WayRay выпускает уникальные голографические системы навигации и помощи вождения

ЭкспертHi-Tech

Дорогу подскажет наша голограмма

Российская компания WayRay заканчивает строительство своего завода в Швейцарии, где будет выпускать уникальные голографические системы навигации и помощи вождения для Porsche, Hyundai и Lamborghini, а также для других видов транспорта

Алексей Грамматчиков

WayRay использует фундаментальные разработки российских физиков в области голографических изображений, когда на стекло накладывается четкая трехмерная картинка, дающая важную для управления транспортом информацию

Как-то раз молодой специалист по маркетингу Виталий Пономарев ехал по московскому Третьему транспортному кольцу и пытался построить маршрут на штатном навигаторе своего автомобиля. Пока Виталий заносил адрес в систему и пытался понять, где нужно сворачивать, он не успел среагировать на торможение идущего впереди роскошного BMW и ткнулся в его бампер, сильно огорчив сексапильную брюнетку за рулем. В этот момент неадекватность существующих систем автомобильной навигации Виталий ощутил особенно остро. Так в 2012 году появилась компания WayRay, которая решила сделать ставку на собственную оригинальную технологию визуального сопровождения водителя.

Речь идет о трехмерном голографическом изображении, когда ключевая информация о маршруте появляется не на приборной панели и не на прикрепленном сбоку смартфоне (как сейчас у большинства водителей), а также не в виде блеклого изображения на маленьком участке лобового стекла на современных проекционных дисплеях. Виталий предложил проецировать на автомобильное стекло сочное яркое трехмерное изображение, которое, как бы накладывая дополненную реальность на то, что происходит перед автомобилем, транслировало бы удобную визуальную информацию. Вот, скажем, мы приближаемся к длинному зданию, стрелка на лобовом стекле протягивается к его краю, показывая, что за этим зданием нам нужно повернуть. Или вот нужные подсказки, связанные с безопасностью: мы подъезжаем к пешеходному переходу, и на лобовом стекле появляется яркое предупреждение, что дорогу начал переходить человек. Или впереди на дороге идут ремонтные работы, и система проецирует на стекло заметную предупреждающую стрелку, что этот участок следует объехать справа.

«Современные системы автомобильной электроники научились хорошо распознавать, например, идущего в темноте по дороге человека или выбежавшее животное, но сейчас эта информация появляется где-то на приборной панели внизу, человеку за рулем воспринимать ее неудобно, она нужна сразу перед глазами водителя, который смотрит на дорогу», — говорит Виталий Пономарев. Но как сделать так, чтобы визуальная информация наглядно и оперативно появлялась прямо на лобовом стекле автомобиля, да еще в трехмерном виде? Тут у WayRay получилось применить уникальные научные разработки российских физиков.

Игра световых волн

В WayRay поняли, что видеть перед собой яркую и наглядную картинку можно с помощью голографии, принцип которой, как известно, построен на взаимодействии двух световых волн — объектной (отражается от запечатлеваемого предмета) и так называемой когерентной, или опорной. Когда две волны пересекаются, их взаимодействие при участии лазера фиксируется, например, на специальной фотополимерной пластинке, и тогда получается объемная трехмерная картинка.

Родоначальником голографии принято считать британского ученого Денеша Габора (он же придумал само слово «голография», от греческого «всё рисую»), который в 1971 году получил за свои изыскания Нобелевскую премию по физике. Успешнее других идеи Габора развили в своих работах американские ученые (в частности, Эмметт Лейт и Юрис Упатниекс из Мичиганского университета), а также советские физики, прежде всего профессор Юрий Денисюк из Государственного оптического института имени С. И. Вавилова, который еще в 1970-е годы предлагал принципиально отличный от американского метод воспроизведения трехмерного изображения с помощью фотоэмульсии (эта технология известна во всем мире под названием «схема Денисюка»).

WayRay удалось привлечь в свой штат команду российских ученых-физиков с корнями из школы Денисюка, а также получить консультации от специалистов Физического института имени П. Н. Лебедева РАН. С их помощью компания разработала оригинальную технологию, когда четкий трехмерный голографический образ проецируется на стекло автомобиля с помощью интегрированной в него фотополимерной пластины и установленного под стеклом компактного цифрового устройства. Это решение WayRay публично представила в начале 2016 года, и оно сразу вызвало большой интерес, в том числе со стороны инвесторов. Вскоре после презентации прототипа своего устройства в дополнение к стартовым вложениям в размере 12 млн рублей (личные сбережения основателя компании плюс заемные средства) WayRay привлекла инвестиции на 9 млн долларов от АФК «Система». Позже, в марте 2017-го, компания получила очередные вложения в размере 18 млн долларов с участием китайской Alibaba Group. В сентябре 2018 года WayRay привлекла еще 80 млн долларов в ходе очередного инвестиционного раунда, где первую скрипку играл один из ведущих немецких производителей — Porsche. Как рассказал «Эксперту» Виталий Пономарев, по итогам трех инвестиционных раундов WayRay тогда привлекла более 100 млн долларов от таких компаний, как Alibaba, Porsche, Hyundai Motor, JVCKenwood, China Merchants Capital (см. «Голография на миллиард», «Эксперт» № 20 за 2019 год).

С момента своего создания WayRay планировала стать международной глобальной компанией, и через два года после появления она перенесла свою штабквартиру из Москвы в швейцарский Цюрих, при этом в российской столице у компании остались центр разработок и опытное производство. Одновременно были открыты представительства в США, Китае и Гонконге, а общий штат сотрудников по всему миру насчитывает более 250 человек. Но ближайшие месяцы должны стать особенно важными для WayRay: осенью этого года она планирует запустить в Швейцарии собственные производственные мощности и приступить к серийному выпуску своих устройств.

WayRay разработала технологию интегрирования в автомобильное стекло голографической пленки, на которой появляется трехмерное, яркое и четко видимое даже на солнечном свету изображение

Пиноккио в автомобиле

WayRay работает на рынке так называемых автомобильных проекционных дисплеев (Head-Up Display, HUD), и глобально эта ниша автомобильных компонентов имеет большие перспективы: по данным аналитической компании Markets and Markets, по итогам 2020 года рынок HUD оценивался в 866 млн долларов, а к 2025 году он вырастет почти в четыре раза, до 3,37 млрд долларов. Это связано с тем, что проекционные дисплеи существенно повышают безопасность движения: например, согласно Национальному центру статистики и аналитики США (NCSA), в Соединенных Штатах ежедневно в среднем девять человек погибают в происшествиях, связанных с тем, что водитель отвлекает свое внимание от дороги. И, по мнению специалистов по безопасности, проекционные дисплеи способны улучшить эту печальную статистику.

Ключевыми мировыми игроками на рынке HUD-устройств аналитики называют такие компании, как германские Bosch, Continental, японские Panasonic, Denso, Nippon Seiki, американскую Visteon. Некоторые из них экспериментируют с проецированием на автомобильное стекло трехмерного изображения, но большинство из них предлагают транслировать информацию в двухмерном виде с помощью специальных прозрачных дисплеев или с помощью пленки, изображение с которых, к сожалению, часто получается не очень четким и к тому же блекнет при ярком дневном свете. В отличие от них голограммы WayRay получаются яркими, четкими и наглядными в любое время суток.

Сейчас WayRay движется к индустриализации своей технологии. Для этого компания налаживает сотрудничество с крупными мировыми производителями автомобильных компонентов и материалов. В частности, для создания прозрачной фотополимерной пленки для голографических оптических элементов WayRay недавно заключила эксклюзивное партнерство с крупным производителем инновационных полимеров компанией Covestro AG, которая базируется в немецком Леверкузене. Еще один партнер WayRay — компания AGP eGlass, один из мировых лидеров в сфере разработки и производства высокотехнологичных автомобильных стекол со штаб-квартирой в Генте (Бельгия). Недавно представители этой компании официально сообщили, что они разработали производственное решение, когда в изогнутые автомобильные лобовые стекла интегрируются элементы для передачи голографии. «Голографические лобовые стекла могут быть адаптированы под любую марку и модель автомобиля. WayRay и AGP eGlass уже отработали все этапы производства — от обработки сырья и создания многослойного стекла до нанесения голографической пленки и финального контроля качества. Это гарантирует соответствие стекол всем законодательным и техническим требованиям по безопасности и обеспечивает долговечность службы», — говорится в официальном пресс-релизе AGP eGlass и WayRay.

Помимо этого WayRay развивает сотрудничество и непосредственно с автомобильными компаниями. По словам представителей компании, она уже заключила контракты о сотрудничестве более с чем двумя десятками автопроизводителей, среди которых швейцарская Rinspeed, китайская SAIC Motor, японская Honda, итальянское дизайн-ателье Pininfarina. В частности, этой осенью Pininfarina представила свой концепткар Teorema, где голографический дисплей WayRay проецирует на стекле информацию по принципу дополненной реальности. Благодаря этому решению водитель и пассажиры получают прямо на стекле не только подробные данные о маршруте, но и информацию об окружающих объектах, ландшафте и достопримечательностях. В презентационном ролике Pininfarina демонстрируется, что когда, скажем, в окне машины возникает пейзаж с красивым горным пиком, то рядом с ним в трехмерном формате на стекле появляется название горы, ее высота. Или вот машина едет по городу мимо театра, тут же появляется информация, что сегодня здесь будет спектакль «Пиноккио», цена билета 35 евро.

Производственный старт

К последним публичным выступлениям компании WayRay относится ее участие в Международном автомобильном салоне IAA Mobility 2021 в Мюнхене в середине сентября этого года. Здесь компания презентовала на своем стенде новое поколение голографических дисплеев с дополненной реальностью, которое она назвала Deep Reality Display. В WayRay указывают, что их решение способно превращать лобовое стекло автомобиля в окно в виртуальный мир, через которое водитель и пассажиры смогут увидеть различные типы контента с дополненной реальностью. Разработчики говорят, что принципиальное отличие нового продукта будет заключаться в его возможности отображать виртуальные объекты на различных расстояниях и удалении от водителя и пассажиров, как бы интегрируя их в реальный мир перед автомобилем. При этом представители WayRay объявили, что планируют существенно расширить спектр предоставляемой на дисплее информации: это будет не только навигация или и предупреждения об опасности на дороге, но и еще большой выбор развлекательного контента, включая, например, компьютерные игры. «Запуск этого продукта приближает нас к главной миссии WayRay — сделать любую прозрачную поверхность окном в виртуальные миры», — заявил на презентации продукта Виталий Пономарев.

По его словам, в ближайшее время WayRay рассчитывает достигнуть капитализации в один миллиард долларов — это планируется добиться после успешного запуска собственного производства в Швейцарии, начало работы которого намечено на осень текущего года. Новая производственная площадка WayRay в Швейцарии получила название в стиле компьютерных игр — Sanctuary («заповедник, пристанище). Объявлено, что WayRay будет использовать комплекс площадью около 5000 кв. м швейцарской компании RUAG, которая специализируется на производстве аэрокосмической и военной техники. Здесь будут цеха серийной сборки (сначала мелкими партиями), а также 16 лабораторий для дальнейших исследований. Предполагается, что на новой площадке будет работать более ста сотрудников. Планируемые объемы производства, размер инвестиций и другие детали своего швейцарского производства в WayRay не сообщают, но представители компании обещают, что их трехмерная голографическая навигация будет заметна на автомобилях разных марок уже в 2023 году. Что же касается причин выбора локации для своего производства, то в компании говорят: Швейцарию они выбрали потому, что она находится в непосредственно близости от крупных европейских автопроизводителей. К тому же сюда будет удобно привлекать молодые таланты со всей Европы. Одновременно в компании не исключают возможности появления дополнительных производственных линий в России.

Но WayRay не намерена ограничиваться автомобильным рынком. По словам ее представителей, большой потенциал они видят и в других видах транспорта, например в авиации и в морских кораблях.

Здесь тоже будут востребованы большие трехмерные голографические изображения, когда в далеком море на капитанском мостике или на высоте в кабине пилота будет наглядно виден, скажем, нужный курс судна с важной дополнительной информацией, например о силе ветра или угле наклона фюзеляжа. Если пилот вовремя, не отвлекаясь на приборную доску, сможет видеть такие данные, это, как и на автомобиле, поможет сделать управление таким транспортом еще безопаснее.

Швейцарский завод WayRay должен заработать в октябре этого года, а с 2023-го голографические навигационные дисплеи компании должны быть уже широко представлены на мировом авторынке (на фото: работа в одной из лабораторий WayRay)

Фотографии предоставлены компанией WayRay

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Они идут Они идут

Часы сегодня — средство самовыражения и туристический аттракцион

Вокруг света
2002 год 2002 год

Теракт на Дубровке, футбольный погром, запуск «Масяни» и «Идущие вместе»

Esquire
Углеродные нанотрубки помогут создать плазмонный интерферометр на чипе Углеродные нанотрубки помогут создать плазмонный интерферометр на чипе

Плазменные волны (плазмоны) — это коллективные возбуждения электронов

Популярная механика
Кто раскрутит генератор Кто раскрутит генератор

В России растет спрос на распределенную энергетику

Эксперт
«Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка». Отрывок из книги «Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка». Отрывок из книги

Одна из глав книги «Почему дети убивают» Питера Лангмана

СНОБ
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
«Советский Союз часто называют “империей наоборот”» «Советский Союз часто называют “империей наоборот”»

Нельзя говорить, что Советский Союз был «тюрьмой народов» и поэтому развалился

Эксперт
Сувениры Севера Сувениры Севера

Норильск — город «Норникеля» и ворота главного природного сокровища Заполярья

Robb Report
Одна вокруг света: Панамский канал и путь в неизвестность Одна вокруг света: Панамский канал и путь в неизвестность

Путешественницы рассказывают, как устроена шлюзовая система Панамского канала

Forbes
Как французский орнитолог стал вожаком стаи гусей и летал с ними на зимовку Как французский орнитолог стал вожаком стаи гусей и летал с ними на зимовку

Как орнитолог возглавил косяк и перелетел вместе с гусями через Балтийское море

Популярная механика
Двойная жизнь АТФ: и «батарейка», и нейромедиатор Двойная жизнь АТФ: и «батарейка», и нейромедиатор

Каким образом клеточное «топливо» становится нейромедиатором?

Наука и жизнь
«Я встречаюсь с двумя мужчинами, и мне это нравится» «Я встречаюсь с двумя мужчинами, и мне это нравится»

Чем так привлекательны полигамные отношения?

Psychologies
«Ашрам Шамбалы». Часть 3: Как сбежать из секты и устроить свою жизнь после «Ашрам Шамбалы». Часть 3: Как сбежать из секты и устроить свою жизнь после

Как удалось поймать гуру «Ашрам Шамбалы» и почему секта на этом не закончилась

СНОБ
Одиночное плавание Одиночное плавание

Есть люди, которые вообще не ассоциируются с возрастом. В их числе – Дельфин

Grazia
Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год

Необычная автомобильная подборка – из набора карманных календариков 1976 года

Популярная механика
Экранизации Шерлока Холмса: почему советская с Ливановым — лучшая в мире Экранизации Шерлока Холмса: почему советская с Ливановым — лучшая в мире

Какой именно кинообраз Шерлока Холмса наиболее правильный?

Популярная механика
«Роскошные сапфиры с защитой»: раскрыта тайна любимых украшений принцессы Дианы «Роскошные сапфиры с защитой»: раскрыта тайна любимых украшений принцессы Дианы

Коллекцию принцессы Дианы с сапфирами оценивают в 20 миллионов фунтов стерлингов

Cosmopolitan
Не могу стать матерью: 3 истории личного выбора Не могу стать матерью: 3 истории личного выбора

Есть разные способы стать родителями. Какой из них выбрать?

Psychologies
Счастье — есть: 6 групп продуктов, которые быстро поднимут тебе настроение Счастье — есть: 6 групп продуктов, которые быстро поднимут тебе настроение

Список полезных и при этом улучшающих самочувствие и тонус продуктов

Лиза
Крупным планом Крупным планом

Роман Васьянов попробовал себя в новом качестве – запечатлел Ирину Старшенбаум

Grazia
Мультики для взрослых: как детский кинематограф поможет тебе в жизни (и в карьере) Мультики для взрослых: как детский кинематограф поможет тебе в жизни (и в карьере)

Какие ориентиры могут задать мультфильмы?

Playboy
Магазин на ладони. Как ретейл по всему миру стал «умнее» Магазин на ладони. Как ретейл по всему миру стал «умнее»

Какие инновации и тренды влияют на развитие международной розницы

СНОБ
«Я сплю только с женатыми». История женщины, ставшей серийной любовницей «Я сплю только с женатыми». История женщины, ставшей серийной любовницей

Гвинет Ли после смерти мужа от рака стала «серийной» любовницей

Cosmopolitan
Не от мира сего Не от мира сего

Кто по доброй воле откажется от соцсетей? Есть такие

Psychologies
Умная стрижка, с которой не нужно делать укладку: примеры для волос разной длины Умная стрижка, с которой не нужно делать укладку: примеры для волос разной длины

Умная стрижка — изобретение парикмахеров, которое всем нам просто необходимо

Cosmopolitan
Весить 80 кг при росте 165 см - норма! Врачи требуют пересмотра Весить 80 кг при росте 165 см - норма! Врачи требуют пересмотра

Избавляясь от "лишних" килограммов, каждая пятая женщина наносит ущерб здоровью

Cosmopolitan
«Золотая жила» неслучившейся беды: почему в команде нужно обращать внимание на катастрофы, которых не было «Золотая жила» неслучившейся беды: почему в команде нужно обращать внимание на катастрофы, которых не было

Что, если бы компании могли учиться на своих ошибках, при этом их не совершая?

VC.RU
Японская диета: восходящее Солнце стройности Японская диета: восходящее Солнце стройности

Что нужно знать о японской диете

Cosmopolitan
Для полного счастья Для полного счастья

Все ли тренинги и марафоны от инстаграм-гуру одинаково полезны

Glamour
Открыть в приложении