КамАЗ совместно с немецкой компанией Daimler запустил новый завод кабин

ЭкспертБизнес

Чтобы мужики не жаловались

КамАЗ совместно со своим акционером немецкой компанией Daimler запустил новый завод кабин. Предприятие позволит ведущему российскому производителю тяжелых коммерческих автомобилей приступить к выпуску грузовиков нового поколения и еще больше упрочить свое положение на рынке.

Алексей Грамматчиков

Мощность нового завода «Даймлер КамАЗ Рус» — 55 тыс. кабин в год, инвестиции в проект составили 14 млрд руб. Фото предоставлено компанией «Даймлер Камаз Рус»

Мужики жалуются на ваши кабины», — публично сказал в свое время Владимир Путин генеральному директору КамАЗа Сергею Когогину после своего участия в автопробеге Чита — Хабаровск, где дальнобойщики донесли до главы государства свое мнение о кабинах отечественных грузовиков.

Действительно, кабины у ведущего российского производителя тяжелых коммерческих автомобилей всегда были слабым местом. Для любого водителя было праздником пересесть из кабины КамАЗа за руль Scania, Volvo или другой грузовой иномарки, где комфорт и удобство управления большой машиной были гораздо выше. Камскому предприятию неоднократно предлагали закупать современные технологичные кабины у зарубежного поставщика, но руководство КамАЗа справедливо говорило, что такой шаг повысил бы цену готовой продукции, сделав ее менее конкурентоспособной на рынке. КамАЗ решил идти по другому пути — наладить производство модернизированных кабин у себя в сотрудничестве с зарубежным партнером — немецким автопроизводителем Daimler AG.

Кабины роста

Один из ведущих мировых производителей коммерческих автомобилей немецкий концерн Daimler является акционером КамАЗа с 2008 года, сейчас ему принадлежит 15% российской компании. О совместном строительстве нового завода кабин Daimler и КамАЗ объявили в 2016 году, площадка для нового предприятия была выбрана в Набережных Челнах на территории КамАЗа, общий объем инвестиций в проект составил 14 млрд рублей.

У Daimler в строительстве завода свой интерес: с 2010 года тут по соседству работает совместное предприятие «Даймлер КамАЗ Рус», которое выпускает грузовики Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso (обе марки принадлежат концерну Daimler AG), и по итогам прошлого года СП выпустило соответственно 1700 и 390 автомобилей этих марок, прирост по сравнению с 2017 годом составил 40 и 26%. Предполагается, что примерно 20% продукции нового завода будет выпускаться для нужд Daimler, 80% — для КамАЗа. А его общая производственная мощность составит 55 тыс. кабин в год.

Точное название нового предприятия — Завод каркасов кабин, то есть здесь будут выпускать сваренные и окрашенные каркасы кабины грузовика с металлическими элементами (двери, крыша и проч.). А далее разные пластиковые детали, как внешние (фары, бамперы, стекла и др.), так и внутренние (сиденья, руль, салон), будут добавляться уже на находящихся по соседству заводах Daimler и КамАЗ. При этом сталь, из которой выпускаются кабины, — российская: руководство КамАЗа рассказало, что им удалось добиться от российских металлургов сырья нужного качества.

«По степени автоматизации и применению новых производственных технологий новый завод — лучший в мире», — заявил на открытии предприятия генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус» Андреас Дойшле. Действительно, новое предприятие отличается высоким уровнем автоматизации. Официально объявлено, что на новом заводе создано 700 рабочих мест, но цеха здесь выглядят безлюдно: примерно 80% операций делают промышленные роботы, число которых превышает 120 единиц.

Площадь нового завода — 60 тыс. кв. м, организационно он состоит из четырех цехов: цеха сварки, окраски кабин, логистики и энергоцентра. Самая внушительная армия роботов трудится в цеху сварки, куда разрозненные детали каркаса кабины поступают со склада. Роботы начинают сварку с панели пола, постепенно каркас обрастает боковыми панелями, внутренними деталями и крышей. При этом часть деталей крепятся не только с помощью сварки, а посредством сильно разогретого клея. Далее качество сварочных швов проверяется с помощью ультразвука, а также оптического сканера и механического индикатора.

После сварки кабина поступает в цех окраски, который занимает два этажа. Этот цех отличается современным методом антикоррозийной обработки металла с помощью электрокатофореза, когда кабина полностью погружается в так называемую катофорезную ванну, где под воздействием электричества и химических реакций кузов получает повышенную защиту от коррозии. Далее окраска проходит с использованием передового метода «мокрым по мокрому», когда на еще влажный грунт наносится эмаль. При этом частицы краски имеют электрический заряд, что притягивает их к окрашиваемой поверхности. Это делает окраску более качественной, экономит расход эмали и снижает загрязнение окружающего воздуха.

Новые кабины позволят КамАЗу выпускать грузовики нового поколения К5, первый из них — КАМАЗ-54901 начнет продаваться до конца года. Фото Алексей Грамматчиков

Грузовики нового поколения

Несмотря на натиск зарубежных конкурентов, КамАЗ в последние годы остается лидером российского рынка грузовиков: например, сейчас предприятию принадлежит треть (33,7%) российского рынка грузовых автомобилей: по данным «Автостата», по итогам 2018 года, из 82,2 тыс. проданных в России грузовиков 25,7 тыс. пришлось на продукцию камского завода. При этом своих зарубежных конкурентов КамАЗ обгоняет с большим отрывом — ближайшие иностранные конкуренты, Scania и Volvo, в прошлом году продали в России всего соответственно 6600 и 6300 грузовиков.

Однако, чтобы удерживать лидирующие позиции, КамАЗу необходимо модернизировать свою продукцию и выпускать не отсталые, а современные и комфортные грузовики, которые при более доступной цене по своим потребительским характеристикам могли бы достойно соперничать с зарубежными автомобилями. Запуск производства новых кабин — важный шаг в этом направлении. Руководство КамАЗа говорит, что с началом производства новых кабин предприятие начнет выпускать грузовики нового поколения с внутризаводским индексом К5 (индексом К1 обозначались первые грузовики КамАЗа в конце 1970-х, с конца 1990-х появились машины К2, и т. д.).

О разработке машин этого семейства руководство КамАЗа начало говорить еще в 2015 году, в 2017-м на выставке «Комтранс» в Москве был представлен первый прототип грузовиков нового поколения — магистральный тягач КамАЗ54901, который отличается рядом принципиальных усовершенствований. В частности, рама здесь изготовлена из более прочных и одновременно легких стальных сплавов, новая конструкция осей повысила надежность и грузоподъемность, у машины появились более вместительные топливные баки, новая автоматизированная коробка передач, а также новый мотор — рядный шестицилиндровый двигатель Р6, который отличается хорошей мощностью (400–700 л. с. в зависимости от модификации) и при этом более экономичен, экологичен и облает более высоким ресурсом — 1,5 млн км, это даже выше, чем у многих зарубежных конкурентов. Ну и, наконец, еще один ключевой элемент грузовика нового поколения — новая кабина, которая как раз и будет производиться на новом заводе и которая в Daimler обозначается индексом SFTP (Strategic Future Truck Project). Новая кабина для модели КамАЗ-54901 будет просторной и комфортной, в ней, например, можно стоять в полный рост (расстояние от пола до потолка — 1980 мм, внутренняя ширина — 2270 мм). Продумана и эргономика: все необходимое для управления грузовиком и панель приборов находятся на расстоянии вытянутой руки, кресло водителя имеет широкий диапазон регулировок, оно установлено на пневмоподушке, есть удобное спальное место.

Руководство КамАЗа заявляет, что в перспективе все грузовые автомобили компании будут выпускаться с новыми кабинами SFTP. Как сказал на прессконференции перед церемонией открытия завода Ирек Гумеров, директор по развитию, официальный старт продаж тягачей КамАЗ-54901 будет объявлен в сентябре на выставке «Комтранс» в Москве, до конца года планируется произвести и продать порядка сотни таких машин. «В будущем мы планируем оснащать новыми кабинами весь наш модельный ряд, — заявил Ирек Гумеров. — Через два с половиной года все семейство самосвалов будет оснащено новыми кабинами, и оставшиеся модели со старыми кабинами вряд ли будут выпускаться дольше 2025 года».

Предполагаемая розничная цена российских грузовиков нового поколения еще не объявлена, но при условии сдержанной ценовой политики КамАЗ имеет шансы успешно конкурировать с зарубежными моделями грузовиков, причем как на российском, так и на зарубежных рынках, что позволит компании быстро окупить вложения в новый завод. «Новое поколение российских грузовиков уже будет считаться премиум-сегментом, серийное производство новых КамАЗов позволит компании улучшить показатели маржинальности с пяти–шести процентов по EBITDA до 20–30 процентов уже через несколько лет, — считает Анастасия Соснова, аналитик ИК “Фридом Финанс”. — В новый завод были вложены существенные средства — более 14 миллиардов рублей. Но дизайн, функциональные характеристики, а также цена ниже, чем у основных конкурентов, и, на мой взгляд, это обеспечит востребованность новых грузовиков как в России, так и за рубежом. Таким образом, проект нового завода кабин может окупиться уже за три–пять лет». 

Москва — Набережные Челны

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дикая ягода в цене Дикая ягода в цене

«Альфа-групп» приобрела контрольный пакет ГК «Русбиоальянс»

Эксперт
США обогнали Китай по числу инвестпроектов в России США обогнали Китай по числу инвестпроектов в России

Россия вошла в топ-20 стран, привлекательных для иностранных инвесторов

Forbes
Новое начало Новое начало

Разработка полноценной системы космического туризма

Популярная механика
Клоуны — серьезные и ранимые парни? Один день циркового клоуна в 2019 году Клоуны — серьезные и ранимые парни? Один день циркового клоуна в 2019 году

Интервью с представителем профессии, о которой мы стали забывать

Playboy
Деньги коллекционера Деньги коллекционера

Распущенные волосы, тысяча долларов мелочью и другие нумизматические сюжеты

Forbes
Тысячекратная доходность. Сколько могут заработать инвесторы Slack благодаря IPO мессенджера Тысячекратная доходность. Сколько могут заработать инвесторы Slack благодаря IPO мессенджера

Среди инвесторов в мессенджер Slack — сооснователи многих успешных стартапов

Forbes
Макияж и уход в жару — главные правила идеального образа Макияж и уход в жару — главные правила идеального образа

Какой косметикой пользоваться, чтобы адаптировать бьюти-образ к жаре

Cosmopolitan
Семь чудес света Семь чудес света

Кому выпадет честь быть крестным отцом сына принца Гарри и Меган Маркл

Tatler
Зависший бумеранг Зависший бумеранг

Как в Восточной Европе обстоят дела сегодня?

Огонёк
Открыта планета, с которой нас легко заметить Открыта планета, с которой нас легко заметить

У одной из ближайших к нам звезд обнаружены две каменистые планеты

Forbes
Для чего нужна антивозрастная медицина Для чего нужна антивозрастная медицина

О достижениях и перспективах развития антивозрастной медицины

СНОБ
С дымком С дымком

Спорить, какое мясо лучше подходит для гриля и барбекю, можно бесконечно

Добрые советы
Суданские активистки о жестоком разгоне протестующих и будущем страны Суданские активистки о жестоком разгоне протестующих и будущем страны

Три очень смелых девушки рассказали, как они пережили последствия революции

Vogue
В унисон с «Артеком» В унисон с «Артеком»

30 и 31 мая в «Артеке» прошел 12-й Международный конкурс «Детская новая волна»

OK!
Digital-невеста: как цифровые технологии меняют свадебную индустрию Digital-невеста: как цифровые технологии меняют свадебную индустрию

Молодожены теперь делают селфи на полароид и устраивают VR-квесты для гостей

Forbes
Колесо фортуны Колесо фортуны

Ноотропы: стоит ли пробовать допинг для интеллекта

Tatler
3 варианта идеального холостяцкого завтрака (5 минут и минимум усилий) 3 варианта идеального холостяцкого завтрака (5 минут и минимум усилий)

Колбаса, гречка, яйца — все, что вы любите

Playboy
Парадокс спойлера. Почему не страшно узнать, что в конце? Парадокс спойлера. Почему не страшно узнать, что в конце?

«Только без спойлеров!» — фраза, которой можно довести до белого каления

Psychologies
Особенности вторичного рынка мужской одежды Особенности вторичного рынка мужской одежды

Особенности мужского рынка вторичных вещей (ресейла) и перепродажи

Esquire
Награда ждет Награда ждет

9 июня в Сочи открывается 30-й «Кинотавр»

Grazia
Что Тиньков, Греф, Кудрин и другие говорили о деле Baring Vostok на Петербургском форуме Что Тиньков, Греф, Кудрин и другие говорили о деле Baring Vostok на Петербургском форуме

Самые интересные цитаты участников ПМЭФ о деле Майкла Калви и его коллег

Forbes
Книги: Андрей Курпатов Книги: Андрей Курпатов

Врач-психотерапевт и основатель интеллектуального кластера «Игры разума»

Собака.ru
Дважды в одну воду: как новый сезон «Большой маленькой лжи» пытается повторить успех первого Дважды в одну воду: как новый сезон «Большой маленькой лжи» пытается повторить успех первого

На HBO и «Амедиатеке» начался второй сезон «Большой маленькой лжи»

Esquire
Как мужчине носить украшения? Как мужчине носить украшения?

Роберт Татеосян советует, как правильно носить украшения

GQ
Я не смогу. Как стереотипы мешают делать карьеру Я не смогу. Как стереотипы мешают делать карьеру

С женщиной, успешно строящей карьеру, связано множество стереотипов

Forbes
День архитектора. Автор «Ельцин Центра» и «Гиперкуба» в «Сколково» о том, как сделать Москву столицей мира День архитектора. Автор «Ельцин Центра» и «Гиперкуба» в «Сколково» о том, как сделать Москву столицей мира

Чем живет архитектор и автор многих известных проектов Борис Бернаскони?

Forbes
Созерцательная терапия Созерцательная терапия

Исследования исцеляющих аспектов медитации

Yoga Journal
Искусство: Елена Кальницкая Искусство: Елена Кальницкая

Директор ГМЗ «Петергоф» руководит самым посещаемым музеем России

Собака.ru
Джеймс МакЭвой: «Разница между актерами и политиками заключается в том, что вы, зрители, знаете, что мы лжем» Джеймс МакЭвой: «Разница между актерами и политиками заключается в том, что вы, зрители, знаете, что мы лжем»

Актер рассказал о съемках в «Людях X», в которых был занят последние десять лет

Esquire
Французские каникулы: как посмотреть самые красивые салюты в День взятия Бастилии Французские каникулы: как посмотреть самые красивые салюты в День взятия Бастилии

Идеальный тайминг путешествия во Францию — середина июля

Forbes
Открыть в приложении