ОЭЗ «Тольятти» интегрируется в мировое производство

ЭкспертБизнес

Целясь на экспорт

ОЭЗ «Тольятти», крупнейший российский кластер по производству автозапчастей, интегрируется в мировое производство

Анна Немолвенко

Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Тольятти», созданная как один из инструментов для решения проблем моногорода Тольятти, в последние годы получила новые импульсы развития. В среднесрочной перспективе она подключится к транспортно-логистическому коридору между Европой и Западным Китаем. Для этого в 2021 году будет достроена железнодорожная ветка от ОЭЗ до существующих путей и открыт таможенный пункт. Кроме того, в этом году «Тольятти» получила дополнительный статус индустриального парка, вошла в границы одноименного города и начала работать с инвесторами по схеме builttosuit — строительство с последующей долгосрочной арендой.

Начиная с автопрома

ОЭЗ «Тольятти» появилась в 2010 году для привлечения инвестиций в Самарскую область на фоне экономического кризиса 2008–2009 годов. Поэтому ее тип был задан как промышленно-производственный, то есть ориентированный на реальный сектор экономики. Инвестор должен был вложить в проект как минимум 120 млн рублей, из них треть — в течение первых трех лет со дня заключения соглашения.

Несмотря на непосредственную близость к городу Тольятти, ОЭЗ юридически относилась к Ставропольскому району Самарской области. Под проект отвели территорию площадью 660 га. Участок впоследствии оснастили необходимой инфраструктурой. Мощность объектов электроснабжения на данный момент составляет 80 МВт, водоснабжения и водоотведения — 7,3 тыс. кубометров в сутки.

За счет бесплатного подключения ко всем инженерным коммуникациям потенциальные инвесторы экономят до 30% затрат по сравнению с капитальным строительством на обычной территории промышленного назначения. К преимуществам размещения на территории ОЭЗ «Тольятти» также относится льготный налоговый режим: налог на прибыль для резидентов составляет 2% в течение первых пяти лет (вне территории ОЭЗ в 2018–2022 годах он составляет 20%), на имущество — 0% на десять лет (вне территории ОЭЗ — 2,2%), на землю — 0% на пять лет (вне территории ОЭЗ — 1,5%), транспортный налог не взимается в течение десяти лет с момента регистрации автомобиля. Кроме того, стоимость аренды земельного участка составляет всего 15 тыс. рублей за гектар в год.

Неудивительно, что первые резиденты ОЭЗ «Тольятти» были связаны с производством автомобильных компонентов для заводов альянса «АвтоВАЗ — Renault — Nissan». Первым производством, запущенным в августе 2014 года, стало ООО «Нобель Автоматив Русиа», производитель компонентов топливных систем, приводов переключения коробок передач.

На данный момент в ОЭЗ работают еще пять заводов — производителей автокомпонентов. Это ООО «Сие Аутомотив Рус» (производство алюминиевых деталей для двигателей Renault), ООО «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (разработка и производство переключателей для коробок передач для АвтоВАЗа и ГАЗа), ООО «Хай-Лекс Рус» (тросы управления для коробок передач, парковочного тормоза, открывания багажника), ООО «Эдша Тольятти» (дверные петли, багажники, ограничители дверей), а также ООО «Гумма лай н» (шланги для тормозной системы автомобиля).

В 2021 году в ОЭЗ планируется запустить еще три предприятия, связанных с автомобильной отраслью.

В апреле 2020-го экспертный совет ОЭЗ одобрил заявку Магнитогорского металлургического комбината, который намерен запустить там уникальный производственно-логистический комплекс для нужд автопромышленности. Его «дочка», ООО «ММК — Производственно-логистический центр Тольятти», расположится в современном комплексе площадью более 30 тыс. кв. м и складской мощностью 150 тыс. тонн. Планируется, что произведенный в Магнитогорске металл будут хранить здесь, обеспечивая автозаводы страны металлопрокатом. Заявленный объем инвестиций в проект составляет 1,3 млрд рублей.

В октябре российская «дочка» французской Faurecia, ООО «Форесия автомобильные решения», сообщила о намерении открыть в ОЭЗ «Тольятти» новое производство автокомпонентов, которое займет более 20 тыс. кв. м. Первая очередь завода начнет работать уже в начале 2021 года. Резидент станет поставщиком для таких АО «АвтоВАЗ», Renault, Nissan и Volkswagen Group Rus.

В марте экспертный совет ОЭЗ также одобрил заявку компании «ИнтЭксПласт», которая намерена запустить производство пластиковых комплектующих и сборочных узлов для АвтоВАЗа. Инвестиции в проект оцениваются в 460 млн рублей.

По официальным оценкам, на автомобильный кластер Самарской области приходится до 60% общего производства автокомпонентов в стране. Это большие цифры. Но возможности площадки ОЭЗ «Тольятти» позволяют увеличить и эти показатели. По совокупности всех факторов сегодня ОЭЗ «Тольятти», пожалуй, лучшее место для размещения автокомпонентного производства в России.

Генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Сергей Андреев

Новый поворот

Резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются не только представители автомобильной отрасли. В их числе, например, фармацевтический завод «Озон фарм», ООО «Мабскейл» (производство субстанций и готовых лекарственных форм), ООО «Полифарм» (лекарственные препараты), ООО СЗМИ (изделия медицинского назначения), ООО «Праксайр-Самара» (дочерняя компания американской Praxair Inc., производитель технических и медицинских газов), Тольяттинская бумажная фабрика (бумага и картон), ООО «ПМ-Композит» (продукция из композитных материалов).

В 2019 году власти региона разработали новую программу развития ОЭЗ «Тольятти». Первоочередной задачей стало развитие транспортной инфраструктуры: строительство новой железнодорожной ветки и расширение автомобильной дороги, — что позволит связать ОЭЗ с действующим транспортным коридором Европа — Западный Китай.

В августе 2020 года стартовало строительство новой железнодорожной ветки длиной 14 км, которая соединит железнодорожную станцию Тольятти с ОЭЗ и пройдет по всей ее территории. Запустить движение грузового железнодорожного транспорта планируется в четвертом квартале 2021 году. Строительство нового объекта финансируют «Российские железные дороги» в рамках концессионного соглашения с правительством Самарской области. Согласно договору, по завершении работ инфраструктурные объекты передадут в собственность региона. Грузооборот ОЭЗ «Тольятти» оценивается в 1,39 млн тонн в год.

В одной связке со строительством этой железнодорожной ветки — реконструкция автомобильной дороги Тольятти — Ягодное. Сейчас она фактически функционирует как маршрут маятниковой миграции жителей населенных пунктов, ближайших к Автограду. Двухполосная трасса давно не справляется с этой нагрузкой. Проектом предусмотрено строительство двух транспортных развязок и расширение проезжей части до четырех полос движения. Первый этап строительства, включающий в себя строительство путепровода, под которым пройдет будущая ветка железной дороги до ОЭЗ, уже завершен. В дальнейшем дорога Тольятти — Ягодное станет частью международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Это будет реализовано после того, как завершится строительство нового моста через Волгу с обходом Тольятти.

Вторым глобальным направлением стала идея создавать и развивать индустриальные парки. При этом было решено, что управляющая компания ОЭЗ начнет работать в формате build-to-suit, когда производственные корпуса строятся под конкретного производителя и затем сдаются ему в долгосрочную аренду. К 2023 году на территории ОЭЗ планируется возвести более 70 тыс. кв. м производственных площадей, говорил министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов.

Реализацию стратегии развития взял на особый контроль глава региона Дмитрий Азаров. В июне 2020 года он подписал закон о включении ОЭЗ в границы Тольятти, и теперь резиденты смогут пользоваться специальными федеральными мерами поддержки инвестпроектов в моногородах.

Масштабные планы властей уже вызвали оживление среди инвесторов. За прошедшие девять месяцев ОЭЗ «Тольятти» уже перевыполнила годовой план по созданию новых рабочих мест резидентами на 7%, а общий объем инвестиций за этот период увеличился на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Минэкономразвития, Россия входит в число стран — лидеров по объему осуществленных инвестиций в ОЭЗ за 2018 год (более новых данных пока нет). Крупнейшие инвесторы — европейские, их вложения составили 90,7%, или 334,4 млрд рублей.

По оценке директора Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрея Шпиленко, формирование новых и расширение действующих ОЭЗ — один из наиболее значимых вопросов повышения инвестиционной привлекательности регионов. «Для частных инвесторов одним из основных преимуществ ОЭЗ является снижение стоимости инвестиционных проектов до 30 процентов за счет предоставления государством налоговых, таможенных и социальных льгот, а также строительства за счет средств регионального бюджета объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры», — подчеркнул он в разговоре с журналистами.

Фото: предоставлено ОЭЗ «Тольятти»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
Глава партии «За правду» Захар Прилепин: Если к нам попросится Горбачев, мы его не возьмем Глава партии «За правду» Захар Прилепин: Если к нам попросится Горбачев, мы его не возьмем

Интервью с Захаром Прилепиным о том, что не так с образом «‎нового будущего»

СНОБ
«Я там, где теория эволюции» «Я там, где теория эволюции»

Основатель КРОК Борис Бобровников занялся кардинальной перестройкой ее бизнеса

Эксперт
Светлана Кузнецова: «Мужчины так сильно бьют, что мне просто страшно» Светлана Кузнецова: «Мужчины так сильно бьют, что мне просто страшно»

Теннисистка Светлана Кузнецова о будущем и прошлом российского тенниса

GQ
Как работать по 4 часа в неделю Как работать по 4 часа в неделю

Как не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть

kiozk originals
Археологи нашли импортные товары в средневековых деревнях Африки Археологи нашли импортные товары в средневековых деревнях Африки

Даже в отдаленные поселения попадали предметы из Месопотамии и Средиземноморья

N+1
Как растут бренды Как растут бренды

О чем не знают маркетологи

kiozk originals
Кира и София Турчак, Ольга и Леон Цулукидзе Кира и София Турчак, Ольга и Леон Цулукидзе

В кабинете у бабушки (директора ДЛТ) холсты Игоря Чоларии и сапоги Кайли Дженнер

Собака.ru
«Атлант, что не расправил плечи»: на Netflix вышел черно-белый шедевр Дэвида Финчера «Манк» «Атлант, что не расправил плечи»: на Netflix вышел черно-белый шедевр Дэвида Финчера «Манк»

«Манк» — биографическая драма Дэвида Финчера о Германе Манкевиче

Forbes
Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов

Навыки работы с людьми, необходимые для достижения лучших результатов

kiozk originals
«Люблю себя больше жизни»: зачем люди женятся на самих себе «Люблю себя больше жизни»: зачем люди женятся на самих себе

Сологамия — новый тренд в свадебной индустрии.

Cosmopolitan
Полярное сияние Полярное сияние

Какой хайлайтер выбрать и как им правильно пользоваться?

Лиза
Как способов прокачать мозги: 6 нетривиальных способов Как способов прокачать мозги: 6 нетривиальных способов

Более того, чтобы поумнеть, тебе почти не придется вставать с дивана

Maxim
Наука гигиены: как часто менять постельное белье и стирать вещи — 9 правил Наука гигиены: как часто менять постельное белье и стирать вещи — 9 правил

Как правильно поддерживать чистоту в доме

Популярная механика
Из-за бабы?! Самые яркие и кровопролитные побоища, спровоцированные женщинами Из-за бабы?! Самые яркие и кровопролитные побоища, спровоцированные женщинами

Иногда причиной военного конфликта становилась обычная женщина

Maxim
Белошвейка из Тура Белошвейка из Тура

Герцогиня де Шеврёз — виртуозная политическая интриганка эпохи двух кардиналов

Дилетант
Старые вещи о главном Старые вещи о главном

Молодой петербургский историк собрал коллекцию дореволюционной одежды

Огонёк
«Беременная гимназистка!»: Юрий Лоза высмеял «обидчивого» Басту «Беременная гимназистка!»: Юрий Лоза высмеял «обидчивого» Басту

Автор шлягера "Плот" раскритиковал наставника шоу "Голос"

Cosmopolitan
4 невероятные истории чудесного выживания в дикой природе 4 невероятные истории чудесного выживания в дикой природе

Истории людей, которые выжили в дикой природе

Maxim
Почему немецкие летчики сбивали так много вражеских самолетов Почему немецкие летчики сбивали так много вражеских самолетов

Что не так с официальной статистикой люфтваффе времен Второй мировой?

Maxim
Александр Маленков: Чудо. Почти рождественский рассказ Александр Маленков: Чудо. Почти рождественский рассказ

Рассказ, который хорошо поясняет, что такое моральное дилемма

СНОБ
Хочу как они! Звездные пары, которые доказали существование любви на всю жизнь Хочу как они! Звездные пары, которые доказали существование любви на всю жизнь

Пары, доказавшие, что настоящую любовь все же не сочинили сказочники

Cosmopolitan
Империя Эльфа: как бывший торговец вымышленной валютой зарабатывает миллионы на раскрутке блогеров Империя Эльфа: как бывший торговец вымышленной валютой зарабатывает миллионы на раскрутке блогеров

В чем причина успеха знаменитого в 2010-е Эльфа-торговца?

Forbes
Лидер и племя Лидер и племя

Пять уровней корпоративной культуры

kiozk originals
Самый быстрый «единорог» в истории: сервис онлайн-мероприятий Hopin за год вырос с нуля до оценки в $2,1 млрд Самый быстрый «единорог» в истории: сервис онлайн-мероприятий Hopin за год вырос с нуля до оценки в $2,1 млрд

Выручка стартапа за полгода выросла в 50 раз — с $450 тысяч до $25 млн

VC.RU
Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта

Коллекция позднепалеолитического комплекса Усть-Кова в Северном Приангарье

Популярная механика
Гипотезу Дарвина о происхождении вторично бескрылых насекомых подтвердили 160 лет спустя Гипотезу Дарвина о происхождении вторично бескрылых насекомых подтвердили 160 лет спустя

Оказалось, что главным фактором их эволюции является сильный ветер

N+1
Making of: как создавался номер с Виктором Цоем (июль – август 2020) Making of: как создавался номер с Виктором Цоем (июль – август 2020)

О концепции спецномеров с героями «из прошлого»

Esquire
Правила жизни Юрия Никулина Правила жизни Юрия Никулина

Правила жизни народного артиста СССР и артиста цирка Юрия Никулина

Esquire
Юрий Сапрыкин, Фонд «Сколково»: «Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес» Юрий Сапрыкин, Фонд «Сколково»: «Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес»

Юрий Сапрыкин из «Сколково» о том, в чем заинтересованы иностранные компании

Inc.
Открыть в приложении