Компания «СМ-клиника» наращивает свое присутствие на рынке частной медицины

ЭкспертЗдоровье

Бизнес как часть организма

Медицинская компания «СМ-клиника» последовательно наращивает свое присутствие на рынке частной медицины, ориентируясь на трансформацию пациентских запросов и комплексный подход к развитию бизнеса

Лина Калянина

Фото: Олег Сердечников

Медицинский бизнес в последнее время не на шутку лихорадит. То ковид — а с ним сначала резкий отток пациентов из клиник и падение выручки, а потом стремительная трансформация бизнеса в пользу антиковидной помощи и специфических услуг. Чуть ковид отступил — и в поликлиниках вал людей с отложенными проблемами здоровья и постковидными синдромами. Прошлогодний старт СВО и мобилизация — опять резкий отток пациентов: люди стали экономить, сократились государственные бюджеты, направляемые в частные клиники для обслуживания пациентов по ОМС. А параллельно научный мейнстрим и маркетологи от IT-индустрии не дают покоя — и уже трудно остаться в стороне от модной антиэйдж-терапии, создания well-being экосистем и применения медицинских гаджетов. И пока неизвестно, что принесут мировые экономические бури в этом году.

Обычным людям психологи в ситуации стресса советуют больше прислушиваться к себе, сосредоточиться на базовых потребностях и простых радостях жизни. Те же советы могут подойти и для сохранения стабильности медицинского бизнеса в условиях тотального шторма: сосредоточиться на оказании качественной медицинской помощи без сверхзадач по капитализации, укрупнению бизнеса и развития новомодных направлений.

Основатель многопрофильного медицинского холдинга «СМклиника» Николай Смыслов изначально следовал стратегии исходить из запросов пациентов, примеряя свои бизнес-решения на себя как на пациента. Спустя двадцать лет после открытия первой клиники, без крупных инвесторов и больших слияний и поглощений бывшему военному Смыслову удалось создать медицинский холдинг, который стал одним из лидеров на российском рынке. В рейтинге топ-200 частных клиник аналитического центра Vademecum за 2021 год «СМ-клиника» заняла четвертую позицию после компаний «Медси», «Мать и дитя» и ЕМС, имеющих мощную финансовую поддержку со стороны крупных акционеров и биржевых инвесторов.

В интервью «Эксперту» Николай Смыслов постоянно говорит о важных для предпринимателя в его сфере ценностях: много трудиться, понимать психологию и запросы человека, развивать профессионализм своих сотрудников, чувствовать изменения, трезво их оценивать, иметь мечту. Ниже — подробности нашего разговора.

— Вы долгие годы избегали публичности, медиаактивности, о вашей компании мало что известно. Но в последнее время многим стало заметно, что произошла качественная трансформация вашей компании: «СМ-клиника» стала серьезным игроком на рынке, вошла в пятерку лидеров рынка частной медицины. Как вы сами оцениваете свое сегодняшнее состояние?

— Вы правы, долгое время мне было неловко выступать, я думал, что мы еще недостаточно сделали, нужно наработать имя, чего-то добиться. Некоторое время назад я понял, что наша компания уже чего-то стоит на рынке. Я на Новый год ездил в Антарктиду, в нашей группе было порядка семидесяти человек, понятно, не бедных, потому что поездка дорогая. И вот мы обменивались информацией, кто чем занимается. Я когда рассказал про себя, было удивительно, что люди с Урала говорили: «Знаем вашу клинику, когда в Москву приезжаем, лечимся только у вас». Из Питера один даже пошутил: «Сын мой от вас не вылезает, а я за него плачу». Мы посмеялись, подружились даже. Сейчас не стыдно стало выступать, говорить о своей компании. Хотя и раньше не стыдно было.

— Если спуститься на уровень компетенций, что у вас сложилось, на ваш взгляд?

— Я не врач и всегда рассуждал с точки зрения пациента: что бы я сам хотел получить, приходя в частную клинику. Исходя из своего личного опыта в медицинском бизнесе я уделяю внимание двум вещам — оказанию комплексной медицинской помощи и сервису. Мы боремся не за первичных пациентов, а за то, чтобы люди к нам возвращались, за их лояльность. Развод пациентов на деньги мы жестко пресекаем, на нас иногда врачи обижаются и даже уходят из-за этого, потому что мы драконовские меры применяем к таким желающим заработать. В принципе, все врачи в стране имеют одну и ту же квалификацию, одни и те же вузы оканчивают. Оборудование во всех частных медицинских центрах в той или иной степени одинаковое. А вот сервис — очень важная составляющая. Когда человек, особенно мужчина, приходит в поликлинику, он не знает, куда ему обратиться, ему нужна маршрутизация, чтобы не чувствовать себя никому не нужным. Мы в этом плане очень стараемся.

— Развитие частного медицинского бизнеса шло в направлении усложнения медицинской помощи. Сначала амбулаторное лечение, потом хирургическая помощь, стационары и сейчас уже центры ядерной терапии у некоторых. И чем сложнее направление, дороже лечение, тем больше ставка на привлечение бюджетных пациентов по ОМС. А какая у вас стратегия развития?

— Я считаю, что участвовать в ОМС частному бизнесу не нужно. У меня нет ни одного пациента по ОМС. Будет государству нужно, я помогу. Но я не хочу из государства тянуть деньги. Как раз сейчас все частники, «подсевшие» на ОМС-пациентов, жалуются на сокращение государственного финансирования, им подрезали бюджеты, тарифы, и теперь не хватает средств на расходы. Я оттягиваю на себя пациентов, которые заполнили бы государственные клиники, и таким образом я облегчаю государству жизнь. Пусть они государственные больницы наполняют, дают им квоты и так далее.

В моем представлении, если ты частная клиника, деньги нужно зарабатывать частным образом, не вытаскивать государевы деньги. При этом я прогосударственный, ни я, ни моя семья не собираемся за границей жить. Мои сыновья работают, никто из них от мобилизации не бежал. Сын, он врач-хирург, сказал: «Призовут — я пойду, не вопрос». То есть мы государственники, но мы занимаемся бизнесом. У меня белая компания, я плачу налоги, у нас больше восьми тысяч человек обеспечены работой, зарплатой. У нас даже ДМС составляет только пять процентов.

— Не припомню еще такой большой компании, которая практически полностью ориентировалась бы на розничный оборот. Чтобы выручки от розничных пациентов хватало на жизнь.

— Хватает, при этом мы цены стараемся держать, сильно их не повышаем, потому что понимаем, что у пациентов кошелек не безграничный. Если вернуться к вашему вопросу о стратегии расширения бизнеса по направлениям, то мы развиваемся органически. Стараемся охватить все направления — терапевтическая, диагностическая, хирургическая помощь. Ядерную медицину я точно не буду делать, потому что, во-первых, это достаточно большие затраты, и во-вторых, это супервысокотехнологическая помощь, больше прерогатива государства.

В плане развития направлений мой главный подход — комплексность. Нас иногда называют «государство в государстве»: мы все имеем свое — от прачечной до инженерной службы. Например, в прошлом году мы открыли, я считаю, один из лучших лабораторно-диагностических центров в Москве. Лаборатория у нас существовала с 2009 года, а в 2022-м мы ее перевезли, значительно увеличили площади, добавили более серьезную автоматизацию. Или, например, наша инженерная служба, которая ремонтирует почти все медицинское оборудование: мы сами обеспечиваем поставки запчастей, получили сертификаты от Siemens, Olympus и других, что мы можем ремонтировать технику этих компаний.

Еще пример — популярное сейчас на рынке направление ЭКО. Кстати, по этому направлению многие частные клиники, работающие по ОМС, сейчас тоже страдают, так как финансирование на это было урезано. Я ни копейки не беру у государства, просто приходят люди, и мы работаем. И я обучал своих врачей по ЭКО в Испании, Англии, Японии. И результат нашей работы очень высокий по рынку: в 47 процентах случаев наступает беременность.

— Какова была логика открытия стационаров?

— Сначала начали делать операции по гинекологии, урологии, флебологии, потом поняли, что спрос все больше и больше. Те пациенты, которые к нам приходят в поликлинику, хотят и операции делать у нас. Потом мы столкнулись с тем, что пациента не всегда с приема можно как-то вывести, только если вызвать скорую помощь. Поэтому мы сделали в одной из клиник первый стационар. У нас было 17 коек, три хирурга, которые делали небольшие операции. Пошло, пошло, стали развиваться, привлекать серьезные кадры. Сейчас у нас 340 коек — это уже тянет на большую больницу. И, естественно, по стационарам тоже стала возникать специализация в разных клиниках.

— В основном под хирургию стационары?

— Терапевтические отделения тоже есть — без них никуда не денешься. Но моя мечта — сделать реабилитационный центр! Есть одно здание, которое мы пытаемся выкупить. Если мне это удастся, то у меня уже готов под него большой проект, это в Солнечногорске, где наша клиника.

— Что это будет?

— Я очень хочу сделать многопрофильный реабилитационный центр, в котором будет отделение и для пожилых людей, и для восстановления после травм, и для восстановления после инсультов, достаточно широкий спектр. По пожилым очень востребовано. Люди не могут стариков одних оставить дома, например, чтобы поехать в отпуск. А если их в такой реабилитационный центр положить на две недели, прокапать, подлечить, они полгода-год будут бегать. Я по своим знаю: мама до 94 лет так дожила. В таких центрах они под присмотром, общение опять же.

Я был в Испании, возил туда главных врачей, мы посетили реабилитационный центр. Они там безногих учат плавать и на горных лыжах кататься. Восстанавливают людей, чтобы они жили нормально, учат их заново писать, рисовать и так далее. Плюс психологическая помощь людям нужна колоссальная. Ведь, например, после бариатрической операции (бариатрическая хирургия — раздел медицины, направленный на лечение ожирения с помощью оперативных методик. — «Эксперт») человек худеет, но, если с ним не будет работать психолог, он через какое-то время опять начнет отъедаться, потому что у него это в голове. Вообще, комплексный подход всегда нужен.

— Специализация еще и экономически эффективна?

— Конечно. Можно в каждой клинике сделать центр репродуктивного здоровья, но это сколько дорогостоящего оборудования надо тогда в каждую клинику, а так все в одном месте собрано, специалисты опять же, с кадрами очень тяжело. Или, например, хирургия та же. Мы в одной клинике сделали центр бариатрической хирургии: собрали туда специалистов, подобрали специальные КТ, МРТ, рентген, которые выдерживают вес пациента от 200 до 300 килограммов. То есть все оборудование подбирается под профили клиник. Ортопедию, травматологию собрали в клинике в Черемушках, подключили к работе кафедру из Университета дружбы народов к этой работе. Мы первые в России поставили там 3D-рентген, который позволяет делать снимки в трех проекциях, сшивать эти снимки в одну картинку, при этом пациент при проведении исследования находится в одном положении.

— Как принимаются решения о развитии новых направлений? У вас есть список задач, вы пишете бизнес-план или действуете интуитивно?

— Здесь тоже комплексный подход. Говорить, что мы такие суперумные, что мы все заранее расписываем, а потом делаем, — это не так, врать не буду. Иногда что-то по наитию бывает, чувствуем, какое-то направление пошло, собрались быстро — у нас нет такой бюрократии, чтобы докладные в десять инстанций писать, — решили сделать, делаем. Бывает, врач приходит, приносит какую-то идею, где-то вычитал в журнале, съездил на конференцию — мы поощряем, чтобы наши врачи учились. Мы быстро прикинули, вроде должно пойти, сделали. Ошиблись — значит ошиблись, это же наша ошибка, не чужая.

Локомотив бизнеса — комплексный подход

— Вы в среднем ценовом сегменте работаете?

— В среднем. Я всегда позиционировал наши клиники в среднем сегменте, никогда не задумывался о премиуме. Во все кризисы випы часто переходят в средний сегмент, и поэтому средний сегмент более стабильный, я с ним и работаю.

— Какая у вас динамика выручки?

— Все двадцать лет мы ниже 20 процентов в год не опускались. Опустились ниже только в прошлом году — по понятным причинам, но в позапрошлом у нас был рост оборотов медцентров почти 27 процентов.

— Средний рост рынка оценивается в 10 процентов в прошлом году.

— У нас 13 процентов было. Этот год я планирую, если еще бóльших катаклизмов не будет, получить рост 23–24 процента. Прошлый год у всех был достаточно тяжелый, колебания спроса были сильные, лихорадило прилично нас, особенно в начале СВО и после объявления мобилизации. Хотя наши коллеги в Сбере сказали нам, что 13 процентов — это очень приличный рост для прошлого года.

— Нестабильность была за счет отъезда людей из страны?

— Даже не из-за этого, а из-за того, что люди затаились, перестали тратить деньги, не понимая, что с ними будет завтра.

— Какие-то постковидные последствия для здоровья людей вы отмечаете?

— Я считаю, одна из значимых постковидных проблем — это проблема с памятью. Сейчас мы это направление пытаемся развить в наших клиниках, потому что запрос очень высокий. Я, например, даже по себе знаю, я очень легко перенес ковид, даже обвинял своих сотрудников в том, что они хотят две недели отдохнуть не по делу. У меня температуры не было, вообще никаких симптомов. Но вот память пострадала, сейчас приходится стихи заучивать, английский зубрить, турецкий.

— Какие направления вы сейчас считаете перспективными с точки зрения роста выручки?

— Если в общем говорить, то сейчас хирургия достаточно высокий драйвер роста, стоматология, и мы ее сейчас развиваем, в том числе за счет нового оборудования. Лаборатория тоже активно развивается — мы все меньше анализов на сторону отдаем. Какие-то, например генетические, мы так и будем всю жизнь отдавать, потому что нецелесообразно ставить такое оборудование, оно не будет окупаться, так как нет большого спроса. А все остальное, процентов 95, мы уже делаем сами. Мы не выделяем какие-то направления, мы все-таки действуем комплексно. Вот, например, скорая помощь, я не скажу, что она дает какую-то большую прибыль, но это сервисная составляющая, нам важно перевести пациента, например, срочно из поликлиники в стационар. Наша скорая работает не покладая рук, хотя денег особых не приносит.

Почему мы аптеки в каждой клинике сделали? Потому что это тоже сервис. Пациент выходит от врача, ему выписали лекарство, он сразу купил. Просто я по себе сужу: если я уйду из поликлиники, поеду на машине, то я еще не знаю, заеду или нет в аптеку. Кафе, например, тоже как сервис работает, денег оно не дает нам больших, но удобно: муж не будет ждать жену у кабинета гинеколога, он лучше в кафе пойдет. Или пациент после УЗИ брюшной полости или сдачи анализов может поесть. Ему на работу надо бежать — а тут, пожалуйста, бутерброды есть, яичницу сделают. Мы к этому подходим немножко пошире. Иногда ты не получаешь напрямую деньги, но они приносят тебе возможность заработать на чем-то другом.

— Сейчас ваши коллеги думают над расширением медицинского бизнеса через развитие превентивной медицины, различных антиэйдж-направлений, связанных с питанием, фитнесом, хорошим самочувствием в целом. Что вы об этом думаете?

— Я не вижу, чтобы кто-то серьезно занялся антиэйджмедициной. Для этого пока нет достаточной научной базы. Мы предлагаем сейчас в большей степени профилактическое лечение: рекомендуем заранее пройти тесты на онкологию, диспансеризацию. А дальше, в зависимости от результатов, наши врачи предлагают различные профилактические мероприятия — витамины, лекарства, общие рекомендации. Я вам больше скажу. Мы когда-то пытались сделать клинику долголетия, и ничего не получилось. Это один из проектов, который у нас не пошел. Мы все равно пришли к профилактике. Все остальное, я считаю, от лукавого.

— Сейчас во всем мире актуальный тренд на применение медицинских гаджетов, диагностирующих различные показатели здоровья. Как вы относитесь к перспективам их использования в медицинской практике?

— На мой взгляд, пока каких-то серьезных гаджетов, которые могли бы быть полезными, мягко говоря, не так много. Ко мне многие производители, стартапы приходят с предложениями закупить их продукцию для пациентов. Но мне кажется, что пока это все больше для привязки пациента к врачу, к клинике. Потому что если сигнал с гаджета будет поступать врачу, нужно, чтобы работал какой-то диспетчерский центр, работала скорая помощь, которая могла бы немедленно выехать, и так далее. Пока еще не пришло время для таких вещей. Я просто не вижу реальной пользы, она, наверное, какая-то есть, я не спорю, но мне наступать на кошелек пациента не сильно хочется.

Николай Смыслов: «Российская медицина ничуть не хуже, чем зарубежная. По сервису мы даже лучше многих и по деньгам намного доступнее». Фото: Олег Сердечников

Органический рост

— Как дорого стоит открыть клинику?

— Могу назвать точные цифры. Открыть клинику в две тысячи квадратных метров с минимальным хорошим оборудованием, с хорошим ремонтом стоит порядка ста миллионов рублей. Из них половина средств — это ремонт. Если ставить КТ, МРТ, то это еще пятьдесят миллионов рублей. Клиники трехсотметровые мне неинтересны. Туда КТ не поставишь, рентген не поставишь. Пациент пришел, у него выявили хрипы — значит, надо его отправить на рентген, а пациенту не очень удобно ехать куда-то, он нездоров. Поэтому хорошо, если рентген есть. Я считаю, что оптимальные размеры клиники — это где-то полторы-две тысячи квадратных метров, это поликлиника с хорошим набором диагностики. Если плюс еще стационар, то это четыре-пять тысяч метров минимум и дороже раза в три. У меня не получается дешевле строить. Я просто стараюсь все делать качественно. В любой нашей клинике должны быть хорошая мебель, хорошие условия и для врача, и для пациента, современное оборудование.

— Сколько по времени будет окупаться клиника в две тысячи метров?

— По-разному. Есть клиники, которые окупаются за три года, а есть которые за семь лет. Это все зависит от их местоположения, от того, насколько мы угадали с главным врачом, как она управляется, какой там персонал и так далее — много факторов.

— А с зарубежными клиниками себя сравнивали когда-нибудь?

— Много ездили по миру, смотрели. В знаменитую американскую клинику Мэйо не ездили, но с их сотрудниками общались, в конференциях вместе участвовали. В свое время мы брали их за образец. В Испании смотрели медицинские центры, в Израиль ездили. В итоге мы убедились, что наша российская медицина ничуть не хуже, по сервису мы даже лучше многих и по деньгам намного доступнее. Поэтому мы себя ни с кем не сравниваем, мы и в России-то стараемся ни с кем себя не сравнивать.

— Вы на свои деньги развиваетесь или берете банковские кредиты?

— Мы берем кредиты, но сторонних инвесторов мы не привлекаем, на IPO выходить не планирую. У нас семейный бизнес. С банками отношения прекрасные, они нам дают кредиты на льготных условиях, к нам относятся как к надежному клиенту. Мы в прошлом году девять проектов запустили, поэтому у нас кредитная линия выросла.

— Как вы оцениваете рентабельность своего бизнеса?

— Я не люблю эти все EBITDA и прочее. При том что у меня второе образование — экономическое, я доктор экономических наук. Я считаю, ты можешь развиваться только тогда, когда точно знаешь свою чистую прибыль. Есть затраты, есть чистая прибыль. Из этой чистой прибыли живу я как собственник, моя семья, и часть денег идет на развитие. Поэтому эти две вещи — затраты и чистую прибыль — я четко знаю.

— Насколько прибыльный этот бизнес? Всем кажется, что медицина сейчас приносит большие деньги.

— Вы знаете, не очень большие. Сейчас мы поставили себе задачу добиться рентабельности в 15 процентов. Пока идем где-то процентов на 12. Потому что мы работаем вбелую, фонд заработной платы большой — порядка 45 процентов всех расходов, налоги большие достаточно. Нас спасает то, что налога на прибыль в медицине нет, это, конечно, позволяет нам держать прибыльность. При обороте месячном, например, в два миллиарда иметь 10 процентов чистой прибыли, которой хватает и семью содержать, и покупать какое-то оборудование, и развиваться дальше. У нас и на этот год планы большие.

— Связанные с новыми проектами?

— Да, новые проекты. У нас клиника ЭКО переезжает в новое здание, у нас в Питере открывается еще одна клиника. Сейчас мы рассматриваем еще два предложения по объектам недвижимости под клинику.

— Сейчас по рынку идет волна слияний и поглощений. Особенно часто федеральные компании покупают региональные сети и клиники. Как вы к этому относитесь?

— Я прорабатывал этот вопрос, я мог бы купить несколько сетей и иметь сейчас уже не 27 клиник, а 40 или 50. Но что мы реально приобретаем, когда покупаем другую сеть? Как правило, допустим, из 10 клиник мы покупаем 10 помещений, которые в аренде, уже все изношены, потому что никто перед продажей вкладываться в ремонт не будет. Оборудование тоже такое, что стыдно туда пациентов приглашать. Персонал, как правило, уже в разброде и шатании, начинает работать на себя, берет с пациентов в кабинетах деньги. Это люди, которые меня абсолютно не устраивают.

В частности, вот мы недавно купили поликлинику, две трети персонала уволилось, осталась треть, мы сейчас к ним приглядываемся. В итоге получаешь какой-то набор оборудования, арендованное помещение, слава богу, что ремонт только косметический, а не капитальный, лицензии, которые там есть. Да, это стоит денег, но стоит ли платить какие-то большие деньги? Все равно с этими людьми придется работать. У нас свое программное обеспечение, их придется обучать, все внедрять. Самое главное, наши принципы зачастую совершенно другие, чем у этих людей. А покупать клиники, которые разоряются, — зачем? Поэтому появляется проект, мы его изучаем. И в большинстве случаев отказываемся от покупки. Я для себя такой цели не ставлю. Мне проще органически расти: нашел помещение, отремонтировал, запустил клинику, постепенно набрал людей, создал костяк коллектива.

Обычно как это происходит: ты набираешь, допустим, сто человек, из них пятьдесят — это люди, которые мотаются из клиники в клинику, ищут золотую жилу. К оставшимся пятидесяти постепенно начинаешь добавлять. Потом из следующих опять ушло какое-то количество. Новых набираешь, постепенно костяк формируется. В первую очередь руководителей, главных врачей, которые будут действительно заниматься развитием клиники, очень сложно подобрать. Недавно уволили мы главного врача, вроде и опыт работы колоссальный был, и энергии хватает, но, понимаете, когда она мне заявляет, что она только с 30 процентами личного состава работает, а с остальными работают ее замы, я этого не понимаю. То ли у меня школа старая. Я когда погоны носил, был полковником, у меня личный состав — офицеры, с ними надо было работать, я знал их жен, мужей и так далее. Я знал их сильные и слабые стороны. А она у двух третей личного состава даже не знает фамилий. Как так? Проработать почти два года главным врачом и не знать триста человек? У меня больше восьми тысяч, я всех не назову, но четверть точно знаю. Я иногда фамилию не помню, но все равно здороваемся. В клинику приедешь, три круга пройдешь, со всеми по три раза поздороваешься, потому что всех не знаешь, боишься, что кому-то руку не протянешь, скажут, зазнался.

— То же самое касается и географической экспансии? Такие же сложности?

— Не то что сложности, просто периферия — она другая. Я сам из маленького городка Змеиногорска на Алтае, родился там и прожил до училища. Там живут немного другой жизнью, там есть определенные элиты, свое руководство. Туда надо очень плавно и аккуратно входить. Везде отношение к москвичам типа «опять москвичи все скупили». Вы же это слышали не раз. Это абсолютно нормально. Поэтому мы в Рязань вошли — хороший друг у меня в Рязани, он строитель, одну клинику построил, сейчас вторую собирается строить. В Иваново у нас человек, с которым мы в хороших отношениях, сейчас рассматриваем Нижний Новгород.

— Через личный контакт вход?

— Личные контакты, какие-то отношения, их надо вначале выстроить, чтобы кто-то тебе помог, чтобы с кем-то ты мог контактировать. Потому что периферия сложная. Там все немножко не так.

Удочка для детей

— К вам инвесторы приходили? Предлагали продать бизнес или купить долю?

— Были разные предложения, в том числе со стороны крупнейших медицинских и финансовых компаний. Но мне нравится мой бизнес, я хочу им заниматься. У меня есть кому передать свой бизнес, у меня младший сын Иван, врач-хирург, он первый заместитель сейчас. Он очень здорово прибавил за последние годы. Главным врачом проработал в самых тяжелых клиниках, пока я его сюда в офис не забрал. Кстати, все три клиники вывел в передовые не потому, что папа ему помогал, а сам работал. Самую тяжелую клинику на ВДНХ он тоже в свое время поднял: она не могла выйти на позитивную динамику, с его помощью процентов на 30 обороты увеличили, даже больше. Он толковый, ему нравится то, что он делает, и он с удовольствием работает. Надежный парень. У меня внуки в медицину идут.

— Если деньги постоянно пускать на развитие, так и разбогатеть не удастся.

— Как вам сказать… На счетах — да, денег у меня немного. Но а так — у меня семь внуков, дети, жена, коллектив. У всех есть жилье, машины, все есть. Деньги с собой же не заберешь, а детям оставлять надо удочку, а не рыбу, рыбу съедят, и все. А так работать будут.

— Вы не врач по образованию. Это хорошо или плохо для вашего дела? Удается понять специфику?

— Я вообще преклоняюсь перед этой профессией, я мечтал быть врачом, но так судьба сложилась, что на нашу улицу приехал офицер — окончил училище с нашей деревни парень. И родители мои: «Давай иди, надевай погоны». Короче, запихнули меня в командное училище, потом служил. А хотел быть врачом. Самое главное, чтобы врач свою работу любил. Если врач учился хорошо, если он любит свою работу, все будет хорошо.

— Риски развития семейных компаний без других акционеров или инвесторов связаны с отсутствием внешнего арбитража. Все в ваших руках. Вы сами говорите, что у вас государство в государстве.

— Я понимаю, о чем вы говорите. Но судя по тем результатам, которых мы сейчас добиваемся, мы идем пока правильно. К тому же мой стиль управления немного необычный: если я назначаю человека на должность, я никогда не вмешиваюсь в его деятельность, смотрю со стороны и вмешиваюсь только тогда, когда вижу, что сбои пошли. Тогда я приглашаю, беседую, и мы решаем. Я иногда говорю так: слушай, я чувствую, что у нас начинает служба проваливаться, со мной руководитель этой службы начинает спорить, говорит, что все в порядке. Через месяц приходит, говорит: блин, правда, служба проваливается. Когда ты создаешь какой-то механизм — мне бы очень хотелось, чтобы Иван это тоже сейчас почувствовал, — ты его чувствуешь, как свой организм. Когда какая-то часть организма начинает заболевать, ты все это чувствуешь заранее. Я сейчас говорю о каких-то оккультных вещах, но на самом деле это так, потому что я этот создаваемый мною механизм чувствую, я его люблю. И мои сотрудники, мои замы — я считаю, что на сегодняшний день у меня самая профессиональная команда, которая когда-либо была в компании, — они горят за свою работу, как за свое личное дело.

Многопрофильный медицинский холдинг «СМ-клиника» — федеральная сеть частных клиник, состоящая из 27 многопрофильных медицинских центров для взрослых и детей в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Рязани и Иванове. Ежегодно клиники посещают более 600 тыс. пациентов. Холдинг является одним из лидеров рынка коммерческой медицины России, входит в топ-5 частных клиник в рейтинге Vademecum «Топ-200 частных многопрофильных клиник в России». Общий оборот холдинга в прошлом году составил 16,8 млрд рублей. Число сотрудников — более 8000 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зачем России мигранты Зачем России мигранты

Хотя мигрантов в России достаточно, миграционной политики в стране нет

Эксперт
Машинное обучение не даст таракану-киборгу сидеть на месте Машинное обучение не даст таракану-киборгу сидеть на месте

Алгоритм уменьшает время простоя таракана на 78 процентов

N+1
Как подняться в условиях санкций Как подняться в условиях санкций

В России не производят скоростные лифты

Эксперт
У принца Гарри диагностировали СДВГ. Что это за заболевание и как оно проявляется у взрослых? У принца Гарри диагностировали СДВГ. Что это за заболевание и как оно проявляется у взрослых?

В чем выражается СДВГ у взрослых людей? Как его выявить?

Psychologies
Игорь Мишин: «Онлайн-кинотеатры сегодня — индустрия, где формируются новые тенденции» Игорь Мишин: «Онлайн-кинотеатры сегодня — индустрия, где формируются новые тенденции»

О том, как создавался бренд KION, о работе со студиями и продвижении сериалов

Эксперт
Как будто на айфон сняли: ученые получили самый подробный МРТ-снимок мозга Как будто на айфон сняли: ученые получили самый подробный МРТ-снимок мозга

Качество этого изображения в 27 тысяч раз лучше, чем у предыдущих снимков мозга

Вокруг света
Вниманию шопоголиков Вниманию шопоголиков

6 уловок в магазинах одежды, на которые мы часто попадаемся

Лиза
Гормон победителей дофамин: почему мы от него зависим Гормон победителей дофамин: почему мы от него зависим

Как использовать дофамин себе во благо и не попасть в ловушку зависимости

Правила жизни
Цитофлуориметрия твердых тканей сократила время поиска опухолевых клеток во время операции Цитофлуориметрия твердых тканей сократила время поиска опухолевых клеток во время операции

Немецкие ученые разработали подход для быстрого обнаружения опухолевых клеток

N+1
Роборука может идентифицировать объект одним прикосновением Роборука может идентифицировать объект одним прикосновением

Ученые разработали роботизированную руку, которая использует сенсорное осязание

ТехИнсайдер
«Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак» «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»

Как Островский превращает всеобщее человеческое в национальное загадочное

Weekend
Как защитить пожилых родственников от мошенников Как защитить пожилых родственников от мошенников

Как защитить наших бабушек и дедушек от классических разводов псевдоследователей

CHIP
Что русскому хорошо: 4 вещи, которые возмутили немцев во время путешествия по России Что русскому хорошо: 4 вещи, которые возмутили немцев во время путешествия по России

Некоторые ситуации во время путешествия по России показались немцам вопиющими

Вокруг света
Семь вещей, которые раздражают нас в автомобиле Семь вещей, которые раздражают нас в автомобиле

Низкопрофильные шины, сенсорные панели и многое другое: что раздражает водителей

4x4 Club
Постсоветская молодежь: мечтают о больших деньгах и не готовы бороться за права Постсоветская молодежь: мечтают о больших деньгах и не готовы бороться за права

Отрывок из книги «Постсоветская молодежь: предварительные итоги»

Forbes
Циркадные ритмы – как самому настроить свои «биологические часы»? Циркадные ритмы – как самому настроить свои «биологические часы»?

Что же представляют собой биоритмы и как человек может нормализовать свой сон

ТехИнсайдер
Гнилая ниточка. Как одна «абсолютно счастливая женщина» справлялась с алкогольной зависимостью в семье Гнилая ниточка. Как одна «абсолютно счастливая женщина» справлялась с алкогольной зависимостью в семье

Алевтина Кондратьевна всю жизнь боролась с пьянством в семье

СНОБ
Ока, храмы и калачи: что делать в Муроме — гайд по городу Ока, храмы и калачи: что делать в Муроме — гайд по городу

Советуем присмотреться к менее известным точкам на карте, например, Мурому

Psychologies
«Вишневый сад» по-испански. О победителе Берлинского кинофестиваля «Земля Алькаррас» «Вишневый сад» по-испански. О победителе Берлинского кинофестиваля «Земля Алькаррас»

О важных изменениях устройства цивилизации — в фильме «Земля Алькаррас»

СНОБ
Искусственный интеллект и римское право Искусственный интеллект и римское право

Сможет ли искусственный человек заменить судью?

Эксперт
8 самых креативных глэмпингов в России 8 самых креативных глэмпингов в России

Где искать самые креативные и вдохновляющие варианты глэмпинга по всей стране

Psychologies
Антон Долотин Антон Долотин

Антон Долотин перечисляет плюсы и минусы развития дизайн-индустрии в стране

Собака.ru
Музыкальная пауза: история народного хита Музыкальная пауза: история народного хита

Вспоминаем историю главной песни Михаила Круга

Правила жизни
Нарушения нервно-психического развития повысили риск рака яичек Нарушения нервно-психического развития повысили риск рака яичек

В развитии рака яичек виноваты СДВГ и интеллектуальные нарушения

N+1
Китайское рекламное агентство решило заменить сотрудников искусственным интеллектом Китайское рекламное агентство решило заменить сотрудников искусственным интеллектом

Рекламное агентство сократило расходы на сотрудников, заменив их нейросетью

Forbes
Это все про ЗОЖ. 7 трендов, которые помогут тебе сохранить красоту и молодость Это все про ЗОЖ. 7 трендов, которые помогут тебе сохранить красоту и молодость

Индустрия красоты и здоровья развивается стремительно и порой непредсказуемо

Лиза
Надувной квадрокоптер ударился о стену и отскочил Надувной квадрокоптер ударился о стену и отскочил

Надувная рама убережет дрон от разрушений при столкновениях

N+1
Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах» Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Николай Цискаридзе дал интервью в год 285-летия старейшей балетной школы мира

Караван историй
Что будет, если перестать чистить зубы Что будет, если перестать чистить зубы

Как часто и правильно нужно чистить зубы?

ТехИнсайдер
Рыба гниет с головы: татарская притча о лжи и пороке Рыба гниет с головы: татарская притча о лжи и пороке

Одна из притч из книги Татьяны Муравьевой «Мифы Поволжья»

Psychologies
Открыть в приложении