Где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

РБКСобытия

Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки

Сказочные сюжеты в кино и сериалах никогда не устареют: возродятся и переродятся в образе эльфов Толкина, драконов Мартина или джедаев из «Звездных войн». Разбираемся, где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

Елена Фомина

756669466316696.jpeg
Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти» © amazon studios

Осенью полмира приклеилось к экранам, следя за фэнтези-шоу «Кольца власти» и «Дом дракона». А главной киносказке столетия, «Звездным воинам», в этом году стукнуло 45 лет, и новые шоу «Оби-Ван Кеноби» и «Андор», вышедшие на Disney+, стали своеобразным празднованием этого события. В основе этих проектов лежит сказка или миф, сочиненный выдающимися авторами: Джордж Лукас придумал Лею, Люка и Дарта Вейдера; Джордж Мартин добавил вымысел в реальные исторические события и получил Вестерос, драконов и Таргариенов; Джон Р.Р. Толкин и вовсе выдумал собственный эпос, захвативший умы не одного поколения и подаривший кинофраншизы, которые навсегда изменили подход к экранизации фэнтези, и самый дорогой сериал в истории телевидения.

Начнем с больных вопросов

Мы часто восклицаем: «Ах, снова тот же сюжет! Опять взялись за старое, не придумали ничего нового!». Странно, почему зритель смотрит то, что уже много раз видел? Ремейки, перезапуски и сиквелы — это кризис идей или лень сценаристов? Увы, нет. Кинематограф может страдать от экономической обстановки и стать жертвой тренда, но, уж точно не может жаловаться на кризис идей и жанровую бедность. Разнообразие способов подачи сюжета дает возможность переосмыслить знакомые истории и преподнести их в неожиданном свете.

Поэтому коллективное горевание при появлении новостей об очередном перезапуске истории из детства напрасно. Признаем, что в некоторых случаях негодование справедливо. Например, если сюжет уходит с большого экрана на телевизионный и теряет в оригинальности художественных решений за счет расширения общего хронометража. Однако кинематограф уже научился балансировать, отведя малому формату роль дополнительных материалов к общей истории (пример — сериалы Marvel для Disney+, выходящие между кинотеатральными блокбастерами).

Однако даже самый распоследний сиквел или никому не нужный приквел, как в случае с франшизами «Терминатор» или «Чужой», а также различные «сказки на новый лад» вроде бесконечных «Золушек» — это не признак кризиса идей, а эксплуатация знакомого сюжета и героев в интересах нового поколения зрителей, которым нужны зрелища в определенном прочтении.

Если же сюжет и герои живут в массовой культуре больше, чем 50-70 лет, их можно записывать в архетипы — обитатели культурного кода. С такими персонажами и обстоятельствами, в которых они обретают жизнь, кинематограф готов вести дела очень долго. Этому есть объяснение.

Причем здесь Люк и Лея?

Персонажи долгоиграющих киноисторий становятся эпическими, вечными в парадигме сторителлинга. Так случилось, например, с героями саги «Звездные войны» Лукаса. Люк и Лея, мастер Йода и Энакин Скайуокер превратились в былинных героев.

Создавая их, Лукас черпал вдохновение из масштабной исследовательской работы Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», которая открыла миру сенсационную концепцию мономифа.

756668740384271.jpg
Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод IV: новая надежда» © Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images

Мономиф — это идея о единой структуре сюжета всех мифов в мире, так называемого пути героя. Из мифа в миф он проходит одну и ту же стезю с одними и теми же испытаниями.

Кэмпбелл был первым, кто ввел в употребление этот термин. Он посвятил свою работу распространенному в фольклоре многих народов мифологическому сюжету — истории героя и его чудесного рождения, подвигов, встречи с красавицей, мудрого правления и таинственной гибели. Это Гильгамеш и Геракл, Ясон и Одиссей, Кухулин и Диармайд и так далее.

Нетленная популярность сюжетов о них обоснована тем, что они представляют собой символические выражения сотворения мира и становления личности — важнейших событий для коллективной и индивидуальной истории человечества.

Лукас никогда не скрывал своего увлечения «Тысячеликим героем» и даже признавал, что без идей Кэмпбелла (которого в шутку называл своим мастером Йодой) был обречен писать сценарий своей космической саги по сей день. Лукас был абсолютно увлечен идеей предоставить новому поколению ценности и смыслы, психологический фундамент, который хранился в работе Кэмпбелла.

Отец мономифа, к слову, оригинальную трилогию посмотрел и убедился лично, что его труд оказывает нужный эффект — вдохновляет «человека искусства».

Так мономиф Кэмпбелла стал скринрайтинговой технологией. Внимательный голливудский сценарист Кристофер Воглер («Путешествие писателя») обнаружил, что кэмпбелловской концепции придерживается огромное количество современных сценариев, и трансформировал ее в 12-ступенчатую модель повествования, которой по сей день пользуются многие сценаристы.

Но кинематограф не открыл мономиф, а унаследовал его, опираясь на «Тысячеликого героя». Первая наша встреча с условным Кухулином на его пути к подвигам и катарсису случается не в «Звездных войнах», а в знакомых с детства сказках.

Путь героя

Мы отражаем свой мир с помощью символических историй из жизни. База для этого закладывается еще в детстве, когда родители знакомят нас со сказочными героями. Красная шапочка, Колобок, Аленушка и братец Иванушка, Василиса Премудрая, Иван-дурак, Золушка, Баба Яга, Кощей и другие служат нам основой для формирования психики и познания мира и человеческих отношений. Как бы мы не пытались избежать этого, сказка остается с нами на всю жизнь.

Марина Руденская, психолог, практикующий гештальт-терапевт

«Сказка — это прямой путь в бессознательное. Родители начинают знакомить нас со сказкой еще в довербальный период, когда мы еще не понимаем многих слов. В этот период легче всего описать героя простым языком. Результат записывается на подкорку. Когда во взрослом возрасте мы неожиданно попадаем в сказочный мир через текст или фильм, срабатывает резкое погружение в прошлое, когда родители были источником историй.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

Все про ступичный подшипник: где находится, для чего нужен, симптомы

РБК
Квадры решают все Квадры решают все

Квадроцикл — это не только неприхотливый вездеход для вылазок на рыбалку

Men Today
Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

Главные фильмы и эксперименты в карьере Роберта Земекиса

СНОБ
Как расплачивались за товары и покупали валюту во времена Российской империи, рассказывает автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов Как расплачивались за товары и покупали валюту во времена Российской империи, рассказывает автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов

В дореволюционной России можно было обойтись и без наличных

СНОБ
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Гештальт должен быть закрыт: что это значит Гештальт должен быть закрыт: что это значит

Мало кто понимает, в чем суть метода гештальт-терапии. Сейчас объясним!

Psychologies
Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях

Редакторы Psychologies рассказывают о своих любимых экранных педагогах

Psychologies
Щелчок по носу: как мы растем через кризисы Щелчок по носу: как мы растем через кризисы

О точках роста в кризисных ситуациях рассказывает коуч Оксана Набок

Psychologies
«Я смотрю на это не как на бизнес, а как на инфраструктурный проект» «Я смотрю на это не как на бизнес, а как на инфраструктурный проект»

Основатель IT-компании iSpring: «хочешь сделать хорошо — сделай сам»

Эксперт
Как ухаживать за ногтями в домашних условиях: 10 правил Как ухаживать за ногтями в домашних условиях: 10 правил

Что делать, если слоятся и ломаются ногти?

РБК
У детских площадок дела идут в горку У детских площадок дела идут в горку

Детских площадок в России строят много, но нужно еще больше

Эксперт
Детская урбанистика: как бизнес может создавать комфортную городскую среду Детская урбанистика: как бизнес может создавать комфортную городскую среду

Дети становятся важным ориентиром для развития городских проектов будущего

Forbes
Нам – 20! Нам – 20!

Что изменилось в жизни людей за два последних десятилетия

Добрые советы
Мировой финал Мировой финал

Стадионы, на которых были забиты финальные мячи Чемпионата мира по футболу

Вокруг света
От южных гор до северных морей От южных гор до северных морей

Как климатические изменения затронут жителей различных регионов России

РБК
«Норд-Ост»: 20 лет спустя — как живут близкие жертв теракта «Норд-Ост»: 20 лет спустя — как живут близкие жертв теракта

Истории людей, которые лишились близких в ужасной трагедии на Дубровке

Psychologies
Крушение «Белого корабля» Крушение «Белого корабля»

Тайны династического кризиса в Англии

Вокруг света
5 органов, без которых может прожить человек 5 органов, без которых может прожить человек

Есть органы, без которых человек может жить вполне счастливо

ТехИнсайдер
Почему опасно быть милым: 6 причин Почему опасно быть милым: 6 причин

Что плохого в умении быть приятным, любезным, легким в общении?

Psychologies
Секреты профессии Секреты профессии

Один день из жизни телеведущей

Лиза
С помощью линейки: как Ивонн Брилл отправляла космические аппараты к Луне и Марсу С помощью линейки: как Ивонн Брилл отправляла космические аппараты к Луне и Марсу

Отрывок из книги Рэйчел Свейби «52 упрямые женщины»

Forbes
Ложь, на место Ложь, на место

Мы живем в мире, отравленном ложью

Men Today
«Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии» «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»

Режиссер Федор Малышев замешивает свой сет пушкинских трагедий

Forbes
Омега: как удержать баланс Омега: как удержать баланс

Почему дисбаланс полиненасыщенных кислот может привести к проблемам?

Здоровье
Несравненная Анджела Лэнсбери: почему звезде культового детектива трижды не дали Несравненная Анджела Лэнсбери: почему звезде культового детектива трижды не дали

Анджела Лэнсбери с юности входила в высший эшелон актерской гильдии

VOICE
Как определить размер кольца: 3 простых способа Как определить размер кольца: 3 простых способа

Когда и как лучше измерять размер кольца

ТехИнсайдер
Фаина Раневская: «...Я поняла, в чем мое несчастье. Я не актриса, а скорее поэт, доморощенный философ...» Фаина Раневская: «...Я поняла, в чем мое несчастье. Я не актриса, а скорее поэт, доморощенный философ...»

«Эта история началась, когда я получила доступ к архивам Фаины Раневской»

Коллекция. Караван историй
Почему самые лучшие идеи рождаются во время душа Почему самые лучшие идеи рождаются во время душа

Почему в душе ускоряется креативное мышление?

ТехИнсайдер
На игле На игле

Польза и вред витаминных капельниц

Лиза
Будьте здоровы! Будьте здоровы!

Настало время изменить свое здоровье к лучшему!

Men Today
Открыть в приложении