Фото Юрий Богомаз

В том, к какому проекту применит свои выдающиеся продюсерские навыки Дмитрий Богачев после расставания с компанией Stage Entertainment, и заключалась едва ли не основная интрига постановки. Для своего нового проекта он объединился с Геннадием Миргородским — еще одним энтузиастом жанра мюзикла — и неожиданно выбрал для постановки спектакль, где не поют, а говорят. Но есть нюанс, позволяющий увидеть логику в выборе Богачевым мюзикла, который, как и предшествующие ему, будет идти на сцене Московского дворца молодежи — базовой площадки для всех предыдущих постановок — в ежедневном режиме.

«Шоу пошло не так» — один из самых успешных современных комедийных театральных проектов, если не самый успешный. Он был поставлен в двадцати странах, в том числе на Бродвее и в Вест-Энде, и таким образом проверен на способность притягивать в зал зрителей. И на этот раз Дмитрий Богачев решил пойти проторенным зарубежными продюсерами путем.

В Москву приехала команда западных постановщиков, поэтому спектакль можно считать максимально аутентичным. Можно предполагать, что на сцене МДМ во время представлений происходит почти то же самое, что и на остальных мировых сценах, где идет «Шоу пошло не так». Первые показы свидетельствуют: его авторам и в самом деле удалось найти очень простой, но в то же время очень притягательный сюжет: актеры играют спектакль, но у них то и дело происходит что-то такое, что мешает им воплотить авторский замысел. Декорации разваливаются, актеры (не играющие на сцене МДМ, а персонажи пьесы) путают реплики, появляются на сцене совсем не тогда, когда нужно. Неприятности обрушиваются на их голову одна за другой, но они мужественно играют спектакль до самого конца, что бы ни происходило. Авторы построили всю пьесу на чередовании сценических казусов; иногда они повторяются, иногда происходит что-то неожиданное, а это и в самом деле смешно.

Сами авторы признались в интервью «Эксперту», что не ожидали такого успеха. Более того, считали, что это всего лишь какой-то «глупый спектакль». Но именно он оказался востребован публикой. В России одно время была популярна пьеса на ту же тему — «Шум за сценой» еще одного британца, Майкла Фрейна. Там тоже происходят всевозможные сценические нелепости, но пьеса состоит не только из них. Она рассказывает о взаимоотношениях актеров — и на сцене, и за ее пределами. Углубляется в философию творчества и иронизирует по поводу взаимоотношений творца и его творения. Наблюдает, как спектакль существует во времени и как подвергается его разрушительному действию.

Ничего этого в «Шоу пошло не так» нет. Только шутки — каскад шуток, идущих таким потоком, что временной промежуток между ними оказывается минимальным. Не нужно ждать от этого спектакля реалистичности, хотя иногда кажется, что ее-то как раз и не хватает. Действие происходит в выдуманном театре с повышенной концентрацией неудачников на одном квадратном метре сцены.

«Шоу пошло не так» претендует на то, чтобы занять нишу респектабельного юмора, которого в России почти не существует. Ее оккупировали телевизионные программы, в первую очередь «Камеди Клаб». Но при всей своей популярности оно негласно попадает в разряд «непристойных» шоу, артисты которых ориентируются на массовую публику и поэтому не стесняются в выборе средств воздействия на нее. Отечественные комики, совершенствуясь в жанре стенд-апа и комедийных скетчей, выпустили из виду такой жанр, как комедийный спектакль. «Шоу пошло не так» не что-то сверхъестественно смешное — это качественно сделанная машина смеха, призванная вырабатывать в зрительном зале такой продукт, как оптимизм. Пока стационарные театры нагоняют на зрителей тоску, вынужденные, включая в репертуар комедии, каждый раз оправдываться перед критиками, Дмитрий Богачев может рассчитывать на то, что поток зрителей потечет в сторону МДМ.

Есть и второй смысловой план, проглядывающий сквозь комедийное действие, — то, на чем выстроена комическая ситуация: ирония над автором как над пророком, написавшим священный текст, которому нужно неотступно следовать. Эта традиция сломана в русском театре — от нее почти ничего не осталось, поэтому комический эффект от гэгов англичан может оказаться не таким сильным, как в самой Англии. Троица британских комедиографов иллюстрирует тезис Барта о смерти автора, за которой следует смерть его текста. От творческого акта, когда в результате возникает драматургическое произведение, остается только первоначальный импульс, неизбежно трансформирующийся в зависимости от того, в каком театре идет пьеса, кто ее играет и в каком настроении пребывает звукорежиссер — еще один герой «Шоу пошло не так». Сцена перестает быть местом, где жизнь воспроизводится, — она превращается в место, где жизнь происходит, даже если актеры пытаются этому сопротивляться. В «Шоу пошло не так» жизнь предстает в концентрированном виде. Ее токам подчиняются даже декорации, предпочитая самоуничтожиться на глазах у зрителей, вместо того чтобы безжизненно простоять представление от начала и до конца, а потом и еще десяток-другой. Словно в них проникает актерское сознание и они тоже жаждут умереть на глазах у зрителей.

Как стать авторами театрального суперхита

Генри Льюис и Джонатан Сэйер, основатели и руководители британской театральной компании Mischief Theatre, рассказывают, каково это — быть авторами «Очень смешной комедии о том, как шоу пошло не так», которая идет на театральных сценах всех континентов

Фото Любовь Шеметова

Все началось в театральной академии, где мы вместе учились. Там мы познакомились, создали театральную труппу и много работали с импровизационной комедией. Мы всегда очень любили этот жанр. Драма пользуется в театре куда большей популярностью, но комедия отвоевывает свою нишу. Некоторые элементы спектакля основаны на личном опыте — подобного рода ситуации случались и с нами, но, конечно, не в столь крайней форме. Мы не ставили перед собой задачу сделать что-то универсальное и не думали, подойдет ли это для всех, мы просто писали то, что казалось нам смешным. Наверное, нам повезло и мы выбрали то, что действительно оказалось универсальным. Думаем, спектакль будет понятен и русскому зрителю, потому что видели его в разных странах: спектакль идет на всех континентах, кроме Антарктики, и мы знаем, как зрители на него реагируют. Они одинаково воспринимают ситуации, в которые попадают герои спектакля.

Наверное, всем людям свойственно над этим смеяться. В какой-то момент эти ситуации захватывают тебя, и ты невольно становишься их частью.

Мы начинали представлять эту историю в театре под пабом на шестьдесят мест. Потом незаметно для себя перешли в помещение на сто мест. Ее популярность очень быстро росла. Особенность этой пьесы не только в том, что ее пишут три автора, — еще мы работаем для актеров, которых очень хорошо знаем. До того как она стала популярной, артисты провели большую работу, они действовали как единая команда: когда кому-то одному приходит в голову идея, а второй ее подхватывает и развивает. Каждый из участников постановки что-то привнес в ее создание.

Тогда мы занимались всем: от написания пьесы до продажи билетов. Сейчас работаем и на телевидении, но будем продолжать заниматься живым театром, потому что это совершенно отдельный и ни с чем не сравнимый опыт. Между телевидением и театром есть разница в подаче материала и в том, как его воспринимает зритель. Здесь он смотрит ее иначе, чем на телевизионном экране. Здесь актер стоит перед зрителем: лицом к лицу. Здесь нужно постоянно держать спектакль в тонусе — поддерживать к нему интерес. И это совершенно другие ощущения.

Успех «Шоу пошло не так» привел к дополнительному давлению на нас как на авторов. Он заставляет нас писать еще сильнее, создавать что-то еще более яркое. Мне кажется, очень важно всегда оставаться честными. Когда работаем втроем, мы говорим друг другу, что какая-то шутка может быть не совсем смешной. И тогда тот, в чей адрес было обращено замечание, принимает вызов и пытается улучшить ее, видоизменить.

Такова специфика комедийного жанра: если вы шутите, а получается не смешно, у вас нет путей отхода, вы не можете ничем это оправдать. Когда мы пишем новые пьесы, сначала показываем их тестовой аудитории и смотрим, что работает, а что нет. Всегда есть моменты, которые нужно сократить, уточнить, а изнутри это не всегда понятно. В результате все сводится к тому же, что происходит при написании серьезной драмы, потому что смешных моментов очень много. Важно уметь наблюдать и доносить идеи. Их нужно просто разглядеть и передать. И не только посмеяться самому, но и сделать так, чтобы другие над этим тоже смеялись.

В «Шоу, которое пошло не так» публика, смеющаяся над происходящим на сцене, на самом деле смеется над глубочайшей трагедией тех, кто находится на ней. Для них это самый серьезный и печальный в их жизни момент. Они десять недель готовились к тому, чтобы показать спектакль, у них ничего не получается, и все над этим смеются.

Когда мы начинали делать это шоу, нам казалось, что это глупый спектакль. Теперь мы понимаем: он создан для того, чтобы люди перестали сходить с ума. Люди, которые могут подраться на улице из-за разницы во взглядах, приходят в зал и просто смеются. Британцы — это народ, чем-то напоминающий отряд волонтеров, которые собрались все вместе изо всех сил за что-то страдать. Это как раз хорошо видно в «Шоу пошло не так». Они играют на сцене, у них ничего не получается, но они все равно идут до конца, несмотря на то что все вокруг рушится, и обретают счастье через страдание. Еще британцы известны тем, что не любят открывать личные секреты, часто из-за этого попадают в неловкие ситуации и всеми силами пытаются их избежать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как предприниматель из России помогает печатать на 3D-принтерах детали для Boeing, SpaceX и BMW Как предприниматель из России помогает печатать на 3D-принтерах детали для Boeing, SpaceX и BMW

Бизнес Константина Иванова вырос из московского стартапа в глобальную компанию

Forbes
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024 10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024

Какие мегаполисы стали центрами притяжения для самых богатых людей мира

Forbes
Невозможный человек! Невозможный человек!

7 советских актеров, чей характер оказался слишком тяжелым в работе

Лиза
Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения

Как бороться с извращенным аппетитом у питомцев?

Psychologies
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
«Великий мертвец» «Великий мертвец»

Неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец» — Кристофер Марло?

Знание – сила
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Платон, синхротрон и миллионы долларов Платон, синхротрон и миллионы долларов

Нечитаемые свитки из Геркуланума наконец-то смогли прочитать, не разворачивая

Цифровой океан
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
Глубокоуважаемый вагоноуважатый Глубокоуважаемый вагоноуважатый

По уже Петербургу ездит больше двухсот трамваев, в которых за дорогой следит ИИ

Цифровой океан
Искателям приключений Искателям приключений

Знакомимся с Kavi 9 — одной из моделей молодой турецкой верфи Kavi Yachts

Y Magazine
Открыть в приложении