КамАЗ совместно с немецкой компанией Daimler запустил новый завод кабин

ЭкспертБизнес

Чтобы мужики не жаловались

КамАЗ совместно со своим акционером немецкой компанией Daimler запустил новый завод кабин. Предприятие позволит ведущему российскому производителю тяжелых коммерческих автомобилей приступить к выпуску грузовиков нового поколения и еще больше упрочить свое положение на рынке.

Алексей Грамматчиков

Мощность нового завода «Даймлер КамАЗ Рус» — 55 тыс. кабин в год, инвестиции в проект составили 14 млрд руб. Фото предоставлено компанией «Даймлер Камаз Рус»

Мужики жалуются на ваши кабины», — публично сказал в свое время Владимир Путин генеральному директору КамАЗа Сергею Когогину после своего участия в автопробеге Чита — Хабаровск, где дальнобойщики донесли до главы государства свое мнение о кабинах отечественных грузовиков.

Действительно, кабины у ведущего российского производителя тяжелых коммерческих автомобилей всегда были слабым местом. Для любого водителя было праздником пересесть из кабины КамАЗа за руль Scania, Volvo или другой грузовой иномарки, где комфорт и удобство управления большой машиной были гораздо выше. Камскому предприятию неоднократно предлагали закупать современные технологичные кабины у зарубежного поставщика, но руководство КамАЗа справедливо говорило, что такой шаг повысил бы цену готовой продукции, сделав ее менее конкурентоспособной на рынке. КамАЗ решил идти по другому пути — наладить производство модернизированных кабин у себя в сотрудничестве с зарубежным партнером — немецким автопроизводителем Daimler AG.

Кабины роста

Один из ведущих мировых производителей коммерческих автомобилей немецкий концерн Daimler является акционером КамАЗа с 2008 года, сейчас ему принадлежит 15% российской компании. О совместном строительстве нового завода кабин Daimler и КамАЗ объявили в 2016 году, площадка для нового предприятия была выбрана в Набережных Челнах на территории КамАЗа, общий объем инвестиций в проект составил 14 млрд рублей.

У Daimler в строительстве завода свой интерес: с 2010 года тут по соседству работает совместное предприятие «Даймлер КамАЗ Рус», которое выпускает грузовики Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso (обе марки принадлежат концерну Daimler AG), и по итогам прошлого года СП выпустило соответственно 1700 и 390 автомобилей этих марок, прирост по сравнению с 2017 годом составил 40 и 26%. Предполагается, что примерно 20% продукции нового завода будет выпускаться для нужд Daimler, 80% — для КамАЗа. А его общая производственная мощность составит 55 тыс. кабин в год.

Точное название нового предприятия — Завод каркасов кабин, то есть здесь будут выпускать сваренные и окрашенные каркасы кабины грузовика с металлическими элементами (двери, крыша и проч.). А далее разные пластиковые детали, как внешние (фары, бамперы, стекла и др.), так и внутренние (сиденья, руль, салон), будут добавляться уже на находящихся по соседству заводах Daimler и КамАЗ. При этом сталь, из которой выпускаются кабины, — российская: руководство КамАЗа рассказало, что им удалось добиться от российских металлургов сырья нужного качества.

«По степени автоматизации и применению новых производственных технологий новый завод — лучший в мире», — заявил на открытии предприятия генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус» Андреас Дойшле. Действительно, новое предприятие отличается высоким уровнем автоматизации. Официально объявлено, что на новом заводе создано 700 рабочих мест, но цеха здесь выглядят безлюдно: примерно 80% операций делают промышленные роботы, число которых превышает 120 единиц.

Площадь нового завода — 60 тыс. кв. м, организационно он состоит из четырех цехов: цеха сварки, окраски кабин, логистики и энергоцентра. Самая внушительная армия роботов трудится в цеху сварки, куда разрозненные детали каркаса кабины поступают со склада. Роботы начинают сварку с панели пола, постепенно каркас обрастает боковыми панелями, внутренними деталями и крышей. При этом часть деталей крепятся не только с помощью сварки, а посредством сильно разогретого клея. Далее качество сварочных швов проверяется с помощью ультразвука, а также оптического сканера и механического индикатора.

После сварки кабина поступает в цех окраски, который занимает два этажа. Этот цех отличается современным методом антикоррозийной обработки металла с помощью электрокатофореза, когда кабина полностью погружается в так называемую катофорезную ванну, где под воздействием электричества и химических реакций кузов получает повышенную защиту от коррозии. Далее окраска проходит с использованием передового метода «мокрым по мокрому», когда на еще влажный грунт наносится эмаль. При этом частицы краски имеют электрический заряд, что притягивает их к окрашиваемой поверхности. Это делает окраску более качественной, экономит расход эмали и снижает загрязнение окружающего воздуха.

Новые кабины позволят КамАЗу выпускать грузовики нового поколения К5, первый из них — КАМАЗ-54901 начнет продаваться до конца года. Фото Алексей Грамматчиков

Грузовики нового поколения

Несмотря на натиск зарубежных конкурентов, КамАЗ в последние годы остается лидером российского рынка грузовиков: например, сейчас предприятию принадлежит треть (33,7%) российского рынка грузовых автомобилей: по данным «Автостата», по итогам 2018 года, из 82,2 тыс. проданных в России грузовиков 25,7 тыс. пришлось на продукцию камского завода. При этом своих зарубежных конкурентов КамАЗ обгоняет с большим отрывом — ближайшие иностранные конкуренты, Scania и Volvo, в прошлом году продали в России всего соответственно 6600 и 6300 грузовиков.

Однако, чтобы удерживать лидирующие позиции, КамАЗу необходимо модернизировать свою продукцию и выпускать не отсталые, а современные и комфортные грузовики, которые при более доступной цене по своим потребительским характеристикам могли бы достойно соперничать с зарубежными автомобилями. Запуск производства новых кабин — важный шаг в этом направлении. Руководство КамАЗа говорит, что с началом производства новых кабин предприятие начнет выпускать грузовики нового поколения с внутризаводским индексом К5 (индексом К1 обозначались первые грузовики КамАЗа в конце 1970-х, с конца 1990-х появились машины К2, и т. д.).

О разработке машин этого семейства руководство КамАЗа начало говорить еще в 2015 году, в 2017-м на выставке «Комтранс» в Москве был представлен первый прототип грузовиков нового поколения — магистральный тягач КамАЗ54901, который отличается рядом принципиальных усовершенствований. В частности, рама здесь изготовлена из более прочных и одновременно легких стальных сплавов, новая конструкция осей повысила надежность и грузоподъемность, у машины появились более вместительные топливные баки, новая автоматизированная коробка передач, а также новый мотор — рядный шестицилиндровый двигатель Р6, который отличается хорошей мощностью (400–700 л. с. в зависимости от модификации) и при этом более экономичен, экологичен и облает более высоким ресурсом — 1,5 млн км, это даже выше, чем у многих зарубежных конкурентов. Ну и, наконец, еще один ключевой элемент грузовика нового поколения — новая кабина, которая как раз и будет производиться на новом заводе и которая в Daimler обозначается индексом SFTP (Strategic Future Truck Project). Новая кабина для модели КамАЗ-54901 будет просторной и комфортной, в ней, например, можно стоять в полный рост (расстояние от пола до потолка — 1980 мм, внутренняя ширина — 2270 мм). Продумана и эргономика: все необходимое для управления грузовиком и панель приборов находятся на расстоянии вытянутой руки, кресло водителя имеет широкий диапазон регулировок, оно установлено на пневмоподушке, есть удобное спальное место.

Руководство КамАЗа заявляет, что в перспективе все грузовые автомобили компании будут выпускаться с новыми кабинами SFTP. Как сказал на прессконференции перед церемонией открытия завода Ирек Гумеров, директор по развитию, официальный старт продаж тягачей КамАЗ-54901 будет объявлен в сентябре на выставке «Комтранс» в Москве, до конца года планируется произвести и продать порядка сотни таких машин. «В будущем мы планируем оснащать новыми кабинами весь наш модельный ряд, — заявил Ирек Гумеров. — Через два с половиной года все семейство самосвалов будет оснащено новыми кабинами, и оставшиеся модели со старыми кабинами вряд ли будут выпускаться дольше 2025 года».

Предполагаемая розничная цена российских грузовиков нового поколения еще не объявлена, но при условии сдержанной ценовой политики КамАЗ имеет шансы успешно конкурировать с зарубежными моделями грузовиков, причем как на российском, так и на зарубежных рынках, что позволит компании быстро окупить вложения в новый завод. «Новое поколение российских грузовиков уже будет считаться премиум-сегментом, серийное производство новых КамАЗов позволит компании улучшить показатели маржинальности с пяти–шести процентов по EBITDA до 20–30 процентов уже через несколько лет, — считает Анастасия Соснова, аналитик ИК “Фридом Финанс”. — В новый завод были вложены существенные средства — более 14 миллиардов рублей. Но дизайн, функциональные характеристики, а также цена ниже, чем у основных конкурентов, и, на мой взгляд, это обеспечит востребованность новых грузовиков как в России, так и за рубежом. Таким образом, проект нового завода кабин может окупиться уже за три–пять лет». 

Москва — Набережные Челны

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Многоэтажки — это токсичный актив с коротким сроком жизни» «Многоэтажки — это токсичный актив с коротким сроком жизни»

Массовое строительство железобетонных многоэтажек — тупик для страны

Эксперт
Как понадстроить Россию Как понадстроить Россию

В советское время небоскребы были верной приметой «загнивающего Запада»

Огонёк
«Я предпочитаю изображать проигравших» «Я предпочитаю изображать проигравших»

Работа Роя Андерссона «О бесконечности» получила награду за лучшую режиссуру

Огонёк
Удар по Мадуро. WSJ узнала об отзыве консультантов «Ростеха» из Венесуэлы Удар по Мадуро. WSJ узнала об отзыве консультантов «Ростеха» из Венесуэлы

Россия сократила число своих военных специалистов в Венесуэле

Forbes
Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
Миллиардер Владимир Потанин пожертвовал 100 млн рублей Третьяковской галерее Миллиардер Владимир Потанин пожертвовал 100 млн рублей Третьяковской галерее

На доходы от эндаумента Третьяковка будет пополнять свою коллекцию

Forbes
Город для промышленника Город для промышленника

Импортозамещение — явление, к которому мы обращаемся с завидной регулярностью

Эксперт
Турция: на любой вкус Турция: на любой вкус

В Турции возможно все!

Домашний Очаг
Идеальные летние каникулы Роми Шнайдер и Алена Делона Идеальные летние каникулы Роми Шнайдер и Алена Делона

Спланируйте совместный отпуск по местам «великолепных любовников»

Vogue
«Нужно работать по 15-18 часов»: как изменилась жизнь таксистов с появлением агрегаторов «Нужно работать по 15-18 часов»: как изменилась жизнь таксистов с появлением агрегаторов

Депутаты хотят запретить таксистам работать больше восьми часов в день

Forbes
ЯAVЬ ЯAVЬ

ЯAVЬ похожа скорее на Бьорк, чем на звезду российской поп-сцены

Esquire
Обзор смартфона INOI 7i: большой экран недорого Обзор смартфона INOI 7i: большой экран недорого

Тестируем смартфон за 5990 руб. с экраном 6,2 дюйма и отличной батареей

CHIP
Как за $5 стать совладельцем настоящего Ferrari? Новые финтех-стартапы сделали это возможным Как за $5 стать совладельцем настоящего Ferrari? Новые финтех-стартапы сделали это возможным

Американские финтех-стартапы дают возможность приобрести долю в чем угодно

Forbes
Ле Бурже — 2019: авиапром в условиях новой публичности Ле Бурже — 2019: авиапром в условиях новой публичности

В самолетостроении на наших глазах происходит тихая революция

Forbes
5 веских причин сходить на двойное свидание (тебе понравится) 5 веских причин сходить на двойное свидание (тебе понравится)

Самое время попробовать что-то новенькое!

Playboy
«Держись бога ради»: как Ивана Голунова освобождали из-под стражи. Репортаж Forbes «Держись бога ради»: как Ивана Голунова освобождали из-под стражи. Репортаж Forbes

Журналиста Ивана Голунова поместили под домашний арест

Forbes
От чекистов к олигархам: человек-легенда Филипп Бобков От чекистов к олигархам: человек-легенда Филипп Бобков

Жизнь Филиппа Бобкова стала отражением главных тектонических разломов эпохи

Forbes
Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
«Дон Корлеоне, мне нужна справедливость»: о чем говорит первое «свободное» интервью Кирилла Серебренникова «Дон Корлеоне, мне нужна справедливость»: о чем говорит первое «свободное» интервью Кирилла Серебренникова

Интервью Кирилла Серебренникова

СНОБ
Фитнес вашей мечты Фитнес вашей мечты

Главный секрет успешной тренировки – найти свою мотивацию

Домашний Очаг
Процессор, память или видеокарта? Во что лучше вкладываться при сборке Процессор, память или видеокарта? Во что лучше вкладываться при сборке

На какую из комплектующих стоит тратить бюджет, если он не бесконечный?

CHIP
С высоты птичьего полета С высоты птичьего полета

Расскажем о Рио то, что не пишут в путеводителях, а рекомендуют местные жители

АвтоМир
Секретное лето 41‑го года Секретное лето 41‑го года

Одной из самых очевидных лакун является внезапное начало Отечественной войны

Огонёк
Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы

Но что мы видим на полученном изображении чёрной дыры

Наука и жизнь
Как ноут подключить к телевизору через Wi-Fi Как ноут подключить к телевизору через Wi-Fi

Подключение ноутбука к телевизору по Wi-Fi без проводов

CHIP
Новый оброк для бизнеса: чем угрожает экономике углеродный налог Новый оброк для бизнеса: чем угрожает экономике углеродный налог

Углеродный налог может оказаться нагрузкой, которую экономика не выдержит

Forbes
Последний Golf Последний Golf

Первый серийный электрический компакт от Volkswagen

Quattroruote

Рано или поздно любой крутой рэпер решает выпустить наушники под своим брендом

Популярная механика
5 способов сбросить вес с помощью ходьбы (кроссфитом заниматься не обязательно) 5 способов сбросить вес с помощью ходьбы (кроссфитом заниматься не обязательно)

Лишиться нескольких килограммов с помощью ходьбы вполне реально

Playboy
Bellingcat назвал людей, предположительно причастных к крушению «Боинга» в Донбассе Bellingcat назвал людей, предположительно причастных к крушению «Боинга» в Донбассе

Организация ссылается на информацию из открытых источников

Forbes
Открыть в приложении